12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Фёдорова Марина Николаевна70
3

УЧАСТИЕ В ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ КОНКУРСАХ И ОЛИМПИАДАХ КАК УСЛОВИЕ РОСТА ПРОФЕССИИ

РЕФЕРАТ

УЧАСТИЕ В ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ КОНКУРСАХ И ОЛИМПИАДАХ КАК УСЛОВИЕ РОСТА ПРОФЕССИИ


ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение…………………………………………………………………………...2

Глава 1. Значение профессионально-ориентированных конкурсов и олимпиад в  росте профессии………………………………………………………………...4

1.1 Роль конкурсов профессионального мастерства в развитии педагогов………………………………………………………………………......7

Глава 2. Факторы, влияющие на решение участвовать в конкурсе. Положительные и отрицательные    стороны     конкурса ……………………..9

Заключение………………………………………………………………….……16

Список литературы………………………………………………………………18

Введение


В настоящее время актуализируется проблема качества подготовки педагогических кадров в условиях реформирования высшего профессионального образования России и его перехода в мировую систему образования. В условиях модернизации образования обострилась потребность общества в педагогах с высоким уровнем творческого потенциала, способных творчески подходить к решению педагогических задач, мобильно разрешать нестандартные учебные ситуации, работать в инновационном режиме. Тема моего реферата звучит так: «Участие в профессионально-ориентированных конкурсах и олимпиадах как условие роста в профессии». Данная проблема чрезвычайно актуальна в последние годы. Так как, существующая система профессионального образования и дополнительного профессионального образования не обеспечивают в полной мере развитие их творческого потенциала.

В реферате «Участие в профессионально-ориентированных конкурсах и олимпиадах как условие роста в профессии» рассматриваются цели и задачи организаций профессионально-ориентированных конкурсов и необходимость организаций конкурсов подобного рода. По моему мнению, одной из задач профессионального образования является   реализация творческого потенциала будущего специалиста, способного к саморазвитию, самообразованию, инновационной деятельности. Решение этой задачи не всегда возможно только путем передачи знаний в готовом виде от преподавателя к студенту. Считаю, что обучающийся должен сам находить способы самореализации через личную активность и заинтересованность, чтобы   фундаментальные знания, профессиональные умения и навыки, опыт творческой и исследовательской деятельности помогли ему стать конкурентоспособным специалистом.

Конкурентоспособность педагога, как и любого специалиста, развивается на основе формирования личностных качеств и связывается с востребованностью на рынке труда. Наивысший показатель конкурентоспособности педагога – это способность создавать качественный продукт, обеспечивающий результативность освоения образовательных программ и качественное представление материалов из опыта работы, которое так необходимо при участии в конкурсах профессионального мастерства.

Именно конкурсные мероприятия могут создать благоприятную мотивационную среду для профессионального развития, повлиять на инновационные процессы, вывить творческих и инициативных педагогов и развить в педагоге такое качество, как конкурентоспособност

Гала 1. ЗНАЧЕНИЕ       ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ КОНКУРСОВ И ОЛИМПИАД В РОСТЕ ПРОФЕССИИ


Государство диктует новые требования к личности педагога как ключевой фигуры изменений в сфере образования. В связи с этим осуществляется поиск таких форм и методов работы, которые способствуют повышению уровня педагогической компетентности каждого педагога и коллектива в целом. И среди таких форм, получивших признание и распространение в педагогическом сообществе, существенная роль принадлежит конкурсам профессионального мастерства.

Педагогические конкурсы зародились в России в 20-х годах XX века. Изначально мотивом участия педагога в конкурсе было его стремление продемонстрировать свое профессиональное преимущество. В наше время сформирована система конкурсного движения на городском, областном и российском уровнях, как механизм развития профессиональной компетентности педагога.

