Учебно-дидактическое пособие для общеобразовательных учебных заведений «Решение проблемных задач на уроках всеобщей истории в 10–11 классах»
ГБУ ОО ЗО «Средняя общеобразовательная школа №15»
г. Мелитополь
Учебно-дидактическое пособие
для общеобразовательных учебных заведений:
«РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМНЫХ ЗАДАЧ
НА УРОКАХ ВСЕОБЩЕЙ ИСТОРИИ
В 10-11 КЛАССАХ»
Автор и составитель:
учитель истории и обществознания
ГБУ ОО ЗО «СОШ №15»
Шкарупа Татьяна Александровна
2024 г.
Данное пособие содержит систему проблемных задач из курса всеобщей истории для обучающихся 10-11 классов общеобразовательных учебных заведений.
В соответствии с действующей программой Министерства просвещения Российской Федерации, представлены задачи по всеобщей истории ХХ-ХХІ веков, а также информация о принципах, методах и стратегии развязывания проблемных задач.
Предложенная система работы способствует активизации познавательной деятельности старшеклассников и развития критического мышления.
СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие (напутственное слово учителям и обучающимся)……………………………..3
Глава 1. Общая стратегия решения проблемных задач по истории ……………………….. 6
Глава 2. Методы и способы решения исторических задач …………………………………. 7
Глава 3. Правила логического мышления и доказательство………………………………...13
Глава 4. Проблемные задачи-10 класс - Всеобщая история (1914–1945) :………………...18
Раздел 1. Мир накануне и в годы Первой мировой войны ………………………………….18
Раздел 2. Мир в 1918-1938гг………………………………………………………………… 18
Раздел 3. Вторая мировая война (1939-1945)………………………………………………..19
Глава 5. Проблемные задачи - 11 класс - Всеобщая история (1945- начало ХХI века):…..20
Раздел 1. США и страны Европы во второй половине ХХ - начале ХХI века……………..20
Раздел 2. Страны Азии, Африки и Латинской Америки во второй половине ХХ
- начале ХХI века……………………………………………………………………………….20
Раздел 3. Международные отношения во второй половине ХХ – начале ХХІ века ………21
Раздел 4 Наука и культура во второй половине ХХ – начале ХХІ века.…………………..21
Послесловие …………………………………………………………………………………....22
Предисловие
(напутственное слово учителям и обучающимся)
Задача издания этих учебно-дидактических материалов – ввести старшеклассников в мир критического мышления.
Критическое мышление – это научное мышление, суть которого заключается в принятии тщательно обдуманных и взвешенных решений относительно доверия к любому утверждению: должны ли мы его воспринять, отвергнуть или отложить, а также степень уверенности, с которой мы это делаем.
Критическое мышление означает не негативность суждений или критику, а взвешенное рассмотрение различных подходов к проблеме, чтобы принимать обоснованные суждения и решения по ней. Критически мыслящий человек ничего не воспринимает на веру. Итак, критическое мышление – это способность и устремление оценивать разные утверждения и делать объективные суждения на основе хорошо обоснованных доказательств. Цель критического мышления состоит в установлении объективной истины.
Умение критически мыслить особенно важно сейчас, когда постоянно в средствах массовой информации происходит массированная и утонченная обработка общественного сознания, разворачиваются подготовленные профессионалами широкомасштабные рекламные кампании, в которых нас пытаются убедить не только приобрести "этот сыр", но и выбрать именно "этого кандидата" на должность депутата, мэра, Президента и т.п. Заплатив сегодня за безвкусный сыр, мы свободны завтра его не покупать. Но, избрав на должность Президента человека, от которого будет в значительной степени зависеть наша жизнь в ближайшие годы, мы не сможем его завтра переизбрать, да и, честно говоря, практически не в состоянии контролировать его деятельность. Поэтому такой выбор должен быть особенно тщательным и обоснованным.
Падение морали в обществе, наблюдаемое в последнее время, приводит к стремительному росту дезинформации с целью использовать других людей в своих эгоистических целях. Часто нам пытаются "подсунуть" изящно упакованную ложь, что выглядит довольно правдоподобно. Итак, в наше время особую актуальность приобретает необходимость отличить истину от подделки, и возникает проблема приобретения навыков критического мышления.
Критическое мышление – это способность задавать новые вопросы, вырабатывать разные аргументы, принимать независимые и продуманные решения.
Критически мыслящие люди задают себе следующие вопросы:
В чем состоит проблема?
К каким выводам пришел автор по этой проблеме?
В чем заключаются причины, приведшие его к такому выводу?
Будьте бдительны по поводу несоответствующей аргументации (по сожалению, страху, неправильной обработке статистических данных и др.), что может ввести вас в заблуждение.
Автор опирается на факты или взгляды?
Факты можно проверить
Взгляды проверить невозможно, они могут основываться на голословных утверждениях.
Автор выражает свои мысли нейтрально или эмоционально?
Критически мыслящий человек следит за манерой изложения, чтобы увидеть почву.
Характеристики критически мыслящих людей:
• честны перед собой;
• отвергают подтасовку;
• преодолевают путаницу;
• задают вопросы;
• делают свои выводы на очевидных фактах;
• следят за связью между явлениями;
• интеллектуально независимые.
Исследовательские навыки, используемые в критическом мышлении:
• Наблюдать – видеть и замечать свойства объекта.
• Описывать – указывать, как объект выглядит.
• Сравнивать – устанавливать сходства и расхождения между объектами; оценивать что-нибудь и сравнивать с другими вещами.
• Определять – показывать или доказывать существование объекта; распознавать объект как конкретную вещь.
• Ассоциировать – умственно устанавливать связь между объектами; соединять объекты по принципу их взаимодействия.
• Обобщать – делать выводы на основе имеющейся информации или фактов.
•Прогнозировать – предполагать, что произойдет в будущем; предсказывать что-нибудь.
• Применять – использовать в соответствии; получать практическую пользу от чего-нибудь.
Роль критического мышления состоит в том, чтобы противостоять вере, не поддающейся объяснению. Этот вид мышления проявляется в двух направлениях:
1) ориентация на поиск правды;
2) понимание разнообразия. Вера в абсолютизм и в неподдающиеся объяснению идеи являются негативными показателями критического мышления.
