Доклад «Учебно-познавательные игры на уроках электротехники»
Учебно-познавательные игры на уроках электротехники.
Первая встреча преподавателя со студентом может определить их взаимные отношения надолго. Это возможность «завоевать» даже бывшего «серого» студента, снять с него привычный ярлык слабого ученика, показать перспективу образования и изучения электротехники, знание данного предмета для будущего специалиста.
Какие могут быть пути?
Возможно выход на активные методы обучения, требуется разумное сочетание информационного и развивающего обучения, во многих случаях оправданный переход от лекционного к игровому, состязательному, интересному, нескучному образованию. А готовить человека нужно не к предмету, а к жизни через свой предмет, чтобы этот человек умел самостоятельно мыслить, хотел учиться, говорить.
Понимая, что в сложившейся ситуации бесполезна лишь констатация трудностей, а необходимы конкретные предложения по их устранению, хотелось бы изложить свою позицию и предложить одну из возможных моделей обучения — коллективную мыслительную деятельность, позволяющую реально воспитывать активных, ответственных, профессионально компетентных специалистов.
Важным моментом в современной педагогической деятельности становится организация коллективного действия, что требует постоянной корректировки, как общей деятельности, так и деятельности каждого. Для расширения этих задач необходимо применять в учебно-воспитательном процессе два типа обучения - информационный (позволяет передать содержание предмета) и развивающий (обеспечивает осознанное усвоение предмета). Во втором типе обучения на первое место становится мыслительный процесс (а не память, как в первом типе).
Развитие мышления, его гибкости, подвижности путем организации коллективной мыслительной деятельности создает реальные условия для понимания предмета, а также обеспечивает развитие как общих, так и профессиональных способностей студентов. Оба типа обучения между собой функционально связаны и должны применяться в процессе обучения и воспитания в единстве.
Приведу некоторые данные психологов: человек усваивает 10% того, что он слышит; 50% того, что он видит и 90% того, что делает. Использование традиционного обучения приводит к тому, что студенты усваивают 20-40% материала, при развивающем обучении - 70- 90%. Полученные результаты позволяют утверждать, что применение методов активного обучения:
1) повышает эффективность процесса усвоения материала;
2) интенсифицирует процесс обучения (уменьшается время изучения учебного материала на 30-50 %);
3) активизирует процесс обучения, делает его более увлекательным, творческим, повышается заинтересованность обучаемых.
Преподавание дисциплины «Электротехника» открывает большие возможности для активизации мышления студентов в процессе обучения благодаря особенностям электротехники и ее глубокой связи с современным научно-техническим прогрессом.
Целью практически каждого занятия по электротехнике является развитие творческого мышления студентов, развитие самостоятельности и при решении различных задач и проблем. Одним из методов развития творческого мышления являются учебно-познавательные игры.
Учебно-познавательные игры, разработанные на конкретных ситуациях, вводят студентов в сферу производственной деятельности, вырабатывают у них способность критически оценивать действующее производство, являются мощным стимулом активизации самостоятельной работы по приобретению профессиональных знаний и навыков.
Успех игры зависит от ряда факторов:
• организационных;
• методических;
• психологических;
• технических идр.
Из обширного круга вопросов, влияющих на качество и результат учебно-познавательной игры, следует отметить следующие:
• правильный, удачный выбор темы с учетом ее актуальности, дискуссионных возможностей в рамках той цели, которую ставит преподаватель;
• подбор участников, распределение их на подгруппы с учетом знаний студентов, их трудолюбия, общего микроклимата в группе;
• построение структурно-логической схемы игры;
• четкая разработка заданий каждой подгруппе,
• глубокое изучение материала;
• подготовка сценария с учетом «запасных», усложненных ситуаций;
• отработка с каждой группой выступлений, внесение коррективов в структурно-логическую схему игры, режиссура игры;
• разбор игры, ее оценка, анкетирование студентов.
Проведению учебно-познавательной игры должна предшествовать серьезная работа по углублению знаний студентов по теме игры. Тема игры должна быть актуальной, при ее выборе обязательно надо учесть возможности студентов групп, их способности, уровень и глубину знаний, активность.
К учебно-познавательным играм не следует относиться как к инструменту получения готовых решений. Их надо рассматривать как средство анализа решений, независимо от того, являются ли проспекты и сценарии нормативными (распорядительными) дескриптивными (описательными). Это связано с тем, что анализ результатов учебно-познавательной игры практически всегда приводит к выводу о необходимости поиска какой-либо новой альтернативы, модификации каких-либо элементов выбранной стратегии, которые сопоставлялись и оценивались в учебно-познавательной игре или прогнозировались в процессе ее проведения. Поэтому в большинстве случаев учебно-познавательные игры не исчерпывают соответствующей деловой ситуации, а лишь подводят к тому, чтобы модифицировать игру, вводя в нее новых игроков или новые оценки ее исхода.
В учебно-познавательной игре выясняются взаимоотношения студентов, осуществляющих свободный выбор своих действий в определенных пределах, при определенных условиях. Интересной особенностью игры является то обстоятельство, что она в значительной мере разыгрывается в сознании игроков и только небольшая ее часть имеет форму открытых действий. «...В игре раскрывается перед детьми мир, раскрываются творческие способности личности. Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития», - писал В.А. Сухомлинский. Так может быть следует всеми доступными средствами создавать игровые ситуации на наших уроках и, не превращая всего многосложного дела в одну только игру, использовать непринужденную обстановку многокрасочных, звонких, брызгающих энергией и смехом игровых элементов, и на этом пути искать ответы на вековые вопросы многострадальной педагогики?