Анализ практики развития конкурсов профессионального мастерства свидетельствует, что до 1996 года преобладали тенденции педагогического праздника. В последующие годы усилились тенденции профессионального соревнования, влияния конкурса на мотивацию профессионального роста, повышение педагогической компетентности его субъектов. Сегодня сложившаяся система конкурсов профессионального мастерства нацелена на выявление и поддержку талантливых, высококвалифицированных педагогов и руководителей образовательных организаций. Всё это способствует расширению активного профессионального общения, утверждению приоритетов образования в обществе, становлению педагогической компетентности, которая понимается как интегральная профессионально-личностная характеристика педагога, определяющая его готовность и способность выполнять профессионально-педагогические функции в соответствии с принятыми в социуме на настоящий момент нормами и стандартами[3].

Конкурс (олимпиада) – это соревнование, имеющее целью выделить наилучших из числа участников. Конкурсы (олимпиады) педагогического мастерства можно рассматривать как этап повышения профессионализма педагогов, как открытое массовое педагогическое соревнование учителей. Педагог, ориентированный на профессиональный рост, стремится заявить о себе широкой общественности с целью повышения педагогического мастерства и распространения опыта своей работы. Профессиональные конкурсы (олимпиады) – это не только серьёзные творческие испытания для лучших педагогов. Их проведение способствует эффективному развитию отечественной системы дошкольного и школьного образования, широкому внедрению в практику новых интересных методик и подходов к преподаванию.

Цель любого конкурса профессионального мастерства — повышение престижа рабочих профессий, развитие профессиональной и творческой деятельности. Конкурсы и олимпиады педагогического мастерства проводятся также с целью повышения престижа и статуса педагога в обществе, выявления и изучения новых направлений теории и практики управления в области образования, поддержки инновационных разработок и технологий, способствующих развитию системы образования и оказывающих эффективное влияние на процесс обучения и воспитания.

Содержание профессиональных конкурсов выбирается не произвольно, оно должно быть подчинено решению главных задач, стоящих перед системой образования. Каждый конкурс, олимпиада несет свою смысловую нагрузку, определяемую его номинациями.

Конкуры (олимпиады) бывают очными и заочными. Но, как правило, все дистанционные конкурсы, проводимые в Интернете, носят коммерческий характер и особой значимости не имеют. То же можно сказать и об олимпиадах. Одним из главных и весомых педагогических конкурсов является «Учитель года» или «Воспитатель года, которые могут дополнить и даже заменить руководителям школы и муниципальной системы образования многие другие административные методы оценки членов коллектива: контроль, собеседование, ежегодные аттестации. Конкурс имеет перед ними преимущества как значительно более демократичный механизм оценки и вознаграждения труда учителя и руководителя. И чем выше статус конкурса по этапу (школьный, муниципальный, региональный, всероссийский), тем престижнее в нём участие.

Формирование общих и профессиональных компетенций не могут отвечать только отдельные учебные дисциплины или образовательные программы, здесь необходим личный опыт, способности и мотивация к данному виду профессиональной деятельности.

Участники конкурсов и олимпиад приобретают ценный опыт, положительные эмоции, новых друзей. Они начинают понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. Конкурсанты активно общаются, обогащая собственные коммуникативные  и информационные компетенции. С каждым последующим выступлением чувствуют себя более уверенно, у них уменьшается уровень стресса во время публичных выступлений, они чаще проявляют инициативу, учатся находить рациональные способы разрешения проблем, уважительно относиться к победам своих конкурентов, стремятся понимать и соблюдать предложенные правила, оценивать эффективность и качество своих выступлений. Все это, безусловно, помогает эффективной социализации и способствует развитию личностных качеств.

Вместе с тем, стоит отметить, что в современном коммуникационном пространстве одним из факторов, который способствует развитию у людей творческих способностей, воспитанию любви к выбранной профессии, умению быстро реагировать на возникшие профессиональные проблемы, различные ситуации, умению импровизировать и быть гибким в рабочих ситуациях, являются именно профессиональные конкурсы и олимпиады. Профессиональные конкурсы и олимпиады по праву относятся к одной из наиболее действенных форм работы в целях повышения уровня профессиональной подготовки, развития и популяризации той или иной профессии.