Критическое мышление также включает в себя оценку самого мыслительного процесса – хода размышлений, которые привели нас к выводам, или тех факторов, которые мы учли при принятии решения. Критическое мышление предполагает свободу от психологической защиты. Человеку иногда очень трудно признавать свои ошибки и не потому, что не хватает интеллектуальных способностей, а потому, что срабатывает психологическая защита. Такой человек очень часто склонен отвергать или искажать информацию, несовместимую с его представлениями о себе или мире. Итак, глупый человек не ошибающийся, а не желающий замечать и исправлять свои ошибки.
Критическое мышление невозможно отделить от творческого. Как только мы начинаем анализировать проблему, мы сразу строим гипотезы, ищем альтернативные способы решения и т.д. А все это акты творчества. Итак, вернее будет называть тот тип мышления, которому будем учиться, критическим творческим мышлением.
Развивать критическое мышление необходимо путём решения проблемных задач по истории. Это позволит лучше осознавать прошлое и настоящее. Навыки мыслить критически позволят стать ответственными гражданами и сознательно выбирать свою судьбу и воздействовать на нее. Именно упражнения по истории позволят сознательно и правильно выбирать пути развития не только своей судьбы, но и судьбы своей страны и общества. Ведь история – это тысячелетний опыт многих поколений.
Предлагаемые к решению упражнения потребуют ответственного отношения к принятию решений. Необходимо будет не просто заявить о своей позиции по данной проблеме, но и доказать и обосновать ее. Взвесить все "за" и "против", предусмотреть последствия принятых решений. Для этого важно будет рассмотреть проблему с разных точек зрения, учесть разные мнения.
В результате решения проблемных задач станет очевидным, что недостаточно лишь знать исторические факты, а очень важно уметь оценивать их значение для страны и мира. Работа над задачами убедит в том, что необходимо понимать и принимать другую точку зрения при наличии убедительных аргументов, то есть быть толерантными. Противоречия в оценках исторических событий обязательно будут побуждать самостоятельно анализировать историческую ситуацию и делать выводы, а также научат прикладывать обобщенные к современной общественной ситуации, правильно и самостоятельно ее анализировать.
Работая над противоположными оценками исторических событий и явлений, станет понятной невозможность заключить мир в простые черно-белые кадры. Более того, привычка к такому упрощенному черно-белому мировосприятию порождает потребность наказать тех людей, которые не разделяют те же упрощенные выводы. История дает немало примеров тому как в древности, так и в современности.
Следовательно, в результате проделанной работы, вы сможете видеть оттенки явлений. К примеру, можете поддерживать цели тех либо других исторических лиц, но созидать слабость и несовершенство избранных способов. Вы научитесь мыслить парадоксами и видеть всеобщее и отдельное в жизненных процессах и явлениях. Неоднозначное отношение к происходящему – вот что станет следствием вашего труда. Вы всегда, оценивая историческое событие, сможете видеть оборотную сторону явления. Не удивляйтесь, если ваши выводы могут не делить ваши одноклассники. Некоторые выводы непосредственно обусловлены ценностями и предпочтениями делаемого ими человека. Хорошо ли это или плохо? И хорошо, и плохо.
Плохо – если из-за собственных предубеждений искажается реальное положение вещей. Хорошо – если мощь человеческой мысли направлена на утверждение общечеловеческих ценностей.
В первой главе вы познакомитесь с общей стратегией решения проблемных задач по истории. Во втором разделе вы узнаете о методах и средствах решения исторических задач. Этот раздел предоставит вам помощь в овладении инструментами исторического и критического мышления: в нем будет идти речь о том, как осуществлять анализ и сравнение, классификацию и обобщение, как аргументировать свои мысли и многие другие правила и процедуры критического мышления.
Третий раздел познакомит вас с основными принципами и операциями человеческого мышления, исследуемыми формальной логикой. Здесь вы овладеете законами логического мышления и усвоите требования к последовательному и доказательному размышлению. Последние разделы включают в себя те проблемные задачи, которые потребуют от вас применения тех принципов и правил, которые вы усвоили из предыдущих разделов. Решая задачи, при необходимости следует обращаться к правилам и процедурам снова и снова.
Глава 1.
Общая стратегия решения проблемных задач по истории
Проблемная задача – это цель, которую следует достичь путем преобразования заданных условий. Задача включает в себя реальное или притворное противоречие, вызывающее познавательное затруднение. Проблемную задачу невозможно решить только припоминанием готовых знаний, необходимо размышлять, искать связи и отношения, подбирать доказательства.
Проблемная задача решается, как правило, в такой последовательности:
1. выясняется, какая информация нужна для решения проблемы и какой информацией вы владеете;
2. разрабатывается план, чтобы постепенно, шаг за шагом, соединить имеющуюся информацию с неизвестной, на этом этапе используются следующие правила:
(1) разделить проблему на части;
(2) решить более простые проблемы, отражающие некоторые аспекты основной проблемы;
(3) использовать графические изображения, чтобы представить проблему разными способами;
(4) рассмотреть частные случаи, чтобы "ощутить" проблему;
3. выполнить план исследования поэтапно;
4. осуществить обзор решения и убедиться, что оно действительно является решением данной проблемы и соответствует имеющейся информации.
Работая с историческими проблемами, следует руководствоваться устоявшимися правилами и методами исследования исторической науки (методологией). Важнейшие начальные правила исследования именуются принципами.
К таким правилам исторического познания следует отнести принципы объективности, историзма, социального подхода и множественности подходов.
Принцип объективности предполагает обязательно рассмотрение исторической реальности в целом, независимо от желаний, предпочтений, установок исследователя, требует рассматривать каждое явление в его разнообразии и противоречивости.
Принцип историзма предполагает изучение любого исторического явления с точки зрения того, когда, где, по каким причинам это явление возникло, каким оно было вначале и каким образом развивалось в связи с изменением общей обстановки и внутреннего содержания, как изменялась его роль, какие оценки ему давались на том или ином этапе, каким оно стало сейчас, что можно сказать о перспективах его развития.
Социальный подход предполагает учет определенных социальных и классовых интересов, всей совокупности социально-классовых отношений.
Важен принцип множественности подходов к рассмотрению исторического процесса. Этот принцип предполагает рассмотрение исторического явления или процесса под разными углами зрения, с разных позиций.
