Урок по физике в 7 классе «Первоначальные сведения о строении вещества»

5
0
Материал опубликован 27 January 2017

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с. Запрудное Питерского района Саратовской области»

________________________________________________________________________

Разработка открытого урока

по физике

в 7 классе

Урок обобщение

«Первоначальные сведения о строении вещества»

Учитель физики

МОУ «СОШ с. Запрудное»

Фортун О. В.

декабрь, 2016 год

Тема: «Первоначальные сведения о строении вещества».

Обобщающее повторение.

Тип урока – урок повторения.

Цели урока:

образовательные – повторить и закрепить полученные знания по темам «Первоначальные сведения о строении вещества» и «Взаимодействие тел»;

развивающие – развивать кругозор, логику мышления, умение выступать

и руководить, повышать интерес к предмету и изучаемому материалу;

воспитательные – воспитывать стремление к достижению цели, усидчивость, внимание, культуру речи

Оборудование: дерево с листочками (названиями физических тел и веществ), мензурки с водой, листы с рассказами.

Ход урока.

1. Организационный момент.

Учитель:

Трудно было человеку миллионы лет назад,

Он совсем не знал природы,

Слепо верил в чудеса,

Он всего, всего боялся

И не знал, как объяснить

Бурю, гром, землетрясенье,

Трудно было ему жить.

И решил он, чтоб не бояться,

Лучше просто все узнать.

Самому во все вмешаться,

Людям правду рассказать!

Создал он земли науку,

Кратко «физикой « назвал,

Под названьем тем коротким

Он природу распознал.

2. Сказка по теме «Первоначальные сведения о строении вещества».

Учитель. Ребята, этот этап мы проведем в форме сказки.

Слушайте внимательно да физику вспоминайте. Но и тетради приготовьте, они вам понадобятся. Итак:

«В некотором царстве, в некотором государстве жили-были царь с царицей. И была у них дочь – Настасья Премудрая. Красавица писаная, а уж рукодельница! Все умела! Но больше всего она физику любила. У нее даже комната была, где она целыми днями физические опыты проводила. И все шло хорошо. Но однажды налетел черный вихрь и унес Настасью неизвестно куда.

Кликнул тут царь клич: Кто спасет мою дочь, тому я ее в жены отдам». Нашелся храбрец: Иван – крестьянский сын. Собрался он в дорогу и пошел, куда глаза глядят.

Идет, а навстречу ему старушка. «Куда путь держишь?» - спрашивает. Рассказал ей Иван. «Нелегко тебе придется, - говорит она.

- Ведь спасти Настасью Премудрую может только тот, кто физику хорошо знает». «Вот и хорошо, - отвечает Иван. – Уж что-что, а физику-то я знаю!» дала тогда ему старушка клубок т говорит: «Он отведет тебя куда нужно, но волшебным он станет лишь тогда, когда ты скажешь правильно: клубок – что это: вещество или физическое тело?

Задумался Иван.

- А ну-ка, ребята, давайте ему поможем! (Учащиеся дают ответ).

«Покатился клубок и привел Ивана к дереву. А на нем вместо зеленых листочков ленточки бумажные висят. Хотел Иван мимо пройти, да услышал голос: «Помоги нам, Иван! Развесь ленточки правильно: на одну сторону дерева – с названием веществ, а на другую – с названием физических тел».

Принялся Иван за работу.

- Ребята, а кто из вас может выполнить это задание? (Один учащийся выполняет задание у доски).

(Можно использовать ветку сухую с листочками прикрепленными скотчем ленточки с названием физических тел и веществ.)

Прошу остальных ребят в своих тетрадях написать по три названия веществ и физических тел, а затем зачитать записи.

«Не успел Иван справиться с заданием, а уж перед ним зеленой листвой шумят настоящие деревья: Спасибо, Иван, за то, что оживил нас!»