1.1 Роль конкурсов профессионального мастерства в развитии педагогов

Конкурс ставит педагога в позицию исследователя, формирует у него новый взгляд на социальную значимость профессии воспитатель, расширяет круг общения педагогов, развивает их интеллектуальный и творческий потенциал.

Конкурсные мероприятия способствуют развитию у педагогов:

- активной жизненной позиции, коммуникативных способностей, стремления к самосовершенствованию, самопознанию, самоактуализации;

- информационной компетентности, которая включает в себя умение вести самостоятельный поиск информации;

- совершенствуется методика проведения различных форм работы с детьми;

- развиваются навыки публичного выступления;

- по итогам конкурса у педагогов формируется критическая оценка результатов деятельности;

- проявляется готовность к самоизменению к проявлению личной инициативы и дальнейшему профессиональному росту;

- зарождается конкурентоспособность, как осознание себя одним из лучших.

Поэтому конкурсы нужны, прежде всего, людям неравнодушным, тем, кто стремится к личностному и профессиональному росту, т.к. подготовка к конкурсу педагогического мастерства и собственно сам конкурс являются творческим процессом[4]. Во время подготовки к конкурсу педагог всесторонне анализирует свою деятельность:

- приводит в систему свои педагогические наработки, документацию,

- совершенствует своё профессиональное мастерство,

- а во время испытаний – демонстрирует свой уникальный опыт.

Но есть и издержки в конкурсах профессионального мастерства:

- проблемы в организации трудового дня: педагогу приходится уплотнять свой рабочий день и использовать массу личного времени для подготовки к конкурсу;

- стрессовость, напряженность ситуации, которая может принести не только признание и успех, но и неудачу;

- негативное отношение к участникам конкурсов со стороны некоторых коллег, вместо создания атмосферы открытости, взаимопомощи и дружеского расположения;

- отсутствие служб оказывающих помощь в психологической готовности участников к конкурсу;

Именно в это время, происходит прогнозирование дальнейшей деятельности педагога, возможная перспектива изменений «Я» - концепции, утверждение профессиональной позиции, более глубокое осмысление личностных ценностей, необходимость роста профессиональной успешности.


Глава 2. ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА РЕШЕНИЕ УЧАСТВОВАТЬ В КОНКУРСЕ. ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ И ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ СТОРОНЫ КОНКУРСА


У каждого из участников в этот период присутствует одновременно удовлетворённость и недовольство своими успехами, рефлексия собственных достижений в сравнении с результатами других. Большинство из них по окончании конкурса готовы к вступлению в клубы и ассоциации творческих учителей, утверждаются в желании транслировать свой опыт, но не владеют методами работы с равными себе по статусу педагогами.

Поэтому задача методической службы – создание системы сетевых педагогических сообществ, которые занимаются развитием профессионального потенциала педагогов и осуществляют консультационное и методическое сопровождение их деятельности.

Основой научно-методического сопровождения должен стать деятельностный подход, обеспечивающий:

- сохранение позитивного опыта в приобретенной стратегии профессиональной деятельности конкурсанта;

- восполнение имеющегося дефицита знаний, обогащение методологического и технологического инструментария;

- корректировка негативных профессиональных установок.

Есть и другая проблема, заключающаяся в привлечении специалистов к участию в конкурсах профессионального мастерства. Наблюдения показывают, что педагоги, обладающие устремлённостью к постоянным поискам нового, стремятся, «делиться опытом», и потому часто становятся в своей среде неудобными, надоедливыми, докучливыми. Они живут в противоречии между стремлением отдать и развить найденные новые способы и формы обучения и неготовностью среды, в которой они работают, к принятию этого нового, обсуждению и анализу предлагаемых новшеств, инноваций, оригинальных практик. Профессиональные конкурсы могут стать таким местом и такой формой общения педагогов, где эти противоречия разрешаются. И задача методической службы состоит в том, чтобы выявить этих людей, готовых представить свои находки, принять идеи других, вступить в диалог, обсуждение представляемого и привлечь их к участию в конкурсах педагогического мастерства.

