Доклад «Профориентационная направленность учебной деятельности на уроках русского языка»
Праведникова Ольга Валентиновна, учитель русского языка и литературы 1 квалификационной категории ГКОУ Свердловской области «Екатеринбургская школа-интернат «Эверест», реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы».
Тема доклада:
Профориентационная направленность учебной деятельности на уроках русского языка (практические приёмы развития речи у обучающихся в соответствии с реализацией ФГОС ).
Знаменитая русская пословица о том, что «встречают по одёжке», совершенно справедлива и актуальна и в рамках тех задач, которые ставлю я - как преподаватель словесности – при обучении детей с особенностями развития. Слова – это часть нашего внешнего образа, одежда наших мыслей, показатель внутренних качеств личности. И вкупе с невербальными средствами (жестами, мимикой, интонацией) грамотная речь человека позволяет достичь желаемых целей, выгодно и достойно себя подать - в том числе в начале карьерного пути. Сократ очень мудро сказал: «Заговори, чтобы я тебя увидел». А для наших обучающихся это особенно, жизненно важно, поскольку конкуренция на рынке труда высока и выпускникам с ограниченными возможностями здоровья приходится прилагать больше усилий, чтобы занять достойное место в профессиональной сфере.
Я второй год обучаю детей с ограниченными возможностями здоровья, имеющих сохранный интеллект, русскому языку и литературе в рамках нового образовательного стандарта. В соответствии с концепцией ФГОС, изучение русского языка, развитие речи не является самоцелью, а предполагает полифункциональный, системно-деятельностный подход: совершенствование языка не только ради освоения языковых категорий и правил, а изучение русского языка для воспитания полноценной личности, подготовленной к самостоятельной жизни, профессиональной деятельности; личности, осознающей свои достоинства и слабости, свои интересы, стремления и таланты; личности, способной себя уверенно и грамотно презентовать в профессии: при составлении резюме, на собеседовании с работодателем, при написании служебных документов (заявлений, служебных записок, докладных и так далее), а также грамотно – с речевой стороны – позиционировать себя в коллективе, особенно на первых порах, когда происходит адаптация и нужно укреплять позиции. Таким образом, при разработке программы курса «Русский язык» мною закладываются ориентиры обучения детей в плане развития у них не только предметных действий, но и метапредметных (универсальных, полифункциональных) и личностных результатов.
Представим ситуацию: человек претендует на должность, и, вроде бы, всё в этом человеке хорошо («и лицо, и мысли, и одежда»...), но отнюдь не слова. Выглядит это, мягко говоря, курьёзно, не вызывает доверия. Это если рассматривать ситуацию со среднестатистическим соискателем, а если соискатель с особенностями развития, это усложняет дело. И чтобы не получилось, как в шутке: «Неприятно, когда говорят, что ты не умеешь формулировать свои мысли, хотя ты очень как бы да», необходимо с учениками, начиная со среднего звена (6, 7, 8 классы), проводить работу по развитию речи, по ознакомлению с простой рабочей документацией, по составлению самопрезентаций и проведению дискуссий, дебатов, диалогов-импровизаций. Такая работа ведётся, чтобы наши ученики в дальнейшем могли брать высоты – и словом, и делом.
Таким образом, начиная с 6, 7 и далее классов категории «А» (сохранный интеллект) периодически (раз в две-три недели) реализуются следующие направления деятельности на уроках русского языка и литературы:
Составление резюме в письменной форме и видео-резюме.
Работа с документами официально-делового стиля: заявления, объяснительные, докладные, служебные записки.
Проведение игр-дискуссий, диалогов и конструирование деловых ситуаций, собеседований, деловых разговоров для приёма на работу.
Мы пришли к определённым промежуточным результатам и смогли зафиксировать следующие наблюдения:
Ученикам в большинстве случаев доставляет удовольствие выполнять задания такого характера (даже если изначально они стесняются и испытывают затруднения), они ощущают в итоге свою причастность к контексту взрослой, самостоятельной жизни, это моменты внутреннего роста, преодоления себя (личностные результаты).
При составлении резюме в письменном варианте ни у кого не было сложностей, дети творили в рамках заданных, предложенных учителем форм, проявляли свои профессиональные притязания и мечты (ведь в 13-14 лет уже почти каждый имеет какую-то профессиональную склонность, пусть пока что инфантильно существующую в сознании).
