Калинина Светлана Николаевна, воспитатель высшей кВ. категории
Конспект НОД в средней группе по теме: « Наши помощники»
Программное содержание:
- Обобщить, расширить и систематизировать знания детей о бытовых приборах в жизни человека; -расширять представления о том, какую роль бытовые электрические приборы играют в жизни в человека,
-закрепить правила безопасного поведения в обращении с электроприборами в быту.
-развивать стремление к поисково-познавательной деятельности,
-способствовать овладению приемами практического взаимодействия с окружающими предметами,
-развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы,
-воспитывать интерес к познанию окружающего мира.
Образовательные области: познание, безопасность, социализация, коммуникация.
Материалы и оборудование: бытовые приборы в центре игровой активности: стиральная машинка, пылесос, электрический чайник, утюг; демонстрационный материал «Бытовые приборы»; веник, стиральная доска, самовар; геометрические фигуры.
Словарная работа: электрические приборы, корпус, шнур электрический, стиральная машина, пылесос, самовар.
Ход занятия:
Воспитатель берет в руки сундучок, подходит к детям.
Что за странный сундучок
И закрыт он на замок!
- Ребята, посмотрите, как интересно, что же там спрятано? Вам интересно посмотреть? Как можно открыть?
Воспитатель обращает внимание на замок . Дети замечают «ключики». Педагог предлагает подобрать «ключик». Дети методом подбора выбирают ключик, открывают сундучок.
Дидактическая игра «найди геометрическую фигуру»
В замочке есть отверстие геометрической фигуры ( маленький прямоугольник). Дети выбирают подходящий по размеру «ключик».
Воспитатель берет в руки домовёнка Кузю.
-Кузя, ты, что там делаешь, зачем ты в сундучок залез?
-Ой, я так боюсь! Здравствуйте, ребята!
-Что же ты так напугался?
-Я и сам не знаю, моя хозяйка Дуняша пользуется такими страшными приборами, все они так гудят, трещат, свистят.
-Что же это за приборы, которые так испугался Кузя?
-Я и сам не знаю как они называются, но у меня есть картинки и загадки про них.
Воспитатель предлагает детям встать вокруг стола. На столе картинки с приборами. Кузя читает загадку, дети отгадывают и берут нужную картинку, крепят магнитом на доске.
Загадывает загадки
Есть у нас в квартире робот,
У него огромный хобот.
Любит робот чистоту
И гудит как лайнер: «Ту».
Он охотно пыль глотает,
Не болеет, не чихает. (Пылесос)
Как кораблик он плывёт,
То назад, а то вперёд.
Только волн не оставляет,
За собою всё ровняет.
Гладит мятые рубашки,
Шторы, простыни, подтяжки.
Стрелки делает для брюк,
Называется… (Утюг).
Снаружи я стальной,
Внутри я водяной,
Я на плите стою
Всех чаем напою.(Чайник)
В кругленьком окошке
Мокрые одежки
Крутятся, стираются
Чистые получаются ( Стиральная машина)
Перед детьми выкладываются картинки: пылесос, стиральной машины, утюга, чайника.
- Кузя, да ведь это наши помощники, бытовые электроприборы.
- Но они так страшно гудят…
- Кузя, чтобы ты больше никогда не боялся работы бытовых приборов, мы с ребятами сейчас покажем и расскажем о них.
Педагог с детьми подходят к приготовленному пылесосу и венику.
- Ой, вот мой веник, я часто им подметаю и прибираю у себя в избе.
Кузя показывает движения веником.
- Правильно, Кузя, это веник, пользовались им давно, сейчас пользуются пылесосом. Ребята, давайте расскажем Кузе о пылесосе так, чтобы он не пугался его.
Дети рассказывают, что у пылесоса есть шланг, корпус, вилка и шнур. Он включается в розетку и им пылесосят ковры, собирают пыль.
