Методические рекомендации на тему «Применение бумагопластики в дошкольном творчестве»
Малыгина Надежда Александровна,
Воспитатель, высшая квалификационная категория
Муниципальное Автономное Дошкольное Образовательное Учреждение
«Детский сад № 104 общеразвивающего вида»
г. Сыктывкар, Республики Коми
Применение бумагопластики в дошкольном творчестве
(методические рекомендации)
Представленные в методической разработке материалы можно применять на занятиях по изобразительной деятельности (аппликация) и при организации самостоятельной творческой деятельности. В методических рекомендациях раскрыта технология работы с мятой бумагой - бумагопластика.
В данной методической разработке содержится пояснительная записка, которая раскрывает приёмы работы с мятой бумагой в технике «Бумагопластика» с детьми младшего, среднего и старшего дошкольного возраста (3 – 7 лет).
Представлено планирование – примерная тематика занятий по возрастам (Приложение № 1):
Младший дошкольный возраст (3 – 4 года)
Средний дошкольный возраст (4 – 5 лет)
Старший дошкольный возраст (5 – 7 лет)
В методических рекомендациях содержится конспект открытого мероприятия для детей средней группы (Приложение № 2) и подробный мастер – класс для воспитателей по изготовлению костюма для театральной деятельности (Приложение № 3). В разработке содержится технологическая карта по изготовлению творческой композиции (Приложение № 4), которую можно взять за основу для создания нового занятия с интеграцией различных видов деятельности. Фотоработы (Приложение № 5), представленные в приложении помогут воспитателю сориентироваться в выборе тем и разнообразить продуктивную деятельность дошкольников.
Пояснительная записка
«Истоки способностей детей на кончиках пальцев… Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок» (А.В.Сухомлинский). «Развитие функций обеих рук, и связанное с этим, формирование речевых «центров» обеих полушарий дает человеку преимущества и в интеллектуальном развитии, поскольку речь теснейшим образом связана с мышлением» (И.П.Павлов). Слова педагога А.В.Сухомлинского и высказывание физиолога И.П.Павлова – почти сто лет назад, актуальны и сегодня.
Не случайно, важной задачей дошкольного образования в условиях ФГОС, является развитие творческих способностей детей в различных видах деятельности, в том числе и продуктивных. Художественная деятельность, как неотъемлемая часть детского творчества в развитии детей, дает широкий простор в самореализации, способствует развитию мышления, воображения, фантазии через ручной художественный труд с огромным разнообразием материалов и средств выразительности.
Одним из самых простых и доступных материалов в детском творчестве является бумага. Все виды действий с бумагой: сгибание, сминание, скатывание, скручивание, для придания объёмной или полуобъёмной формы в различных видах изобразительной творческой деятельности (аппликации, конструировании, «лепке»), заключаются в слове бумагопластика.
Слово «пластика», в переводе с греческого, – лепить. Лепить значит придавать форму. Спрашивается, зачем «лепить» их бумаги, если для этого существуют другие пластические материалы? Бумагопластика не заменяет, а дополняет, расширяет горизонты возможной детской деятельности. При сминании бумаги в комок и разминании бумаги, особенно плотной, происходит массаж кончиков пальцев. Действия одновременно, параллельно обеими руками, активизируют и синхронизируют работу обеих полушарий мозга, что используют в своей практике педагоги дополнительного образования, при обучении детей скорочтению и ментальной арифметике. Действия руками, пальцами у ребёнка развивает мелкую моторику, согласованность действия руки и глаза. Таким образом, мы, одновременно, развиваем мелкую моторику рук и способствуем развитию психических процессов, речи и интеллекта.
Преимущества техники:
Доступность материалов.
Возможность использования с раннего возраста.
Возможность использования, как самостоятельного вида творчества, так и в сочетании с другими изобразительными техниками.
Аппликации (коллажи), выполненные в технике «мятая бумага», выглядят объёмными, создаётся видимость пространства, перспективы.
В макетах «мятая бумага» позволяет передавать рельеф местности. Макеты смотрятся более живо и выразительно.
