12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Калёнова Светлана Васильевна941
Окончила Балашовский педагогический институт в 1994 году по специальности учитель русского языка и литературы
Россия, Саратовская обл., Пугачёв

Творчество в публицистических жанрах как способ социализации учеников

Мой опыт работы в журналистике, перенесённый в плоскость педагогики, показывает, что подростки зачастую хотят не просто высказаться, а быть услышанными и понятными окружающим. Это желание равносильно и тому, как дети хотят чувствовать себя в обществе интересными для сверстников и взрослых. Для многих из них эта задача не из лёгких по разным причинам. Заметить и помочь – это удел педагога, причём инструментарием может служить вовсе не урок... Хотя и на уроках мы ставим перед собой задачу научить детей писать сочинения в разных жанрах.

Школьная газета в силу занятости её взрослого руководителя, как правило завуча или педагога-организатора, часто служит дополнительным грузом в педагогической деятельности и заполняется ежемесячно материалом по накопительному принципу, проще сказать, чем придётся. Но направления газеты, того печатного органа, который по своей сути и призван быть показателем отношения детей к обществу и наоборот, можно и нужно планировать с учётом пожеланий детей. Как я определяла тех, на ком будет держаться интерес к школьной газете?

...В сентябре их было всего двое. На мой вопрос: «Хочешь писать заметки в газету?» они ответили положительно. Правда, в глазах – и удивление, и неуверенность одновременно. «Почему именно я и смогу ли?» - эти вопросы недолго мучили девочек. Уже со второй, третьей статьи, опубликованных в районной газете «Сельская ярмарка», они поняли, что быть юнкором – это их дело, точнее сказать, потребность. Поделиться своим мнением, высказать свою позицию, рассказать об интересном событии, человеке, встрече, случае теперь на повестке их каждого дня.

Через два месяца их стало уже восемь, кто готов на журналистское задание ответить одним кивком головы и огоньком в глазах. В этом неподдельный интерес к новым встречам, ещё нетронутым темам. Конечно, начинали с заметок о школьной жизни – так проще получить информацию, когда ты, что называется «в теме», а мысли подсказывают одноклассники, друзья. Только успевай записывать.

Но постепенно пространство юнкоров расширялось. Мы вместе составляли календарь дат и событий, о которых им хотелось бы рассказать, обсуждали как каждый это будет делать. За полгода в кругу их собеседников оказались не только родственники и их друзья, но и абсолютно незнакомые люди разных профессий – медики и участковые, работники культуры и водители, дошколята и их родители, дружные семьи и их дети, армейцы и многие другие.

Юные авторы статей научились сами определять тему своего материала, правильно формулировать вопросы, а главное перед чистым листом бумаги чётко понимали, для чего они пишут ту или иную заметку. Просто предоставить читателю информацию им уже мало, потому многие материалы получаются глубокими и аналитическими.

У каждой из них сложился свой стиль, своя изюминка, свои любимые темы, и … победы. Алина Седякина, Сауле Искалиева, Суркова Светлана, Оксана Харунжева отмечены дипломами в нескольких областных конкурсах. Успешным стало для них, а также для Анны Крыловой, Марии Ждановой, Полины Гуркиной участие во Всероссийском конкурсе «Проба пера». Девочки удостоены дипломов. Дипломом также отмечена коллективная работа 10 класса, где роль основательного юнкора играет Анастасия Солопова.

У многих из них тройки по сочинениям превратились в твёрдые пятёрки, и к экзаменам они подошли вполне уверенными в себе людьми. Эту уверенность, как отметили сами девочки, им дала возможность реализоваться в социуме с помощью журналистики.

Воодушевлённая откликами старшеклассниц и верой в то, что их опыт будет полезен и для других подростков, хочу поделиться некоторыми методическими рекомендациями как творчество в публицистических жанрах превратить в успешный опыт социализации.