Игра «Пылесос и пылинки»
- Кузя мы с ребятами сейчас поиграем в игру «Пылесос и пылинки». Ты будешь пылесосом, а ребята – пылинки. Под музыку пылинки летят по всей комнате, но как только сменится музыка ты должен собрать все пылинки в свой мешок- корпус, задевая пылинки по плечу.
В. - Вот так и работает пылесос, собирая пыль, делая ковры чистыми.
- Как здорово, теперь я буду тоже пы-ле-со-сить дома у себя.
- Нет, Кузя, это электрический прибор и пользоваться им можно только вместе со взрослым!
Дети с воспитателем подходят к стиральной машине и стиральной доске.
Кузя:
- Ой, это ведь моя стиральная доска, я на ней свои рубашки стираю. Кузя показывает детям как он это делает.
Воспитатель предлагает детям каждому попробовать постирать на стиральной доске.
Пальчиковая гимнастика «Мы платочки постираем»
Мы платочки постираем Пальцы сжать в кулачки, тереть кулачком по кулачку.
Крепко, крепко их потрём,
А потом повыжимаем, Выполнять движение «выжимаем бельё».
Мы платочки отожмём.
А теперь мы все платочки Пальцы свободные, выполнять лёгкие движения кистями вверх- вниз.
Так встряхнём, так встряхнём.
А теперь платки погладим, Выполнять движение «гладим бельё» кулачком одной руки по ладони другой.
Мы погладим утюгом.
А теперь платочки сложим Хлопки одной ладошкой по другой.
И все дружно в шкаф положим. Положить руки на колени.
- Правильно Кузя, белье раньше стирали на такой стиральной доске, а сейчас есть у хозяек замечательные стиральные машины, посмотрите на эту.
Воспитатель подводит детей к стиральной машине.
- Ребята расскажите , как работает машина, как ей пользуется ваша мама, бабушка.
Дети рассказывают Кузе о стиральной машине.У нее есть корпус, дверка-люк, куда кладут белье, кнопочки управления, шнур, вилка. При помощи которых она работает.
Кузя:
- Как здорово, теперь я тоже буду стирать на стиральной машине.
- Нет, Кузя, это электрический прибор и пользоваться им можно только вместе со взрослым!
Кузя:
- Ой, а это мой утюг. Я кладу в него горячие угольки из печьки , он от них нагревается и потом я глажу им свои рубашки.
- Правильно, Кузя, а сейчас пользуются другим утюгом. Дети скажите каким.(дети отвечают – электрическим) Раньше пользовались утюгом с угольками, а теперь электрическим утюгом.
Дети рассказывают как пользоваться утюгом.
Кузя:
- Как здорово, теперь я буду тоже сам гладить свои рубашки.
- Нет, Кузя, это электрический нагревательный прибор и пользоваться им можно только вместе со взрослым! Иначе может случиться беда! Но вот помогать своим мамам можно.
Речевая игра «Помощники мамы»
Дружно маме помогаем-
Платья , брюки , постираем
Воды много мы налили ссссссс,
Порошка насыпали шшшшш,
Покрутили, покрутили ( движения руками),
Все отжали( движения), посушили.
На доске расправили (движения),
Утюгом погладили пш-пш-пш.
Воспитатель приглашает детей к столу, на котором стоят самовар и электрический чайник.
Кузя:
- Ой, а это мой любимый самовар! Мы с моей Дуняшей чай по вечерам пьем из него!
- Правильно, Кузя, раньше были в избах самовары, а сейчас электрические чайники.
Дети рассказывают Кузе о чайнике. У него есть корпус, подставка. Шнур и вилка. В нем кипятят воду.
Кузя:
- Как здорово, теперь я буду тоже кипятить воду в чайнике.
- Только ты должен помнить правило: пользоваться им можно только вместе со взрослым!
-Хорошо, хорошо, я это запомню!
Игра «Сложи правильно».
Делятся на пары , собирают одну картинку вдвоем( разрезные картинки ЧАЙНИК, УТЮГ, СТИРАЛЬНАЯ МАШИНА , ПЫЛЕСОС).Дети что вы увидели на собранных картинках? (электрические приборы).