Учебный проект «Моя семья — моё богатство» (1 класс)

1
2
Материал опубликован 1 April 2020

УЧЕБНЫЙ ПРОЕКТ «МОЯ СЕМЬЯ – МОЁ БОГАТСТВО»

Наш проект о том, что объединяет всех нас -  все о семье.

У каждого  человека есть своя семья, свой дом. Дом – это не только крыша над головой, это твоя семья и близкие тебе люди: родители, сестры, братья, дедушки, бабушки. Семья – это семь «Я». Семья – это продолжение  нашего рода.

15 мая во всем мире отмечается Международный день семьи.

До начала ХХ века семья состояла не из одного поколения. В ней  были дедушки, бабушки, мама, папа, дети, внуки, правнуки. Жили дружно, друг другу помогали. Одни по хозяйству поспевали, другие в поле трудились, старшие братья и сестры  защищали младших. Жили весело, старость уважали, молодых оберегали. Семьи были большие и крепкие. 

О семье написаны сказки, рассказы,  стихи.  Создано много  пословиц и поговорок.


ПАСПОРТ ПРОЕКТА


Учебный проект

«Моя семья – моё богатство»

Класс

1

Цели проекта:

Знакомство с биографией, историей семьи (о членах семьи, об их интересах, профессиях, о домашних делах взрослых и детей).

Задачи проекта:


Совместно с родителями, бабушками и дедушками перелистать семейный фотоальбом, собрать и изучить информацию о происхождении своей семьи.

Создать семейную летопись или генеалогическое древо семьи.

Узнать о вкладе близких в дело защиты и развития нашей страны.

Сроки реализации программы

Ноябрь - май

Технологии

Исследовательская деятельность, направленная на самостоятельное добывание знаний по истории своей семьи, края.

Проектная деятельность.

Формы работы

деловые игры;

классные часы;

беседы, диспуты, викторины;

коллективные творческие дела;

смотры-конкурсы, выставки;

соревнования;

экскурсии, поездки, походы;

трудовые дела.

Ожидаемые результаты реализации программы

Реализация данной программы предполагает:

интерес к историческому прошлому своей семьи, малой родины и России,

уважительное и бережное отношения к памятникам архитектуры и культуры;

любовь и бережное отношение к родной природе;

интерес к познанию, стремление к самовыражению и самореализации;

творчество в труде, бережное отношение к результатам труда, осознание значимости труда;

честность, уважительное и доброжелательное отношение к людям, самоуважение и соблюдение правил культуры, организованность, пунктуальность и требовательность к себе.

Критерии эффективности

Знаю:

что такое семья и для чего она создается;

историю своего рода, своей семьи;

историю семейных реликвий;

традиции и обычаи своей семьи;

как называются мои родственники, кем они приходятся мне и моим родителям; характер и личностные особенности своих родных, их привычки, интересы и потребности;

роль каждого члена семьи в ее жизни;

проблемы семьи в целом и проблемы ее членов в частности;

состояние здоровья членов моей семьи;

материальное положение семьи;

где и кем работают родители, что входит в сферу их профессиональной деятельности;

круг знакомств семьи;

важные даты в жизни семьи (день рождения семьи, дни рождения и именины членов семьи и др.);

семейный этикет;

свои права и свои семейные обязанности;

как и чем я могу помочь своим близким.

Умею:

любить свою семью и всех своих родных и близких;

быть благодарным;

радоваться успехам членов семьи и сопереживать при их неудачах и бедах;

понять и прощать, сочувствовать и помогать;

уважать мнение других членов семьи;

в согласии делать общие дела;

осмысливать свой долг перед старшими членами семьи;

составить родословную моей семьи, вести семейную летопись;

хранить семейные реликвии;

донести сведения о своем роде, своей семье до будущих своих детей и внуков;

разумно пользоваться своими правами в семье;

добросовестно выполнять свои обязанности;

заботиться о старших и младших членах семьи;

ухаживать за собой, не добавляя проблем старшим членам семьи;

строить взаимоотношения с родными и близкими мне людьми, общаться с ними на уровне культуры отношений и общения;

правильно выходить из конфликтных ситуаций, возникающих в семье;

вести здоровый образ жизни;

оказывать посильную помощь в решении проблем семьи в целом и проблем каждого члена семьи в частности;

создавать домашний уют, оказывать помощь в решении бытовых вопросов жизни семьи;

организовывать семейные праздники, игры, забавы, развлечения;

отстаивать честь и достоинство своей семьи и ее членов достойными человека способами;

делать приятное своим родным и близким.

Действую:

участвую в составлении родословной моей семьи, ее летописи;

берегу и передаю следующим поколениям историю и традиции своей семьи;

поддерживаю родственные связи с родственниками, живущими вне моего дома;

добросовестно выполняю свои обязанности по дому;

посильно участвую в решении семейных проблем;

участвую в организации досуга семьи;

помогаю старшим и младшим членам семьи, забочусь о них;

учусь у старших членов семьи вести домашнее хозяйство, помогаю им в их делах;

берегу мир и покой моей семьи;

готовлюсь стать продолжателем рода, к созданию своей собственной семьи.