Главное, пробудить любознательность, активность. Почувствовав интерес к учебно-познавательным играм, ребята включаются в их подготовку, читают самую разнообразную литературу, журналы. Тут важно найти новые стимулы, поддержать желание «рыться в книгах», обращаться к первоисточникам. Так идет расширение круга интересов, прививается и закрепляется потребность в самостоятельном добывании знаний. Преподавателями кафедры разработаны и широко используются учебные занятия в форме учебно-познавательных игр по дисциплине «Электротехника». Вот, например, сценарий одной игры.
Сценарий урока по теме «Передача и распределение электрической энергии».
На изучение темы по учебному плану отводится 4 часа.
Содержание темы. Современные схемы электроснабжения промышленных предприятий от энергетической системы. Назначение и устройство трансформаторных подстанций и распределительных пунктов электрической сети промышленных предприятий: воздушные и кабельные линии. Внутренние электрические сети и распределительные пункты. Марки проводов и кабелей. Защитное заземление, его назначение, устройство и контроль состояния.
Планируется изучение темы следующим образом: 2 часа - информационная лекция, на которой решается задача целостного изложения изучаемой темы. Преподаватель обязан обеспечить оперативность отбора, обобщения и передачи научной информации, учитывая подготовленность студентов к восприятию излагаемого материала и уровень их развития. 2 часа - проведение учебно-познавательной игры с целью обобщения изучаемого материала и контроля знаний студентов.
Отдельные методические положения использования одного из эффективных методов обучения, активизирующих познавательную деятельность студентов на уроках электротехники, учебно-познавательной игры таковы.
На занятии в игровой форме моделируется работа нескольких малых групп с различной трудовой деятельностью.
Группа делится на 5 малых групп (по 5 человек). Малые группы - гетерогенные группы, т.е. включают в себя студентов с разным уровнем обученности, учебной работоспособностью - в них студенты дополняют друг друга. Создаются они по желанию студентов, так как необходимо учесть психологическую совместимость студентов при коллективной деятельности.
I и II группы — «Проектировщики», они выполняют задания по проектированию схемы электроснабжения промышленного предприятия в Новосибирске, распределив роли между собой, и защищают проект. Рабочие группы, разрабатывающие проект, представляют собой несколько подразделений со своими функциями каждое:
• «мозговой центр» - идея проекта;
• «группа конструкторов» - проектировщиков, выполняют схемы электроснабжения;
• «группа экономистов» — обоснование эффективности расчетов, экономичности проекта;
• «группа ТБ» - защита, безопасность обслуживания персонала;
• «группа охраны окружающей среды».
III группа - «оппоненты», их задание:
1. Составить вопросы к теме: «Схемы электроснабжения крупного промышленного предприятия».
2. Задавая эти вопросы «проектировщикам», необходимо поставить их в тупик, «завалить» защиту проекта, доказывая, что их проект непригоден, неэкономичен, вредит окружающей среде, не соответствует требованиям ТБ и т.д., но при этом предлагать свои мысли, идеи, обосновывая их.
IV группа - «представители общественности», их задание:
1. Составить вопросы и утверждения, которые обоснованно предотвратят внедрение в жизнь разработанного проекта.
Тематика вопросов:
• идея проекта неверна;
• вредна для окружающей среды;
• неэкономична;
• противоречит правилам ТБ;
• антисоциальна.
2. Дать альтернативные предложения, которые могли быть использованы в проекте.
V группа - «репортеры и журналисты», и х задания:
1. Составить сложные вопросы, на которые хотят получить ответ или пояснение читатели прессы.
2. Выпустить газету с рисунками, кроссвордами, шаржами по теме.
При этом выбирается группа студентов (2-3 человека) - арбитров, дающих оценки выступающим. Итак, за неделю до урока студенты знакомятся с темой самостоятельно. Перед данным уроком проводится двухчасовая информационная лекция, на которой решается задача целостного изложения изучаемого материала темы. Здесь обеспечивается оперативность и обобщение всего самостоятельно изученного материала.
Деловая обстановка на уроке раскрывает и максимально активизирует ребят, урок проходит так, что студенты не замечают движение времени, с неохотой идут на перерыв. На таком уроке они учатся самостоятельно и оперативно мыслить, вести логические рассуждения, говорить кратко, аргументированно. Обобщение в процессе дискуссии оказывает положительное влияние на развитие познавательных потребностей в приобретении знаний. Об этом свидетельствуют качественные ответы ребят.
Такие игровые занятия необходимо практиковать довольно часто. Особенностью таких уроков является атмосфера положительных эмоций, которая так необходима для успешного запоминания информации студентами этого возраста. На таких уроках отсутствует традиционный «Дамоклов меч» - угроза получения двойки.
Литература
1. Кузнецова Л.М. От познавательного интереса к созиданию знаний / / Педагогика. - 2002. - № 4.
2. Шадриков В.Д. 11ознавательные процессы и способности в обучении. - М.: Просвещение, 2003.