Технологическая карта урока «Правописание безударных окончаний имён существительных в творительном падеже» (Русский язык, 4 класс)
Пояснительная записка к презентации
Технологическая карта урока открытия новых знаний (примерная)
Дата урока__________
ФИО учителя : Кривченкова Марина Александровна , класс 4 , УМК «Школа России»,учебник В.П. Канакиной,В.Г. Горецкого Русский язык 4 класс
Тема урока «Правописание безударных окончаний имён существительных в творительном падеже».
Цель урока (указывается основная цель урока по данной теме в соответствии с программой): через формирование УУД познакомить с правилами написания безударных окончаний имён существительных в творительном падеже 1,2,3 склонений; способствовать формированию умения правильно употреблять в речи и писать имена существительные Т. п.
Планируемые результаты.
Предметные .
Знания : правила написания безударных окончаний имён существительных в Т.п.
Умения : применять изученное правило при написании имён существительных, используя составленный алгоритм, применять полученные знания для решения нестандартных задач.
Метапредметные.
Познавательные УУД: осознанно и произвольно строить речевое высказывание, осуществлять рефлексию способов и условий действий, строить логическую цепь рассуждений, использовать общие приёмы решения учебных задач, самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, выделять необходимую информацию: анализировать языковой материал , выделяя существенные признаки, сравнивать, делать выводы, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности, учить устанавливать причинно-следственные связи.
Регулятивные УУД: проверять правильность выполнения заданий изученными способами, контролировать свою деятельность, составлять план и определять последовательность действий при решении учебной задачи, формулировать учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что еще неизвестно; прогнозировать результаты и уровень усвоения знаний, контролировать собственную деятельность и деятельность партнеров по образовательному процессу в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от него и внесения необходимых дополнений и корректив, проявлять способность к саморегуляции.
Коммуникативные УУД: планировать сотрудничество с учителем и сверстниками, задавать вопросы, используя изученные на уроке понятия, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, управлять поведением партнера, не создавая конфликтов в спорных ситуациях.
Личностные УУД: будут созданы условия для формирования у ученика потребности приобретать мотивацию учебной деятельности, установку работы на результат, умение анализировать свои действия и управлять ими, принимать и осваивать социальную роль обучающегося,; проявлять самостоятельность, личную ответственность.
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
|||||||||||||||||||||||
Мотивационный 1.1. Создание мотивационной основы учебной деятельности (актуализация знаний, постановка проблемного вопроса, создание ситуации затруднения, постановка учебной задачи, решение ситуативной задачи, выявление индивидуальных затруднений, выявление отсутствующих знаний и др.)
10 мин. |
Эмоциональный настрой на работу. Давайте, друзья, улыбнемся друг другу, Улыбки подарим гостям! К уроку готовы? Тогда, за работу! Удачи желаю всем вам! Актуализация знаний. Обобщение знаний о творительном падеже имён существительных. Предлагает учащимся выполнить задания в группах. 1 группа. -Прочитайте предложения. Найдите слова, связанные по смыслу с выделенными словами, задайте к ним вопросы. Запишите вопросы. Определите падеж выделенных существительных. Мороз покрыл землю пушистым одеялом. Медведица любуется своим забавным медвежонком. В селе за рекою потух огонёк. Дети отправились за клюквой. 2 группа. Прочитайте предложения. Определите падеж выделенных существительных, подчеркните предлоги, употреблённые с этими существительными.. В селе за рекою потух огонёк. Красна речь с пословицей. Набита пухом, лежит под ухом. Снежная туча плывёт над лесом. Дорога к школе шла между лесом и полем. 3 группа. Прочитайте предложения. Определите склонение и падеж выделенных существительных. Выделите окончания. Румяной зарёю покрылся восток. Апрель с водою, май с травою. Над рекой кружились ласточки. Дети заслушались песней жаворонка. Царь с царицею простился. 4 группа. Прочитайте предложения. Определите склонение и падеж выделенных существительных. Выделите окончания. Мир освещается солнцем, а человек - знанием. Летом за пахарем ходит, а под зиму с криком уходит. 5 группа. Прочитайте предложения. Определите склонение и падеж выделенных существительных. Выделите окончания. Приди, весна, с радостью, с великою милостью. Пчела за данью полевой летит из кельи восковой. 6 группа Выполните синтаксический разбор предложения. Над морем кружились резвые чайки. Определите падеж существительного, которое в предложении является второстепенным членом. Обобщение знаний детей. Составление таблицы. Каждой группе задаёт вопрос, ответ на который помогает составить один из разделов таблицы.
Ставит перед детьми практическую задачу. Учащиеся 4 класса работают над проектом «Школа юного кулинара». Для защиты проекта они решили организовать в школе ярмарку сладостей. Эта идея понравилась большинству одноклассников: каждый хотел похвастаться своими кулинарными способностями. Они собрали много информации о правилах проведения ярмарок, приготовили различные блюда, красочно оформили торговые прилавки и изготовили ценники для своих кулинарных шедевров. Школьный повар положительно отозвался о подготовке детей к ярмарке, однако, порекомендовал доработать оформление ценников. Вот как выглядели таблички, которые ребята разложили около блюд, приготовленных для ярмарки. Печенье с повидл…м, пирожки с капуст…, пирожное с глазур.., селёдка под шуб…, блины с творог… м, вареники с вишн…, торт с ваниль…. -Как вы думаете, какие советы он мог дать школьникам? -Почему ребята не дописали окончания слов? Можем ли мы помочь им в решении этой проблемы? Учитель задаёт детям ряд вопросов. Какие способы определения окончаний имён существительных мы использовали на прошлых уроках? ( Проверка с помощью слова с ударным окончанием в том же склонении, определение окончания имени существительного в зависимости от склонения и падежа .) В каком падеже употреблены существительные с пропущенными окончаниями? -Какой из этих способов мы можем сейчас применить, чтобы помочь ребятам? (Проверка через слово- помощник.). Попробуем воспользоваться этим способом. Выявление места и причины затруднения. -Каких знаний нам не хватает, чтобы выполнить проверку другим способом?
|
Проверяют рабочие места, настраиваются на работу.
