Урок по литературе «Творцы красоты» (3 класс)

1
0
Материал опубликован 2 January 2016

Тема: “Творцы красоты”.

Цель:

  1. Формировать у учащихся понятие красоты как эстетической категории и её проявлений в природе, в произведениях искусства.
  2. Формировать знания и умения детей о положительном влиянии красоты на ум, сердце, душу человека.
  3. Вызывать потребность дарить красоту всем окружающим.
  4. Продолжать воспитывать такие нравственные качества, как любовь, доброта, отзывчивость.
  5. Пробуждать эстетические чувства и интерес к художественной, музыкальной деятельности.
  6. Способствовать развитию творческих способностей каждого ребёнка.

 

Оборудование:

  1. Плакат “В человеке должно быть всё прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли”. А. П. Чехов.
  2. Грамзапись М. И. Глинки “Вальс – фантазия” (фрагмент).
  3. Портреты М. И. Глинки, А. С. Пушкина.
  4. Альбомы с репродукциями картин Васнецова, Репина.

 Картины: А. Шилов “Людмила Семеняка”, А. Шилов “Машенька Шилова”.

 

Ход  урока

  1. Ребята, вы как всегда прекрасны. У вас хорошее настроение, открытый взгляд. С вами всегда приятно общаться…
  2. Читаю стихотворение Б. Заходера “Что красивей всего?”

Ребёнок спросил ни с того, ни с сего:

-А ну-ка скажи, что красивей всего?

Да, вот так вопрос:

“Что красивей всего?”

Ответить

Я сам не сумел на него.

И вот я решил

Послушать ответы

Других обитателей

Нашей планеты.

 

Деревья и Травы

Сказали в ответ:

-Да что же прекрасней,

Чем солнечный свет?!

-Да что же прекрасней

Ночной темноты?! –

Откликнулись Совы,

Сычи и Кроты…

 

- Леса!… -

Отвечали мне

Волк и Лиса,

Орёл свысока процедил:

- Небеса!

 

- По-моему, море! -

Ответил Дельфин.

- Мой хвост, без сомненья! -

Крикнул Павлин.

 

Спрошу Мотылька –

Отвечает Цветок!

Спрошу у Цветка –

Говорит Мотылёк!

 

Кто славит поля,

Кто – полярные льды.

Кто – горы, кто – степь,

Кто – мерцанье звезды…

 

А мне показалось,

Что все они правы.

Все: Звери и Птицы,

Деревья и травы…

 

И я не ответил,

Увы,

Ничего

На трудный вопрос: “Что красивей всего?”

- Почему ответы на вопрос “Кто красивей всего?” были такие разные?

- А почему автор не сумел ответить на этот вопрос?

- А как вы думаете, что красивей всего?

  Давайте вместе ответим на этот вопрос.                                                                                                            

(Ответы детей)

 

Б. Заходер – русский поэт, писал стихи, сказки, пьесы для детей, переводил детские произведения зарубежных писателей. Говорил, что все дети мыслят по – взрослому.

 

3.- А вам приходилось встречаться с красотой? Как вы это определили? (Радость, приятные чувства…)

4.- Ваше мнение: “ красивый человек.”

- А каждый ли человек красив?

  Поисковая деятельность:

Предлагаю записать слово человек и самостоятельно ассоциации к выражению “красивый человек”.

1)      Совместное обсуждение. Запись.

 

 

человек

Лицо                одежда               

Добрый                стремиться к лучшему

Вежливый                          добрые дела

Хорошие поступки                        улыбка, глаза

                     Мудрые мысли

 

2)      Игра “Назови друга”. Дети встают в круг.

  “Комплимент” – сказать своему товарищу красивые слова. (Добрый, внимательный, заботливый, красивые глаза).

 

Вывод на плакате: “В человеке должно быть всё прекрасно:

                                 И лицо, и одежда, и душа, и мысли”.

                                                 А. П. Чехов.

 

5.Музыка Михаила Ивановича Глинки “Вальс – фантазия”. (Фрагмент).

 

Высказывания детей.

- Красивое произведение?