Техника «мятая бумага» хорошо сочетается с другими изобразительными средствами. Можно дорисовывать детали, украшать пайетками, стразами, природным материалом.
Позволяет получать радость от результатов творчества, возможности делать и дарить подарки.
Объёмные фигурки-поделки можно использовать в дальнейшем в играх.
Даёт возможность изготовления элементов костюмов для театрализованной деятельности на скорую руку из подручных материалов (рога, головные уборы).
Как материал, позволяет реализовать исследовательскую деятельность через опыты и эксперименты.
Цели и задачи педагога:
Вызвать у детей интерес к работе в данной технике. Помочь реализовать индивидуальные и коллективные возможности детей с учётом возрастных особенностей.
Познакомить с различными видами бумаги и их свойствами.
Познакомить и научить приёмам и способам «лепки» объёмных фигур из бумаги.
Научить способам создания полуобъёмных композиций (приклеивания к фону на плоскую основу), при оформлении коллажей.
Научить способам применения бумаги для имитации рельефа местности в макетах.
Поощрять и поддерживать интерес детей к технике в совместной и самостоятельной деятельности, творчество и фантазию.
Побуждать к поисковой и экспериментальной деятельности в работе с данным материалом.
Технология развития детского творчества
Данная технология в работе с детьми применяется мной в разных возрастных группах в разных формах организации детской деятельности на протяжении многих лет. Это и обучающие занятия, и коллективное творчество педагога с детьми в совместной деятельности, и самостоятельное детское творчество. Этот вид деятельности можно применять, как самостоятельный вид творчества, так и в сочетании с другими техниками и материалами. В своей практике я предпочитаю смешанные техники, так как работы выглядят более выразительно. Структура организации деятельностью зависит от цели и задач педагога. Обучающие занятия применяются при овладении детьми приёмами изготовления (лепки) элементов:
Показ с объяснением приема.
Самостоятельная работа детей.
Прямая или косвенная индивидуальная помощь по необходимости.
Результаты схожие образцу.
Анализ. Итоги.
Творческие тематические занятия на закрепление изученного приёма:
Вспомнить с детьми изученный прием.
Самостоятельный выбор бумаги по цвету, согласно задуманному, создание своей композиции по заданной теме, используя приёмы по аналогии.
Помощь при необходимости в индивидуальном порядке.
Результаты разные, тема одна.
Анализ. Итоги.
Творческие. По замыслу детей:
Задумка. Идея.
Выбор бумаги из предложенных вариантов. Самостоятельная деятельность над созданием задуманного с использованием знакомых приёмов.
Помощь при необходимости.
Результаты разные, Темы разные.
Анализ. Итоги.
Формы организации деятельности зависят от цели и задач педагога или исходят от идеи, предложенной детьми.
Занятие. (Обучение приёмам изготовления элементов, открытки, подарки родителям, индивидуальные поделки, игрушки).
Индивидуальное самостоятельное творчество. (По желанию ребёнка).
Коллективное творчество в совместной деятельности: коллажи, макеты (индивидуальные работы, собранные в общий коллаж (макет); распределение работы для создания общей композиции).
При использовании техники бумагопластики в работе с дошкольниками необходимо исследовать виды и свойства бумаги (таблица 1), выяснить, какую бумагу нужно использовать, чтобы выполнить ту или иную композицию из бумаги.
Таблица 1
Виды и свойства бумаги
Вид бумаги |
Свойства |
Применение |
Цветная односторонняя |
Тонкая, рыхлая, легко рвётся |
Для объемных поделок |
Цветная двухсторонняя |
Тонкая, лёгкая на разрыв |
Шарики, комочки для объёмной лепки, рельеф местности |
Картон (цветной)
|
Плотный, сохраняет форму после высыхания клея |
Служит ярким фоном для композиций |
Креповая (гофрированная) разной толщины и плотности |
Пластичная, легко сминается, растягивается, сохраняет форму, хорошо перекручивается |
Жгутики, бантики, детали с элементами перекручивания, сборки, изготовление цветов |
Бумага для ксерокса (белая и цветная) |
Плотная, прочная на излом, хорошо сохраняет сгибы |
Фон для композиций, оригами, крупные детали, четкие очертания рельефа |
Картон (гофрированный) односторонний |
Фактурность поверхности, декоративность |
Фон, в коллажах детали с характерной фактурой (крыши, бревенчатые стены и т. п.), круглые башни, вазы… |
Бумажные цветные салфетки (столовые) |
Пластичная, мягкая, легко сминаются в маленькие шарики, жгутики |
Создание полуобъёмных аппликаций на фон |
Текстурная бумага (обойная) |
Плотная, прочная, плохо сохраняет сгибы, имеет характерный рисунок |
В качестве фона, передача рельефа в макетах |
Газетная |
Тонкая, пластичная. В мятом виде сохраняет форму |
Для упражнений, как наполнитель |
Журнальная |
Плотная, гладкая, прочная на разрыв, на излом |
Для упражнений, передача рельефа, объёмной лепки |
Прозрачная, упаковочная |
Не держит форму в смятом виде |
В качестве стекла для ваз, окон, имитация льда. |
Конфетные обертки (фантики) |
Яркие, легко сминаются, не сохраняют форму, при перекрутке иногда требуется перевязать ниткой |
Бабочки, объёмные цветы. |
Для того чтобы разнообразить творческую продуктивную деятельность дошкольников в таблице 2 представлены приёмы изготовления элементов из бумаги.
Таблица 2
Приёмы изготовления элементов
№ |
Приёмы |
Фото |
1. |
Шарик, комок. Маленький шарик |
|
2. |
Шарик, гладкий с одной стороны Приложение №2 |
|
3. |
Жгут, веревочка. Короткий тоненький жгутик. |
|
4. |
Веер. Складывание. |
|
5 |
Сборка с конца (юбка) |
|
6 |
Сборка посередине с перекрутом. Бант. |
|
7. |
Лепестки. Складывание бумаги вчетверо, со сборкой концов. |
|
8. |
Ленточный способ. Перекрут. Спираль. |
|
9 |
Конус. Колокол. |
Несколько рекомендаций по способам приклеивания мятой бумаги к основе. В технике «бумагопластика» клей ПВА наносится кисточкой в виде капельки или пятна и на него приклеиваются подготовленные элементы.
При оформлении объёмного рельефа поверхности в коллаже клеем намазывается основа (фон) и к нему приклеивается смятая бумага (Приложение №4,5)
При изготовлении макета для придания выразительности объёма рельефа (горы, холмы, овраги). Под мятую основу рельефа кладём скомканную газетную бумагу для придания особой прочности и выпуклости (Приложение №5)
Технология изготовления работ из мятой бумаги позволяет показать детям ещё один путь самореализации в творческой деятельности. У детей формируется активная личностная позиция в окружающем мире.
Заключение
В заключение хочу отметить, что техника изготовления поделок и композиций из мятой бумаги – бумагопластика позволяет не просто сформировать у дошкольников представления об окружающем мире, но и значительно повысить интерес детей к творческой деятельности. Данная технология позволяет развить познавательные способности, пространственное мышление, воображение. А так же развивает ручную умелость, а следовательно, речь и тем самым позволяет повысить коммуникативную активность.
Кроме того, освоение этой технологии даёт возможность использовать полученный опыт в практической деятельности. Дети учатся понимать средства выразительности: форма, цвет, композиция, создавая собственные поделки, коллажи и макеты.
При изготовлении поделок и композиций в технике бумагопластика дети испытывают радость творчества от возможности делать и дарить подарки. Эстетическое удовольствие возникает у детей при украшении группы собственными творческими работами. Дети получают огромное удовольствие от возможности использования поделок из бумаги в играх.
Надеюсь, что данная методическая разработка станет полезным дополнением к занятиям при организации продуктивной деятельности для воспитателей и педагогов дополнительного образования. А может быть станет хорошим помощником для родителей дошкольников при организации самостоятельной творческой деятельности и досуга детей.