Работают в группах, выполняя задания на карточках.
Отвечают на вопросы учителя, участвуют в беседе.
Принимают практическую задачу. Высказывают предположения, аргументируют их.
Коллективно вспоминают приём определения склонений имён существительных путём подбора существительного того же склонения с ударным окончанием. Действуют в соответствии с алгоритмом, контролируют свою деятельность и деятельность одноклассников. |
|||||||||||||||||||||||
|
Предлагает учащимся сформулировать цель учебной деятельности. Цель УД: помочь детям научиться правильно писать окончания имён существительных в Т.П.. Учебная задача: составить алгоритм действий по выявлению правильного способа написания имён существительных в Т.п.
- Как мы будем действовать для достижения цели?
|
Осознают затруднение, выявляют его суть. Формулируют цель предстоящей работы.
Конкретизируют цель в виде учебной задачи. |
|||||||||||||||||||||||
2. Поисковый Планирование предстоящей учебной деятельности (поиск способа выхода из затруднения, коллективное составление плана решения учебной задачи, совместное планирование деятельности в группах и др., фиксация плана в устной или письменной форме) 2 мин. |
Предлагает учащимся составить план решения учебной задачи.
|
Определяют, что понадобится для решения поставленной задачи, составляют план. 1. Составить и проверить алгоритм действий при написании слов с безударным окончанием в Т.п. 2. Научиться пользоваться этим алгоритмом. 3.Рассказать об алгоритме четвероклассникам, организующим ярмарку. |
|||||||||||||||||||||||
3. Практический Реализация намеченного плана: -открытие нового знания, освоение учащимися новой информации, конструирование нового способа действия, решение практической задачи, самостоятельная работа с самопроверкой и/или взаимопроверкой по эталону; - включение нового способа действий в систему сложившихся знаний умений, применение знаний, умений для решения учебно-практических, учебно-познавательных задач, выполнение творческих заданий; - внесение необходимых корректив, создание алгоритма действий, проверка возможности его использования. 30 мин. |
Открытие нового знания. Предлагает детям составить алгоритм правописания безударных падежных окончаний имён существительных в Т.п. Алгоритм правописания окончаний имён существительных в Т.п. (Алгоритм не загрузился,поэтому вставила его в презентацию.)
Проверка «работы» алгоритма Предлагает детям попробовать решить практическую задачу, поставленную в начале урока, используя составленный алгоритм.(1словосочетание) ФИЗКУЛЬТМИНУТКА Освоение учащимися новой информации. Предлагает детям выполнение оставшейся части задания. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Предлагает учащимся выполнить упр. 153 на с.65 в рабочей тетради. По окончанию работы организует самопроверку с использованием мульти-медиапроектора. Включение в систему знаний и повторение. Предлагает учащимся задание по выбору: тот, кто хорошо усвоил алгоритм, - творческое задание ( устно ), кто не уверен в своих силах – упр.151 на с. 64 рабочей тетради. Творческое задание. В языке «Крокс», как и в русском языке, у имён существительных выделяют 3 типа склонения. В этом языке такая же система падежных окончаний, как и в русском языке.
Из рассказа на языке «Крокс» исчезли все окончания имён существительных. Постарайся вставить их. Щгара трымчет с кряч… и скичь… . Вищь зукает над магр…, и жадр… . Предлагает учащимся, выполняющим работу в тетради на печатной основе, провести проверку выполненной работы. |
Под руководством учителя составляют алгоритм. Пользуясь алгоритмом, вставляют пропущенные окончания в слова. Самостоятельно читают задание, определяют учебную задачу Дети выполняют задание в парах, затем сверяют свою работу с эталоном, оценивают себя. Действуют в соответствии с алгоритмом, контролируют свою деятельность и деятельность соседа по парте.
Принимают практическую задачу. Переводят её в учебную. рассуждают, используя знания, полученные на уроке, строят высказывания.
Читают составленную пословицу, объясняют выбор окончаний. |
|||||||||||||||||||||||
4. Рефлексивный Осознание учащимися результатов своей учебной деятельности, способов достижения результатов, оценка результатов с точки зрения достижения цели, осознание необходимости коррекции своей деятельности и перспектив дальнейшего обучения, эмоциональная рефлексия. |
4.1. Рефлексия результатов деятельности - Вспомните, какую задачу мы поставили в начале урока? Сумели ли мы выполнить эту задачу?
|
Сравнивают полученный результат и цель урока, делают вывод. - Сегодня я узнал … . - Сегодня я научился … . - Мне было легко… . - Мне было сложно … , |
|||||||||||||||||||||||
3 мин. |
4.2. Рефлексия способов деятельности -Все ли пункты намеченного плана мы выполнили? -Смогли ли мы разрешить затруднение? - Что мы делали для этого?
|
Осуществляют осмысление проделанной работы, сравнивают намеченный план с этапами проделанной работы, называют способы реализации поставленных задач. Определяют, какие умения пригодились для решения поставленной задачи. |
|||||||||||||||||||||||
Предлагает оценить свою работу с помощью сигнальных кружков. Домашнее задание (по выбору).
Уч. с. 118 упр. 221 Уч.с.118 упр. 220 |
Определяют целевые основы деятельности и свои побуждения, эмоции, испытанные в ходе работы.
|