Материал на проверке

Учебно-исследовательская работа "Современный читатель - какой он?"

0
0
Материал опубликован 2 February

11


II муниципальная учебно-исследовательская конференция школьников

Угличского муниципального района

Ярославской области









Современный читатель – какой он?

(исследование на основе опроса местных жителей)

Учебно-исследовательская работа





Авторы – Шаренкова Анастасия Викторовна,

обучающаяся 10 класса

МОУ Юрьевская сош

Кудинов Валерий Эдуардович

обучающийся 10 класса

МОУ Юрьевской слш



Научный руководитель –

Курицына Тамара Анатольевна,

учитель русского языка и литературы

МОУ Юрьевская сошУглич



Углич

2016



Оглавление:



1. Введение.

1.1. Актуальность темы, её новизна.



3

1.2. Цель работы, её задачи.

4-5

1.3. Методы работы.

5

1.4. Краткий обзор использованных источников

5

1.5. Практическая ценность проведённого исследования.

5



2. Основная часть.

2.1. Социологический опрос





6

2.2. Социологические центры в нашей стране

6

Респонденты

2.4 Вопросы анкеты и их анализ

7

7-10


3. Заключение.

Результаты исследовательской работы.



10



4. Список использованных источников и литературы. 11
















1.Введение.

1.1 21 век - век информации, новейших технологий, интернета. Есть ли в наше динамичное время место книге? Когда-то в советское время наша страна была самой читающей в мире. Читать книги всегда считалось хорошим тоном, признаком интеллигентности, образованности. А что же сейчас? В разное время у нас в стране проводились социологические опросы. Современные исследования на эту тему подчеркивают, что внимание к книге в обществе заметно упало. При этом утрачивается интерес к классической литературе, на первый план выходит массовая беллетристика.

По результатам социологических исследований Левада – центра, проходивших в 2008 году, более 46% взрослого населения страны вообще не читают книг. Молодые люди читают только то, что входит в школьную программу. Уже в нескольких поколения российских семей книга не значится в приоритетных духовных ценностях. «Важный узел проблем - чтение детей. Как показывают международные сравнительные исследования по программе PISA, российские дети, особенно младших возрастов, читают даже чаще и больше многих своих зарубежных сверстников, более позитивно оценивают чтение как занятие.. Между тем, как свидетельствуют данные опроса школьников в исследовании Левада - Центра в декабре 2006 года, к 9 классу интенсивность чтения снижается, у школьников формируется устойчивое отношение к чтению как принудительному и скучному занятию, которое никому не нужно»1.

Психологи утверждают, что не читающий ребенок – это не только препятствие к становлению личности, но и огромный риск для общества. Вот поэтому сейчас все больше внимания уделяется школьному предмету «литература» как со стороны общественности, так и со стороны государства в лице президента России В.В.Путина. 2015 год был объявлен Годом литературы в России. Тогда проводилось множество мероприятий, связанных с литературой. Среди них социологические опросы, обсуждения, конкурсы, фестивали и т. д.

1.2 Нам захотелось узнать, как обстоят дела с чтением у наших земляков, жителей Путчинской волости. Мы решили провести исследование, главная цель которого - выяснить, как относятся к чтению и что читают жители нашей волости.

Помимо цели перед нами стояли следующие задачи:

Формировать опыт исследовательской деятельности

Находить полезную информацию

Научиться работать с дополнительной литературой

Провести анкетирование среди населения

Систематизировать полученную информацию и на основании её сделать вывод

На основе собранных видеоматериалов смонтировать видеофильм, в который войдут интервью с жителями Путчинской волости.

1.3. В своей работе мы использовали эмпирические методы исследования, т. е. опрос и беседу. Сначала решили сходить в сельскую библиотеку и побеседовать с библиотекарем Тюмавиной Т.И. Из этого разговора мы узнали, сколько людей посещают библиотеку, какие книги берут чаше, кто является постоянным читателем. Перед тем как проводить опрос, мы составили анкету из десяти вопросов.

Затем провели интервьюирование и анкетирование в различных организациях:

в школе (среди детей, учителей, младшего обслуживающего персонала);

в детском дошкольном учреждении (среди воспитателей, младшего обслуживающего персонала);

в администрации Путчинской волости;

в медицинском учреждении (ФАПе);

в продуктовом магазине (среди продавцов и покупателей);

посещали дома местных жителей (в основном, пенсионеров).

1.4.Когда у нас накопилось достаточно материала, мы занялись подсчетом результатов, полученных в ходе опроса населения нашей местности. Чтобы грамотно составить наше исследование, нам пришлось познакомиться с материалами социологических опросов, проводимых в нашей стране. В этом нам помогли интернет-ресурсы.

1.5. Практическая ценность нашего исследования состоит в том, что собранный и систематизированный нами материал можно использовать в качестве иллюстрационного на уроках литературы, обществознания, краеведения.



2. Основная часть.

2.1.Что такое социологический опрос населения?

