Учебный проект по физике для учащихся 7-х классов «Строение вещества в простых опытах»

6
1
Материал опубликован 27 November 2016 в группе

Пояснительная записка к презентации

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Основная общеобразовательная школа №19 г. Костромы
 

Учебный проект по физике для учащихся 7-х классов

«Строение вещества в простых опытах»

Автор проекта: Матросова Г.Н. учитель физики высшей категории.

Цель: реализация деятельностного подхода при обучении физике через организацию работы методом исследовательских проектов.

Задачи:

сформировать представление о молекулярно-кинетической теории строения вещества, развить творческие способности учащихся в поисках практических доказательств теоретического материала, научить учащихся ставить и решать проблему методами эксперимента и средствами ИКТ; формировать умения использовать ИКТ при изучении учебных тем и оформлять результаты исследований средствами Microsoft Office.

Проект охватывает предметы естественно-научного цикла – физику, биологию и информатику.

В ходе проекта учащиеся:

На примере изучения МКТ учатся исследовать физические явления;

Осуществляют поиск, используя средства ИКТ (Internet-ресурсы);

Самостоятельно придумывают простые опыты, подтверждающие МКТ строения веществ, проводят эксперименты, учатся объяснять результаты опытов и делать выводы;

Наблюдают проявление положений МКТ в повседневной жизни;

Оформляют результаты исследований средствами Microsoft Office;

Представляют презентацию проекта перед учащимися и учителями школы, родителями.

Краткая аннотация проекта:

Тема «Строения вещества», изучаемая в самом начале курса физики является одной из сложных в том плане, что она абстрактна. Молекулы малы и невидимы, учащимся не всегда понятно, что происходит внутри вещества, почему нагретый шарик не проходит через кольцо, они чаще всего воспринимают этот самый первый в теме классический опыт как данность. Между тем учителю необходимо донести до учащихся МКТ строения вещества, доказать ее основные положения. Убедить учащихся только что начинающих изучать физику в непреложности физических законов, мне помогают самые простые опыты, которые можно провести без специального оборудования. Чтобы развить творческие способности учащихся, привить им интерес к изучению физики был разработан проект «Простые опыты о строении вещества». Проект проводился в несколько этапов по мере изучения темы. Учащиеся были поделены на группы, каждая группа заранее к уроку подбирала и готовила эксперименты по соответствующей теме.

Вопросы, направляющие проект.

Основополагающий вопрос: Как понять жизнь невидимых молекул?

Проблемные вопросы:

Могут ли простые опыты рассказать о строении вещества?

Как доказать, что вещества состоят из молекул?

Как доказать, что молекулы находятся в движении?

Как доказать, что между молекулами есть промежутки?

Как доказать, что молекулы взаимодействуют друг с другом?


 

Реализация проекта осуществляется по шагам:

1 шаг. Постановка проблемы. Мозговой штурм. Определение плана проведения экспериментов, деление на группы, выбор руководителей групп;

2 шаг. Подбор экспериментов. Изучение Internet-ресурсов;

3 шаг. Проведение экспериментов:

1-я группа. Опыты, доказывающие, что все вещества состоят из молекул, молекулы малы, их количество огромно, создание модели строения вещества.

2-я группа. Опыты, подтверждающие существование промежутков между молекулами

3-я группа. Опыты, показывающие, что молекулы взаимодействуют друг с другом

4 шаг. Фиксация результатов. Объяснение результатов эксперимента. Подготовка к оформлению результатов;

5 шаг. Оформление результатов Подготовка презентации проекта;

6 шаг. Презентация проекта (для учащихся, родителей).

Для проведения проекта необходимо:

Программно-техническое обеспечение: компьютеры, цифровая фотокамера, принтер, доступ к Интернету, проекционная система;

Программное обеспечение: текстовые процессоры, программы обработки изображений, программы работы с мультимедиа.

Результаты исследований учащиеся оформляют средствами MS Office - презентация PowerPoint.

Презентацию своей работы учащиеся осуществляют перед учащимися, учителями школы и родителями.

Учитель размещает материал в Сети Internet и на школьном сайте.

Презентация проекта "Строение вещества в простых опытах"
PPTX / 2.18 Мб

Предварительный просмотр презентации

Строение вещества в простых опытах Учебный проект учащихся 7 а класса Стригун М., Богословский А., Забегалин Д. Руководитель Матросова Г.Н. учитель физики 2015 год МБОУ Основная общеобразовательная школа №19 г.Костромы

Из чего состоят вещества? Следы мела на пальцах – это мельчайшие частицы мела Воду можно разделить на необычайно маленькие частицы-капельки, распыляя ее из пульверизатора.

Из каких газов состоит воздух? Когда весь кислород в стакане выгорит, свеча погаснет. Вода поднимется, заняв тот объём, где раньше был кислород. Так можно увидеть, что в воздухе около 20% кислорода. Остальной состав воздуха - это другие газы, именно они и остались вверху стакана. В чашку поставить свечу, на дно которой прикрепить кусочек пластилина, поджечь свечу, накрыть стаканом, когда свеча погаснет, вода поднимется в стакан.

