Методический семинар: «Современный урок, каков он?»
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Шарловская средняя общеобразовательная школа
Вешкаймского района, Ульяновская область
«Методический семинар
Современный урок, каков он сегодня?»
Учителя биологии и географии Старостиной Веры Петровны
Урок остается по-прежнему основной и главной формой организации учебного процесса. Эта фраза уже стала традиционной. Но ее нельзя понимать упрощенно и однобоко, так как обычный школьный урок дает вдумчивому учителю безграничные возможности для творчества. В настоящее время учитель сталкивается с проблемой снижения уровня познавательной активности учащихся на уроке, не желанием работать самостоятельно, да и просто учиться.
В МОУ Шарловская СШ я работаю с 1997 года.
Целями моей деятельности, как учителя биологии и географии, является:
воспитание человека – патриота своей страны, уважающего национальные и общечеловеческие ценности, осознающего непреходящие ценности культуры, природы и необходимость защиты окружающей среды;
отстаивание права учащихся на свободный выбор мнений и убеждений с учетом разнообразия мировоззренческих подходов, ориентирование их на гуманистические и демократические ценности;
создание условий для развития личности ученика, его интеллектуального роста, формирование информационной и коммуникативной компетентности школьника.
В рамках достижения этих целей осуществляю:
- подготовку учащихся к сдаче экзаменов в форме ЕГЭ и ОГЭ;
- использую элементы здоровьесберегающих и информационно-коммуникативных технологий на своих уроках;
- провожу работу по организации взаимодействия семьи и школы в качестве классного руководителя;
- организую предметные, творческие мероприятия уровня образовательного учреждения.
В своей профессиональной деятельности руководствуюсь такими идеями, как гуманизация и демократизация педагогических отношений, саморазвитие, дифференциация и сотрудничество.
Современное общество ставит перед школой задачи модернизации и совершенствования учебно-воспитательного процесса. Я считаю, что учитель должен постоянно совершенствоваться сам, чтобы не догонять процесс модернизации образования, а идти с ним «в ногу». Поэтому мое педагогическим кредо звучит так: «Чтобы иметь право учить, надо постоянно учиться самому». Я постоянно задумываюсь над тем, как сделать процесс обучения более результативным, как вызвать и поддержать интерес к предмету. Для наиболее эффективного использования времени детей на уроке всегда продумываю план проведения урока, его основные этапы; совместно с обучающимися в начале урока ставлю цели и задачи; слежу за темпом урока; объясняю материал на доступном уровне, использую разнообразные методики. Изучив много педагогических технологий, я пришла к выводу, что наиболее эффективными в обучении биологии и географии являются: проектно-исследовательское обучение, технология интерактивного обучения, использование информационно-коммуникативных технологий, игровых методов и лекционно-семинарские системы.
Проектно – исследовательские технологии – один из самых трудных при реализации его в практику преподавания. Организация исследовательской деятельности достаточно трудоемкий процесс. Во-первых, трудности возникают с мотивированием учащихся к исследовательской работе, так как очень мало ребят, желающих и способных вести длительную кропотливую работу. Поэтому я сначала в рамках дифференцированного домашнего задания вводила малые исследования по типу: «Что в имени тебе моем?», «Что означает моя фамилия», «Фронтовики моей семьи», «Семейный альбом», «Природа родного края», «Значение воды в природе» и т.д. Во-вторых, есть определенные трудности с удержанием интереса к данному виду работы. К сожалению, ребята как быстро загораются желанием, так быстро и потухают. Частичным решением этой проблемы является личностный пример, когда ребята, достигнувшие определенных успехов в исследовательской работе, делятся своим опытом. В-третьих, ребята, проявившими устойчивый интерес, выполняют долгосрочные исследовательские проекты по краеведению и истории России. И здесь важно, чтобы эти проекты не лежали «мертвым грузом», а были востребованы. Решение этой задачи: участие в очных и заочных конкурсах исследовательских работ. Результат реализации проектно-исследовательской технологий: «Лишайники» Луханина Ирина (10 класс) – 1 место (муниципальный), 2013 г, «Школьный двор» учащиеся 9 класса – 3 место (муниципальный), 2014г., «Краеведческая находка» - Гаврилов Игорь – 8 класс – сертификат, 2016г, «Сто двадцать великих имен Вешкаймского района» Касаткин Максим (7 класс) - сертификат, 2018г.;
Часть уроков, особенно по географии, стараюсь построить в интерактивной модели обучения. Интерактивные технологии обучения – это такая организация процесса обучения, в котором невозможно неучастие ученика в коллективном, взаимодополняющим, основанном на взаимодействии всех его участников процессе обучающего познания. Целью данной модели является организация комфортных условий обучения, при которых все ученики активно взаимодействуют между собой. Организация интерактивного обучения предполагает моделирование жизненных ситуаций, использование ролевых игр, общее решение вопросов на основании анализа обстоятельств и ситуации. Конечно, строить каждый урок в такой модели очень тяжело, да и, на мой взгляд, не эффективно. Поэтому чаще на уроках использую конкретные приемы и методы как элемент урока. Основополагающим считаю начальный этап урока, от которого зависит весь ход и динамика последующих этапов. Поэтому ребят нужно, как говорится «зажечь». На мой взгляд, дискуссия лучше «заводится» с конкретной проблемной ситуации, притчи или афоризма, как источника мудрости и вариантов мнений. Уже собрала довольно внушительную коллекцию. А так же использую метод, который я назвала «вопрос-провокация» или «аргумент-провокация». Главная его идея заключается в утверждении мнения, который в разрез расходится с общепринятыми общественными идеалами, ценностями, догмами. Например, урок по теме «Национальный состав населения России» я начинаю словами: «Одна из заповедей Иисуса Христа – возлюби ближнего своего, как самого себя». Эта фраза вызывает бурю эмоций, даже у тех учеников, которые предпочитают отмалчиваться, и ученики с большим удовольствием приводят множество аргументов (примеров из жизни).