«Социологический опрос населения – это метод социологического исследования, заключающийся в сборе и получении первичных эмпирических сведений об определенных мнениях, знаниях и социальных фактах, составляющих предмет исследования, путем устного или письменного взаимодействия исследователя (интервьюера) и заданной совокупности опрашиваемых (интервьюируемые, респонденты)».2

Виды опроса: 1. непосредственный (интервью)

а)индивидуальное ; б) групповое

2. опосредованный (анкетирование)

а)очное; б)заочное

«Опрос как метод получения первичной информации характеризуется оперативностью, простотой и экономичностью..Социолог , проводя опрос, решает несколько иной, чем специалисты других отраслей знания, круг познавательных задач. Искомая информация добывается только в ситуациях общения...Эта информация обязательно фиксируется в виде ответов на вопросы..» . 3

2.2. Кто проводит в нашей стране социологические опросы?

Самые крупные организации в России:

1.Всеросийский Центр Исследования Общественного Мнения (ВЦИОМ)

2.Автономная некоммерческая организация Аналитический Центр Юрия Левады (АНО Левада –Центр);

3. Фонд «Общественноне мнение» (ФОМ)







2.3 Наши респонденты (интервьюеры).

Респондент – в социологии: тот, кого опрашивают при проведении выборочного опроса, интервью, при анкетировании и других способах изучения общественного мнения.4

В нашем опросе участвовало 60 респондентов разного возраста, образования, пола.

Возраст

%

образование

%

пол

%

школьники

35%

высшее

25%

мужской

33%

18-30лет

10%

Средне-специальное

30%

женский

67%

30-50лет

21%

Среднее общее

10%



Выше 50-и лет

34%

Не закончившие школу

35%





1.3 Вопросы анкеты и их анализ.

Наша анкета состояла из 10 вопросов.

а) Любители Вы читать?

На этот вопрос 25% опрошенных ответили «нет», а 75% - «да»

б) Какие книги предпочитаете: классическую литературу или произведения современных авторов?

Только 22% опрошенных читают классические произведения, 78% предпочитают современную литературу.

в) Ваша любимая книга?

Затруднились ответить на этот вопрос либо ответили «нет» - 40%, зато 60% респондентов без затруднения, даже с удовольствием называли свои любимые книги. Среди названных были «Четвертая высота» Е.Ильиной (3%), «Два капитана» В.Каверина (3%), «Унесенные ветром» М.Митчелл, сказки А.С.Пушкина, «Мастер и Маргарита» М.Булгакова, «А зори здесь тихие..» Б.Васильева, «Гранатовый браслет» А.Куприна, «Джейн Эйр» Ш.Бронте, «Земля Санникова» В.Обручева, «Герой нашего времени» М.Ю.Лермонтова, «Тихий Дон» М.Шолохова, «Морской волк» Д.Лондона, книги о Гарри Поттере Д.Роуллинг, исторические романы.

г) Каких классиков Вы знаете?

Конечно же, самый популярный автор, называемый одним из первых – это А.С.Пушкин (50%) , Далее идут: М.Ю.Лермонтов (33%), С.Есенин (23%), Л.Н.Толстой (21%), Н.А.Некрасов (16%), И.С.Тургенев(15%), А.П.Чехов (11%), Ф.М.Достоевский(10%), Н.В.Гоголь(10%). Вспоминали и В.Маяковского, и И.Бунина, и А.Гончарова, да и многих других классиков, но это уже менее 10%. Были и неожиданные ответы. Так, в эту группу писателей отнесли Е.Онегина , сюда же попала и Д.Донцова.

д) Каких современных писателей Вы можете назвать?

Затруднились ответить на этот вопрос 35%, 16% назвали Д.Донцову. Менее 10% были названы следующие писатели: В.Распутин, В.Быков, Л.Улицкая, Т. Устинова,Б.Акунин, Э.Тополь, З.Прилепин, Ч.Айтматов, С.Петрушевская. Звучала фамилия Грешневикова А. (нашего земляка, депутата Государственной Думы).

е) Какие стихотворения помните наизусть?

Не помнят ни одного стихотворения 15%. Многие цитировали А.С.Пушкина: «Мороз и солнце» (13%), «Уж небо осенью дышало» (5%), «Брожу ли я средь улиц шумных..», «Я помню чудное мгновенье..», «Я вас любил..». Затем идут стихотворения: «Люблю грозу в начале мая» Ф.Тютчева, «Скажи-ка, дядя, ведь не даром..» М.Лермонтова, «Ночь. Улица. Фонарь. Аптека.» А.Блока, «Собаке Качалова» С.Есенина, «Однажды в студеную зимнюю пору..» Н.Некрасова.

ж) Какие «крылатые выражения» из произведений Вы помните?

