Публикация «Семья как объект социально-педагогической деятельности»

0
0
Материал опубликован 19 September 2019

Семья как объект социально-педагогической деятельности

Семья – основанная на браке и (или) кровном родстве малая группа, члены которой объединены совместным проживанием и ведением домашнего хозяйства, эмоциональной связью, взаимными обязанностями по отношению друг к другу.

Семья - социальный институт, то есть устойчивая форма взаимоотношений между людьми, в рамках которого осуществляется основная часть повседневной жизни людей: сексуальные отношения, деторождение и первичная социализация детей, значительная часть бытового ухода, образовательного и медицинского обслуживания и т.д.

Брак – это:

1) гражданское состояние, добровольный союз мужчины и женщины, ведущий к образованию семьи;

2) социальный институт, санкционированная и регулируемая обществом форма взаимоотношений между мужчиной и женщиной.

Положение российской семьи характеризуется следующими тенденциями:

1. Отрицательная динамика в демографических показателях. Ярко выражен переход к однодетной семье и отказу от рождения детей вообще, сокращается число младенцев, родившихся по порядку вторыми, третьими и т.д. Из общего числа семей с детьми возросла доля семей с одним ребенком, и снизился удельный вес семей с двумя, тремя и более детьми.

2. Несмотря на наблюдающееся с 2002 года снижение количества расторжений браков, показатель разводов в России достаточно высок и составляет более половины от числа зарегистрированных браков.

3. Остается высокой внебрачная рождаемость: если в 1995 году доля внебрачных детей в общей численности родившихся составляла 29,1%, то в 2005 году этот показатель составил 42,3%.

4. Вследствие высокого уровня разводов и внебрачных рождений увеличилась доля неполных семей от общего числа семей. В подавляющем числе случаев - это семьи одиноких матерей.

5. Увеличивается число безнадзорных, состоящих на учете в органах социальной защиты населения; количество семей, находящихся в социально-опасном положении.

6. Наблюдается рост численности семей, имеющих доход ниже прожиточного минимума. 7. Остается высоким процент показателя первичной инвалидности детского и подросткового населения до 18 лет

8. Преступность: В 2005 году в России было зарегистрировано всего 31043 преступления, при этом каждое 9-е преступление совершил несовершеннолетний.

Проблемы современной семьи, вызывающие дисфункцию семейных отношений:

1. Экономические: прожиточный уровень ниже черты бедности из-за избыточной иждивенческой нагрузки на одного работающего члена семьи (многодетные семьи, семьи, в составе которых есть взрослые или дети-инвалиды); низкий уровень заработной платы или ее невыплата; безработица; семьи пенсионеров, последние даже при максимальном размере пенсии остаются за чертой бедности.

2. Асоциальные: алкоголизм семьи или одного из ее членов, наркомания, проституция.

3. Психологически-этические: жестокость, агрессивность, грубость, конфликность, ревность, супружеская неверность, эгоизм, жадность, неуравновешенность характеров.

4. Медицинские: хронические инфекционные (например туберкулез) и венерические заболевания, психические и сексуальные отклонения.

На семью и брак оказывает влияние множество причин и факторов: это и социальные, и личные, и политические. Религия, особенности воспитания, характеры, традиции, идеология, личные цели каждого из партнеров — могут послужить причиной для развода. Что может стать веским доводом и причиной для расторжения брака – нельзя ответить однозначно. В каждой семье возникают свои трудности, и их последствия всегда бывают разные.

Основные причины разводов:

- Бесплодие пары. Много современных семей называют причиной развода невозможность завести детей. Часто вместо обращения к специалистам супруги обращаются с заявлением о разводе в суд.

- Эмоциональная незрелость одного из партнеров. По большей части встречается среди молодых пар, и причина этому – банальная неготовность к браку. Чаще всего проявляется она у мужчин, а поэтому так много измен приходится на мужскую долю населения.

- В современное время отмечается снижение воспитательной роли семьи. У родителей остается все меньше времени для воспитания детей в связи с необходимостью дополнительного заработка. Социальная неустроенность родителей приводит к психологическому напряжению, что в свою очередь порождает семейные конфликты, обострение детско-родительских отношений. Ограниченность или отсутствие необходимых материальных средств не позволяет удовлетворять многие насущные потребности семьи, отрицательно сказывается на физическом и психическом здоровье взрослых и детей, а порой толкает семьи на аморальные и асоциальные действия и поступки.

Семьи, с которыми работает социальный педагог:

1. Семья, находящаяся в трудной жизненной ситуации - семья, оказавшаяся в ситуации, объективно нарушающей жизнедеятельность членов семьи, которую семья не может преодолеть самостоятельно (конфликты в семье, жестокое обращение с несовершеннолетними, асоциальное поведение родителей или детей, алкогольная зависимость членов семьи и др.);

2. Семья, находящаяся в социально опасном положении - семья, имеющая детей, находящихся в социально опасном положении, а также семья, где родители или законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними.

3. Несовершеннолетний, находящийся в социально опасном положении - лицо, которое вследствие безнадзорности или беспризорности находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, либо совершает правонарушение или антиобщественные действия.

Критерии социально-опасного положения:

- неисполнение родителями своих обязанностей по жизнеобеспечению детей (отсутствие у детей необходимой одежды, регулярного питания, несоблюдение санитарно-гигиенических условий);

- отсутствие условий для воспитания детей (отсутствие работы у родителей, жилья и т.д.);

- отсутствие личного примера в воспитании детей со стороны родителей (пьянство, употребление наркотических средств, аморальный образ жизни);

- вовлечение детей в противоправные действия (попрошайничество, воровство, проституция и т.д.);

- жестокое обращение с детьми со стороны родителей (нанесение физического, психического и морального ущерба ребенку);

- бесконтрольность воспитания и обучения детей (отсутствие связей со школой, невнимание родителей к успеваемости и свободному времяпрепровождению ребенка);

- наличие в семье детей, совершивших преступление или правонарушение или состоящих на учете в органах милиции и наркологических учреждениях.

Семейное неблагополучие, вызванное безответственным родительством, является основным источником социально-психологической депривации детей. Оно явно отражается в воспитании ребенка, передаче основных ценностей и необходимого социального опыта для построения его будущей жизни. Основы характера личности, исходные жизненные установки, ценности закладываются в семье. В связи с этим весь дальнейший процесс воспитания уже имеет определенные основы нравственных устоев, заложенных в характере человека семьей. Поэтому нарушения основных семейных функций в отношении детей - одна из причин возрастающего уровня девиаций в детско-подростковой среде.


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.