Учебные игры и конкурсы стали самыми востребованными формами работы российских педагогов на занятиях по развитию бытовых навыков обучающихся
Мониторинг использования инструментария формирования и развития бытовых навыков обучающихся позволил выявить самые востребованные формы работы на занятиях российских педагогов общеобразовательных организаций и организаций дополнительного образования. Исследование было организовано АНО ДПО «Просвещение-Столица» по заказу Министерства просвещения Российской Федерации в рамках проекта «Разработка, апробация и внедрение современного инструментария формирования и развития бытовых навыков обучающихся общеобразовательных организаций и организаций дополнительного образования».
В частности, выяснилось, что большинство педагогов общеобразовательных организаций (53,16 %), как и организаций дополнительного образования (50,75 %), из предложенных в инструментарии форм работы при разработке собственных рабочих программ, направленных на формирование и развитие бытовых навыков обучающихся, использовали такие формы работы, как учебная и деловая игры.
Таблица 1 – Использование предложенных в инструментарии форм работы при формировании бытовых навыков обучающихся
Формы работы | Доля педагогов, которые выбрали конкретную форму работы,% | |
Общеобразовательные организации | Организации дополнительного образования | |
Семинар | 11,39 | 7,46 |
Дискуссия | 21,52 | 22,39 |
Конференция | 7,59 | 7,46 |
Лекция | 32,91 | 17,91 |
Исследование | 16,46 | 20,9 |
Учебная игра, деловая игра | 53,16 | 50,75 |
Соревнования (викторина, конкурс, турнир и т. д.) | 37,97 | 41,79 |
Занятия, основанные на имитации социально-бытовой деятельности | 27,85 | 25,37 |
Занятия-экскурсии (реальные и виртуальные с элементами игры) | 44,3 | 34,33 |
Другие применяемые формы работы | 2,53 | 5,97 |
Педагоги общеобразовательных организаций отметили, что в разрабатываемых программах также использовали такие формы работы, как мозговой штурм, дискуссии, занятия с элементами лекций, рассказ, проект, практическая работа. Респонденты из организаций дополнительного образования, помимо перечисленных, включали в программы такие формы работы, как групповая и индивидуальная практическая работа, тестирование, проект.
Из форм работы, предложенных в инструментарии, наибольший средний балл по эффективности получили соревнования (викторина, конкурс, турнир и т. д.) – 4,7 баллов (общеобразовательные организации) и 4,86 (организации дополнительного образования).
Рисунок 1 – Оценка эффективности форм работы, предложенных в инструментарии и включенных педагогами в разработанные рабочие программы, направленные на формирование и развитие бытовых навыков
В целом мониторинг показал, что педагоги отдают предпочтение таким формам работы, как учебные и деловые игры, соревнования (викторины, конкурсы, турниры) и экскурсии. Также очевидно, что специфика работы педагогов в общеобразовательных организациях и организациях дополнительного образования влияет на степень востребованности тех или иных форм занятий по развитию бытовых навыков обучающихся.