Литература
Рябко Н.Б. «Занятия по изобразительной деятельности дошкольника – бумажная пластика» (учебно – практическое пособие) – «Педагогическое общество России», М., 2007.
Приложение № 1
Планирование – примерная тематика занятий
Младшая группа (3 – 4 года): В младшей группе осваиваем приёмы: скатывание шариков (комочков) между ладонями, к концу года - скатывание бумаги между пальчиками.
«Шарики»
«Снежки»
«Неваляшка»
«Бусы», «гусеницы»
«Снеговик»
«Цветочек для мамочки» (мимоза)
Средняя группа (4 – 5 лет): Закрепляем приёмы скатывания шариков, составление композиции в виде цветочков, животных. Осваиваем приём скатывания жгутов и жгутиков. Впервые применяем для передачи рельефа поверхности – способ мятая бумага.
«Цыплята на лужайке»
«Осеннее дерево»
«Зайчик» (мишка)
Композиция «В лесу родилась ёлочка» (сугробы, снегопад)
Композиция «Пингвины на льдине» (коллаж: льдины – мятая бумага, пигвины – оригами)
«Красивый букет для любимой мамочки» (из шариков)
Композиция «Жаркая Африка» (коллаж: пейзаж из мятой бумаги, животные – пластилинография)
«Гнездо с пасхальными яйцами»
Старший дошкольный возраст (5 – 7 лет): Закрепление приёмов, освоенных в предыдущих группах. Новые приёмы: веер, юбочка, бант, перекрут (ленточный способ), колокол, лепесток из бумаги сложенной вчетверо. Используем передачу рельефа в макетах. Применение полученных знаний в своей творческой деятельности.
«Натюрморт» (фрукты)
Композиция «Цветы» (из лепестков)
«Ёлочные игрушки»
«Гроздь рябины»
«Снегири»
Макет «Зима»
«Корзина. Первоцветы» (поделка)
«Чудеса из фантиков» (птицы, люди, цветы)
Композиция «Театр», «На балу у Золушки»
Композиция «Морское путешествие»
Свободное творчество детей (по замыслу)
Приложение № 2
Конспект открытого мероприятия с детьми средней группы 4 – 5 лет
Тема: Подарок «Гнездо с пасхальными яйцами».
Цель: Сделать с детьми поделку-подарок к «Пасхе» в бумагопластике (технике мятая бумага).
Задачи:
Познакомить детей с приёмом «лепки» из бумаги (бумажных салфеток) округлых форм, путём сминания бумаги в одностороннем направлении, для получения гладкой поверхности с одной стороны.
Показать приём перекручивания бумаги в жгут.
Научить оформлять композицию, аккуратно приклеивать элементы поделки.
Воспитывать любовь к близким, вызывать желание делать и дарить подарки..
Материал: Цветные бумажные салфетки, шаблоны из плотной бумаги овальной (круглой) формы, клеевые карандаши.
Предварительная работа: Рассматривание поделки взрослого в пасхальном уголке группы. Вызвать у детей интерес сделать подобные поделки в качестве подарка к празднику Пасхи родителям.
Ход занятия:
1часть. (За демонстрационным столом, стоя)
1. Эксперимент: Предложить детям скомкать из салфетки шарик - «яйцо». У детей яйца получатся «лохматые», у меня гладкое. Вопрос детям - Почему?
Проблема: Как сделать яйца гладкими? Ответы-предположения детей. Обсуждение предложений детей. Проверка.
Раскрыть детям секрет сминания бумаги в одностороннем направлении. Одна сторона яйца становится мятая, а другая – скомканная.
2. Показ с объяснением приемов работы и оформления гнезда:
Гнездо.
Развернуть салфетку зелёного цвета, смять края к серединке и скатать между ладонями колбаску «жгут».
Намазать края овала клеем
Работаем двумя руками – правая рука работница, левая помощница. Приложить один конец жгута на край овала и прижать пальцем левой руки. Приклеивать жгут по краю овала (дна гнезда), перекручивая «колбаску», для получения «жгута» в одном направлении правой рукой, прижимая и придерживая жгут левой рукой.