Но, тем не менее, современный педагог – это человек, который постоянно учится и растёт сам.

С точки зрения науки, современный педагог, – это специалист,

- владеющий на высоком уровне приемами и способами педагогической деятельности, сознательно изменяющий и развивающий себя в ходе её осуществления,

- вносящий свой индивидуальный творческий вклад в развитие педагогической науки и практики,

- стимулирующий в обществе интерес к результатам своего труда.


Он стремится заявить о себе широкой общественности, публично создать свой профессиональный имидж, который позволит ему быть успешным, конкурентоспособным профессионалом в своей сфере. В решении этой задачи, конечно же, не последнюю роль играют конкурсы педагогического мастерства. Именно профессиональные конкурсы позволяют педагогу «выходить» за пределы замкнутого пространства группы, образовательного учреждения, осмысливать происходящее в российском образовании.

Есть несколько подходов к выбору участников конкурсов: самовыдвижение, выдвижение профессиональным сообществом – всем педагогическим коллективом или группами учителей, а также сочетание всех трех вариантов. Как известно, участниками соревнований не обязательно становятся самые достойные. Педагог, обладающий всеми качествами потенциального победителя, может никогда не участвовать ни в одном из конкурсов. И напротив, педагог, который не показывает даже средних результатов в своей работе, может выдвигаться и побеждать. Почему педагоги участвуют или, наоборот, отказываются от участия в конкурсах?

Обычно статус педагога определяется текущей оценкой его деятельности администрацией ОУ. Иногда оценка складывается стихийно или под влиянием отношения педагога к работе, лояльности его к администрации и далеко не всегда является объективной. Конкурсы педагогического мастерства помогают устранить это противоречие. Желание участвовать в профессиональном состязании изъявляют, прежде всего, педагоги, которых ситуация достижений не пугает, а, наоборот, стимулирует. Они, как правило, имеют высокий уровень притязаний, а также мотивацию и способность к достижениям. Это, безусловно, люди, стремящиеся к успеху. Однако успехом они могут считать, как реальные профессиональные достижения, подтвержденные победой в конкурсе, так и вознаграждения, которые рассчитывают получить, став победителем: признание, известность, статус в коллективе, премию, категорию, возможность получения ведомственных наград и др. Основная мотивация участия в конкурсе является как внутренней, так и внешней.

В то же время, намерение избежать неудачи в текущей работе тоже служит мотивацией для участия в конкурсе. Это своеобразная протестная реакция на несправедливую оценку администрации, желание реабилитироваться. Не находя признания, учитель стремится доказать свою состоятельность, участвуя в школьном, районном или городском конкурсах. Таким образом, в поведении участника конкурса могут преобладать как мотивы достижения успеха, так и избегания неудачи. Вместе с тем общеизвестно, что среди хороших специалистов очень мало тех, кто стремится участвовать в конкурсах. В чем тут дело, почему многие педагоги так не любят конкурсы?

Конкурс – это публичное выступление педагога перед коллегами, стрессовая, напряженная ситуация, которая может принести как успех и признание, так и неудачу. Наверное, немалую группу составляют педагоги, которые не очень уверены в себе, сдерживают честолюбивые порывы, сожалея о своей пассивности. Их притязания и самооценка высоки, а пассивность – стремление избежать возможной неудачи. Как правило, такие учителя тревожны, и участие в конкурсе требует от них больших нервных затрат. Одно только упоминание о состязании вызывает у них неприятные эмоции. Однако таким педагогам следует помнить – если они не решатся на участие в конкурсе профессионального мастерства, их внут­ренний конфликт так и останется неразрешенным, у них сохранится чувство неудовлетворенности собой и окружающими.

