Статья на тему «Профессиональный рост педагога как условие обеспечения качества образования в современной школе»
Профессиональный рост педагога как условие обеспечения качества образования в современной школе
Комарова Елена Игоревна,
заместитель директора МБОУ СОШ N 3
г. Сасово
В системе Российского образования идут изменения. Но какие бы реформы не проходили, в итоге они, так или иначе, замыкаются на конкретном исполнителе – учителе. Именно педагог является основной фигурой при реализации основных нововведений, поэтому он должен обладать необходимым уровнем профессиональной компетентности.
Понимая необходимость непрерывного повышения уровня квалификации педагогических работников, администрация МБОУ СОШ N 3 три года назад поставила цель создать оптимальные условия для развития профессиональной компетентности и повышения квалификации педагогических работников.
Прежде всего, была проведена работа с нормативно-правовой базой учреждения. Обновлены положения о методическом объединении, наставничестве, портфолио учителя. Внесены изменения в систему поощрений работников и переработана рейтинговая карта.
Затем в рамках внутришкольного контроля выявлены сильные и слабые звенья в работе того или иного учителя, найдены причины возникающих в педагогической деятельности проблем, продумана система мер по их устранению. Так была начата работа по ликвидации недочетов. Контроль проводился как в форме инспектирования, так и в форме оказания методической помощи.
В настоящее время можно говорить, что в школе созданы определенные условия, которые способствуют формированию и совершенствованию необходимых компетенций учителя, что способствует профессиональному росту педагогов.
На базе МБОУ СОШ N 3 действуют методические объединения учителей начальных классов, математики, русского языка и литературы, классных руководителей. Созданы творческие группы по реализации ФГОС НОО, ООО и СОО. По мере необходимости формируются временные группы, созданные для реализации краткосрочных целей: подготовка педагогического совета, семинара, круглого стола и других мероприятий методической направленности.
Уже двадцать лет в МБОУ СОШ N 3 действует школьное научное общество «Пилигрим», общественная добровольная творческая организация учащихся и педагогов. Для организации работы педагог сам должен владеть методами и способами исследовательской деятельности. О том, что учителя совершенствуют свое мастерство, можно говорить по качественным изменениям в работах учащихся, которые представляются на школьной научно – практической конференции. Ежегодный анализ мероприятия показывает, что уровень подготовки учеников растет и позволяет представлять им свои проекты на научно-практические конференции не только в школе, но и в городе, в области и стране.
Особая роль в школе отводится самообразованию – это целенаправленная работа по расширению и углублению своих теоретических знаний, совершенствованию имеющихся и приобретению новых профессиональных навыков и умений в свете современных требований педагогической и психологической наук. Каждый учитель конкретизировал общую методическую тему школы с учетом своей деятельности и сформулировал свою тему самообразования, разработал план самообразования. Важное условие - чтобы работа не носила формальный характер. На заседаниях ШМО, семинарах учителя делятся с коллегами своими педагогическими находками, уделяя особое внимание проблеме, над которой работали, проводят самоанализ своей деятельности. Начинающему педагогу работа по самообразованию позволяет пополнять и конкретизировать свои знания. Педагог со стажем имеет возможность не только пополнить копилку своих знаний, но и найти эффективные, приоритетные для себя приемы развивающей и коррекционной работы.
В целях самообразования педагоги МБОУ СОШ N 3 имеют возможность использовать ресурсы Всероссийского проекта «Школа цифрового века», в рамках данного проекта работники образовательной организации получают широкий спектр учебных и методических материалов, которые помогают повысить эффективность и достичь более высоких результатов при обучении и воспитании детей и подростков.
На наш взгляд эффективным способом повышения профессионального уровня любого учителя является посещение уроков у коллег. Решающее значение здесь приобретает рефлексивная деятельность учителя как субъекта профессионально-личностного саморазвития. Особенно востребовано взаимопосещение уроков при организации наставничества. Исходя из своих затруднений, молодой учитель решает, на что именно в методике урока при посещении он будет обращать особое внимание (проведение опроса, введение новых понятий, организация самостоятельной работы учащихся и т.д.).
В настоящее время появилась необходимость в освоении новых, эффективных форм трансляции собственного опыта, педагогического общения. Поэтому в школе применяются идея распространения опыта с использованием возможностей сети Интернет: адресная рассылка по электронной почте, посредством сайта образовательного учреждения, сайтов педагогов. Сетевые сообщества помогают педагогу в удобное время, имея доступ к Интернету, общаться со своими коллегами и единомышленниками из разных регионов. Это повышает уровень профессиональной культуры и квалификации педагогов. Многие представляют свой опыт в сетевом педагогическом сообществе, создают сайты, участвуют в дистанционных конкурсах педагогического мастерства, выставках педагогического творчества.
На контроле у администрации школы находится курсовая система повышения квалификации. Педагоги школы повышают квалификацию на курсах РИРО, Педагогического университета 1 сентября (в рамках ШЦВ), проходят переподготовку.
Особое место в повышении профессионализма учителя отводится участию в различных педагогических конкурсах. Это своего рода остановка, взгляд на свою деятельность со стороны. У каждого педагогического работника появляется возможность показать, что он является современным учителем, использует современные образовательные технологии, обобщает и распространяет собственный педагогический опыт.
Следует отметить, что работа по профессиональному росту педагогов строится во взаимодействии с информационно-методическим центром города, городскими методическими объединениями и творческими группами.
Результатами работы школы по повышению профессиональной компетентности педагогов можно считать:
- Повышение качества знаний учащихся, что подтверждается результатами внешней экспертизы (ЕГЭ) (Приложение 1);
- Увеличение доли педагогов, аттестованных на первую и высшую квалификационные категории (Приложение 2);
- Динамика привлечения учащихся к проектно-исследовательской деятельности (Приложение 3, 4)
- Своевременное повышение квалификации педагогами школы (Приложение 5,6)
- Увеличение числа личных сайтов педагогов школы, как платформы для общения и обмена опытом (Приложение 7)
- Повышение активности участия педагогов школы в педагогических конкурсах различного уровня (Приложение 8).
Но нельзя останавливаться на достигнутом. Проблемные зоны на учебный год выявлены, и вопросы профессионального развития по-прежнему актуальны. Это доказывает, что формирование профессионального педагогического корпуса, который соответствует запросам современного общества, является необходимым условием повышения качества образования.
Приложение 1
Результаты внешней экспертизы (ЕГЭ)
предмет |
Средний балл |
||
2016-2017 |
2017-2018 |
2018-2019 |
|
Русский язык |
73 |
77 |
80 |
Математика проф. |
52 |
53 |
64,5 |
История |
40 |
61 |
69 |
Физика |
58 |
54 |
64 |
Химия |
54 |
72 |
73 |
Приложение 2
Квалификационные категории педагогов школы
Приложение 3
Количество проектов, представленных на школьной научно-практической конференции
Приложение 4
Количество педагогов, задействованных в проектно-исследовательской деятельности
Приложение 5
Повышение квалификации педагогами школы
Приложение 6
Количество педагогов, использующих ресурсы Школы цифрового века
Приложение 7
Количество сайтов педагогов МБОУ СОШ №3
Приложение 8
Участие педагогов школы в педагогических конкурсах