Статья на тему «Профессиональный рост педагога как условие обеспечения качества образования в современной школе»

4
0
Материал опубликован 29 June 2020

Профессиональный рост педагога как условие обеспечения качества образования в современной школе

Комарова Елена Игоревна,

заместитель директора МБОУ СОШ N 3

г. Сасово

В системе Российского образования идут изменения. Но какие бы реформы не проходили, в итоге они, так или иначе, замыкаются на конкретном исполнителе – учителе. Именно педагог является основной фигурой при реализации основных нововведений, поэтому он должен обладать необходимым уровнем профессиональной компетентности.

Понимая необходимость непрерывного повышения уровня квалификации педагогических работников, администрация МБОУ СОШ N 3 три года назад поставила цель создать оптимальные условия для развития профессиональной компетентности и повышения квалификации педагогических работников.

Прежде всего, была проведена работа с нормативно-правовой базой учреждения. Обновлены положения о методическом объединении, наставничестве, портфолио учителя. Внесены изменения в систему поощрений работников и переработана рейтинговая карта.

Затем в рамках внутришкольного контроля выявлены сильные и слабые звенья в работе того или иного учителя, найдены причины возникающих в педагогической деятельности проблем, продумана система мер по их устранению. Так была начата работа по ликвидации недочетов. Контроль проводился как в форме инспектирования, так и в форме оказания методической помощи.

В настоящее время можно говорить, что в школе созданы определенные условия, которые способствуют формированию и совершенствованию необходимых компетенций учителя, что способствует профессиональному росту педагогов.

На базе МБОУ СОШ N 3 действуют методические объединения учителей начальных классов, математики, русского языка и литературы, классных руководителей. Созданы творческие группы по реализации ФГОС НОО, ООО и СОО. По мере необходимости формируются временные группы, созданные для реализации краткосрочных целей: подготовка педагогического совета, семинара, круглого стола и других мероприятий методической направленности.

Уже двадцать лет в МБОУ СОШ N 3 действует школьное научное общество «Пилигрим», общественная добровольная творческая организация учащихся и педагогов. Для организации работы педагог сам должен владеть методами и способами исследовательской деятельности.  О том, что учителя совершенствуют свое мастерство, можно говорить по   качественным изменениям в работах учащихся, которые представляются  на школьной научно – практической конференции. Ежегодный анализ мероприятия показывает, что уровень подготовки учеников растет и позволяет представлять им свои проекты на научно-практические конференции не только в школе, но и в городе, в области и стране.

Особая роль в школе отводится самообразованию – это целенаправленная работа по расширению и углублению своих теоретических знаний, совершенствованию имеющихся и приобретению новых профессиональных навыков и умений в свете современных требований педагогической и психологической наук. Каждый учитель конкретизировал общую методическую тему школы с учетом своей деятельности  и сформулировал свою тему самообразования,  разработал план самообразования. Важное условие - чтобы работа не носила формальный характер. На заседаниях  ШМО, семинарах учителя делятся с коллегами своими педагогическими находками, уделяя особое внимание проблеме, над которой работали, проводят  самоанализ своей деятельности. Начинающему педагогу работа по самообразованию позволяет пополнять и конкретизировать свои знания. Педагог со стажем имеет возможность не только пополнить копилку своих знаний, но и найти эффективные, приоритетные для себя приемы развивающей и коррекционной работы.

В целях самообразования педагоги МБОУ СОШ N 3 имеют возможность использовать ресурсы Всероссийского проекта «Школа цифрового века», в рамках данного проекта работники образовательной организации получают широкий спектр учебных и методических материалов, которые помогают повысить эффективность и достичь более высоких результатов при обучении и воспитании детей и подростков.

На наш взгляд эффективным способом повышения профессионального уровня любого  учителя является посещение уроков у коллег. Решающее значение здесь приобретает рефлексивная деятельность учителя как субъекта профессионально-личностного саморазвития. Особенно востребовано взаимопосещение уроков при организации наставничества. Исходя из своих затруднений, молодой учитель решает, на что именно в методике урока при посещении он будет обращать особое внимание (проведение опроса, введение новых понятий, организация самостоятельной работы учащихся и т.д.).

В настоящее время появилась необходимость в освоении новых, эффективных форм трансляции собственного опыта, педагогического общения. Поэтому в школе применяются идея распространения опыта с использованием возможностей сети Интернет: адресная рассылка по электронной почте, посредством сайта образовательного учреждения, сайтов педагогов. Сетевые сообщества помогают педагогу в удобное время, имея доступ к Интернету, общаться со своими коллегами и единомышленниками из разных регионов. Это повышает уровень профессиональной культуры и квалификации педагогов. Многие представляют свой опыт в сетевом педагогическом сообществе, создают сайты, участвуют в дистанционных конкурсах педагогического мастерства, выставках педагогического творчества.

На контроле у администрации школы находится курсовая система повышения квалификации. Педагоги школы повышают квалификацию на курсах РИРО, Педагогического университета 1 сентября (в рамках ШЦВ), проходят переподготовку.

Особое место в повышении профессионализма учителя отводится участию в различных педагогических конкурсах. Это своего рода остановка, взгляд на свою деятельность со стороны. У каждого педагогического работника появляется возможность показать, что он является современным учителем, использует современные образовательные технологии, обобщает и распространяет собственный педагогический опыт.

Следует отметить, что работа по профессиональному росту педагогов строится во взаимодействии с информационно-методическим центром города, городскими методическими объединениями и творческими группами.

Результатами работы школы по повышению профессиональной компетентности педагогов можно считать:

- Повышение качества знаний учащихся, что подтверждается результатами внешней экспертизы (ЕГЭ) (Приложение 1);

- Увеличение доли педагогов, аттестованных на первую и высшую квалификационные категории (Приложение 2);

- Динамика привлечения учащихся к проектно-исследовательской деятельности (Приложение 3, 4)

- Своевременное повышение квалификации педагогами школы (Приложение 5,6)

- Увеличение числа личных сайтов педагогов школы, как платформы для общения и обмена опытом (Приложение 7)

- Повышение активности участия педагогов школы в педагогических конкурсах различного уровня (Приложение 8).

Но нельзя останавливаться на достигнутом. Проблемные зоны на учебный год выявлены, и вопросы профессионального развития по-прежнему актуальны. Это доказывает, что формирование профессионального педагогического корпуса, который соответствует запросам современного общества, является необходимым условием повышения качества образования.

Приложение 1

Результаты внешней экспертизы (ЕГЭ)

предмет

Средний балл

2016-2017

2017-2018

2018-2019

Русский язык

73

77

80

Математика проф.

52

53

64,5

История

40

61

69

Физика

58

54

64

Химия

54

72

73


 


 

Приложение 2

Квалификационные категории педагогов школы

t1593437983aa.gif


 

Приложение 3

Количество проектов, представленных на школьной научно-практической конференции

t1593437983ab.gif


 


 

Приложение 4

Количество педагогов, задействованных в проектно-исследовательской деятельности

t1593437983ac.gif


 

Приложение 5

Повышение квалификации педагогами школы

t1593437983ad.gif


 


 

Приложение 6

Количество педагогов, использующих ресурсы Школы цифрового века

t1593437983ae.gif
 


 


 


 


 


 


 

Приложение 7

Количество сайтов педагогов МБОУ СОШ №3

t1593437983af.gif


 

Приложение 8

Участие педагогов школы в педагогических конкурсах

t1593437983ag.gif


 


 


 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации