Статья «Модель взаимодействия специалистов по развитию социально-бытовых навыков детей старшего дошкольного возраста с умственной отсталостью»
Модель взаимодействия специалистов по развитию
социально-бытовых навыков детей старшего дошкольного
возраста с умственной отсталостью
Шишкина Наталья Николаевна, старший воспитатель МАДОУ №101
В разработке модели взаимодействия специалистов по развитию социально-бытовых навыков детей старшего дошкольного возраста с умственной отсталостью были использованы методические рекомендации предлагаемые следующими авторами: Е.О. Маркелова, А.И. Ахметзянова (Программа по развитию навыков самообслуживания у детей с глубокой умственной отсталостью в условиях лекотеки), Е.А. Екжанова, Е.А. Стребелева (Коррекционно-развивающее обучение и воспитание дошкольников с нарушением интеллекта и Коррекционно-развивающее обучение и воспитание: программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта), E.В. Моржина (Формирование навыков самообслуживания на занятиях и дома), М. Питерси, Р. Трилор (Маленькие ступеньки: программа ранней педагогической помощи детям с отклонениями в развитии), Л.Б. Баряева, О.П. Гаврилушкина, А.П. Зарин, Н.Д. Соколова, (Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью).
Разработанная нами модель представляет собой целостную систему и имеет свою цель: повышение эффективности процесса социализации детей старшего дошкольного возраста с умственной отсталостью.
Реализация данной модели возможна при соблюдении следующих условий:
каждый ребенок ежедневно должен быть охвачен коррекционно-развивающей помощью;
специалисты должны иметь единый подход к каждому и единый стиль работы в целом.
После внедрения модели взаимодействия специалистов по развитию социально-бытовых навыков детей старшего дошкольного возраста с умственной отсталостью мы ожидаем следующие результаты:
ориентировка специалистов на конструктивное партнерство;
развитие социально-бытовых навыков детей.
Модель взаимодействия специалистов по развитию социально бытовых навыков детей старшего дошкольного возраста с умственной отсталостью представлена схематически на рисунке 1.
Методист
Как координатор взаимодействия
Дефектолог
Логопед
Ребенок с особыми образовательными потребностями
Педагог-психолог
Воспита-тель
Музыкальный руководитель
Руководитель физического воспитания
Рис. 1. Модель взаимодействия специалистов ДОУ по развитию социально-бытовых навыков детей старшего дошкольного возраста с умственной отсталостью
Схема наглядно демонстрирует профессиональную взаимосвязь всех специалистов учреждения по развитию социально-бытовых навыков; отражает работу их в тесном контакте друг с другом, стремясь к тому, чтобы иметь единый подход к каждому и единый стиль работы в целом.
Взаимодействия специалистов ДОУ по развитию социально-бытовых навыков детей старшего дошкольного возраста с умственной отсталостью ведется по нескольким направлениям:
занятия, направленные на формирование представлений о себе (проводится работа по формированию зрительного образа «Я» –представлений о схеме тела и своем внешнем виде);
занятия, направленные на формирование представлений о предметах окружающего мира (детей знакомят с видами одежды и предметами, необходимыми для блоков «навыков приема пищи» и «навыков удовлетворения естественных потребностей»). На данных занятиях работа осуществляется поэтапно;
занятия по развитию мелкой моторики рук (детей учат соотносить свои действия с конкретной практической задачей – захватывать предметы с учетом их свойств, а также формировать различные типы хватания, умение оперировать каждой рукой, кистью руки, умение согласовывать действия обеих рук, умение выделять каждый палец в отдельности);
занятия, направленные на формирование навыков взаимодействия с другими людьми (заключаются в формировании у детей: способности подражать действиям взрослого, умения понимать и использовать жестовую инструкцию, умения работать по образцу и по словесной инструкции).