Факторы, которые влияют на принятие решения педагогом участвовать в конкурсе:

  • Профессионально-личностный интерес, потребность в передаче приобретенного опыта желание познакомиться с опытом других учителей.
  • Желание приобрести определенный профессиональный статус.
  • Желание повысить педагогическое мастерство, получить признание в педагогическом сообществе, стремление стать лучшим[1].

У каждого конкурса есть свои плюсы и минусы.

Положительные стороны:

- развитие творческого потенциала, приобщение к исследовательской деятельности;

- развитие компетенций педагогов, развитие активной жизненной позиции, коммуникативных способностей, стремления к самосовершенствованию, самопознанию, самоактуализации;

- создание благоприятной мотивационной среды для профессионального развития педагогов;

- внедрение новых педагогических технологий в муниципальную сферу образования;

- повышение рейтинга не только отдельного педагога, но и школы в целом и др.

- демонстрация своего профессионального кредо, применения приобретенного опыта в своей педагогической деятельности как в процессе обучения и воспитания, так и для дальнейшего повышения профессионального мастерства;

- развитие творческих способностей, установление новых связей, развитие профессионального общения в педагогическом сообществе, внедрение новых педагогических технологий в сферу образования.

- возможность заявить о социально значимых идеях, реализуемых в собственной практической деятельности, принять  и внедрить в образовательный процесс передовой опыт лучших преподавателей.

- пропаганда педагогических идей и достижений, расширение пространства активного педагогического общения.
стимулирование педагогического творчества учителей.

Отрицательные стороны:

- проблемы в организации трудового дня, т.к. не хватает времени;

- стрессовость, напряженность ситуации, которая может принести не только признание и успех, но и неудачу;

- усиление неравенства между сильными, успешными школами и педагогами и перспективными, но не обладающими на момент конкурса требуемыми качествами, что может привести либо к интенсификации усилий, направленных на достижение победы в следующих конкурсах, либо утрате веры в свои силы, снижению мотивации, самооценки и пр.

Таким образом, существует угроза «потери» потенциально способных, но недостаточно компетентных на момент конкурса участников. А это свидетельствует о необходимости предусмотреть для такой группы педагогов иные формы поддержки и развития, в том числе и за счет изменения привычных конкурсов. Сегодня в отечественном образовании немало как защитников, так и противников проведения профессиональных конкурсов. Одни ругают их за сходство с шоу, другие – за формализм процедуры конкурсных мероприятий.

Основную проблему профессиональных педагогических конкурсов составляет презентация педагогической деятельности. Как объективно оценить мастерство педагога, если он работает "за закрытыми дверями"? Обычно для этих целей организуются открытые уроки (занятия). Однако именно необходимость давать такие уроки (занятия) зачастую и служит причиной нежелания педагога участвовать в конкурсе. Педагоги считают, что по одному, тем более презентационному уроку (занятию), не всегда можно верно оценить качество их работы. Оценку, данную на основании открытых уроков(занятий), которые готовятся специально, по их мнению, нельзя считать объективной. Она не отражает эффективности повседневной работы педагога. Как же решить эту проблему?

Если исходить из того, что в профессиональном конкурсе оценивается не только мастерство ведения урока (занятия), а система работы педагога, то и презентовать нужно систему. Помимо изучения открытых уроков (занятий), достаточно полное представление об уровне профессионализма дают педагогические разработки: авторские программы, научные доклады, самостоятельно подготовленные наглядные пособия, дидактические материалы, приборы, а также планирование, конспекты и сценарии учебных занятий, разработки для учащихся. Можно снять фильм о мастерстве педагога, рассказывающий о его индивидуальной лаборатории, о том, что его отличает от других; подготовить выставку методических материалов, взять интервью. Иными словами, система работы конкурсанта должна быть представлена целостно.