Принципы исторического исследования служат указателями для историков, чтобы их выводы не пренебрегали недостоверностью. Однако одних принципов недостаточно для решения исторической задачи нужны еще и методы исследования. Необходимо правильно осуществить анализ (выделить составляющие), сделать выводы (обобщить), установить причины, предположить и т.д. Об этом говорится в следующем разделе.
Глава 2.
Методы и способы решения исторических задач
Метод (с греческого – "путь к чему-то") – способ достижения цели, определенным образом упорядоченная деятельность. Методы – это те инструменты, которые
позволяют получить ответ на проблемную задачу. Так же, как
плотник с помощью умения пользоваться рубанком и пилой изготавливает двери, да и историки с помощью умения пользоваться методами познания решают исторические задачи.
Анализ – практическое или мнимое разложение изучаемого объекта на характерные для него составные элементы, выделение в нем отдельных сторон, изучение каждого элемента или стороны объекта отдельно и как части целого. К примеру, жизнь общества состоит из: 1) политики (власть);
2) экономики (собственность); 3) социальных отношений (слои, классы, слои); 4) духовной жизни (культура). Если мы хотим охарактеризовать жизнь любого общества в любое время, нам нужно узнать ответы на эти четыре вопроса.
Синтез – практическое или мнимое сочетание элементов (частей) или свойств (сторон) изучаемого объекта в единое целое. Синтез предполагает сочетание разрозненных частей в единую цельность. Вернемся к примеру с характеристикой общества. Недостаточно ответить на четыре предварительных вопроса, необходимо все проявления жизни в четырех сферах совместить в единую характеристику.
Анализ и синтез – основные мыслительные операции; производными от них являются абстрагирование (специальная форма анализа) и обобщение (высшая форма синтеза). Анализ предполагает расчленение целого на части; переход от конкретного к абстрактному; установление связи причин и последствий Анализ и синтез – это две стороны единого мыслительного процесса. Правильный анализ любого целого всегда представляет собой анализ не только частей, элементов, свойств, но и их связей и отношений. Именно поэтому он приводит не к распаду целого, а к его превращению. Это преобразование целого, новое соотношение выделенных анализом компонентов целого и есть синтез.
Правила выполнения:
• разложить объект на составные части;
• выделить отдельные существенные стороны объекта;
• изучить каждую часть (сторону) в отдельности как элемент единого целого;
• соединить части объекта в единое целое.
Сравнение – это умственная операция, заключающаяся в установлении признаков сходства и различия между предметами и явлениями.
Сравнение поднимает наше мышление на более высокую ступень. Оно обнаруживает новые связи, позволяющие более подробно и глубже изучить предмет. Путем сравнения двух или нескольких понятий можно раскрыть через известное понятие некоторую неизвестную часть другого понятия.
Понять предмет – это значит, прежде всего, отличить его от других и установить сходство с близкими ему предметами.
Правила выполнения:
• сравнивать следует только однородные явления по сопоставимым признакам;
• с помощью анализа необходимо выделить существенные признаки и по ним составить план сравнения;
• необходимо установить достаточно полное количество признаков сходства и отличия сравниваемых объектов;
• указать общее;
• установить отличия;
• сделать вывод о общем и отличном.
К примеру, сравнивать мы можем революции, промышленные перевороты, войны и проч. Сравнения дают нам возможность увидеть то, что повторяется в истории, и наталкивают на мысль о том, не такая повторяемость закономерна. Сравнение – важный метод исследования, но ограничиваться только им нельзя, обязательно следует применять и другие методы.
Классификация – это распределение совокупности предметов на группы в соответствии с определенным признаком.
Правила выполнения:
• в одной и той же классификации необходимо применять одно и то же основание (признак классификации не должен изменяться в ходе разделения);
• сумма членов классификации должна быть равна объему понятия, подлежащего классификации;
• члены классификации должны взаимно исключать друг друга;
• распределение на подклассы должно быть непрерывным, то есть необходимо брать ближайший подкласс и не перескакивать на более отдаленный подкласс.
Классификации в истории используются везде, например, в периодизации исторического процесса. В зависимости от того, что является основой жизни общества, историю человечества делят на стадии аграрного, индустриального и информационного общества. Другой пример: капиталистические монополии делятся на виды по степени концентрации производства (от минимальной до максимальной): картели, синдикаты, тресты, концерны.
Обобщение (элементарная форма) – это соединение подобных предметов по случайным, общим для них признакам (генерализация). Соответственно в результате такого обобщения возникают житейские или эмпирические понятия; на более высоком уровне находится такое обобщение, когда человек сочетает предметы, действительно имеющие много подобных признаков, как основных существенных, так и случайных – вследствие этого обобщения возникают научные теоретические понятия.
Правила выполнения:
• сравнить объекты и выделить общие и отличительные черты;
• провести анализ ориентировочной совокупности объектов и выделить существенные и несущественные признаки; пересмотреть совокупность при необходимости;
• произвести классификацию совокупности объектов на группы по существенным признакам;
• объединить подобные объекты по существенным признакам в единую совокупность.
Обобщение сокращает количество информации, заменяет знание множества схожих случаев знанием одного принципа; оно позволяет рассматривать предмет или явление не как чисто изолированное, а как представляющее определенный класс. Обобщение, выраженное формулой, позволяет решать серию однородных задач, предполагает решение еще не сформулированных задач. Известные науке законы, принципы, правила и понятия – это обобщение. Различные взаимосвязи и взаимоотношения общего и единичного проявляются посредством обобщений. Обобщение раскрывает сущность вещей как закономерность их развития как то, что определяет их развитие.
Это позволяет установить необходимую связь единичных явлений внутри некоторого целого, а значит, открыть закономерности становления целого.
Обобщения позволяют нам уплотнить информацию. Например, зная основные признаки понятия "аграрное общество" и тот факт, что какое-то племя в Африке живет в условиях аграрного общества, мы можем полностью предсказать основные черты их жизни.
Аргументация – это ряд связанных суждений, направленных на убеждение слушателей (или читателей) в истинности вывода. Аргументация состоит из следующих частей:
1) вывод – мнение, подлежащее доказыванию (отвечает на вопрос
"что?");
2) посылка – это довод, поддерживающий вывод (отвечает на вопрос "почему?");
3) предположение – это утверждение, не подкрепленное никакими доказательствами;
4) определитель – это ограничение, налагаемое на вывод (т.е. истинность вывода при определенных условиях);
5) контраргумент – это доводы, опровергающие заключение.