- Ваше настроение после прослушивания музыки? Какие чувства вы  испытывали?

- Что вам хотелось бы сказать об этой музыке? (Танцевальная, вальс, прозрачность, воздушность, задорная, темп быстрый, сменяется медленным, грустная, контрастная).

 

  Михаил Иванович Глинка (1804 – 1857) родоначальник русской классической музыки, современник Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Белинского. Выдающийся русский искусствовед      В. В. Стасов в 1901 году писал: “Во многих отношениях Глинка имеет в русской музыке такое же значение как Пушкин в русской поэзии. Оба талантливы”.

  Это был человек необыкновенной душевной щедрости, умеющий видеть и слышать красоту.

  А как вы думаете, в какие времена появилась на Земле Красота? (Давным -  давно).

 

6. Театрализация сказки “Красота Ненаглядная”.

  Высказывания детей. (Сказка. Есть начало – зачин. Игрок. Добро побеждает зло).

 

“Автор:

  В далёкие - далёкие времена поселилась на земле Красота Ненаглядная. И была она такая красивая, что люди не могли на неё налюбоваться.

Красота:

  - Где пойду – там всё оживает, расцветает, радостью наполняется.

  Пройду по полю – красивый ковёр из цветов вырастает. Взгляну на небо – радуга своим многоцветьем заиграет. А людям – звоночки – колокольчики дарю.

Автор:

  Появится Красота Ненаглядная среди людей – добрее, внимательнее они становятся.

  Но жила на Земле Тьма Тьмущая. Невзлюбила она Красоту Ненаглядную, задумала её со свету сжить.

  Налетела она на Землю, ослепила людей, заморозила.

Тьма:

  Заморожу в душах людей колокольчики – звоночки. Перестанут они видеть и слышать красоту.

Автор:

  И перестали люди радоваться солнцу, радуге, цветам, перестали улыбаться друг другу. И забыли они свою Красоту Ненаглядную. Недобрыми люди стали, неприветливыми. Везде вроде и есть Красота на Земле, а люди её не видят, не замечают.

  Ничего не могла Красота поделать с Тьмой Тьмущей. И пошла она по белу свету искать себе помощников. Долго ли шла, коротко. И попались ей навстречу 3 путешественника.

Поэт:

- Почему печальна ты, Красавица?

Красота:

- Помогите мне открыть глаза людям на Красоту, разбудить в их душах звоночки – колокольчики.

Музыкант:

- Я научу их слышать и понимать музыку.

Художник:

- А я видеть и изображать красоту.

Поэт:

- А я – умению сочинять прекрасные стихи.

Автор:

- И отправились они будить в людях прекрасные чувства, будить в их душах звоночки – колокольчики.

  А там, где удастся им разбудить звоночки – колокольчики, становятся они как прежде добрыми, ласковыми, красивыми и сами умеют дарить всем красоту.

  Прислушайтесь, может быть и в вашем сердце живут звоночки – колокольчики?”

 

- Какие помощники помогли Красоте Ненаглядной разбудить звоночки – колокольчики в душах и сердцах людей? (Художник, поэт, музыкант).

 

  1. Ребята, когда я общаюсь с вами, вашими учителями, родителями, много о вас узнаю.

  Недавно познакомилась с паспортом вашего класса и была приятно удивлена, сколько учеников вашего класса посещают художественную школу, школу искусств, различные кружки. Будущие великие музыканты, художники, писатели.

  Вы наверное, много умеете? И умеете дарить красоту другим. Давайте попробуем.

 

  1. Творческие группы по выбору:

-рисуют

-сочиняют стихи.

 

  1. Итог. Поделитесь, порадуйте всех своим талантом. Выставка рисунков, чтение стихов.

     10. Конверт с письмом. Подарок.

“Вы представляете собой нечто новое в этом мире. Никогда, с самого начала времени, не было другого человека, такого в точности, как вы; и на протяжении всех будущих веков никогда не будет полного вашего подобия… Радуйтесь этому. Используйте наилучшим образом то, что дала вам природа…”

                                                                                            Д. Карнем.

Комментарии

Нет технического оснащения. Не указан УМК.

11 February 2016