Покатился клубок дальше. Идет Иван за ним, глядь – перед ним старичок на пеньке сидит. Хотел было Иван мимо пройти, а он и говорит: «Погоди, добрый молодец! Дальше не пройдешь, коли не ответишь на мои три вопроса. «Задавай», говорит Иван.

- Что ты знаешь о молекулах?

- Можно ли отличить воду, полученную из сока, от воды, выделенной из молока или морской воды? Почему?

- Чем схожи и чем различаются холодная и горячая вода?

Справился Иван с заданием (ну-ка скажите, что он ответил старичку?») и пошел дальше, а клубок покатился так быстро, что Иван за ним еле поспевал. Вдруг впереди болото: не обойти, не объехать. Что делать? Сел Иван на камень, да призадумался. И слышит, будто зовет его кто-то. Поднял голову, а на ветке синичка сидит. «Отодвинь, - говорит, - камень, на котором сидишь. Там – письмо заветное. Сумеешь ответы найти – откроется тебе невидимая тропинка через болото, а не сумеешь, не видать тебе Настасьи Премудрой!»

Отодвинул Иван камень, а под ним и впрямь письмо, а в нем задания. Первое – дописать концы фраз:

Взаимное проникновение соприкасающихся веществ друг в друга вследствие беспорядочного движения частиц, из которых они состоят, называется …(диффузия);

То, из чего состоит физическое тело, называется … (вещество);

Частицы, из которых состоят молекулы, называются … (атомами);

Сохранение объема и формы – это свойство … (твердых тел);

Одним из основателей учения о молекулярном строении вещества был великий русский ученый … (М.В. Ломоносов)

«Да … Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. Справился Иван с первым заданием, взялся за второе, а оно непростое: надо показать схематично расположение молекул воды в различных состояниях (газообразном, жидком, твердом) и объяснить, чем вызвано различие свойств воды в этих состояниях».

(Один ученик делает зарисовки на доске).

«Как только выполнил Иван это задание, увидел он тропинку через болото, а клубок покатился по ней. Идет Иван, торопиться. Вдруг остановился клубок. Пригляделся Иван, а впереди ров глубокий: не обойти, не перепрыгнуть. Что делать? Смотрит, а на самом краю рва камень огромный стоит, а нем слова написаны: «Если найдешь физические ошибки в рассказе, то перекинется через ров мост, а не найдешь, - так и останешься на этой стороне».

(на столах листы с рассказом)

Встретились однажды два друга – Коля и Витя. Давно они не виделись. «А я уже физику знаю», - хвалится Коля. «И я тоже знаю», - говорит Витя. И стали они друг перед другом своими знаниями хвастаться.

- Я знаю, - говорит Коля, - что мельчайшая частица данного вещества это – молекула.

- Подумаешь! – отвечает Витя. – Зато я знаю, что все молекулы состоят из атомов.

- А ты знаешь, - спрашивает Коля, - что молекулы можно увидеть в телескоп?

- Конечно, - говорит Витя. – В телескоп можно увидеть все!

А вот ты, Коля, знаешь, что чем меньше скорость движения молекул, тем выше температура данного тела?

- Еще бы не знать! – отвечает Коля, - это каждому известно! А ты, Витя, слышал, что вещества могут находиться в трех состояниях: жидком, твердом и газообразном?

- Конечно, слышал, - улыбнулся Витя. – Я даже знаю их свойства. Жидкости сохраняют форму, но меняют объем. Газы имеют форму и объем, а твердые тела не сохраняют ни формы, ни объема.

- Постой, постой! – остановил его Коля. – По-моему, ты что-то перепутал!

- Ничего я не перепутал, - обиделся Витя. – Я физику как дважды два знаю.

- Ну тогда, - говорит Коля, - ответь на мой вопрос: одинаково ли быстро протекает диффузия в газах, жидкостях и твердых телах? Только подумай сначала.

