12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Морозова Надежда675
Работаю в коррекционной школе учителем трудового обучения, учу девочек навыкам шитья, во внеклассной работе, занимаюсь с детьми изготовлением панно в технике "Канзаши", шьем и вяжем разнообразные игрушки крючком. Дети участвуют в конкурсах
Россия, Хабаровский край, г. Бикин
5

Доклад «Роль творчества в педагогической деятельности на уроках трудового обучения»

«Роль творчества в педагогической деятельности на уроках трудового обучения.»

Из опыта работы Морозовой Надежды Валерьевны, учителя профессионально-трудового обучения

Профессия педагога – одна из важнейших в современном мире. От наших с вами усилий зависит будущее человеческой цивилизации. Сейчас много говорят о компетентности учителя, о его профессионализме, индивидуальном стиле работы, об имидже учителя, о том, что учитель должен быть оптимистом...

Творчество в работе педагога — это, можно сказать, особый вид деятельности, направленный на создание нового продукта. Это «изюминка», при помощи которой педагоги увлекают детей новыми знаниям. 

Отношение педагогов к собственному творчеству зависит от общей мотивации к педагогической деятельности. Оно выражено в желании создавать новое не только для себя, но и для детей, работая как индивидуально, так и в союзе с обучающимися. В педагогической практике я использую различные пути активизации творческой деятельности, основные среди них – разнообразные методы, средства обучения, которые в сочетании стимулируют активность и самостоятельность обучающихся. От того, как дети начнут овладевать трудовыми умениями и навыками, какие первоначальные эмоциональные впечатления получат от изготовленных изделий, как сформируется их отношение к продукту труда, к товарищам по совместной работе- зависит успешность их дальнейшего обучения.

Я серьезно осознаю необходимость самосовершенствования. А самым первым и самым трудным шагом на этом пути является самопознание, умение и желание взглянуть на себя со стороны. Согласитесь, у каждого из нас бывают моменты, когда хочется остановиться, оглянуться, проверить - насколько мы успешны, результативны в своей работе? Насколько качественно мы выполняем свои задачи?.. А еще хорошо бы самому себе ответить на такой вопрос: я работаю творчески или я только транслятор пусть даже самых передовых методик и технологий? Это внутренний мир учителя, состояние поиска, творчества, рождения идеи.

Нельзя не согласиться с мнением Л.С. Выготского, утверждающего, что «Человек, в сущности, воспитывает себя сам... С научной точки зрения невозможно, чтобы один человек воспитывал другого». Иными словами, педагог не может сделать воспитуемого ни хуже, ни лучше - он может лишь до некоторой степени создать условия, чтобы ребенок сам захотел стать таким, каким это видится педагогу.  

Но это не совсем простая задача – создать такие условия для развития творческих способностей, развивать у обучающихся стремление к творческому восприятию знаний, учить их самостоятельно мыслить, полнее реализовать их потребности, повышать мотивацию к творчеству, поощрять их индивидуальные склонности и дарования. Никто не сомневается, что будущее нашего общества зависит от сидящих за школьной партой ребят. Необходимо, чтобы обучающиеся научились не только отвечать на вопросы, которые ставит перед ними учитель, но и самостоятельно формулировать их для себя в процессе изучения материала.

Я подхожу творчески к разработке уроков и дидактического материала, который использую в своей деятельности, с учетом индивидуальных особенностей обучающихся. Ведь роль учителя – «стоять не над, а рядом», «я помогу», «я поддержу». Учитель стоит наравне, направляет, правильно организовывает.

В ходе практической работы применяю технологические карты двух видов: для сильных обучающихся - последовательность обработки и готовый образец, для слабых- поэтапная последовательность обработки.

Объясняя новую тему я использую раздаточный материал, который можно применить как к материаловедению, так и к технологии, при описании модели, силуэта, вида одежды, режима ВТО, определению свойства и волокнистого состава ткани.

В начале выполняя практической работы, по материаловедению, даю обучающимся задание, составить коллаж хлопчатобумажных и шерстяных тканей, где девочки самостоятельно подбирают материал по сочетанию цвета и оформляют на альбомном листе свою работу.

 

Закрепляя тему: «Ручные стежки», я показываю фото различных игольниц и придуманный мною образец, обучающимся предлагаю найти свою форму поделки, подобрать подходящую ткань и отделку. Данная работа позволяет девочкам самим находить пути выполнения задания, творчески мыслить.

Изготавливая мягкую игрушку по одной выкройке, ставлю обучающимся задачу, выбрать фото игрушки, ткань, раскроить и сшить ее, при оформлении работы, каждая поделка получается со своим индивидуальным характером.

После того, как девочки познакомились с фартуком, который им предстоит выполнить, предлагаю сшить его на куклу применяя свои идеи. Девочки подбирают фасон изделия, отделку, виды швов и работают с большим интересом, воплощая свою задумку в жизнь.

 В старших классах, на уроках материаловедения, даю девочкам задание, подобрать ткань к моделям одежды. Перед работой показываю им платья из журналов мод, выдаю лоскуты разные по волокнистому составу, они выбирают изделие, материал и оформляют свою творческую работу, обосновывая выбор ткани.