Аргументация считается убедительной, если выдержаны следующие условия:
• посылки приемлемые (достоверные) и непротиворечивые;
• посылки соответствуют выводу и создают ему достаточную поддержку;
• рассмотрены и оценены невысказанные компоненты и контраргументы, и оказалось, что они не противоречат выводу.
В процессе решения проблемных задач вам придется давать оценку двум противоположным суждениям. Так либо по другому, но вам нужно будет делать собственный вывод. А любое заключение должно основываться на доказательствах, то есть в его основе должны быть факты. Следует помнить, что недостаточно просто подыскать факты, подтверждающие ваше мнение, нужно обязательно убедиться, нет ли опровергающих ваше мнение фактов. Только при таких условиях вы сможете принимать лучшие решения.
К основным методам исторического познания относятся: сравнительно-исторический метод; метод аналогий; статистический метод (выборочный, групповой и др.); установление причин по результатам; определение целей людей и групп по их действиям и последствиям этих действий; определение зародыша по зрелым формам (историко-генетический метод); метод обратных выводов (определение прошлого по существующим пережиткам); обобщение формул, то есть свидетельств памятников обычного и писаного права, анкет, характеризующих массовость того или иного явления; реконструкция целого по его части; определение уровня духовной жизни по памятникам материальной культуры; лингвистический метод. Приведем правила внедрения важнейших способов исторического познания.
Правила применения сравнительно-исторического метода:
• сравниваются только однородные явления и процессы;
• сравнение должно производиться по существенным признакам (необходимо их выделить и составить план сравнения);
• следует учитывать принцип историзма при сравнении, то есть учитывать эпоху и условия, в которых происходили события;
• установить общие черты;
• выяснить отличия;
• объяснить причины общих и отличительных черт;
• учитывать, что этот метод не позволяет выяснить специфику объекта и не раскрывает динамику исторического процесса.
Применение сравнительно-исторического способа осуществляется в виде сравнительной таблицы.
Правила применения системно-структурного метода:
• следует рассматривать историческое явление или процесс целостно (включая связи с другими явлениями и процессами);
• рассматривать общественную жизнь следует как систему (целостную совокупность элементов реальности, взаимодействие которых образует новые интегративные качества, не присущие каждому элементу в отдельности);
• нужно выделить структуру системы (внутреннюю компанию, характеризующую метод взаимодействия частей). Как правило, структура системы характеризует степень развития и проходит в своем развитии три этапа: начальный (несбалансированная структура), расцвет или пик (максимальная эффективность) и упадок (дестабилизация структуры, невыполнение своего назначения);
• определить функцию системы (назначение системы и взаимодействие с другими системами). Как правило, система направлена на выполнение определенной социальной функции и обладает свойством к самосохранению.
Правила применения историко-генетического метода:
• выяснить истоки определенного явления или процесса путем анализа причинно-следственных связей;
• воспроизвести исследуемое явление или процесс;
• размышлять следует от отдельного к общему.
Оценка исторических явлений – это уяснение и обоснование значимости исторических событий, явлений и процессов. Оценка исторических событий, явлений и процессов может производиться в разных плоскостях в зависимости от того, что нас интересует в прошлом.
Оценивать исторические события можно по масштабам их влияния во времени и пространстве – так называемая историческая оценка. Если оценка предусматривает выяснение полезного опыта, актуального сегодня, – это политическая оценка. Нравственная оценка предполагает определение соответствия человеческих поступков моральным нормам. Как правило, моральная оценка имеет вид суждение, выражающее одобрение или осуждение событий, явлений и процессов. При этом следует учитывать соответствие оценки современным моральным нормам и изучаемым нормам того времени. Очень часто это совершенно разные оценки, поскольку нравственные нормы изменяются со временем.
Чем более всесторонняя оценка исторических событий, явлений и процессов, тем шире и глубже понимание прошлого. Важно, чтобы оценка была обоснована (см. правила убедительной аргументации).
Ретроальтернативистика – это построение возможных альтернативных сценариев развития реальных событий в прошлом.
Упражнения по ретроальтернативистике должны соответствовать следующим правилам:
1) виртуальные сценарии должны быть реальными (т.е. они не должны быть фантастическими);
2) следует соблюдать логичность (причинно-следственные связи в построении альтернативных версий должны быть непротиворечивыми);
3) необходимо соблюдать критерий сравнимости (т.е. сравнивать можно только сравнимое);
4) размышлять следует в соответствии с критерием оптимальности (т.е. какие уроки на будущее можно извлечь из виртуальных предположений).
Используя упражнения по ретроальтернативистике, следует учитывать, что построение альтернативных сценариев не является самоцелью, а выполняет роль наглядной демонстрации так называемых уроков истории.
Не следует забывать, что история воспроизводится из источников. Поэтому очень важно уметь работать с историческими источниками (документами) и их анализировать. В этом вам поможет алгоритм работы с источником:
1. Кто создал источник? Какой статус имел этот человек?
2. О чем рассказывает нам источник? О чем умалчивает?
3.Когда был создан источник? Какие идеи или характерные черты исторического периода повлияли на него?
4. С какой местностью связано событие?
5. Почему этот источник был создан? Имело ли специфическую цель?
6. Как этот источник был создан? Какие выводы можно сделать после сравнения его с другими источниками? Содержатся ли в нем "белые пятна"?
Работая с историческими документами в таком порядке, вам будет легко уяснить, что:
история воспроизводится с помощью источников;
источники могут быть интерпретированы по-разному;
существует несколько точек зрения на проблему, и это многообразие обусловлено жизненным опытом и позицией (ценностями) людей;
источники состоят из двух основных групп: первичные (написанные или изготовленные современниками рассматриваемого периода), вторичные (написанные или изготовленные много времени спустя);
источники не полны и доходят до нас по большей части случайно;
в документе могут быть элементы предвзятости, поэтому его следует сначала оценить на достоверность (сравнить с другими источниками)
Средства решения проблемных задач – это вспомогательные инструменты,
позволяющие упорядочить, наглядно и обобщить историческую информацию. К ним относятся графические организаторы информации, таблицы и конспекты.
Графические организаторы информации – это составление текстовой информации посредством логических схем. Иногда лучшим способом понять определенную тему является представление информации в виде линейной последовательности (рис. 1).
