12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Сумбайкина Татьяна Дмитриевна60
Учитель истории и обществознания. ВКК. Стаж работы в школе 18 лет.
Россия, Воронежская обл., Воронеж
1

Убыхи - потерянный в истории народ



Убыхи – потерянный в истории народ

Историческая судьба многих народов Кавказа изобилует драматическими и трагическими событиями. Война, борьба за независимость, многовековая вражда, кровная месть, депортация – такие беды пришлось на своем опыте пережить сотням тысяч людей. Но есть один народ, который пострадал, наверное, больше других. Это убыхи, они были вынуждены покинуть родные земли и практически полностью исчезли как отдельный этнос.

Большинство этнографов, изучавших убыхов, писали об их внешнем сходстве с адыгами. Однако существенное отличие в языках позволило некоторым исследователям предположить, что убыхи могут являться наследниками легендарных аланов, сохранившихся на Кавказе. Такое заключение сделал известный российский этнограф Леонтий Люлье (1805-1862 гг.). Да, и многие византийские авторы писали, что потомки этого древнего народа живут по соседству с абхазами. Тем более что один из убыхских родов так и называется – Аланъ.

Убыхи – это коренной народ Западного Кавказа. Русские донесения с Кавказа в начале XIX века определяли численность убыхских племен в 3 тыс. человек, из них 1,5 тыс. носили оружие. Эти данные можно считать существенно заниженными, поскольку они относятся к начальному периоду покорения русскими Кавказа. Адольф Петрович Берже (1828 - 1886 гг.), русский этнограф и участник Кавказской войны, отмечал, что численность того или иного черкесского племени точно назвать невозможно, и при этом подчеркивал, что даже "старшины никогда не знали точной цифры своих единоплеменников".

Убыхи населяли территорию между реками Хоста и Шахе на западной оконечности Кавказского хребта. Существовало три убыхских общества: "собственно Убыхи", расселившиеся в верховьях рек Хоста и Шахе, Саше – находившиеся между реками Хоста и Сочи и Вардане – в долинах рек Сочи и Шахе и их притокам. Территориально убыхи делились на два основных вида - приморские и горные. Центральный аул приморских убыхов распологался на землях современного центра Сочи, в районе морского вокзала. Во времена Кавказской войны их главой был князь Аубла Али-Ахмет, он же Облагу. Горные убыхи управлялись знаменитым родом князей Берзеков, их главой в Кавказскую войну был крайне активный и смелый князь Хаджи Берзек, а центральный аул их располагался севернее современного села Пластунка.

«Убыхи по своему антропологическому облику были, в общем, сходны с другими кавказскими горцами, но отличались более высоким ростом, плотным телосложением и выразительными чертами лица», – писал в книге «История убыхов» Владимир Иванович Ворошилов – горный инженер, геоморфолог, кандидат географических наук.

Основными занятиями убыхов были садоводство и рыбная ловля. Также занимались они и виноградарством, земледелием, животноводством, были прославленными кузнецами. Большое значение имела и меновая торговля, прежде всего, с Турцией. В обмен на захваченных в ходе военных набегов пленников, убыхи получали металлы, необходимые для изготовления орудий труда, и огнестрельное оружие, при необходимости продовольствие. Но всё же, убыхи считались самыми лучшими воинами, и это было их главным занятием. Их армия была очень четко организована. Делилась она на группы снабжения, первого фланга, прикрытия. Это было необычно для соседних черкесов, которые сражались хаотично, массой. Организованность убыхов позволяла делать успешные нападения на соседей, вплоть до набегов на Кубань через отроги Кавказа, через снежные перевалы. Царский генерал Лорис-Меликов в своих записях так отзывался об убыхах: «...воинственное и предприимчивое племя… пользовалось всегда особым значением у прочих соседей своих. У горцев существует и поныне поверие: чтобы быть храбрым, надо пожить и поучиться у убыхов».

У убыхов было развито пиратство. Они строили крепкие лодки, на которых нападали на суда и грабили их. Доходило до того, что русские суда, патрулировавшие побережье возле Сочи, часто оказывались в блокаде, и даже крупные суда вынуждены были спасаться бегством. Лодки убыхов были очень маневренные и грамотно производили абордаж. Все это привело к тому, что кроме животноводства и садоводства, которое было очень развито в Убыхии, у них больше всех развилась работорговля. Она была поставлена на поток, особенно с приходом Турции. Все рынки были переполнены рабами. Население все больше предпочитало это занятие, как самое прибыльное. Если у соседних черкесов этим занимались в основном аристократы, князья, то у убыхов даже простой люд мог заняться работорговлей

Убыхи, также как и остальные черкесские племена, являлись приверженцами местных традиционных культов. Первоначально они поклонялись языческим божествам. По преданиям, у народа были две статуи из чистого золота, олицетворяющие их богиню. Одна – большая Бытха, высотой несколько метров, стояла на вершине горы. Другая – малая Бытха, высотой метр, предназначалась для ритуальных обрядов. Согласно русским донесениям 1-й половины XIX века под влиянием проповедников из Турции у убыхов получил распространение ислам. В 1850-х гг. эмиссарами Шамиля был принесён мюридизм (мистическое направление в исламе, в основе которого лежит реакционная идея «священной войны» против «неверных»). Русское командование отмечало также сложность в проповеди христианства среди убыхских племен.