Распыляя дезодорант, уже через несколько секунд мы почувствовали его запах. Как распространяются частицы пахучего вещества? Почему воздушный шарик легко сжимается?

Почему растягивается резинка? Почему окрашивается вода, если бросить в стакан несколько кристаллов марганцовки?

между частицами вещества есть промежутки Надутый воздушный шарик можно сжать. При этом число частиц в шарике остается тем же самым, но форма и объем шарика изменяются Резина растягивается, потому что мы увеличиваем расстояние между частицами, из которых она состоит Вода окрашивается при попадании в нее марганцовки Частицы пахучего вещества продвигаются в воздушном пространстве комнаты, потому что

Модель строения вещества Вещества состоят из отдельных, мельчайших частиц- молекул, разделённых промежутками.

Почему объем смеси спирта и воды стал меньше? Если смешать равное количество воды и спирта, объем смеси станет меньше, т.к. молекулы одно вещества проникают между молекулами другого

Сколько чайных ложек соли можно насыпать в стаканчик с водой? Нам удалось насыпать 2, 5 чайных ложек соли, а вода через край не переливалась, почему? Ответ простой: между молекулами воды есть промежутки, соль заполняла их!

Почему мы не видим частицы веществ? Разбавляя подкрашенную воду мы убеждаемся, что частички краски присутствуют даже в сильно разбавленной воде, их много и они очень малы.

Почему нагретый металлический шарик не проходит через кольцо? При нагревании объем шарика увеличился. Увеличивается при нагревании и объем спирта в термометре. Это доказывает, что промежутки между частицами могут изменяться, увеличиваться или уменьшаться.

Взаимодействие молекул Почему свинцовые цилиндры выдерживают груз? Почему кусочки пластилина соединяются, а кусочки мела нет? Если плотно прижать торцы свинцовых цилиндров или куски пластилина друг к другу, то по всей площади соприкосновения расстояние между их поверхностями уменьшится настолько, что «включатся» силы притяжения между молекулами. Эти силы проявляются на расстояниях, сравнимых с размерами самих молекул. . Кусочки мела нельзя сблизить на такое расстояние. А при дальнейшем сближении — силы отталкивания.

Растянутая резинка «стремится» вернуться в исходное состояние. Сжатый мячик распрямляется, если прекратить сжатие. при сжатии расстояние между молекулами уменьшается и сила отталкивания становится больше силы притяжения Именно отталкивание молекул обусловлено тем, что большинство сжатых предметов распрямляется.  При сжатии данных тел мы настолько сжимаем молекулы, что отталкивание оказывается больше их взаимного притяжения. Это приводит к распрямлению упругих тел. Например теннисный мячик, эспандер быстро восстанавливают свою форму.

Почему листы бумаги, смоченные водой слипаются, а смоченные водой и маслом нет? Почему капля масла растекается по бумаге и впитывается в нее, а на воде сохраняет свою форму?

Это явление называется смачиванием. Смачивание – это тоже проявление взаимного притяжения молекул. Различные по структуре ткани впитывают воду по- разному, почему?

Почему вода поднимается вверх? На полоске бумажного полотенца нанесем фломастерами черточки, опустим полоску в воду, вода начала подниматься вверх! Под действием молекулярных сил смачивающая жидкость поднимается вверх по очень тонким трубкам, называемым капиллярами.

На тела, находящиеся на поверхности жидкости действуют с ее стороны силы. Эти силы называются силами поверхностного натяжения. Стальное лезвие не тонет в воде

Движение молекул Молекулы веществ находятся в непрерывном движении. Два разных вещества могут благодаря движению молекул и наличию промежутков между ними проникать друг в друга. Это явление называется диффузия Почему лук заставляет нас плакать? Почему окрашивается картофель?

Почему огурцы становятся солеными? Как получают отпечатки? Возьмем чашку, капнем в нее немного нашатыря, накроем шариком. Если через 10-15 минут развязать шарик и выпустить из него воздух, то мы почувствуем запах бензина. Как нашатырь проник в шарик? Очевидно через отверстия в резине.

Почему «набухают» сухофрукты? Через несколько часов изюм, замоченный в воде набухает, т.к. происходит диффузия, молекулы воды проникают через кожицу изюма. Явление называется осмос.

Диффузия может происходить быстрее В какой воде: горячей или холодной быстрее растворится сахар? Почему чай заваривают в горячей воде?

Благодаря этим простым опытам мы сделали выводы: Вещества состоят из мельчайших невидимых глазу частиц – молекул. Размеры молекул очень малы, а их количество в веществе огромно. Между молекулами есть промежутки. Молекулы вещества находятся в непрерывном движении. Молекулы взаимодействуют друг с другом, они могут притягиваться и отталкиваться друг от друга.

в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии

Интересно. Хочу попробовать

21 March 2017