Приступая к обработки блуз, юбок, брюк, я ставлю обучающимся задачу, пользуясь журналами мод, выбрать модель изделия, внести свои изменения в данную модель и пошить ее для куклы из предложенных лоскутов ткани, в конечном результате составить комплект предметов одежды, подобранных по цвету, материалу и назначению. Таким образом обучающие развивают свой эстетический вкус, умение красиво одеваться, гармонично сочетая между собой изделия.

На каждом уроке создаю творческую атмосферу, предоставляя материал с помощью игр, групповых заданий или работы в паре.

Изучая тему: « Отрезное платье по линии талии», я предлагаю девочкам выполнить коллективный проект «Парад моделей», зарисовать эскизы платьев, придумать отделку и сшить изделия на кукол для выпускного бала. Чтобы им было от чего оттолкнуться, показываю фото из журналов мод, предоставляю лоскуты тканей из капрона, фаты, синтетического шелка.

Основная парадигма в моей работе: «Дать каждому ребёнку возможность проявить себя». «Ученик - это не кувшин, который мы должны заполнить, а искорка, которую мы должны зажечь». 

Систематически участвую в конкурсах интернет-сайтов: «Мульти урок», «Узнавай-ка», «Урок РФ», «ФГОС класс», « Просвещение», «Педагогические конкурсы», что активизирует мыслительную деятельность, развивает профессиональную компетентность.

 

Например: Организовала детям участие в краевом конкурсе «Сказка ложь - да в ней намек». В процессе работы над проектом «Репка», я их познакомила с историей одежды, которую носили в древней Руси: русскими сарафанами, мужской косовороткой, шароварами. В результате конкурсная работа заняла 1 место.

Так же регулярно участвую в районных конкурсах и выставках декоративно-прикладного творчества, которые способствуют моему творческому развитию и профессиональному росту.

Регулярно внедряю активные приемы обучения, инновационные технологии, направленные на развитие обучающихся.

Актуализацию, введение нового материала, закрепление изученной темы, домашнее задание, представляю в виде презентации на любом этапе урока . Такой способ подачи дает возможность мне проявить творчество, индивидуальность, избежать формального подхода к проведению уроков. 

То очевидное, что  обучающиеся не одинаковы – налагает на учителя требование – быть гибким, восприимчивым к детям, искать все новые и новые подходы. 

Посредствам использования в процессе обучения различного рода методик выявления талантливых детей, я выделяю творчески способных обучающихся, для которых осуществляю поддержку во внеурочное время. Поскольку именно внеклассные занятия имеют более широкое разнообразие тем, способствующих развитию творчества школьников.

Система моей работы со способными обучающимися заключается в следующем:

Создание условий для всестороннего развития (дидактические пособия, книги, журналы):

а) на уроках

б) во внеурочное время (индивидуальные занятия, выставки, конкурсы)

Обучающимся, имеющим творческие способности, формирую портфолио. Составляю карту творческого роста

Участвуя в различных конкурсах и выставках, ребята занимают призовые места.

Мной создана база данных по имеющимся методическим наработкам, презентациям уроков, иллюстративному и дидактическому материалу.  Материалы к урокам   систематизированы как в бумажном, так и в электронном варианте. Для каждой  темы урока заведена папка в которой собраны технологические карты, натуральные образцы поузловой обработки, раздаточный и контролирующий материал. В электронном виде папки содержат презентации по темам, фото и видео материалы. Такая систематизация позволяет быстро найти необходимую для работы информацию.

    Стремясь повысить свою компетентность, профессиональное совершенствование, изучаю большое количество теоретического материала о роли творчества в педагогической деятельности, стараюсь своевременно знакомиться с инновациями. Все это мотивирует усвоение новых знаний, актуализирует уже имеющиеся. Делает работу активной, деятельностной. Осознанно занимаюсь саморазвитием на протяжении всех лет педагогической практики, что позволяет мне оставаться профессионально востребованной и успешной. В ситуации, когда изменения носят постоянный характер, когда неуклонно возрастают требования к профессиональным качествам учителя, использование новых форм работы приобретает все большую актуальность.

В завершении своего выступления хотелось бы рассказать одну притчу:

Жил мудрец, который знал всё. Один человек хотел доказать, что мудрец знает не всё. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?» А сам думает: «Скажет: живая - я её умертвлю, скажет: мёртвая - выпущу. «Мудрец подумал и ответил: «Всё в твоих руках.»

Если образовательные стандарты мешают вашим ученикам расти и развиваться, вспомните, что ни один стандарт не имеет смысла без вашего педагогического творчества. Если вы открыты  новому, открыты сердцем, вы многое поймёте, вы поломаете в интересах своего обучающегося все стандарты и пойдёте дальше.

И в заключении:

« В нашей жизни все неповторимо, 
Так ведется издавна, в веках, 
Только лишь одно бесспорно, зримо: 
Кто учил – живет в учениках»!


 

Используемый материал

Интернет-ресурсы:

infourok.rutvorchestvo-v-deyatelnosti-pedagoga…"Творчество в деятельности педагога"

studopedia.org1-69209.html§5. « Роль педагогического творчества и новаторства...»

nsportal.ru…2016/11/06…znachenie-v-deyatelnosti: «Педагогическое творчество и его значение в деятельности педагога». 

studopedia.su14…pedagogicheskoy-deyatelnosti.html Глава7. Творчество в педагогической деятельности.

tvorilka.ucoz.rupubliznachenie_v_dejatelnosti…3 «Педагогическое творчество и его значение..».


 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.