Не помнят, а многие и не знают, что это такое – 33%. Остальные респонденты (хотя не все помнили сами произведения) называли «крылатые выражения» таких авторов как: А.Грибоедов «Горе от ума» - «Карету мне, карету,.» (6%) , «Счастливые часов не наблюдают»(5%), « С чувством, толком, расстановкой», «Шел в комнату- попал в другую..»; И.Крылов Басни - «А вы, друзья, как не садитесь..»(5%), «Когда в товарищах согласья нет..»; Ильф и Петров «12 стульев» - «Утром деньги - вечером стулья», « Может вам ключ от квартиры, где деньги лежат», А.Пушкин «Евгений Онегин» - «Мы почитаем всех нулями, а единицами себя»; Н.Некрасов «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан»; А. Сент - Экзюпери «Маленький принц» - «Мы в ответе за тех, кого приручили».

з) Как Вы считаете, в наше время нужно читать и изучать классическую литературу?

Всего лишь 8% ответили «нет», остальные 91% твердо сказали «да, обязательно». При этом звучали такие объяснения: «Обязательно! Иначе мы разучимся говорить и перестанем быть людьми»; «Обязательно нужно читать и изучать классическую литературу. Не зря говорят, что история повторяется. Если окунуться в классику, то можно узнать, что люди раньше жили точно так же как мы сейчас, поэтому мы должны учиться на их ошибках и стремиться к лучшему, и не повторять ошибки истории, ошибки литературных героев»; « Нужно, чтобы обязательно дети читали».

и) Кто такой Евгений Онегин?

Вначале мы хотели предложить А.Чацкого, героя комедии А.С.Грибоедова, но, подумав, решили, что этого героя мало кто помнит, поэтому остановились на герое одноименного романа А.С.Пушкина.

И вот какие результаты мы получили: связали с именем А.С.Пушкина, но спутали жанр ( называли повестью, поэмой) – 25%, не знают, кто такой – 23%, правильно ответили - 20%. Были и курьезные ответы, например, «Писатель», «Е.Онегин с Пушкиным стрелялся», «Барин», «Герой», «Мужик какой-то, Некрасов написал», «Герой рассказа».

к) Как Вы думаете, что мешает современным писателям стать классиками?

На этот вопрос все отвечали по-разному:

«Иногда классикой может стать только что вышедшая книга. Почему это происходит? Не знаю. Может быть, писатель сумел сказать о вечном так, как это делали классики. Современные писатели стремятся понравиться читателям, чем-то поразить их, увлечь необычным сюжетом, забывая о языке, стиле».

«Ничего не мешает, есть современные писатели, которые могут стать классиками, например, Булгаков и др.».

«Современное общество».

«Другое мировоззрение, поскольку современные писатели родились и выросли в других условиях»

«Оторванность от реальности и от жизни»

«В классических произведениях описывался человек и его душа, было интересно. У современных писателей все однообразно. Я могу открыть такую книгу, но уже знаю, что будет в конце. Им больше не о чем писать».

«Время и очень категоричное восприятие мира».

«Другой век, другой мир, разное мышление, менталитет».

«Жизнь сейчас другая, условия».

«Неизвестно, может, они будут, когда пройдет время»

«Нет пророка в своем Отечестве, время должно пройти»

«Таланта не хватает»

«Современные средства массовой информации мешают»

«Талант нужен, это главное»

«Современные писатели по–другому мыслят»

«Оторванность от реальности. Они, по-моему, живут в мире иллюзий и не показывают жизнь во всем ее многообразии, все красят в белый либо в черный цвет».

3. Заключение.

Подводя итоги исследовательской работы, можно отметить, что в целом результаты , полученные нами, мало чем отличаются от результатов опросов, проводимых различными социологическими центрами общественного мнения. Радует все-таки то, что больше половины опрошенных читать любят (75%). Но, к сожалению, больше читают современную литературу (78%), а классические произведения, практически, не перечитывают, что-то помнят со школьной поры, когда читать надо было по программе литературы.

Как говорил наш любимый всеми классик А.С.Пушкин: «Чтение – вот лучшее учение. Следовать за мыслями великого человека – есть наука самая занимательная». Да и «читая самого Пушкина, можно воспитать в себе человека» (В.Г.Белинский)



Список использованных источников и литературы



.Дубинин Б.В, Зорская Н.А. Чтение в России – 2008. Тенденции и проблемы.М.: Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества, 2008,80с.;

. Молодежь и книга: социологическое исследование литературных предпочтений современной молодежи г.Орла/ Составитель К.А.Богданов, социолог ЦГБ им.А.С.Пушкина-2009.



Электронные ресурсы:

Самохина М.М. Чтение молодежи:XXI век (по результатам исследований 2001-2011 г.г.) Ссылка на сайт : (http://www.library.ru/1/sociolog/text/article.php?a_uid=338)

Сайты социологических центров:

http://whoyougle.ru/texts/society-research-sites/

W Социологический опрос : https://ru.wikipedia.org/


Опрос в социологии. Ссылка на сайт http://www.grandars.ru/college/sociologiya/opros.html

























1 Стр.73, Дубинин Б.В, Зорская Н.А. Чтение в России – 2008. Тенденции и проблемы.М.: Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества, 2008,80с.;


2 W Социологический опрос : https://ru.wikipedia.org/


4 Словарь иностранных слов

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.