"У меня это хорошо получается"
Здравствуйте уважаемые коллеги, члены жюри и гости.
Меня зовут Татьяна Сергеевна. С 2022 года я преподаю в старших классах МБОУ СОШ с. Горячие Ключи имени Героя Советского Союза Вилкова Н.А.
У меня небольшой опыт работы учителем, всего два с хвостиком года, но я не жалею, что пришла в эту профессию. Быть учителем для меня пока не очень легко, но безумно интересно.
Сегодня я представлю вашему вниманию маленькую крупицу своего опыта, то что у меня хорошо получается, и расскажу, как я к этому пришла.
Итак, у меня хорошо получается – делать загадочные мешочки. Это прием называется «заморочки из бочки» и как вы поняли, бочки у меня нет.
Суть приема заключается в том, чтобы на уроке преподнести ученикам некую «заморочку» - задачу или проблему основанную на реальных жизненных ситуациях и примерах, которая на первый взгляд кажется необычной или труднопонимаемой.
«Заморочки» побуждают учеников задавать вопросы, выдвигать гипотезы и самостоятельно искать ответы, что является важной составляющей процесса обучения. Основное преимущество метода «заморочка из бочки» состоит в его универсальности и адаптивности. Он может быть интегрирован в разные этапы урока: от введения в тему и актуализации до закрепления изученного материала. Учащиеся получают возможность взглянуть на математические факты и формулы с новой точки зрения, обнаружить для себя необычные способы применения теоретических знаний, что способствует более глубокому пониманию предмета и развитию творческого мышления. Для учителя данный метод открывает новые горизонты в планировании и проведении уроков.
Работая над «заморочками», учащиеся учатся выражать свои мысли и идеи, обосновывать свои решения и аргументировано обсуждать их в коллективе. Это способствует созданию более динамичного и вовлекающего учебного процесса, где каждый ученик чувствует себя важной частью команды. Также прием «заморочки из бочки» позволяет учителю более эффективно отслеживать прогресс учащихся и выявлять пробелы в их знаниях. Сталкиваясь с неожиданными задачами, ученики демонстрируют свои истинные способности и уровень понимания изучаемого материала. Это дает учителю возможность корректировать программу в соответствии с дефицитами класса, уделяя больше внимания трудным для понимания темам и укрепляя уже освоенные знания. Наконец, использование данного приема способствует повышению мотивации и интереса к предмету.
Вызвать на диалог. Тема урока "Разложение сложных фигур на простые элементы для определения площади", предложите загадки…….
Рассмотрим несколько конкретных примеров использования этого приёма для выявления темы и задач урока.
Первый пример касается изучения геометрии: на уроке может быть использована загадка, связанная с определением площадей нестандартных форм. Учитель предлагает ученикам найти решение задачи о нахождении площади фигуры, которая не укладывается в привычные для них геометрические формы, например, пролива между двумя островами. Путём выяснения, какие элементы входят в состав этой фигуры и как они могут быть разложены на более простые осязаемые компоненты, ученики самостоятельно приходят к теме урока - "Разложение сложных фигур на простые элементы для определения площади".
Так же другой пример - алгебра и изучение уравнений. Учитель может предложить ученикам загадку, в которой присутствует логическая не состыковка, например, история про утерянные и найденные килограммы яблок мнимым торговцем. Используя аргументацию и вычисления, школьники должны показать, как решить проблему, что ведёт их к теме: "Решение линейных уравнений и проверка правильности решений". Также эффективным может быть использование этого приёма при изучении вероятности и статистики. Например, учитель выдвигает задачу, основанную на предположении, требующем умения оценивать риск: вероятности выпадения монетки. Ученикам предлагается проанализировать серию бросков и объяснить, почему повторения одних и тех же результатов более вероятны, чем кажется. В процессе они сами осознают, что занимаются статистическим анализом и изучением вероятностей. Таким образом, использование этот приём позволяет учащимся не только погружаться в решение загадки или задачи, но и самостоятельно выявлять темы урока, развивая критическое мышление и самостоятельность.
Предлагаю и вам поучаствовать. Я наполнила свою «бочку» «заморочками». Например, разбиение пиццы на части для друзей к теме «Дроби»; диагональ экрана телевизора к теме «Меры длины»; картинка аквариума с рыбками к теме «Объем прямоугольного параллелепипеда».
Также метод можно интегрировать не только на уроке, но и во внеурочной деятельности, что становится хорошей основой для организации дополнительного образования по математике. Занятия в таком формате могут включать в себя решение нестандартных задач, участие в конкурсах и даже создание проектов, требующих от школьников применяя своих знаний на практике.
Конечно, учащиеся активнее проявляют интерес к математике, когда эта дисциплина представляется им не только в виде сухих формул и уравнений, но и как захватывающая деятельность, насыщенная вопросами и задачами. А приятным бонусом становится исключение таких вопросов, как «а где мне эта ваша математика в жизни пригодится, в магазине я и на калькуляторе могу посчитать». Предлагаю вам попробовать на своих занятиях данный формат этого приема, ведь он применим абсолютно везде, а не только в математике.