Появление излишков продукции
Появление частной собственности
Возникновение государства
Рис. 1. Логическая схема «Возникновение государства».
Информация, с которой приходится сталкиваться, зачастую более сложна, чем простые линейные цепочки. Альтернативным способом представления информации выступает изображение ее в форме иерархии или иерархического дерева (см. рис. 2). В этом случае информация упорядочивается в соответствии с правилами классификации.
Рис. 2. Логическая схема "Капиталистические монополии" в виде иерархического дерева.
В работе над противоположными оценками исторических явлений и событий может пригодиться таблица "Плюс-минус-интересно". В первой колонке такой таблицы записываются аргументы "за", во второй – "против", а в третьей – те, которые нельзя точно идентифицировать (см. табл. 1).
Таблица 1. "Плюс-мннус-интересно"
"+" |
"-" |
Интересно |
|
|
|
|
|
|
Составлению и осмыслению исторического материала способствует стратегия "рамка цели", которая помогает лучше понять логику исторического процесса. Согласно этой стратегии в любом историческом событии или в процессе следует отыскать цель, план, действие и результат.
Объясняя историческое событие, например войну или принятие закона, следует осветить эти четыре этапа развития. Цель – это то, чего хотят добиться главные лица или группы общества (например, независимость или экспансия); план – это путь достижения цели (например, нападение или торговля); действие – это фактическое поведение, выбранное для осуществления плана; результат есть следствие действия, которое может привести, а может и не привести к достижению цели. Использование стратегии "рамка цели" можно оформлять в виде таблицы.
К формам конспектирования относятся: план, выписки, тезисы, инструкция, резюме и конспект. Решить проблемные задачи невозможно, если не уплотнить материал таким образом, чтобы его легко осматривать и комбинировать. В этом помогут разные виды записей.
План – это список основных мыслей в тексте. Может быть простым (коротким) или развернутым.
Выписки (цитаты) представляют собой отрывки текста, в которых содержатся важные мнения, точные характеристики, яркие высказывания.
Тезисы – это сокращенное изложение основных мнений прочитанного произведения. Тезисы носят утвердительный характер, в них сосредоточены наиболее важные выводы и обобщения.
Аннотация – краткая характеристика содержания произведения.
Резюме – краткая оценка выводов автора произведения.
Конспект – расширенные тезисы, дополненные размышлениями и доказательствами, а также мнениями и соображениями автора конспекта. Конспект содержит выписки, а также факты, примеры, цифры и схемы.
Методы и способы решения проблемных задач, безусловно, являются важными инструментами мышления, однако не менее важными для успешного размышления являются законы и правила логики. Само соблюдение правил логики позволяет делать правильные умозаключения.
Глава 3.
Правила логического мышления и доказательство
Логическое или правильное мышление – это мышление в соответствии с законами логики. Законы логики объективны и не зависят от воли человека, их изучает наука логика. Основная задача логики – отличить правильные размышления от неправильных.
Суждение – это предложение (мнение), в котором что-то утверждается или отрицается. К примеру: "В 1914 г. началась Первая мировая война".
Умозаключение – это предложение (мнение), в котором на основании одного или нескольких суждений делается вывод или выводится следствие. Вывод может быть сделан на основании сравнения, аналогии, индукции или дедукции. К примеру: Человеческие потери Германии в Первой мировой войне составляли 2 037 тыс. человек, Россия потеряла 1 811 тыс. человек. Вывод сравнение: Германия потеряла на 226 тыс. человек больше.
Индукция – переход от частного к общему. К примеру: Германия, Франция, Италия, Польша – республики. Все они европейские страны. Условие вывода по индукции: Все европейские государства – республики. Об истинности индуктивного вывода можно говорить только с определенной мерой вероятности. Действительно, большинство европейских стран являются республиками, однако есть и монархии, в частности Англия, Бельгия и Испания. Таким образом, сделанное обобщение неправильно. Индукция, если она не полна, дает нам вероятное знание.
Дедукция – переход от общего к частному. К примеру: Во всех информационных обществах основой жизни является информация. США в ХХІ ст.
– это информационное общество. Условие вывода по дедукции: Основой жизни США XXI в. есть информация. Дедукция – это логический переход от одной истины к другой, в то время как индукция – это переход от достоверного знания к вероятностному.
Дедукция играет особую роль в обосновании утверждений: если определенное положение логически вытекает из уже установленных положений, тогда оно обосновано и приемлемо так же, как и последние. Это чисто логический способ обоснования утверждений, использующий чистое размышление и не требующий обращения к наблюдению, интуиции и т.д.
Подчеркивая важность дедукции в процессе обоснования, не следует отрывать ее от индукции и недооценивать последнюю. Почти все общие положения, включая научные законы, являются следствием индуктивного обобщения. И в этом смысле индукция является основой нашего знания. Сама по себе она не гарантирует его истинность и обоснованность. Однако она порождает предположения, связывает их с опытом и тем самым придает им определенную правдоподобность, более или менее высокую степень вероятности. Опыт – источник и фундамент человеческого знания. Отталкивающаяся от опыта индукция является необходимым средством его обобщения и систематизации.
Основные законы логики
Закон – это постоянная, существенная связь между явлениями.
1. Закон тождества: любое понятие и суждение должны быть тождественны себе. Это означает, что каждая мысль, приводимая в умозаключении, при повторении должна иметь то же постоянное содержание.
Другая формулировка закона тождества: если высказывание истинно, то оно истинно. Например, если террор – это устрашение, то – это устрашение. Соблюдение тождества мысли в ходе рассуждения – это закон мышления, который необходимо выполнять, чтобы ваши мысли были правильными.
2. Закон противоречия: высказывания и его отрицания не могут быть одновременно истинными. К примеру, невозможно, что мировая война идет и не идет. Другая формулировка закона противоречия: не могут быть одновременно истинными два противоположных мнения об одном и том же
предмет, взятый в то же время и в том же отношении. Или: никакое высказывание не одновременно истинно и ошибочно.
Закон отрицает противоречие, объявляет его ошибкой и тем самым требует непротиворечения – отсюда другое распространенное имя этого закона – «закон непротиворечивости». Например, утверждения - "это тоталитарное общество" и "это общество демократическое" - не могут быть одновременно истинными.