- А что тут думать, - усмехнулся Витя. – Я без обдумывания скажу, что одинаково. На то она, брат, и диффузия!

(дети находят ошибки в рассказе)

Иван точно (как и вы) указал все ошибки, тут же появился мост и он пошел дальше. Долго ли коротко ли шел Иван, но наконец, пришел к замку, а войти в него не может – вокруг глухие стены до самого неба простираются. Отыскал он небольшую дверь в стене, но на ней замок многопудовый. Попытался было Иван сбить его, да все напрасно. Стоит Иван, пригорюнился. Вдруг голос слышит: «Не печалься, Иван. Замок сам откроется, коли сумеешь указать ты физический смысл трех пословиц:

Ложка дегтя бочку меда портит.

Отрезанный ломоть к хлебу не приставишь.

Как с гуся вода.

(ребята объясняют смысл этих пословиц с точки зрения физики).

С последними словами Ивана замок упал на землю. Открыл он дверь, а перед ним стоит Настасья премудрая. «Молодец, Иван! – говорит. – Не побоялся трудностей и испытаний! Все прошел. Осталась самая малость. Чтобы разрушить злые чары, надо рассчитать цену деления у всех мензурок, стоящих у вас на партах, и объемы воды в них; результаты запишите в тетради.

«Выполнил Иван и это задание. Рухнули злые чары, исчез заброшенный замок, и очутились Иван да Настасья Премудрая дома. Обрадовались царь с царицей, сыграли свадьбу и стали все жить – поживать, да добра наживать. Тут и сказке конец. Кто слушал ее, да физику повторял, тот молодец!».

3. Игра «Что? Где? Когда?»

1. Вам удалось нажатием на поршень в цилиндре двигателя сократить объем воздуха, заключенного в нем. что означает с точки зрения физики?

2. В баллоне колеса автомашины воздух подвергается сильному сжатию. Изменяются ли при этом расстояния между молекулами? Как?

3. Изменяются ли расстояния, которые «пролетают» молекулы воздуха от одного столкновения до другого, если баллон колеса немного спустить? Как? Почему?

4. Почему трудно отвинтить гайку, много времени находившуюся в туго завинченном состоянии?

5. автомобиль стоял в гараже, затем находился в пути 1 час в летний зной. Что вы можете сказать о поведении молекул с скатах его колес?

6. Внимание, «Черный ящик!»

Сей особенный предмет

Вмиг подскажет вам ответ,

Брать свой зонтик или нет.

Ответы:

Существующие между молекулами газа (воздуха) промежутки уменьшились.

Да. Уменьшаются.

Да. Расстояния увеличатся. Молекул станет меньше, и промежутки между ними возрастут.

Сыграла свою роль диффузия: благодаря ей увеличилось «сцепление» между гайкой и болтом.

Из-за того, что температура в баллонах повысилась, скорость движения молекул увеличилась, а это, в свою очередь, увеличило число соударений между молекулами и число их ударов изнутри о стенки скатов.

Барометр.

4. Итог урока.

«Кроссворд наоборот».

А

Т

О

М

Д

Е

М

О

К

Р

И

Т

Д

И

Ф

Ф

У

З

И

Я

А

К

В

А

Л

А

Н

Г

В

А

Т

Е

Р

Л

И

Н

И

Я

Л

О

М

О

Н

О

С

О

В

О

С

А

Д

К

А

Нумерация слов в этом кроссворде не совпадает с нумерацией вопросов в ним, в данном случае она такова:

Аппарат для дыхания под водой;

Частица, входящая в состав молекулы;

Красная линия, показывающая наибольшую допустимую осадку судна;

Древнегреческий ученый, основатель учения об атомах;

Гениальный русский ученый;

Явление, в результате которого вещества сами собой перемешиваются;

Глубина, на которую погружается судно.

5. Выставление оценок за урок с комментариями.

6. Домашние задание.

Повторить § 7-11.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации