Учебно-методический материал к уроку «Право» на тему «Гражданин. Гражданство» (10 класс)

0
0
Материал опубликован 30 July 2019

Преподаватель: Коптяева Н.В.

Предмет

ПРАВО.

Класс 10

Дата

Тема учебного занятия

Гражданин. Гражданство.

Цель учебного занятия

Создание условий для работы с понятиями «права человека», «гражданин», «гражданство», «принципы принятия гражданства», «натурализация» через анализ источников информации, решение проблемных задач.

Задачи

когнитивные:- Сформировать у кадет представления о гражданстве, как важной правовой категории и о основаниях его приобретения;- рассмотреть правила приёма в гражданство и основания его прекращения гражданства, как оно влияет на правовую деятельность граждан; закрепить что такое «право», «права человека», «государство», правовые документы, нормативные акты.

Операциональные: продолжать развивать коммуникативнутивную и информационную компетенцию через анализ информации; ранжировать информацию по степени значимости; аргументации выводов;

Аксиологические: воспитывать правовую культуру- помочь кадетам осознавать ценность прав человека, помощь государства в правовом пространстве; необходимость реализации человеком своих гражданских прав; воспитание уважительное отношения к праву; формирование потребности и способности к сотрудничеству и взаимопомощи при работе в группе, умения анализировать информацию, излагать свою точку зрения, уважая мнение других.

Тип и форма учебного занятия

Урок открытия новых знаний

Формы работы

Ф - фронтальная, И – индивидуальная, С- самостоятельная

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

- определяют основные принципы гражданства;

- рассказывают о формах защиты своих гражданских прав;

- объясняют, что такое права человека, гражданство перечисляют отрасли прав человека и гражданина;

- показывают, что права зависят от множества факторов (от возраста, статуса человека, и др.);

что такое - КРФ, Какую роль она играет в правовом поле гражданина.

- умеют анализировать информацию;

- умеют ранжировать информацию по степени значимости;

- аргументируют выводы;

развивать у кадет умения:
- строить логичные рассуждения, включающее установление причинно-следственных связей;
- устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации;
- совершенствовать навыки работы с правовыми источниками;
- развивать творческие способности.

- формирование способности и готовности к сознательному и ответственному действию в правовой сфере регулирования и жизнедеятельности гражданина , в режиме исторически сложившихся ситуаций. понимание значения условий наступления гражданства;
- углубление интереса кадет к теории права;
- развитие у кадет учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи;
- формирование гражданской ответственности, правового самосознания;

Технологии обучения или элементы технологий

развивающего обучения; сотрудничества и проведения учебных дискуссий;

Средства обучения, дидактическое обеспечение урока

Учебник «Право» под редакцией Л.Н.Боголюбова, презентация, КРФ, извлечения из закона РФ «О гражданстве», карточки с заданием.

Организационная структура урока

Этапы урока

Деятельность преподавателя

Деятельность воспитанников

I. Организационный момент (1 минуты)

 

Организация доклада командира класса о готовности к уроку

Доклад командира класса о численности воспитанников, готовности к уроку, оформление расхода ЛС(личного состава)

II. Актуализация знаний (5 минуты) Определение целей, мотивация и целеполагание.

 

Какой документ в нашей стране самый главный?

-Когда принята ныне действующая КРФ?

Следующее задание направлено на проверку глубоких знаний статей КРФ. Уровень знаний - базовый. У вас на столе есть лист с началом разных, часто встречающихся статей Конституции. Вы должны за 3 минуты дописать окончание.

Работаете в парах. По истечению времени работы собираю. Листы подписать

(Приложение №1)

Статья 2.Человек, его права и свободы являются... (высшей ценностью).

2. Статья 14.Религиозые объединения отделены от государства и равны... (перед законом).

3. Статья 19.Все равны перед законом и... (судом).

4. Статья 21.Достоинство личности охраняется... (государством).

5. Статья 22.Каждый имеет право на свободу и... (личную неприкосновенность)

6. Статья 23. Каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни личную и семейную тайну, защиту... (своей чести и доброго имени)

7.Статья 29. Каждому гарантируется свобода мысли и... (слова)

8. Статья 41.Каждый имеет право на охрану здоровья и... (медицинскую помощь).

9. Статья 46.Каждому гарантируется судебная защита его прав и... (свобод)\

10. Статья 58.Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к...

(природным богатствам).

11. Статья 60.Гражданин Российской Федерации может самостоятельно осуществлять в полном

объеме свои права и обязанности с... (18 лет).

12. Статья 91.Президент Российской Федерации обладает... (неприкосновенностью).

13. Статья 95.Федеральное Собрание состоит из двух палат - Совета Федерации и...

(Государственной Думы).

14. Статья 118.

Правосудие в Российской Федерации осуществляется только..,(судом).

(Проверка под руководством учителя)

-Поднимите руки кто не успел выполнить задание?

Перед вами документ Приложение №2.

Изучите его. Это задание направлено на умение выявлять проблему приведенного текста. Подготовьте по 2 вопроса к тексту:

« В древнегреческих полисах между гражданами (коренными жите­лями) и государством складывались взаимные политико-правовые отно­шения. Полис заботился о своих гражданах с самого рождения и до са­мой смерти, кормил и защищал, обеспечивал каждого землей или рабо­той. Вне его границ каждый грек превращался в бесправного и беззащит­ного человека, которого можно было ограбить или превратить в раба. И лишь дома гражданин чувствовал себя в безопасности и мог рассчиты­вать на помощь и поддержку.

Кроме того, только полноправные граж­дане могли участвовать в народном собрании, которое играло важную роль в жизни полиса. На нем решались важные для всех членов общества вопросы: кто будет управлять ими, как будет распределена обществен­ная земля, по каким законам жить... Решая эти вопросы, граждане тем самым участвовали в управлении государством, определяли свою жизнь и полиса в целом.

Поэтому каждый гражданин был искренним патриотом своего

государства и ценил его интересы выше собственных. Он оборо­нял полис

от врагов, почитал его богов и древние традиции, был готов пожертвовать

жизнью ради его благополучия.

Богатые граждане должны были нести и существенные затраты

«на общее благо»: они обязаны были оплачивать устройство народных

праздников или соору­жение новых кораблей, за свой счет купить боевого

коня или обзавестись тяжелым пехотным вооружением, безвозмездно

служить в высших го­сударственных органах».

Кто же он гражданин?

Какой будет тема нашего урока?

Какие задачи стоят перед нами на сегодняшнем уроке?

 

Кадеты дают ответы.

 

 

Работают в парах, заполняют таблицу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Кадеты знакомятся с текстом. Формируют вопросу к тесту. Дают ответы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Кадеты определяют тему и задачи урока, записывают в тетрадь.

III. Изучение нового материала(26 минут)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

IV. Закрепление изученного материала (7 минут) Первичное закрепление.

 

 

Гражданин - житель страны обладающий правами и обязанностями по отношению к своему государству.

Гражданство Российской Федерацииустойчивая политико - правовая связь лица с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей

Существуют два принципа определения или приобретения гражданства.

Чтобы ответить на этот вопрос вы должны поработать с текстом учебника

стр. 259.

Выписать в тетрадь эти принципы .

И ответить на вопрос чем отличаются эти принципы?

Бывают очень сложные случаи в разрешении ситуаций с гражданством.

Вот одна из них.

Интересный случай произошел в 50-е годы в Аргентине, где действовал и

действует принцип «почвы»: каждый родившийся на территории Аргентины

становится ее гражданином. Чтобы выехать за границу, гражданин Аргентины

должен уплатить пошлину.

Пример: В аэропорту г. Буэнос-Айреса совершил вынужденную посадку

самолет «Аэрофлота», на котором в числе других пассажиров возвращалась

на родину беременная женщина - жена дипломата. Посадка была связана с

тем, что у нее начались роды. Скорая помощь доставила ее в роддом, и там

появился на свет новый гражданин... Аргентины. Дальнейший путь

новорожденного был возможен только после того, как его родители уплатили

выездную пошлину.

Как вы думаете, чем завершилась эта ситуация?

Какой важный документ лично есть у вас?

Как определено ваше гражданство? Как вы его получили?

Какие существуют основания приобретения гражданства в нашей стране?

 

Государство Гражданство Гражданин

Перед вами элементы правовых отношений. Как выдумаете, как они связаны между собой?

Гражданин - обладает всей полнотой свобод, закрепленных в Конституции страны, а государство обязано их предоставить и защищать.

Гражданство – основополагающий элемент конституционно-правового

статуса личности, необходимый для обладания лица всеми исключительными

гражданским правами, но одновременно налагающий на это лицо совокупность

гражданских обязанностей перед РФ.

Как лично к вам применима эта схема?

Об этом говорится в законе РФ «О гражданстве».

У вас на столе лежат извлечения из закона РФ «О гражданстве». (Приложение №3)

Обратитесь к ст. №11. И ответьте на вопрос

«Что является основанием для приобретения гражданства РФ?»

Первоначальным основанием приобретения российского гражданства

стало его признание:

2. Гражданами России признаются по рождению:

3.Российское гражданство может быть приобретено в порядке

регистрации.

4.Существует и процедура приема в гражданство на

основании ходатайства.

5. В приеме в гражданство может быть отказано.

В каких случаях это может произойти?

Кто принимает решение о приеме в гражданство?

(Статья 89 Конституции РФ.)

Если человек получил гражданство, ему выдается паспорт

Гражданина РФ. Этот порядок называется натурализацией.

Российский гражданин не может быть лишен гражданства.

В то же время он может выйти из российского гражданства,

подав соответствующее ходатайство.

Ему может быть отказано в следующих случаях:

- если он получил повестку о призыве на срочную службу в армии;

- если он привлечен к уголовной ответственности или осужден за

уголовное преступление;

- если у него есть обязательства перед другими лицами,

например, платит алименты, а он уезжает в ту страну, с которой у

России нет договора о правовой помощи, и, следовательно, исполнение

этого обязательства не будет обеспечено.

8. Конституция России допускает и двойное гражданство.

За последние 5 лет многие спортсмены граждане других государств получили российское гражданство. Как вы думаете почему? Государство поддерживает спорт, заботится о здоровье её жителей.

Апатрид?

Бипатрид?

 

Кадеты дают аргументированные ответы.

 

 

 

Кадеты знакомятся с информацией приведённой в учебнике делают запись. Отвечают на поставленные вопросы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Кадеты дают аргументированные ответы.

 

 

 

 

 

Кадеты работают с документами и отвечают на вопросы, опираясь на знания, полученные на уроке.

 

Кадеты работают со схемой. Дают её анализ делают запись в тетрадях.

 

 

 

Кадеты аргументируют свои ответы, используя полученные знания.

 

 

 

 

 

Кадеты дают ответы, используя полученные знания.

 

 

 

 

Кадеты принимают участие в дискуссии

V. Закрепление изученного материала ()

Проблемная задача:

Российский морской лайнер на пути к острову Барбадос сделал

остановку в порту одного из государств Южной Америки. Многие

иностранные пассажиры завершили здесь свое путешествие. Когда судно

отчалило от берега, матросы обнаружили на палубе колыбель с грудным

ребенком. В записке на испанском языке была просьба позаботиться о

ребенке «непутевых родителей». Применим ли к этой ситуации Закон РФ;

«О гражданстве»?

(Да. Судно-это территория государства.

Если оба родителя неизвестны то он становится гражданином РФ)

Проблемная задача:

В Москве был найден маленький мальчик. Кто является его родителями и где они – неизвестно.

Гражданином, какого государства будет мальчик

 

Кадеты аргументируют свои ответы, используя полученные знания.

 

 

 

 

Кадеты дают ответы, используя полученные знания. Кадеты принимают участие в дискуссии

 

VI. Рефлексия (3 минуты)

 

Кого, по вашему мнению, можно назвать гражданином с большой буквы?

«Я гражданин РФ и горжусь этим. Потому что …»

Кадеты обосновывают свою работу на уроке.

VII. Итоги урока

Д.з. 1.§28 с. 256-261; задания № 1, 2 (у)

2. Выучить термины: «гражданин», «гражданство», «принципы гражданства», «натурализация».

3.Повышенный уровень.Написать эссе: «,,,…Поэтом можешь ты не быть, а гражданином быть обязан !» (Н.А. Некрасов русский писатель)

 

Приложение №1. Заполнить таблицу «Конституция РФ».

1.Статья 2.Человек, его права и свободы являются…

 

2.Статья 2.Человек, его права и свободы являются…

 

3. Статья 19.Все равны перед законом и...

 

4. Статья 21.Достоинство личности охраняется...

 

5. Статья 22.Каждый имеет право на свободу и...

 

6. Статья 23. Каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни личную и семейную тайну, защиту...

 

7.Статья 29. Каждому гарантируется свобода мысли и...

 

8. Статья 41.Каждый имеет право на охрану здоровья и...

 

9. Статья 46.Каждому гарантируется судебная защита его прав и...

 

10. Статья 58.Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к...

 

11. Статья 60.Гражданин Российской Федерации может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с...

 

12. Статья 91.Президент Российской Федерации обладает...

 

Приложение №2.

« В древнегреческих полисах между гражданами (коренными жите­лями) и государством складывались взаимные политико-правовые отно­шения. Полис заботился о своих гражданах с самого рождения и до са­мой смерти, кормил и защищал, обеспечивал каждого землей или рабо­той. Вне его границ каждый грек превращался в бесправного и беззащит­ного человека, которого можно было ограбить или превратить в раба. И лишь дома гражданин чувствовал себя в безопасности и мог рассчиты­вать на помощь и поддержку.

Кроме того, только полноправные граж­дане могли участвовать в народном собрании, которое играло важную роль в жизни полиса. На нем решались важные для всех членов общества вопросы: кто будет управлять ими, как будет распределена обществен­ная земля, по каким законам жить... Решая эти вопросы, граждане тем самым участвовали в управлении государством, определяли свою жизнь и полиса в целом.