занятия, направленные на формирование непосредственно социально-бытовых навыков (проводятся как на специально организованных занятиях, так и в режимных моментах. Специально организованные занятия по формированию социально-бытовых навыков проходятся в кабинете у дефектолога и необходимы для того, чтобы с каждым ребенком формировать и отрабатывать отдельные операции каждого действия социально-бытового характера. Во время режимных моментов с детьми отрабатывается вся последовательность выполнения навыков социально-бытового характера;
работа с родителями и с персоналом (заключается в обучении их методам и приемам, направленным на формирование у детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью социально-бытовых навыков).
Специфика взаимодействия специалистов ДОУ такова, что весь коллектив участвует в создании условий для благоприятного развития социально-бытовых навыков детей. Работая в команде, каждый ее член выполняет четко определенные цели и задачи в области своей предметной деятельности.
Так, дефектолог осуществляет разработку и уточнение индивидуальных образовательных маршрутов; проводит индивидуальные и подгрупповые занятия по развитию речи, формированию элементарных количественных представлений и также занятия по ознакомлению с окружающим; проводит специально организованные занятия по формированию социально-бытовых навыков. На занятиях по социальному развитию педагогом дефектологом вводятся и закрепляются основные понятия, действия, правила поведения, которые в последующем будут закрепляться с помощью других средств.
Направлениями деятельности педагога-психолога являются – диагностика, консультирование, коррекция, развитие, профилактика и просвещение, а также разработка, оформление рекомендаций другим специалистам по организации работы с ребенком с учетом данных диагностики социально-бытовых навыков; вовлечение родителей в процессы обследования и развития социально-бытовых навыков.
Логопед проводит занятия по коррекции и развитию речи, по развитию мелкой моторики; разрабатывает рекомендации по использованию логопедических приемов в работе с детьми по развитию социально-бытовых навыков.
Воспитатель определяет уровень развития разных видов деятельности ребенка, особенностей коммуникативной активности, уровня сформированности целенаправленной деятельности, навыков самообслуживания, культурно-гигиенических; проводит подвижные игры и упражнения; выполняет рекомендации специалистов; закрепляет приобретенные детьми знания, отрабатывает умения до автоматизации навыков, интегрируя коррекционные цели и содержание в повседневную жизнь детей (в игровую и трудовую деятельность), в содержание других занятий (изобразительная деятельность, наблюдения за окружающим), а также в режимные моменты.
Инструктор по физической культуре проводит занятия по развитию общей моторики, координации движения, укреплению здоровья детей: формирование правильной осанки, физическое развитие, совершенствование психомоторных способностей.
Музыкальный руководитель участвует в развитие мелкой моторики (игра на детских музыкальных инструментах, танцевальные движения); в развитие коммуникативных навыков (участие детей в музыкальных представлениях) и т.д.
В ходе работы было составлено совместное планирование педагогов и специалистов группы детей с нарушением интеллекта по развитию социально-бытовых навыков представлено в приложении 1.
Поскольку с умственно отсталыми детьми эффективность проведения фронтальных занятий очень низкая, вся работа проводится в индивидуальной и подгрупповой форме.
Сетка занятий составляется так, чтобы каждый ребенок ежедневно был охвачен коррекционно-развивающей помощью. Количество занятий в неделю не превышает установленных норм.
В первую половину дня проводятся индивидуальные и подгрупповые занятия как с логопедом, дефектологом, так и с воспитателем. Во вторую половину дня проводятся фронтальные занятия инструктором по физической культуре и музыкальным руководителем. Сетка занятий представлена в приложение 2.
Разработанная нами модель представляет собой целостную систему и имеет свою цель: повышение эффективности процесса социализации детей старшего дошкольного возраста с умственной отсталостью. Реализация данной модели возможна при соблюдении следующих условий:
каждый ребенок ежедневно должен быть охвачен коррекционно-развивающей помощью;
специалисты должны иметь единый подход к каждому и единый стиль работы в целом.
Роль взаимодействия специалистов по вопросам социализации заключается в том, что только в тесном взаимодействии всех участников педагогического процесса возможно успешное формирование социализации и адаптации в обществе детей с умственной отсталостью.