12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Шишкина Наталья Николаевна48
1

Статья «Модель взаимодействия специалистов по развитию социально-бытовых навыков детей старшего дошкольного возраста с умственной отсталостью»

Модель взаимодействия специалистов по развитию

социально-бытовых навыков детей старшего дошкольного

возраста с умственной отсталостью

 

Шишкина Наталья Николаевна, старший воспитатель МАДОУ №101

 

В разработке модели взаимодействия специалистов по развитию социально-бытовых навыков детей старшего дошкольного возраста с умственной отсталостью были использованы методические рекомендации предлагаемые следующими авторами: Е.О. Маркелова, А.И. Ахметзянова (Программа по развитию навыков самообслуживания у детей с глубокой умственной отсталостью в условиях лекотеки), Е.А. Екжанова, Е.А. Стребелева (Коррекционно-развивающее обучение и воспитание дошкольников с нарушением интеллекта и Коррекционно-развивающее обучение и воспитание: программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта), E.В. Моржина (Формирование навыков самообслуживания на занятиях и дома), М. Питерси, Р. Трилор (Маленькие ступеньки: программа ранней педагогической помощи детям с отклонениями в развитии), Л.Б. Баряева, О.П. Гаврилушкина, А.П. Зарин, Н.Д. Соколова, (Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью).

Разработанная нами модель представляет собой целостную систему и имеет свою цель: повышение эффективности процесса социализации детей старшего дошкольного возраста с умственной отсталостью.

Реализация данной модели возможна при соблюдении следующих условий:

каждый ребенок ежедневно должен быть охвачен коррекционно-развивающей помощью;

специалисты должны иметь единый подход к каждому и единый стиль работы в целом.

После внедрения модели взаимодействия специалистов по развитию социально-бытовых навыков детей старшего дошкольного возраста с умственной отсталостью мы ожидаем следующие результаты:

ориентировка специалистов на конструктивное партнерство;

развитие социально-бытовых навыков детей.

Модель взаимодействия специалистов по развитию социально бытовых навыков детей старшего дошкольного возраста с умственной отсталостью представлена схематически на рисунке 1.

 

Методист

Как координатор взаимодействия

 

t1584090400aa.gift1584090400ab.gift1584090400ac.gift1584090400ad.gif

 

t1584090400ae.gift1584090400af.gif

 

Дефектолог

 

Логопед

 

t1584090400ag.gift1584090400ah.gift1584090400ai.gif

t1584090400aj.gift1584090400ak.gif

t1584090400al.gif

 

Ребенок с особыми образовательными потребностями

 

Педагог-психолог

 

Воспита-тель

 

 

t1584090400am.gift1584090400an.gif

 

t1584090400ao.gift1584090400ao.gift1584090400ap.gift1584090400aq.gift1584090400ar.gift1584090400as.gif

 

 

 

Музыкальный руководитель

Руководитель физического воспитания

t1584090400at.gift1584090400au.gift1584090400av.gif

 

 

 

Рис. 1. Модель взаимодействия специалистов ДОУ по развитию социально-бытовых навыков детей старшего дошкольного возраста с умственной отсталостью

 

Схема наглядно демонстрирует профессиональную взаимосвязь всех специалистов учреждения по развитию социально-бытовых навыков; отражает работу их в тесном контакте друг с другом, стремясь к тому, чтобы иметь единый подход к каждому и единый стиль работы в целом.

Взаимодействия специалистов ДОУ по развитию социально-бытовых навыков детей старшего дошкольного возраста с умственной отсталостью ведется по нескольким направлениям:

занятия, направленные на формирование представлений о себе (проводится работа по формированию зрительного образа «Я» –представлений о схеме тела и своем внешнем виде);

занятия, направленные на формирование представлений о предметах окружающего мира (детей знакомят с видами одежды и предметами, необходимыми для блоков «навыков приема пищи» и «навыков удовлетворения естественных потребностей»). На данных занятиях работа осуществляется поэтапно;

занятия по развитию мелкой моторики рук (детей учат соотносить свои действия с конкретной практической задачей – захватывать предметы с учетом их свойств, а также формировать различные типы хватания, умение оперировать каждой рукой, кистью руки, умение согласовывать действия обеих рук, умение выделять каждый палец в отдельности);

занятия, направленные на формирование навыков взаимодействия с другими людьми (заключаются в формировании у детей: способности подражать действиям взрослого, умения понимать и использовать жестовую инструкцию, умения работать по образцу и по словесной инструкции).