Во всех диспутах стараюсь воспитывать у подростков толерантность, умения правильно вести спор, четко и грамотно формулировать свои мысли. В реализации данной технологии в полном объеме, по моему мнению, есть ограничение – это недостаточная информированность обучающихся о процессах, ситуациях, происходящих в современном мире. К сожалению, подростки меньше читают книг и газет, смотрят только лишь развлекательные программы.
Информационный пробел восполняю при использовании информационных технологий в учебном процессе. Обучающиеся используют различные виды источников: мультимедийные энциклопедии, ресурсы Интернета, материалы периодических изданий, учебные фильмы, научно-познавательные передачи. На уроках биологии и географии использую следующие программы Microsoft Word, Microsoft Excel, Microsoft Power Point. К примеру, программа Power Point, обладает большим потенциалом создания наглядно - образного представления биологических и географических знаний. С помощью этой программы создаю презентации к урокам или использую готовые, находя их в Интернете. Кроме этого практикую создание тематических презентаций самими обучающимися. Например, при изучении о разнообразии живых организмов на Земле, ребята с большим удовольствие готовят презентации о различных животных, растениях и их сообществах.
Элементы игровой технологии внедряю как на уроках изучения нового материала, так и на уроках закрепления, контроля. Этот метод использую в основном в среднем звене, чаще всего в 5 классе, так как трудно адаптироваться с переходом из начального звена в среднее, и они еще не наигрались. Игра повышает мотивацию учащихся на уроках биологии и географии позволяет в увлекательной форме запомнить сложные для усвоения термины, названия, определения; развивает гибкость мышления, развивает географическое воображение, способствует творческому применению полученных знаний и обретенных умений.
В 5-11 классах использую такие игровые технологии как «Своя игра» (например, я разработала повторительно-обобщающий урок по теме «Внутренняя среда организма», 8 класс); «Крестики-нолики», «кроссворд», «аукцион» и т.д. Они помогают запомнить материал прочно, использовать при описании теоретические знания.
При работе в старших классах, я считаю, что наиболее оптимальной системой организации учебной деятельности для достижения поставленных целей, таких как успешная сдача итоговой аттестации, является лекционно-семинарская технология обучения. Применение в общеобразовательной школе элементов данной системы уместно и целесообразно, так как она даёт учащимся возможность легко адаптироваться к обучению в высших учебных заведениях.
Работая по данной технологии, я убедилась в ряде преимуществ данной системы перед традиционной. В каждой теме можно использовать новые приемы, способы деятельности, определяя свой стиль и, метод, сочетая их с традиционными или какими-то новыми. Показателем результативности данной технологии, я считаю, успешная сдача единого государственного экзамена по географии: средний балл по школе – 63 балла, что является выше районного и областного показателя. По биологии 52 балла, что составило в этом (2018году) тоже выше районного и областного.
Сильными сторонами своей деятельности считаю: эффективное использование современных образовательных технологий и методик. Умелое применение их в практической деятельности, а также целеустремленность и добросовестность.
На достигнутом не останавливаюсь. Постоянно повышаю профессиональный уровень. Изучаю новинки педагогической теории и практики, как в периодических изданиях, так и в методической литературе, интернет ресурсах.
Поэтому ставлю перед собой задачи:
Расширить круг конкурсов и олимпиад, в которых участвуют мои ученики.
Совершенствовать личностные качества для повышения профессионального уровня.
Искать способы повышения мотивации обучающихся к учебно-познавательной деятельности, способы контроля и оценивания планируемых результатов.
Эффективно использовать образовательные и воспитательные методики и технологии, связанные с внедрением новых образовательных стандартов.
Поддерживать культурно-образовательные инициативы, осуществлять сопровождение проектной и инновационной деятельности, стимулировать творческую инициативу учащихся.