Система образования сегодня нуждается в педагоге, умеющем самостоятельно добывать нужную информацию, вычленять проблемы, находить пути их решения, уметь критически анализировать полученные результаты и творчески применять их в практической деятельности. Участие педагогов в различных конкурсах позволяет им развивать и совершенствовать свое педагогическое мастерство.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ


В заключении можно сделать вывод, что конкурсы педагогического мастерства можно рассматривать как этап повышения профессионализма педагогов, как открытое массовое педагогическое соревнование педагогов, как развивающуюся практику, как полимотивированную индивидуальную и совместную деятельность, направленную на демонстрацию лучших профессионально-личностных качеств его участников и их саморазвитие.
          Конкурс педагогического мастерства играет существенную роль в стимулировании педагогического творчества педагогов. Кроме того, он несет в себе неограниченную возможность удовлетворения разнообразных потребностей человека. Это не только соревнование, но и возможность общения с другими преподавателями, организаторами, членами жюри на профессиональном      уровне. Конкурс позволяет включиться в активную инновационную деятельность, наиболее полно осуществить личностно ориентированный подход к своему профессиональному и карьерному росту. Для педагогов участие в конкурсе означает возможность продемонстрировать свои достижения в профессиональной педагогической деятельности, предъявить результаты своей работы с учениками (воспитанниками), совместной работы с родителями, местным сообществом. Участие в конкурсе – это своего рода остановка, взгляд на свою деятельность со стороны. У каждого педагогического работника появляется возможность показать, что он является современным педагогом, потому что использует современные образовательные технологии, в том числе информационно-коммуникационные; обобщает и распространяет собственный педагогический опыт на муниципальном и (или) региональном уровне (мастер-классы, семинары, конференции, круглые столы и др.), повышает квалификацию и проходит профессиональную переподготовку. Конкурс является механизмом профессионального развития педагогов. В конце концов, конкурсы педагогического мастерства проводится в целях повышения престижа и статуса педагога в обществе, усиления влияния на профессиональное развитие, активность, повышение открытости образования, и общественного, профессионального участия в формировании и реализации образовательной политики, а также на развитие инноваций в образовании, распространение в системе общего образования передового педагогического опыта.

Профессиональный рост педагога невозможен без самообразовательной потребности. Для современного педагога очень важно никогда не останавливаться на достигнутом, а обязательно идти вперёд, ведь труд педагога – это великолепный источник для безграничного творчества [6].









СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ




  1. Сластёнин, В. А, Исаев И. Ф., Шиянов Е. Н. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений / под ред. В. А. Сластенина. – 6-е изд., стер. - М. : Издательский центр «Академия», 2007. – 576 с.
  2. Климова, Е. К. Психология успеха. Тренинг личностного и профессионального развития: учебно-методическое пособие / Е. К. Климова, О. А. Помазина, О. Н. Бакурова; науч. ред. Е.К. Климова. – СПб: Речь, 2013. – 160 с.
  3. Ишимова, О. А, Юревич С. Н. Конкурсы профессионального мастерства как система личностного роста педагога / ФГБОУ ВО «МГТУ им. Г.И. Носова» / Магнитогорск, Россия / IX Международная студенческая научная конференция / «Студенческий научный форум» - 2017/ http://www.scienceforum.ru/2017/2234/34216 (дата      обращения: 16.11.2019)
  4. Курицына, С. И. Конкурсы профессионального мастерства как средство повышения уровня педагогической компетентности участников (размышления организатора) // Образовательная панорама: научно-методический      журнал.          URL: http://www.iro.yar.ru/fileadmin/iro/rio/op/O 1/OP_1_2014_11kurizina.pdf / (дата обращения: 16.11.2019)
  5. Малютин, А. А. Конкурсы профессионального мастерства как средство творческой самореализации педагогических работников //Педагогическое сообщество «Мое образование». URL  https://xn--j1ahfl.xnp1ai/library/konkursi_professionalnogo_masterstva_kak_sredstvo_073000.html/         (дата обращения: 16.11.2019)
  6. Стекленева, С. Ю. Влияние конкурсов педагогического мастерства на развитие творческого потенциала личности учителя географии // Молодой ученый. — 2011. — №8. Т.2. — С. 136-138. — URL https://moluch.ru/archive/31/3522/ (дата обращения: 18.11.2019).


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.