Записная книжка

С чего мы вместе начинали? С записной книжки. У одних она – это страница в памяти мобильного телефона, у других – яркий карманный блокнотик со стикерами и стразами, сразу привлекающий внимание окружающих. Главное, чтобы она была, и это все быстро поняли практически сразу.

Первые задания в записной книжке.

Прислушайтесь к речи окружающих, запишите меткие слова, выражения, обороты речи, раскрывающие характер человека.

Запишите чей-нибудь устный рассказ с соблюдением особенностей речи рассказчика.

Соберите и зафиксируйте в записных книжках материал на тему «Дела и дни нашей школы».

Посмотрите одну из телепередач или послушайте подобную радиопередачу. Подготовьте перед передачей листочки, разделите каждый пополам. Сделайте во время передачи записи на одной половине листка, а затем (после передачи) дополните их. Выступите с сообщением на основе сделанных вами записей на одну из тем: «Интересная передача», «Что нового я узнал...» и т.д.

Характерная общая особенность этих заданий – проявление интереса подростков к речи других, желание высказать своё мнение по этому поводу, обменяться впечатлениями со своими юными коллегами по перу. А этот процесс неминуемо рождает новый материал, уже свой, авторский...

Любимые жанры, интересные люди

Помню тот день, когда я попросила юнкоров пройти по школе и внимательно прочитать школьную газету, материалы для детей на стендах. Пришли очень скоро, с потухшим взглядом, односложными ответами на предложенное задание. Все их можно было подытожить одним словом – не интересно. Предстояло срочно возрождать интерес. В этом случае не могу не согласиться с Т.А. Ладыженской, цитату которой привожу ниже: «Там, где выпуск газеты не «нагрузка», а любимое и интересное занятие, - там каждый номер вызывает интерес, там у газетного стенда на переменах толпа весело смеющихся ребят, там газету читают и обсуждают. Интересная газета – это газета, в которой материалы преподносятся читателю в разнообразной форме, в различных газетных жанрах».

Никто из нас в тот день и подумать не мог, что уже через месяц, что любимыми жанрами юнкоров и читателей станет репортаж и интервью. Дети сами хотели быть в центре событий, рассказывать о них от первого лица и выражать своё собственное отношение к ним, тем самым привлекать внимание к своей личности. Так незаметно, как само собой разумеющееся явление, происходила социализация.

Как учились писать репортажи? Сначала сравнивали уже написанные в публицистике материалы, определяли достоинства и недостатки, пробовали исправить, написать лучше эти же тексты, представляя себя непосредственным героем указанного события. Формулировки заданий были примерно такими.

Сравните приведённую ниже заметку и отрывок из репортажа о ледовом походе атомного ледокола. Чем они отличаются? По каким деталям в тексте репортажа мы можем сделать вывод о прямом участии автора в экспедиции?

Материал, приведённый ниже, имеет подзаголовок «Репортаж». Насколько этот текст соответствует требованиям, предъявляемым к репортажу? Укажите основные недостатки материала. Удалось ли автору рассказать о главном, чему и был посвящён праздник, - о трудовых успехах сельских тружеников? В каких предложениях неоправданно используются некоторые слова и выражения, характерные для газетных публикаций?

Прочтите отрывок из статьи спортивного журналиста Н.Озерова. Какие советы даёт он начинающим комментаторам (спортивным репортёрам)?