занятия, направленные на формирование непосредственно социально-бытовых навыков (проводятся как на специально организованных занятиях, так и в режимных моментах. Специально организованные занятия по формированию социально-бытовых навыков проходятся в кабинете у дефектолога и необходимы для того, чтобы с каждым ребенком формировать и отрабатывать отдельные операции каждого действия социально-бытового характера. Во время режимных моментов с детьми отрабатывается вся последовательность выполнения навыков социально-бытового характера;

работа с родителями и с персоналом (заключается в обучении их методам и приемам, направленным на формирование у детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью социально-бытовых навыков).

Специфика взаимодействия специалистов ДОУ такова, что весь коллектив участвует в создании условий для благоприятного развития социально-бытовых навыков детей. Работая в команде, каждый ее член выполняет четко определенные цели и задачи в области своей предметной деятельности.

Так, дефектолог осуществляет разработку и уточнение индивидуальных образовательных маршрутов; проводит индивидуальные и подгрупповые занятия по развитию речи, формированию элементарных количественных представлений и также занятия по ознакомлению с окружающим; проводит специально организованные занятия по формированию социально-бытовых навыков. На занятиях по социальному развитию педагогом дефектологом вводятся и закрепляются основные понятия, действия, правила поведения, которые в последующем будут закрепляться с помощью других средств.

Направлениями деятельности педагога-психолога являются – диагностика, консультирование, коррекция, развитие, профилактика и просвещение, а также разработка, оформление рекомендаций другим специалистам по организации работы с ребенком с учетом данных диагностики социально-бытовых навыков; вовлечение родителей в процессы обследования и развития социально-бытовых навыков.

Логопед проводит занятия по коррекции и развитию речи, по развитию мелкой моторики; разрабатывает рекомендации по использованию логопедических приемов в работе с детьми по развитию социально-бытовых навыков.

Воспитатель определяет уровень развития разных видов деятельности ребенка, особенностей коммуникативной активности, уровня сформированности целенаправленной деятельности, навыков самообслуживания, культурно-гигиенических; проводит подвижные игры и упражнения; выполняет рекомендации специалистов; закрепляет приобретенные детьми знания, отрабатывает умения до автоматизации навыков, интегрируя коррекционные цели и содержание в повседневную жизнь детей (в игровую и трудовую деятельность), в содержание других занятий (изобразительная деятельность, наблюдения за окружающим), а также в режимные моменты.

Инструктор по физической культуре проводит занятия по развитию общей моторики, координации движения, укреплению здоровья детей: формирование правильной осанки, физическое развитие, совершенствование психомоторных способностей.

Музыкальный руководитель участвует в развитие мелкой моторики (игра на детских музыкальных инструментах, танцевальные движения); в развитие коммуникативных навыков (участие детей в музыкальных представлениях) и т.д.

В ходе работы было составлено совместное планирование педагогов и специалистов группы детей с нарушением интеллекта по развитию социально-бытовых навыков представлено в приложении 1.

Поскольку с умственно отсталыми детьми эффективность проведения фронтальных занятий очень низкая, вся работа проводится в индивидуальной и подгрупповой форме.

Сетка занятий составляется так, чтобы каждый ребенок ежедневно был охвачен коррекционно-развивающей помощью. Количество занятий в неделю не превышает установленных норм.

В первую половину дня проводятся индивидуальные и подгрупповые занятия как с логопедом, дефектологом, так и с воспитателем. Во вторую половину дня проводятся фронтальные занятия инструктором по физической культуре и музыкальным руководителем. Сетка занятий представлена в приложение 2.

Разработанная нами модель представляет собой целостную систему и имеет свою цель: повышение эффективности процесса социализации детей старшего дошкольного возраста с умственной отсталостью. Реализация данной модели возможна при соблюдении следующих условий:

каждый ребенок ежедневно должен быть охвачен коррекционно-развивающей помощью;

специалисты должны иметь единый подход к каждому и единый стиль работы в целом.

Роль взаимодействия специалистов по вопросам социализации заключается в том, что только в тесном взаимодействии всех участников педагогического процесса возможно успешное формирование социализации и адаптации в обществе детей с умственной отсталостью.

 

 


 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.