Поэтому каждый гражданин был искренним патриотом своего государства и ценил его интересы выше собственных. Он оборо­нял полис

от врагов, почитал его богов и древние традиции, был готов пожертвовать жизнью ради его благополучия.

Богатые граждане должны были нести и существенные затраты «на общее благо»: они обязаны были оплачивать устройство народных

праздников или соору­жение новых кораблей, за свой счет купить боевого коня или обзавестись тяжелым пехотным вооружением, безвозмездно служить в высших го­сударственных органах».


 

Тест по теме «Гражданство»

1.задание Установите соответствие между функциями и субъектами государственной власти РФ, которые их исполняют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ФУНКЦИИ

 

СУБЪЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ РФ

А) решение вопросов гражданства

Б) осуществление управления федеральной собственностью

В) осуществление помилования

Г) разрешение споров о компетенции между федеральными органами государственной власти

Д) разработка и представление Государственной Думе проекта федерального бюджета

 

1) Конституционный Суд РФ

2) Президент РФ

3) Правительство РФ

2.Задание  Джон, совершеннолетний дееспособный гражданин государства Z, обратился в полномочный орган государства Z с заявлением об отказе от гражданства, так как решил вступить в российское гражданство. При каких условиях Джон может вступить в гражданство РФ в общем порядке? Запишите цифры, под которыми указаны соответствующие условия.

1) наличие среднего общего образования 2) владение русским языком

3) наличие родственников в РФ 4) наличие собственности в РФ

5) наличие законного источника средств к существованию

6) обязательство соблюдать Конституцию РФ и законы

3.Выберите верные суждения о граж­дан­стве РФ?

1). Граж­дан­ство РФ яв­ля­ет­ся еди­ным и рав­ным не­за­ви­си­мо от ос­но­ва­ний его приобретения.

2) Граж­да­нин РФ не может быть лишён сво­е­го граж­дан­ства или права из­ме­нить его.

3)Лицо, не имеющее гражданства РФ, автоматически получает его, заключив брак с гражданином РФ.

4). Гражданин РФ не может быть лишён своего гражданства или права изменить его.

5)Граж­дан­ство ребёнка из­ме­ня­ет­ся при из­ме­не­нии граж­дан­ства его родителей, лишённых ро­ди­тель­ских прав.

4.Задание Джон, со­вер­шен­но­лет­ний дее­спо­соб­ный граж­да­нин го­су­дар­ства Z об­ра­тил­ся в пол­но­моч­ный орган го­су­дар­ства Z с за­яв­ле­ни­ем об от­ка­зе от гражданства, так как решил всту­пить в рос­сий­ское гражданство. При каких усло­ви­ях Джон может всту­пить в граж­дан­ство РФ в общем порядке? За­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми ука­за­ны эти условия.

1) наличие сред­не­го об­ще­го образования 2) вла­де­ние рус­ским языком

3) наличие род­ствен­ни­ков в РФ 4) на­ли­чие соб­ствен­но­сти в РФ

5) наличие за­кон­но­го ис­точ­ни­ка средств к существованию

6) обязательство со­блю­дать Кон­сти­ту­цию РФ и законы

5.Задание Умберто, со­вер­шен­но­лет­ний дее­спо­соб­ный граж­да­нин го­су­дар­ства Z об­ра­тил­ся в пол­но­моч­ный орган го­су­дар­ства Z с за­яв­ле­ни­ем об от­ка­зе от граж­дан­ства го­су­дар­ства Z, так как решил стать граж­да­ни­ном России. При каких усло­ви­ях Ум­бер­то может по­дать за­яв­ле­ние о приёме в граж­дан­ство РФ в общем порядке? За­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми ука­за­ны эти условия.

1) на­ли­чие сред­не­го об­ще­го образования 2) вла­де­ние рус­ским языком

3) по­сто­ян­ное про­жи­ва­ние на тер­ри­то­рии РФ в те­че­ние 3 месяцев

4) на­ли­чие соб­ствен­но­сти в РФ

5) на­ли­чие за­кон­но­го ис­точ­ни­ка средств к существованию

6) на­ли­чие род­ствен­ных свя­зей в РФ

6.Задание 25 

Используя обществоведческие знания,

1) раскройте смысл понятия «гражданство»;

2) составьте два предложения:

одно предложение, со­дер­жа­щее ин­фор­ма­цию об ос­но­ва­ни­ях при­об­ре­те­ния гражданства;

одно предложение о пол­но­моч­ных органах, ве­да­ю­щих де­ла­ми о граж­дан­стве Рос­сий­ской Федерации.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.