Административное устройство убыхов было крайне консервативным, первобытным. Во главе рода стоял князь или род князей, обладавших высшей властью. При этом все общественные вопросы решались на народных собраниях, где вождь участвовал со всеми на равных. В Убыхии эта система была настолько сильна, что народное мнение, на которое мог влиять вождь своим авторитетом, скрепляло обязанностью весь народ, и не возникало сопротивления. Это позволяло разделять убыхские общества по родам административным делением. Каждый род управлялся на своей территории. Племена были очень плотно взаимосвязаны, между ними не было конфликтов. Также помогал этому обычай аталычества — передачи на воспитание знатных детей в другое общество и даже другому племени, чтобы скрепить сильнее узы дружбы. Ребенок воспитывался в чужой семье до момента, когда он выучивался владеть оружием, после чего возвращался.

С 1817 по 1864 год Российская империя вела практически не прекращающиеся военные действия на Кавказе. Этот регион был сферой активных интересов России, Турции, европейских государств и объектом острых разногласий между ними. Стремление царского режима укрепить свое положение на Северо-Западном Кавказе, т. е. в Черкесии, вызвало освободительное движение коренного населения. Убыхи категорически не принимали саму возможность капитуляции перед превосходящими силами противника. Они стремились объединить соседние народы, чтобы вместе противостоять Российской империи. А в июне 1861 года последний убыхский князь Хаджи Керантух Берзек даже предпринял отчаянную попытку создать государство, в состав которого вошли бы адыги, абхазы и абадзехи. Неподалеку от Сочи был созван народный меджлис (собрание), но идею консолидации всех черкесских племен реализовать не удалась. Многие люди устали от долгой войны и решили смириться с неизбежным поражением. Примечательно, что эмиссары Османской империи активно подталкивали убыхов к вооруженному сопротивлению русским войскам, обещая военную поддержку братьям по вере. Воинская честь, как ее понимали убыхи, не позволяла им сдаваться на милость победителям.

Перед убыхами, как и другими племенами, населявшими Кавказ, стоял нелегкий выбор между переселением в предгорья или эмиграцией в Турцию. Переселение на равнину, по сути, означало бы нарушение привычного уклада жизни, в том числе отказ от набеговой системы, захвата пленных и работорговли. Не самой радужной была и перспектива в дальнейшем платить налоги. Безусловно, неприемлемыми для горцев была и колонизация, а, следовательно, — тесное соседство с заселявшими Западный Кавказ казаками и крестьянами южных губерний, которые после отмены крепостного права были заинтересованы в обретении значительных земельных наделов, которые активно предоставлялись российской администрацией с целью быстрейшего заселения региона.

Не последнюю роль играла и возможность распространения воинской повинности. Хотя властями официально заявлялось, что в казаки и солдаты горцев брать не будут, постоянные слухи о такой возможности не оставляли убыхские общества. Кроме того, нужно учитывать и внешнеполитический аспект — Россия после Крымской войны лишилась права держать на Черном море укрепления и военный флот, а, следовательно, побережье было полностью открыто не только для контрабандной торговли, но, в случае новой войны, было бы легко захвачено противником, и была во многом необходимость обезопасить себя от нежелательных действий западных держав, уже не первое десятилетие разыгрывавших «черкесскую карту».

Переселение убыхов происходило очень быстро и относительно организованно, по сравнению с другими черкесскими племенами. В результате уже через три недели после официального принесения покорности в конце апреля 1864 года на обширной территории южного склона Западного Кавказа в междуречье Шахе-Хоста убыхов практически не осталось. На Западном Кавказе остались лишь отдельные семейства. Конечно, и убыхам пришлось столкнуться со всеми сложностями переселения — голодом и болезнями в отведенных им для поселения лагерях, произволом турецких чиновников и моряков, продававших убыхских женщин в рабство.

Точная численность убыхов, покинувших родину определяется от 50 до 70 тысяч человек. Убыхи расселились в значительной части Передней Азии от Сирии до Мраморного моря и Балкан, постепенно утрачивая свой язык и национальные особенности. В наши дни материалов по истории исчезнувшего народа, не имевшего своей письменности, сохранилось очень немного и большинство из них относится уже к периоду Кавказской войны.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.