Если в письменном формате составления резюме нет принципиальных трудностей, то видео-формат (или упрощенный аудио) – это более сложная форма самовыражения. Рассказать о себе будущему работодателю так, чтобы он разглядел надежного, толкового работника и хорошего человека, интересную личность – это надо постараться. А для некоторых наших выпускников именно видео-аудио-форматы резюме могут послужить ключиком к получению работы, дети инвалиды-колясочники ориентированы на рабочие должности, связанные с дистанционным трудом, и очень уместно и выигрышно им будет направлять резюме в видео-формате. А он создаётся труднее, дети порой стесняются до последнего: «Я не смогу, не получится». А я им говорю: «В настоящей жизни будет сложнее, и мы должны быть вооружены и подготовлены словом и делом». Некоторые, в основном девочки, наоборот, очень уверенно и настойчиво себя презентуют, и это даже удивительно – и для меня, и для них самих. Мы вместе с детьми просматриваем и анализируем речь, тон, осанку, жесты, мимику: что удачно, что надо скорректировать, на каких моментах можно «споткнуться», как мудро и грамотно обойти «острые углы» в речевом плане.
Если рассматривать ситуацию деловой игры, например, собеседование при приёме на работу, то здесь результаты еще интереснее. Одни ощущают себя в роли начальников, другие – соискателей. Одни составляют вопросы сами либо с моей подачи, другие отвечают без подготовки – здесь и сейчас. И потом меняются ролями. Это очень увлекательный процесс, который захватывает всех: и непосредственных участников, и зрителей – наблюдателей, экспертов. Мы записываем, рефлексируем: зачем был задан этот вопрос, а какой вопрос дублируется, а почему здесь надо было меньше слов, а здесь -более развернуто ответить, анализируем тон речи, интонацию, костюм. Однажды дети предложили мне побыть «экзаменуемой» персоной, придумали систему вопросов, как будто я устраиваюсь на новую работу; и мне пришлось отражать вербальный напор, демонстрировать искусство делового диалога, и это правильно: личный пример – эффективный способ воспитания и обучения.
Нами также разрабатываются и успешно проигрываются следующие темы в рамках дебатов, дискуссий, деловых игр, в процессе которых ученики оттачивают свою речь, мастерство спора, развивают и совершенствуют силу аргументации, учатся отстаивать свои позиции, убеждать оппонента:
Соблюдение «дресс-кода» в школе, на работе.
Молодой специалист. Проблема?
Возврат некачественного товара.
Все бумажные книги (учебники) нужно заменить электронными?
Вегетарианство: за и против.
Организация питания в школе.
Компьютерные игры: польза или вред?
Домашнее задание в школе надо отменить?
Обучающимся даётся заранее тезис, проблема, ситуация, которые необходимо разрешить, выработав два аргументированных подхода. Класс делится на две группы, в каждой из которых выбираются капитаны, спикеры, аналитики-эксперты.
На уроках – в рамках освоения специфики официально-делового стиля – мы изучаем документацию, учимся правильно оформлять самые элементарные, базовые заявления (о приёме на работу, на отпуск, на отгулы). Рассматриваем подробно структуру документа, его языковое оформление. Например, всё-таки слово «заявление» пишется с маленькой (строчной) или с большой (прописной) буквы? (Если с маленькой, то после слова ставится точка, если с большой, то точка не ставится. Дело в том, что «заявление» с маленькой буквы как бы завершает предложение: «Директору… от… заявление.). Обучающимся нравится такая деятельность, она приближает их к серьёзной и самостоятельной деятельности (метапредметные результаты).
Итак, речь – это наша визитная карточка, это наше достояние, показатель культуры, ума, умений, профессиональных качеств. Хорошая речь помогает добиваться практических целей, получить желаемую работу, поддерживать грамотную коммуникацию в коллективе – в диалогах с партнёрами и клиентами. А если работа ещё и связана с продажами, продвижением товаров и услуг (что сейчас актуально), тем более, грамотная письменная и устная речь – это основной инструмент человека. И обувщик, и менеджер, и руководитель отдела информации, и воспитатель, и технолог – они все должны изначально «заговорить», и тогда их увидят, рассмотрят их профессиональный потенциал, примут, а дальше – как дело пойдёт!
Таким образом, концепция ФГОС предполагает такое деятельностное обучение, в результате которого дети приобретают необходимые практические навыки для будущей жизни, в том числе профессиональной.
Надежда