п\п

Разделы проекта

Сроки

Направления поиска

Продукт проекта

1

Самая хорошая, дорогая самая.

ноябрь

Фото мамы.

Биографические сведения.

Где училась, какую профессию получила, кем работает, в чём заключается работа, какую пользу людям приносит эта профессия.

Увлечения мамы.

Портфолио

Альбом.

Мультимедийная презентация

2

Папа в доме, и дом исправен

декабрь

Фото папы.

Биографические сведения.

Где учился, какую профессию получил, кем работает, в чём заключается работа, какую пользу людям приносит эта профессия.

Увлечения папы.

Портфолио

Альбом.

Мультимедийная презентация

3

Откуда ты, имя?

Как вас зовут, или тайна имени.

ноябрь

Дата рождения ребёнка.

Фото (малыш и ученик).

Имя и его значение.

Связь имени и характера.

Как мне выбирали имя.

В честь кого меня назвали?

Какой он был человек? Чем знаменит?

Портфолио

Мультимедийная презентация

4

 Я с бабушкой своею дружу давным–давно

январь

Фото бабушки (дедушки). Биографические сведения.

История возникновения семьи (как они познакомились, сколько детей вырастили и т.д.)

Трудовой путь бабушки (дедушки). Дедушка – защитник Родины.

Портфолио

Альбом.

Мультимедийная презентация

5

Мне дедушка рассказывал…

февраль

6

Моя родословная

март

Составление родословного древа

Портфолио.

Мультимедийная презентация

7

Семейное хобби

апрель

Фирменное семейное блюдо

Юмористический рассказ из семейной жизни

Произведения фольклора о семье

Мультимедийная презентация

Фотовыставка.

Рецепт.

Сочинение.


8

История моей семьи.

Традиции моей семьи


май

Герб моей семьи, её девиз, паспорт семьи, календарь дней рождения и знаменательных дат семьи (юбилеи).

Профессии в моей родословной

Семейные династии.

Портфолио.

Мультимедийная презентация

Герб семьи.

Сочинение.

Альбом.

Большая часть мероприятий рассчитана на общение с людьми с целью сбора информации.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

«История моей семьи»

Для установления взаимоотношения между родителями и детьми, для успешного решения ими общих задач в процессе совместной деятельности очень эффективны такие формы такие формы сотрудничества как составление семейных праздников, альбомов.

Такая форма работы была очень современной. Мало кто из детей и родителей знал свою родословную.

Вопросы.

Что ты можешь рассказать о себе?

Кто входит в твою семью?

Что ты знаешь о своём брате, сестре?

Назови имена своих родственников?

Какие праздники проводятся в твоей семье?


В результате ребёнок мог не только пересказать всё, что он узнал от взрослых но и «прочувствовать» особенность того времени, когда его бабушка была молодой, а мама – маленькой девочкой, познакомиться с играми, которые они играли и самому поиграть в них, нарисовать одежду, в которой они ходили и т. д.

История каждой семьи оформляется в виде самодельной книжки, которые по отзывам родителей стали семейными реликвиями. Цель - помочь ребенку лучше узнать историю своей семьи, её традиции.

Наш семейный альбом

Расскажите детям о своём детстве. Возьмитесь рассматривать вместе с ним ваш семейный альбом. Объясните, кто изображён на старых фотографиях, расскажите, кем они приходятся ребёнку. Стоит обратить внимание на одежду, обувь, быт и другие характерные особенности людей на фотоснимках.

Дом и комнаты родителей

Расскажите ребёнку, в какие игры вы играли в детстве, какие тогда были игры и забавы. Найдите фотографию вашей школы, дома, в котором вы жили, фотографию своего двора. Сравните обстановку комнаты вашего детства с обстановкой комнаты своего ребёнка.

Семейные реликвии

Обязательно расскажите детям о семейных реликвиях, иконе, дедушкиных медалях и орденах, необычной старой вазе, старых открытках. Можно отдать ребёнку какую-нибудь не особо ценную безделушку - весточку из далёкого (для ребёнка) прошлого.

История нашего рода

Дети должны знать происхождение своего рода. Познакомьте их со значением их имён и историей происхождения фамилии.

История нашей семьи

Познакомьте детей с историей образования вашей семьи, расскажите, где жили ваши бабушки-дедушки, мамы и папы, в каких городах они встретились, как получилось, что ваша семья оказалась в вашем городе.

Интересные истории из жизни

Нарисуйте ваше генеалогическое древо, вклейте фотографии ваших родственников.



Используемая литература

Семейные архивы, материалы семейных фотоальбомов.

Воспоминания старших членов семьи.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Хорошо разработан проект по месяцам! Спасибо за работу!

1 April 2020

Благодарю, Елена Николаевна.

2 April 2020