Спортивный репортаж... Приятели часто подшучивают надо мной: что же тут сложного! Рассказывать о том, что происходит на стадионе, действительно не так уж сложно. Но нужно уметь отобрать самое главное из того, что происходит на твоих глазах. 
Каждое спортивное соревнование- это проверка мужества спортсмена, его воли, стремления к победе. 
Я сам прошел большой и совсем не легкий путь в спорт. Знаю, сколько пота надо пролить на тренировках, сколько поволноваться, прежде чем чего-нибудь добьешься. 
Спортивный комментатор должен прежде всего знать и любить спорт, особенно тот вид, о котором он рассказывает. 
Перед матчами, о которых мне предстояло рассказывать на радио, я старался бывать на тренировках команд. Встречался с известными тренерами. Это мне очень помогло. 
Советую и вам, юные комментаторы, заранее узнавать обо всех предстоящих соревнованиях, бывать на тренировках, прислушиваться к тому, что говорят тренеры. 
Вы должны увидеть не только успехи, но и неудачи. Ничего нет страшного в критике. Только она должна быть доброжелательной, а не походить на разное и брюзжание. 
Когда я веду репортаж, я вижу перед собой тысячи зрителей, но я думаю не о них. Я знаю, что сотни тысяч любителей спорта, сидящих у радиоприемников, внимательно слушают комментатора. И я стараюсь, очень стараюсь помочь им “увидеть” все, что происходит на футбольном поле. 
Вот и вы должны так писать свои репортажи, чтобы каждый читатель увидел ваши соревнования. 
Успехов вам, юные комментаторы! 

А.В. Луначарский говорил, что «спорт формирует культуру оптимизма, культуру бодрости». И долг спортивных журналистов (и пишущих, и работающих на телевидении и радио) формировать эту культуру, не уходить от острых проблем в нашем многогранном кипучем спортивном движении. (Ю. Ваньят).

Полюбились юнкорам и фоторепортажи. С них, если верить опросу, и начинается чтение школьной газеты, оценивается степень увлекательности номера. Под снимками, если это не фоторепортаж, научились быстро писать клише, просто, без подробностей, отвечая на вопросы – что? Где? Когда? Итог? На все остальные отвечало фото.

Жанр интервью изначально казался детям очень сложным, объёмным, глубоким. Но чем чаще они обращались к нему, тем больше было желание заняться научно-исследовательской работой, в которой можно было представить не только эпизод из жизни человека, а целую судьбу и множество интересных фактов, определить среди них закономерность. Так, например, родилась работа-призёр областной конференции Анастасии Солоповой « Жанр интервью в формировании понятия успешности человека. Имя Алексея Беляева в спортивной истории села».

Ребята быстро поняли: роль корреспондента не сводится к записыванию ответов собеседника. Успех интервью зависит и от подготовки корреспондента к беседе, и от умения расположить собеседника к разговору, и, что очень важно, от умения руководить беседой. Эта функция жанра открывает возможность и желание ребёнка быть лидером, повести за собой, и если в будничной жизни они не заметны, то успешное интервью укрепляют в нём веру в себя, веру окружающих в него, в то, что ему можно и нужно поручать ответственные дела, связанные с общением.

Примерные задания для обучения творчеству в жанре интервью:

Посмотрите подшивки газет или журналов. Найдите 2-3 интервью с интересными людьми, обратив внимание на содержание и формулировки вопросов корреспондентов. Какие из них показались вам наиболее удачными? Почему? Какие вопросы задали бы вы? Какие ответы, по-вашему мнению, были особенно интересными? Почему?

Попросите руководителя одного из кружков в нашей школе дать вам интервью. Определите цель беседы, подготовьте вопросы, подумайте, где лучше провести интервью, в какое время, какие сведения сообщить о своём собеседнике. Напишите интервью.

Возьмите интервью у знакомых людей, жизнь и деятельность которых представляются вам интересными. Включите в ваше интервью подходящие, на ваш взгляд, пословицы, поговорки, высказывания известных людей.

Сочинение-рассуждение проблемного характера

Старшеклассники уже знакомы с различными видами сочинений-рассуждений, писали их на уроках. Тем не менее определение проблемы, поставленной в конкретном тексте, зачастую представляет сложности. Ученики не всегда могут привести убедительные аргументы при написании сочинений в рамках ГИА, поэтому работе над этим уделяем много внимания.

В чём особенность таких рассуждений? Греческое слово проблема обозначает «сложная, серьёзная задача, важный вопрос, требующий разрешения». Отсюда понятно, что в рассуждении проблемного характера ставится какая-то проблема, и цель автора заключается в её разрешении или предложении вариантов разрешения, поиске ответа, который и станет основным тезисом рассуждения.