Пасхальные яйца в гнезде.
Повторный показ сминания салфетки в гладкое яйцо. Развернуть цветную салфетку на столе, сминать ее концы и края к середине, оставляя лежащую на столе сторону гладкой.
Намазать клеем место в гнезде, и приклеить яйцо мятой стороной вниз. Гладкая сторона будет сверху.
1часть. Самостоятельная работа детей. (За рабочими столами.)
Индивидуальная помощь, в виде повторного показа и объяснения, словесного стимулирования в процессе работы по необходимости.
4. Итог. Анализ. Рефлексия.
Вопросы к обсуждению результатов работы:
Нравится ли вам ваша поделка? Может ли она стать подарком?
Чем можно украсить поделку?- (Курочкой, цыпленком, птичкой).
.Какой была сегодня работа?- (Трудной, лёгкой, интересной)
Кто всё понял так, что сможет показать и помочь мне научить сделать подарок с детьми, которых с нами не было на занятии?
Обсуждение провести, когда большая часть детей завершит работу над поделкой, оставив конец открытым, для завершения поделок остальными детьми и уборки рабочих мест.
Приложение № 3
Мастер – класс по изготовлению костюма
«Рога оленя на «скорую руку»
(Техника «мятая бумага»)
Цель: Изготовление костюма «рога оленя» (головной убор) в технике «мятая бумага» к театрализованному представлению «Сказка про лень» - С. Я. Маршак.
Целевая аудитория: Мастер-класс предназначен для воспитателей, педагогов дополнительного образования.
Мой мастер – класс будет о том, как же сделать оригинальный костюм к представлению быстро и потратив при этом минимум средств? Будем использовать материал, который есть всегда под рукой. Нам понадобятся следующие материалы:
Газеты
Декстрированная бумага (либо монтажный скотч)
Упаковочный (технический) скотч
Ножницы
Баночка с водой
Губка
Нитки и иголка
Кусочек ткани и меха (шапочка)
Пуговички (для глаз оленя)
Последовательность выполнения:
Для начала нужно оторвать от декстрированной бумаги полоски (40 – 50 см.). Увлажнить их губкой, смоченной в воде (малярный скот увлажнять не нужно).
Далее формируем отростки рога, сминая газету и фиксируя полосками декстрированной бумаги (либо малярным скотчем).
Добавим второй лист газеты, если не хватило сформировать олений рог.
Продолжаем формировать ветви рога, фиксируя полосками декстрированной бумаги.
Аналогично формируем второй рог.
Готовые рога оставить сушить (15 минут). Если рога фиксировались малярным скотчем, то сушить рога не нужно.
Финальная обработка. Обматываем рога упаковочным скотчем коричневого цвета. При этом продолжаем формировать рога (делаем тоньше, изгибаем в нужные стороны ветви рогов). Скотч при этом нарезаем полосками (20 – 30 см.).
Готовые рога пришиваем иголкой с нитками к заранее сшитой шапочке. Глаза оленю сделать из пуговиц. При желании можно декорировать шапочку кусочками меха. Шапочку можно заменить и ободком (прикрепить рога скотчем, декорировать мехом). Рога оленя на «скорую руку» готовы!
Рога, сделанные таким способом, имеют ряд преимуществ от сшитых, или сделанных из других материалов:
Быстро изготавливаются
Делаются из подручного материала
Лёгкие
Хорошо держат форму
Не требуют каркаса
При финальной обмотке можно корректировать форму, направление, толщину рогов. Добавлять и убирать лишнее. Корректировать симметричность.
Удобно для тех, кто не владеет навыками шитья
В такой технике можно сделать любые рога (рога козы, рога барана, рога лося, рога коровы).
Приложение № 4
Технологическая карта «Пингвины на льдине» - пингвин
(оригами - часть 1)
Технологическая карта «Пингвины на льдине» - льдина
(оригами - часть 2)
Приложение № 5
Фотографии работ выполненных в технике «Бумагопластика» (мятая бумага)