Логические противоречия недопустимы в науке. Однако это не значит, что они там отсутствуют. Научная теория, учебная дисциплина – очень сложные системы утверждений. Поэтому далеко не всегда противоречие удается обнаружить относительно быстро.
3. Закон исключенного третьего: между противоречивыми высказываниями нет ничего среднего, то есть третьего высказывания (третьего не дано), то есть: из двух противоречивых высказываний одно истинно.К примеру, политический кризис либо есть, либо нет, репрессии либо есть, либо нет – других вариантов не существует.
Однако в соображениях часто встречаются не противоречивые суждения, а противоположные – несовместимые, которые оба входят в более широкую общность. Например: Сегодня Германия является демократическим государством, но в 30-40-х гг. ХХ ст. она была тоталитарной государственной. Эти суждения не противоречивы, а несовместимы, потому что могут иметь место оба.
4. Закон достаточного основания: всякое истинное мнение должно быть достаточно обоснованным, то есть подтвержденным фактами.
Законы логики учат тому, как правильно по форме (структуре) построить рассуждения, доказательство, чтобы, применяя логические законы, сделать верный вывод из истинных суждений.
Доказательство – процедура установления истинности некоторого утверждения путем приведения других утверждений, истинность которых уже известна и из которых по законам логики следует первое утверждение.
В доказательстве различаются: тезис – утверждение, которое нужно доказать; основание (аргументы) – те положения, с помощью которых приходится тезис; логическая связь между аргументами и тезисом. Доказательство всегда предполагает приведение посылок, на которые опирается тезис, и тех логических правил, по которым осуществляются преобразования утверждений в ходе доказательства (см. рис. 3).
Выводы, в силу которых ваш тезис истина
Фактиы и аргументы
Тезис – то, что нужно доказать
Структура доказательстваРис. 3. Структура доказательства
К примеру, нужно доказать тезис "Все тресты получают сверхприбыль". Подбираем как аргументы утверждения, являющиеся истинными и из которых логически вытекает тезис. Как такие утверждения можно принять, в частности:
"Все капиталистические монополии контролируют рынок с целью получения сверхприбыли" и "Все тресты являются разновидностью капиталистических монополий". Строим умозаключение:
Все капиталистические монополии контролируют рынок с целью получения
сверхприбыли
Все тресты являются разновидностью капиталистических монополий.
Вывод: Все тресты получают сверхприбыль.
Это умозаключение верно, посылки его истинны; значит, умозаключение доказывает тезис.
Доказательство – это правильное умозаключение с истинными посылками. Логическую базу подтверждения (его схему) составляют логические законы.
Согласившись с определенными утверждениями, мы вынуждены принять и те утверждения, которые из них вытекают, независимо от того, нравятся они нам или нет, независимо от того, способствуют ли они нашим целям или препятствуют им. Допустив одно, мы автоматически лишаем себя возможности утверждать другое, не совместимое с уже допущенным (закон непротиворечивости).
Пример: если мы убеждены, что история – это наука, то мы не можем утверждать, что история непознаваема.
Задача доказательства – исчерпывающе утвердить обоснованность тезиса. Это означает, что связь между аргументами и тезисом должна носить дедуктивный характер, то есть тезис должен быть частным случаем аргумента.
Нередко под понятием "доказательство" понимают более широкое содержание: под доказательством подразумевают любую логическую процедуру, включающую как дедукцию, так и индуктивное рассуждение, ссылку на связь доказываемого положения с фактами, наблюдениями и т.п. Расширенное толкование доказательства обычно в гуманитарных науках и в повседневной жизни. При этом следует иметь в виду, что индуктивное обобщение (переход от отдельных фактов к общим выводам) дает не достоверное, а вероятное знание.
Все доказательства по своей структуре делятся на прямые и косвенные. Задача прямого доказательства состоит в том, чтобы найти убедительные аргументы, из которых логически вытекает тезис. Пример: нужно доказать, что Новгородская земля в 1136-1478гг. была республикой. Из каких утверждений можно было бы вывести этот тезис? Отмечаем, что, в отличии от прочих, верховная власть здесь принадлежала не князю, а народному собранию (вечу), на котором решались все важнейшие вопросы жизни новгородского общества – выборы посадника и тысяцкого, объявления войны и подписания мирных соглашений, установление дипломатических отношений и т.д.
Известно, что республика – это форма государственного правления, при которой все высшие органы государственной власти либо избираются, либо формируются общенациональными представительными органами (парламентами), а граждане имеют личные и политические права. Из этих положений выводим, что древний Новгород отвечает всем признакам республики. Однако следует учесть, что при таком доказательстве допускается, что Новгород того времени является государственным образованием, поскольку республикой может быть только государство. Тезис о том, что Новгород (1136-1478гг.) является государственным образованием, тоже нужно доказывать так же, как и тезис о республиканской форме правления.
Пример побочного доказательства – это доказательство противоположного. Размышление осуществляется, так сказать, окольным путём: вместо того чтобы прямо отыскать аргументы для вывода из них доказываемого положения, формулируется отрицание этого положения – антитеза. Далее тем или иным способом доказывается несостоятельность антитезиса. По закону исключенного третьего, если одно из противоречивых утверждений ошибочно, тогда только одно утверждение должно быть верным. Антитезис – ошибочный, получается, что тезис – верный. Поскольку опосредованное доказательство использует отрицание доказуемого положения, оно является, как говорится, доказательством противоположного.
Допустим, нужно построить косвенное доказательство тривиального тезиса: "тоталитаризм не является демократией". Выдвигается антитезис: "Тоталитаризм является демократией". Необходимо показать ложность этого утверждения. Для этой цели выводим из него последствия. Если хотя бы один из них окажется ошибочным, это будет означать, что и само утверждение, из которого выведено следствие, тоже ошибочно.Неверно, в частности, следующее: Тоталитаризм, поскольку он является демократией, обеспечивает права и свободы граждан. Но тоталитаризм как таковой не предполагает наличия прав и политических свобод граждан. Поскольку антитезис ошибочен, исходный тезис должен быть истинным.
Доказательство методом неполной индукции. Предположим: наблюдения показывают вам, что в конце ХХ ст. – в начале ХХІ ст. в европейских странах – Германии, Франции и Великобритании – информация становится основой жизни общества. Вы делаете вывод: во всех европейских странах в конце ХХ ст. – в начале ХХІ ст. утвердилось информационное общество. Это неполная индукция, поскольку знания о трех странах были распространены на все страны Европы. Индуктивное умозаключение, результатом которого является общий вывод о классе предметов на основании знания лишь нескольких предметов данного класса, называют неполной индукцией.
Полная индукция. Если индуктивное умозаключение делается на основе знания обо всех предметах рассматриваемого множества, то он приобретает характер необходимости, а не вероятности, как при неполной индукции.
Ошибки в доказательстве
Ошибки – умышленные или непреднамеренные – довольно распространенное явление.
Наиболее типичные из них:
• Ошибочные (неправильные) аргументы, умышленное использование которых сопровождается высказываниями "как известно", "совершенно очевидно", "никто не станет возражать" и т.п.
Пример: докажем, что каждый новатор есть консерватор. Новатор поддерживает все новое; новое, как известно, – это хорошо забытое старое; значит, он поддерживает всякое хорошо забытое старое; следовательно, он консерватор.
• Очарованный круг – доказательство некоторого положения с помощью того же положения, выраженного в несколько измененной форме.
Пример: для того чтобы демократия утвердилась в обществе, обществу нужно разделять демократические ценности, а для того, чтобы общество разделяло демократические ценности, необходимо, чтобы люди жили в условиях демократии.
• Тезис в ходе доказательства подменяется близким по содержанию.
Пример: тезис "человек должен быть гуманным со всеми" заменяется "нужно быть гуманным с друзьями".
Софизмы. Софизм представляет собой размышление, которое кажется правильным, но содержит скрытую логическую ошибку. Софизмы используются для придания истинности ложному умозаключению. Широко известен, например, классический софизм «Рогатый»:
Суждение: То, чего вы не потеряли, у вас есть; Вы не потеряли рога;
Условие: Итак, вы рогаты.
Формально – это рассуждение правильное, а по сути – это софизм: с помощью уловок "доказано", что "у вас есть рога", но у человека рогов нет. В софизмах используются многозначность слов нашего языка, сокращение, подмена тезиса доказательства, несоблюдение правил логического вывода, принятие ложных посылок за истинные и т.д.
Нетрудно заметить, что в софизме "рогатый" обыгрывается двусмысленность высказывания "не потерявший". Иногда оно означает "то, что имел и не потерял", а иногда просто "то, что не терял, независимо от того, имел или нет". В посылке "что ты не потерял, то есть" высказывание "то, что ты не потерял" должно означать "то, что ты имел и не потерял", иначе эта посылка оказывается ошибочной. Но во второй посылке это значение уже не проходит: высказывание "Рога – это то, что ты имел и не потерял" ошибочно.
Процесс доказательства должен завершаться проверкой своих размышлений. Для того чтобы доказательство было безупречным, следует испытать свое условие от контраргументов, опровергающих тезис, выяснить их цену и вес. Если тезис удастся легко опровергнуть, значит ваша система доказательства ошибочна.
Итак, теперь, когда вы вооружены принципами и методами исторического познания, стратегиями решения задач и законами логики, мы можем приступать к решению задач. При этом следует помнить, что каждая задача уникальна, поэтому не стоит пытаться решать ее по готовому шаблону. Полезно будет, если для каждой новой задачи вы попытаетесь подобрать необходимые процедуры и упорядочить их в единую стратегию. Будьте бдительны в подборе слов, которыми вы будете оперировать. Они могут оказать существенное влияние на ход вашего мнения, поэтому следует тщательно следить за собственными эмоциями и не позволять им вас запутать. Не забывайте о главном: следует мыслить критично!
Глава 4.
Проблемные задачи – 10 класс - Всеобщая история (1914–1945)
Раздел 1. Мир накануне и в годы Первой мировой войны
Задание 1.
Какая оценка Первой мировой войны, по вашему мнению, наиболее соответствует действительности:
1) "Первая мировая война – негативное событие, поскольку принесла много страданий народам Европы";
2) "Первая мировая война – положительное событие, поскольку принесло свободу народам Европы".
Свой ответ обоснуйте, опираясь на правила убедительной аргументации, законы логики и доказательства.
Задание №2
Используя анализ, сравнение и обобщение, выясните, какие изменения произошли в общественно-экономической жизни во время Первой мировой войны. Какую оценку можно дать этим изменениям?
Свой ответ обоснуйте, опираясь на правила убедительной аргументации и оценки исторических явлений.
Раздел 2. Мир в 1918-1938гг.
Задание №1.
Используя анализ, сравнение и доказательство, определите свою позицию по утверждениям:
1) "Версальско-Вашингтонская система мирных договоров ликвидировала все противоречия в послевоенном мире";
2) "Версальско-Вашингтонская система мирных договоров заложила фундамент для разрешения Второй мировой войны".
Свой ответ обоснуйте, опираясь на правила убедительной аргументации, законы логики, доказательства и методы исторического познания.
Задание №2.
Какое утверждение, по вашему мнению, наиболее соответствует действительности:
1) "Великая депрессия" (1929–1933) сыграла негативную роль, разрушив экономические системы стран мира";
2) "Великая депрессия" (1929–1933) сыграла положительную роль в развитии экономических систем стран мира, способствовав внедрению механизмов предотвращения подобных кризисов будущем".
Свой ответ обоснуйте.
Задание №3.
Проведя анализ, сравнение и обобщение, выясните, почему одним странам (например, США, Великобритания и Франция) удалось выйти из "Великой депрессии", сохранив демократические режимы, в то время как другие страны (например, Германия и Испания) из кризиса вышли путём утверждения тоталитарных и диктаторских режимов?
Задание №4.
Определите, что является причиной, а следствием:
1) идеологические лидеры, их авторитет и влияние формируют социальную базу общественно- политических движений;
2) настроения и ожидания определенных социальных слоев порождают возникновение тех или иных идеологических систем и общественно-политических движений.
Задание №5
Правильно или ошибочно считать, что "октябрьская революция 1917 г. в России положила начало новым временам в истории человечества".
Свой ответ обоснуйте.
Задание № 6.
Используя правила логических операций, подумайте над следующим вопросом: "Почему после небольшого периода демократизации после Первой мировой войны почти во всех странах Центральной и Восточной Европы установились авторитарные и тоталитарные режимы?"
