12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Мазурова Александра Алексеевна2500
Россия, Пермский край, город Губаха
Материал размещён в группе «Учителя физики»
5

Разработка урока по физике для 7 класса по теме «Строение вещества. Молекула»

Урок

Тема: Строение вещества. Молекула.

Цель: создать представления у учащихся об атомах и молекулах на основе: научных фактов, фотографий молекул и атомов, полученных с помощью электронного микроскопа.

Задачи:

1. Образовательная

Объяснить строение вещества наличием в нем отдельных очень маленьких частиц, между которыми есть промежутки.

Продемонстрировать опыты, доказывающие, что между молекулами есть пустоты.

Дать понятие молекулы вещества.

2. Воспитательная

воспитывать добросовестное отношение к учебному труду, положительной мотивации к учению, коммуникативных умений;

способствовать воспитанию гуманности, дисциплинированности, эстетического восприятия мира.

3. Развивающая

формировать умения классифицировать и обобщать знания, умения грамотно строить речевое высказывание, элементы критического мышления.

Тип урока: урок изучения нового материала.

 

Ход урока.

I. Организация класса.

II. Повторение. (Самостоятельная работа)

III. Изучение нового материала.

Мы с вами каждый день наблюдаем целый ряд окружающих нас предметов: столы, стулья, книги, ручки, тетради, автомобили и т. д.

Вопросы:

Скажите, они нам только кажутся сплошными или они на самом деле являются таковыми?

Тогда скажите, из чего они состоят?

А что удерживает их друг возле друга?

Как вы думаете, а между частичками есть пространство, или они расположены вплотную друг к другу?

А где на ваш взгляд промежутки между этими частичками больше, в твердых телах или в газах?

Почему вы так думаете?

А при сжатии уменьшаются сами частички в объеме, или промежутки между ними?

Ещё 2,5 тыс. лет назад, обдумывая вопрос о строении вещества, греческий философ Демокрит выдвинул гипотезу о том, чтовсевещества состоят из мельчайших и неделимых частичек – молекул ( атомов), между молекулами существуют промежутки.

IV. Этап исследовательской работы учащихся.

Что ж, теперь давайте проведем небольшие исследования, чтобы ответить на вопрос: «Каков размер частиц, из которых состоят все тела?» Сегодня нам с вами предстоит проделать трудный путь: от опытных фактов через размышления перейти к научной гипотезе. Гипотезой - называют любое предложение, которое объясняет имеющиеся факты.

Наша задача ,сегодня на уроке, проверить гипотезу Демокрита на различных фактах и сформировать представление о строении вещества

Опыт 1

Оборудование: мел, пузырёк с кристалликами марганцовки, 3 стакана с чистой водой.

 

Ход работы:

Проведите пальцем по поверхности мела. Что вы наблюдаете? Что вы можете сказать о размерах частиц, из которых состоит мел?

Бросьте в стакан с чистой водой несколько крупинок марганцовки, размешайте и перелейте несколько капель во второй стакан, затем повторите эту процедуру ещё раз. Ответьте на вопросы:

Сохранились ли основное свойство вещества - цвет?

Вспомнив размеры кристалликов марганца, что можно сказать о размерах мельчайших частиц вещества?

Вывод: Вещества состоят из мельчайших частиц (молекул).

Эти частицы сохраняют основные свойства вещества: частицы марганцовки – розовые, а мела белые.

 

Опыт 2

Оборудование:

Фильтровальная бумага, пипетка, спирт или одеколон.

Ход работы:

Капните из пипетки одеколон или спирт на фильтровальную бумагу.

Наблюдайте, что происходит с образовавшимся пятном.

Ответьте на вопросы:

Куда исчез одеколон или спирт?

Мгновенно ли он исчез?

Видели ли вы, как он исчез?

Где сейчас одеколон?

Какую гипотезу о строении вещества можно выдвинуть для объяснения такого постепенного исчезновения?

Вывод:

Вещества состоят из отдельных , мельчайших частиц, разделённых промежутками.

 

Опыт 3

Оборудование: Воздушный шарик.

Ход работы:

Надуйте воздушный шарик. Изменился ли объём воздуха в нём?

Нажмите на него руками. Что вы можете сказать о изменении объёма воздуха?

Попробуйте выдвинуть гипотезу о строении газов.

Обсуждение результатов опытов.

Вывод:

Газ легко изменяет свой объём, в результате внешних воздействий.

Выводы:

1.Все тела состоят из отдельных частичек. Молекулы - это мельчайшие частицы, из которых состоят вещества. Молекулы состоят из еще более мелких частиц – атомов.
2.Между этими частичками существует притяжение.

3.Тела изменяют свой объем за счет уменьшения или увеличения промежутков между частичками.

 

V. Решение задач

Рука золотой статуи в храме, которую целовали прихожане, заметно похудела. Священники в панике: кто украл золото? Или это чудо, знамение?

Вы делаете уроки .Из кухни доносится аппетитный запах готовящейся еды… Как это могло произойти согласно гипотезе Демокрита? Что доказывает распространение запахов?

Износ обуви, углубления в ступеньках древних лестниц, протирание локтей пиджаков… Не наводят ли эти будничные явления на глубокие научные размышления? На какие?

 

VI. Домашнее задание

VII. Рефлексия. Сегодня на уроке я узнал …

Опубликовано в группе «Учителя физики»


Комментарии (1)

власова Наталья Николаевна, 11.05.16 в 15:16 0Ответить Пожаловаться
Очень понравилась практическая часть урока, замечательный фронтальный эксперимент. Вот только воздушный шарик я бы заменила на сосуд с твердыми стенками. Пластиковый шприц с запаянным наконечником прекрасно подойдет. Тогда и зависимость "уменьшение объёма - уменьшение расстояния между частицами" можно сделать количественной и про соударения частиц сказать, подготовить почву для формирования понятия давление.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.