В ходе обучения таким сочинениям следует научить детей умело пользоваться такими словами и опорными выражениями, доказывать свою точку зрения – я думаю, я считаю, по-моему, во-первых, во-вторых, в-третьих.

Поскольку многие проблемы не предполагают однозначных ответов и решений, рассуждения на проблемные темы имеют дискуссионный характер. Для формирования навыков ведения дискуссии использую такие задания:

Существуют две точки зрения на телевидение:

А) Оно превращает людей из активных участников событий в пассивных наблюдателей, развивает лень, апатию; отнимает у человека то время, которое он раньше тратил на общение с друзьями, знакомыми.

Б) Оно даёт многое человеку и обществу.

Какой точки зрения придерживаетесь вы? Составьте об этом рассуждение, мотивируя высказанное мнение. Аналогичное задание можно дать о двух точках зрения на использование Интернета.

Не следует сбрасывать со счетов и общение школьников в соцсетях. Проанализировав их язык и наиболее часто затрагиваемые темы, можно составить ряд заданий проблемного характера на их основе.

Важный момент

В каком бы жанре публицистики ребёнок не писал, есть важный момент, общий для всех при работе над материалами. Это необходимость совершенствования написанного. Всегда верю в успех ребят и для этого настраиваю их на большую работу с текстом. Те наблюдения, которые вы описываете в своих материалах, и мои задания, конечно, не совершат чуда. Вы не будете сразу же писать идеальных сочинений, но обретёте необходимые практические умения, которые помогут вам укрепиться в мысли о необходимости работать над сочинением так, как советовал К. Паустовский: «Я думаю, что надо работать над рассказом в две страницы во всю силу, «до потолка», и вложить в этот рассказ всё самое лучшее, что в вас заключено. И никогда себя не беречь».

Следуя такому наставлению, рекомендую памятку по работе над совершенствованием творческого материала.

Читая рукопись в первый раз, основное внимание обратите на соденржание написанного. Определите:

А) соответствует ли сочинение теме;

Б)высказана ли основная мысль;

В) соответствует ли сочинение составленному плану;

Г) соразмерны ли его части;

Д) не нарушена ли связь между частями сочинения;

Е) удачно ли подобраны цитаты.

Заметив погрешности в содержании и композиции сочинения, сделайте на полях соответствующие заметки.

При повторном чтении главное внимание уделите языку написанного, обозначая или исправляя речевые недочёты, грамматические, орфографические и пунктуационные ошибки.

3. В третий раз прочитайте материал вслух. Чтение вслух помогает обнаружить незамеченные прежде недостатки: повторения, неблагозвучия и т.д.

Отредактируйте материал, выправив все недочёты. Отложите его на некоторое время, затем снова прочитайте написанное снова и снова исправьте.

Перепишите сочинение в соответствии с требованиями к оформлению.

Путь к успеху у школьниц только начинается, и неважно какое значение сыграет в их судьбе журналистика в дальнейшем. Уже сегодня они для себя поняли: это ремесло помогает им стать более коммуникабельным и уверенным в себе человеком.

Использованные источники:

 Т.А. Ладыженская, Т.С. Зепалова «Развивайте дар слова» (Факультативный курс «Теория и практика сочинений разных жанров (8-9 классы).

Опубликовано в группе «"Как живу, так и пишу: свободно и свободно!"»


Комментарии (2)

Легоцкая Вера Сергеевна, 30.05.18 в 08:23 0Ответить Пожаловаться
Светлана Васильевна, очень интересная, глубокая работа, спасибо Вам!
Калёнова Светлана Васильевна, 30.05.18 в 12:19 0Ответить Пожаловаться
Вера Сергеевна, большое спасибо за высокую оценку.Являясь членом Союза журналистов России с 2000 года, не могу оставаться равнодушной к вопросам журналистики, и точно знаю, что она помогает ребятам, особенно тем, кому не хватает внимания. Ещё раз спасибо за понимание.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.