12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Лысова Александра367
олодой инициативный педагог с хорошими организаторскими способностями. Всегда заинтересована в развитии и обучении, что стараюсь привить как своим ученикам, так и их родителям, а также педагогам, с которыми общаюсь!
Россия, Алтайский край, Барнаул

Конспект урока №3

Класс: 6

Тема: «Стойкость главного героя в рассказе «Уроки французского»

Цели урока: создать условия для знакомства учеников с некоторыми чертами личности писателя, определения мотивов поведения героев рассказа, нравственные ценности, по которым живут герои рассказа.

Оборудование: учебник «Литература. 6 класс. 2 часть» Коровина В.Я. и др., компьютер, проектор, экран.

 

Смысловые блоки учебно-речевой ситуации; цель

Содержание речевой деятельности коммуникантов (фрагментарно)

Комментарий речевого поведения учителя

Объяснение темы урока

Цель: пробудить ассоциации, вызвать интерес к теме урока.

Подчеркивая важность детских впечатлений, В.Г.Распутин как-то заметил: «Я уверен, что писателем человека делает детство, способность в раннем возрасте увидеть и почувствовать то, что дает ему затем право взяться за перо». Продолжая эту мысль, он уточнил, что «чуть ли не упрямством всю жизнь» держался тех душевных открытий, которые им были сделаны до четырнадцати-пятнадцати лет.

Сегодня на уроке мы попытаемся раскрыть духовные ценности, нравственные законы, по которым живут герои В.Распутина в рассказе «Уроки французского».

Что для этого нам необходимо сделать?

(Постараться выявить авторскую позицию, позицию главного героя, продолжим учиться анализировать художественное произведение и работать над культурой речи).

Уточнить у учеников, как связано высказывание В.Г. Распутина с сюжетом рассказа «Уроки французского».

Вопросы на выявление вторичного восприятия

Цель: обеспечить самостоятельность наблюдения за образами героев произведения

Мы продолжаем работать с текстом рассказа:

— Почему герой начал играть в «чику»?

- Сразу ли он начал играть, как только узнал об этой игре?

— Кто из ребят был заводилой в игре?

— Найдите портрет Вадика, сравните его с портретом главного героя.

Вадик: рослый, крепкий, с рыжей челкой, старше – ходил в 7 класс. А герой рассказа – пятиклассник, худой, маленький, было малокровие.
  — Какой прием использовал автор?

— Для чего играет в «чику» Вадик?

Основная цель игры – не деньги как таковые, а желание быть сильнее, победить, чувствовать свою власть над остальными.

- Как относится к игре главные герой?

Осторожно, он старается не потерять ни одной копейки в игре, потому что очень трудно достать матери эти деньги, они действительно нужны ему, играет расчетливо, всегда остается в выигрыше, играет без азарта, сила воли, он мог остановиться в нужный момент. Нужен был только рубль.

- «Хлюзда на правду наведет». Такое выражение встречается в мыслях героя. Что означает слово «Хлюзда»?

ХЛЮЗДИТЬ —сиб. кривить душой, жилить, присваивать себе чужое. Диалектное слово. (зачитывает ученик из словаря)

— Почему, по вашему мнению, Вадик и Птаха избили героя?

- Что можно сказать о характере героя после прочтения этих эпизодов?

Справедливый, настойчивый, есть сила воли, развито чувство долга, целеустремленный.

Просмотр фрагмента кинофильма «Уроки французского» (беседа Лидии Михайловны и главного героя).

- Опишите внешность учительницы по увиденному фрагменту.

- Обратите внимание (показать кадр), как подчёркивает белый воротничок строгость в образе Лидии Михайловны, как ровно она сидит, как спокойно и с достоинством говорит. Её образ немного возвышен автором.

Лидия Михайловна пытается шуткой выяснить причины случившегося, понимает, что мальчик ее обманывает и решает после уроков выяснить причины случившегося.

- А как выглядит мальчик?

- Опишите внешность учительницы в произведении?

Портрет учительницы дан через восприятие главного героя: с.103. «Она сидела передо мной аккуратная вся, умная и красивая, красивая и в одежде, и в своей женской молодой поре, которую я смутно чувствовал, до меня доходил запах духов от неё, который я принимал за самое дыхание…» «Лидии Михайловне тогда было, наверное, лет 25 или около того; я хорошо помню её правильное и потому не слишком живое лицо с прищуренными, чтобы скрыть в них косинку, глазами…»

Ключевыми будут слова и словосочетания: «косящие внимательные глаза», «красивая», «внимательно осматривала класс», которые говорят о неравнодушном отношении учительницы к своему делу. Держалась Лидия Михайловна спокойно, уверенно, говорила она немного, правильно, задавала вопросы, так как всегда пыталась разобраться в ситуации. Учительница показана необычной, умной.

Почему Лидия Михайловна начинает заниматься с мальчиком? Только ли из-за его неудач во французском языке?

 Как пытается Лидия Михайловна помочь главному герою?

(Вначале герой настороженно относился к учительнице, так как не предполагал, что между учителем и учеником могут быть доверительные отношения. Затем он понял, что Лидия Михайловна хочет ему помочь. Учительница выделяла героя среди других учеников за его способности, за склонность и интерес к учёбе, она видела самодостаточность мальчика и чувство собственного достоинства, которое рано в нём развилось. «Сколько у нас в школе сытых лоботрясов, которые ни в чём ничего не соображают…, а ты способный мальчишка, школу тебе бросать нельзя». Она искала разные способы, как выручить мальчика, не уязвив его чувство собственного достоинства).

По ходу работы призывать отвечать с опорой на текст рассказа. Подтверждать свои умозаключения словами из произведения.

Подведение итогов урока

Цель: подвести учеников к самостоятельно сделанному выводу

Как вы думаете, какие уроки получил герой? Только ли уроки французского?

- Как вы думаете, каким должен быть человек, чтобы вовремя прийти на помощь; сказать то, что нужно; сделать то, что необходимо в данный момент?

ЧЕЛОВЕК ДОЛЖЕН:

-быть внимательным; уметь понять и выслушать другого; не обманывать окружающих; морально поддерживать других; интересоваться делами другого человека; не оставлять человека в беде; уметь прощать; уметь сочувствовать.

 

 Как вы понимаете слова автора: «Почему мы так же, как и перед родителями, всякий раз чувствуем свою вину перед учителями? И не за то вовсе, что было в школе, — нет. А за то, что сталось с нами после»?

Рассказ «Уроки французского» - произведение автобиографическое.

Что такое автобиография? (ответы учащихся)

Автобиография - последовательное изложение самим говорящим или пишущим основных этапов его жизни.

Чем автобиография отличается от автобиографического рассказа? Автобиография – отражение этапов жизни, автобиографичное произведение — содержащий элементы автобиографии, но являющийся художественным произведением.

При помощи системы вопросов создать условия для понимания того, что герой рассказа получил не только уроки французского, а уроки доброты, которые он пронес через всю свою жизнь.

Домашнее задание

Цель: довести до сведения учеников домашнее задание, провести разъяснение

Прочитать эпизод «Игра в пристенок с Лидией Михайловной». Обратить внимание на портрет учительницы и портрет директора.

 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.