Задание №7.
Используя сравнительно исторический метод, выясните, чем были обусловлены поражения или успехи и особенности национально-освободительных движений в странах Азии, Африки и Латинской Америки.
Задание №8
Используя методы исторического познания и правила оценки, подумайте над вопросом: "Какое влияние оказал технический прогресс на политическую, экономическую и социальную жизнь человечества?"
Выводы обоснуйте.
Задание №9
Используя принципы и методы исторического познания, подумайте над вопросами: "Что сделало возможным появление массовой культуры? Какие положительные и негативные последствия имело возникновение массовой культуры?" Выводы обоснуйте, опираясь на правила убедительной аргументации и оценки исторических явлений.
Задание №10.
Используя принципы и методы исторического познания, подумайте над вопросом: "Почему Лига Наций не смогла предотвратить надвигающуюся Вторую мировую войну?"
Выводы обоснуйте, опираясь на правила убедительной аргументации и доказательства.
Раздел 3. Вторая мировая война (1939-1945гг.)
Задание №1.
Используя правила ретроальтернативистики, подумайте, как бы разворачивались события Второй мировой войны, если бы Гитлеру не удалось заключить пакт Молотова-Риббентропа?
Задание №2.
Используя правила доказательства и убедительной аргументации, ответьте на вопрос: "Правильно или ошибочно считать, что Вторая мировая война коренным образом изменила соотношение сил в мире и снесла тоталитарные режимы в Европе?"
Свой ответ обоснуйте.
Глава 5.
Проблемные задачи – 11 класс - Всеобщая история.
(1945- начало ХХI века.)
Раздел 1. США и страны Европы во второй половине ХХ- начале ХХI века.
Задание №1.
Правильно или ошибочно полагать, что США в 90-х годах ХХ ст. вступили в третью стадию развития цивилизации – информационную, тем самым превратившись в информационное общество?
Свой ответ обоснуйте.
Задание №2.
Опираясь на принципы и методы исторического познания, определите объективные и субъективные (искусственно созданные) причины подъема сепаратизма в Канаде.
Задание №3.
Какая оценка "Плана Маршалла" (план восстановления послевоенной Европы с помощью ассигнований и займов США) больше всего соответствует действительности:
1) "План Маршалла" был абсолютно убыточным проектом для США, поскольку правительство почти безвозмездно оказало помощь около 17 млрд. долларов";
2) "План Маршалла" был экономически оправданным проектом, поскольку США превратили Европу в выгодного торгового партнера". Свой ответ обоснуйте.
Задание №4.
Используя правила ретроальтернативистики, подумайте, как бы могли разворачиваться исторические события, если бы США не осуществили план Маршалла?
Задание №5.
В конце ХХ ст. состязание между "социалистическим лагерем" и "капиталистическим миром" завершилось поражением коммунистических режимов. Аргументировано объясните, почему произошло поражение "социалистического лагеря" и что позволило победить "капиталистическому миру"?
Задание №6.
Революции 1989 г. В странах Восточной Европы отличались своим течением. Проанализировав исторические события, объясните, чем были вызваны эти разногласия.
Раздел 2. Страны Азии, Африки и Латинской Америки во второй половине ХХ- начале ХХI века
Задание №1.
Большинство стран Азии, Африки и Латинской Америки относят к странам "третьего мира", то есть развивающимся и кое-где остались традиционными обществами. Однако некоторые страны этих континентов в ХХ ст. совершили экономический и культурный рывок и существенно улучшили жизненный уровень населения. Объясните, почему некоторым странам удалось добиться значительных успехов в своем развитии, а другим нет?
Свой ответ обоснуйте.
Задание №2.
Две мощные социалистические страны – СССР и Китай – в конце ХХ ст. встали на путь реформирования. Реформы в СССР привели к экономическому и политическому кризису и, наконец, к развалу страны. Реформы в Китае повлекли за собой рост экономического потенциала и стремительное развитие страны. Почему Китайским коммунистам удалось удержать власть и обеспечить экономический рост, а коммунистам СССР нет? Свой ответ обоснуйте.
Раздел 3. Международные отношения во второй половине ХХ – начале ХХІ века.
Задание №1.
Какая оценка евроинтеграционных процессов, по вашему мнению, наиболее соответствует действительности:
1) "Расширение ЕС – это средство повышения стандартов жизни во всех европейских странах";
2) "Расширение ЕС – это угроза понижению стандартов жизни в западноевропейских странах".
Свой ответ обоснуйте.
Раздел 4. Наука и культура во второй половине ХХ – начале ХХІ века.
Задание №1.
Какая оценка НТР, по вашему мнению, больше всего соответствует истинному положению вещей:
1) "НТР – универсальное средство, позволяющее вылечить социальные болезни человечества";
2) "НТР – путь к самоистреблению человеком самого себя".
Свой ответ обоснуйте
Задание №2.
Используя системно-структурный метод, выясните: в чем сильные и слабые стороны глобализации?
Опираясь на существующие тенденции, смоделируйте последствия процесса глобализации на ближайшие 30-50 лет.
Послесловие
Поработав с этими материалами, вы приобрели тот опыт, который поможет вам лучше мыслить. Необходимо постоянно следить, какие слова и образы мы используем, потому что от этого зависит то, как мы думаем. Не забывайте о логике. Принципы, методы и стратегии, которым вы научились, можно использовать на протяжении всей жизни. Но при этом помните о главном: следует мыслить критично!
Важно замечать проблемы, остающиеся незамеченными другими, поддерживать выводы, опирающиеся на веские доказательства, и упорно работать. Полезно будет, если во время знакомства с новой задачей вы попытаетесь отобрать необходимые процедуры и свести их к единой стратегии. Работайте над своим мышлением, помните, что каждая задача уникальна, поэтому не следует, хорошо не обдумав стратегию, бросаться с готовым шаблоном к решению.
Искусство правильно мыслить предполагает не только логическую последовательность, но и многое другое. И прежде всего стремление к истине, интеллектуальную честность, творчество и смелость, критичность и самокритичность ума, его неуспокоенность, умение опереться на предыдущий опыт, выслушать и принять другую сторону, если она права, способность аргументированно отстаивать свои собственные убеждения и т.д.
Работайте над своим мышлением, стремитесь к самосовершенствованию.
От этого зависит ваше будущее.