Учение с увлечением, или что способствует эффективному запоминанию на уроках русского языка и литературы (опыт составления кроссвордов-филвордов)
Учение с увлечением, или что способствует эффективному
запоминанию на уроках литературы
(Опыт составления кроссвордов-филвордов)
Получить радость открытия возможно через творческую игру как наиболее действенного и эффективного приёма обучения, способствующего обогащению словаря учащихся, обучению грамоте, активизации творческой и речевой деятельности. Многообразные увлекательные словесные игры не просто развлечение, а особый способ постижения сложных языковых явлений, продуктивный способ обучения речи.
Важнейшая задача, которая стоит перед учителем, - помочь школьникам полюбить слово, открыть его красоту, многогранность, смысловую глубину и неисчерпаемость. Слово, найденное самостоятельно, становится более весомым, приобретает добавочные смыслы, эстетическую значимость, оказывается максимально осмысленным. Обогащённое творческим поиском, слово начинает играть всеми красками, вызывая различные ассоциации, указывая на связь с текстом.
Таким образом, разгадывание кроссвордов расширяет словарный запас, формирует исследовательские и творческие навыки, речевые умения, речевую культуру. Работа в данном направлении создаёт условия для раскрытия творческого потенциала учащихся, нацелена на реализацию личностно-ориентированного подхода в обучении, поскольку при выполнении задания выражено личное, субъективное начало.
Игра не допускает авторитарности, вносит элемент соревновательности, создаёт ситуацию психологической раскованности, раскрепощает сознание, помогает живо, с интересом реагировать на происходящее, что способствует активизации работы каждого ученика, приобретению знаний и умений учениками. Словесные игры требуют разных способностей: быстроты реакции, широты эрудиции, хорошей памяти, грамотности, эмоциональной чуткости, точности слова, отчего в значительной степени зависит успех обучения школьников.
Таким образом, подобная работа по литературе расширяет кругозор учеников, повышает их культурный уровень, вызывает интерес к предмету, даёт возможность проявить свои способности, дарования, способствует развитию у школьников интуиции, язык вызывает активность учеников, создаёт атмосферу творчества и взаимодействия.
Литературный квадрат (филворд)
Цель выполнения работы: систематизация и обобщение материала по теме «Жанр сказки» (все слова филворда тематически связаны). 5 класс
Задание: Найдите изученные литературоведческие понятия, термины, а также имена, названия, относящиеся к теме «Сказка», в квадрате.
Искомые слова в поле могут располагаться последовательно в любом направлении по горизонтали или вертикали, кроме диагонали (по образцу). Каждая из букв может быть использована только один раз. По мере разгадывания филворда рекомендуется вычеркивать из списка все найденные слова. Рядом выпишите все найденные слова, как они соотносятся с темой сказки? Составьте устное сообщение по теме «Особенности жанра сказки».
Б | з | у | г | я | л | ч | и | н | ч | е | ь | р |
и | а | ш | к | а | з | а | л | ш | е | с | т | о |
л | я | с | т | р | е | в | о | п | б | н | а | т |
и | ц | с | к | а | л | б | ы | р | к | а | я | в |
б | и | к | э | з | а | о | т | и | с | з | п | о |
с | н | о | п | к | а | в | а | я | а | к | л | ю |
м | е | н | и | т | е | т | р | о | т | а | о | б |
с | к | ц | о | в | д | о | б | т | р | у | д | и |
и | а | в | а | к | п | р | е | м | у | у | м | е |
л | л | и | н | а | щ | у | к | а | д | р | а | я |
а | к | а | а | с | и | е | о | ч | е | к | а | т |
с | о | г | л | к | л | у | б | к | р | а | с | о |
Термины. Литературоведческие понятия: сказка, присказка, зачин, концовка, повтор, эпитет, бытовая, волшебная.
Нравственные качества, которыми обладают сказочные герои: ум, честь, доброта, сила, смекалка, трудолюбие, красота, согласие, премудрая.
Герои, иллюстраторы, волшебные предметы: Иван, лягушка, щука, заяц; Билибин; стрела, клубочек.
Литературный квадрат (филворд)
Цель: повторение теории литературы (7 класс)
Задание: Найдите изученные литературоведческие понятия, термины, относящиеся к теме «Роды и жанры литературы», в квадрате.
Искомые слова в поле могут располагаться последовательно в любом направлении: по горизонтали или вертикали, кроме диагонали (по образцу). Каждая из букв может быть использована только один раз. По мере разгадывания филворда рекомендуется вычеркивать из списка все найденные слова. Рядом выпишите все найденные слова, распределите жанры в соответствии с литературным родом. Составьте жанровую таблицу (всего 17 понятий).
п | о | с | о | с | т | в | о | р |
э | л | и | д | т | о | о | м | е |
с | к | р | а | и | х | к | е | н |
т | а | и | к | а | д | р | д | и |
р | з | б | а | л | л | а | и | е |
а | к | п | о | а | а | м | я | н |
г | а | я | э | м | д | а | м | а |
е | д | и | к | а | а | р | о | б |
р | а | с | с | з | я | н | с | а |
п | п | о | с | т | п | р | е | д |
е | я | в | е | ь | е | и | н | а |
с | н | н | о | в | е | л | л | а |
эпос | лирика | драма | лироэпика |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
эпос | лирика | драма | лироэпика |
рассказ | ода | трагедия | поэма |
сказка | стихотворение | комедия | баллада |
басня | песня | | |
роман | | | |
повесть | | | |
предание | | | |
новелла | | | |
Литературный квадрат (филворд)
Задание: Найдите в квадрате лексику, имена, названия, относящиеся к «Повести о Петре и Февронии Муромских».
Искомые слова в поле могут располагаться последовательно в любом направлении по горизонтали или вертикали, кроме диагонали (по образцу). Каждая из букв может быть использована один раз. По мере разгадывания рекомендуется вычеркивать из списка все найденные слова. Рядом выпишите все слова, расскажите, как они соотносятся с содержанием Повести? Подготовьте полный, развернутый ответ.
р | о | о | а | г | р | в | е | р | н | л | ю | у | п | с |
д | с | в | ф | п | и | к | о | в | о | с | б | с | р | к |
у | т | о | е | о | в | е | с | п | ё | т | о | у | у | а |
м | ь | к | в | р | о | н | т | м | т | ь | в | с | г | з |
м | е | с | п | а | в | и | ь | у | р | б | ь | л | и | к |
и | и | а | б | я | е | я | о | р | д | о | е | о | в | а |
л | д | л | р | ь | л | к | м | ь | а | я | р | с | и | е |
о | р | ь | а | т | б | н | я | з | р | о | л | м | е | а |
с | е | в | ц | в | о | м | е | ч | ы | п | е | и | к | т |
т | о | о | е | р | л | е | з | а | я | ц | н | с | а | о |
я | с | к | р | а | ч | з | н | ь | ч | е | о | ц | л | р |
в | т | н | я | о | г | з | а | в | у | и | н | е | к | б |
с | ь | ы | д | р | ь | т | с | и | д | о | е | л | а | о |
м | и | р | ь | т | с | о | н | н | а | д | е | р | п | д |
Нравственные качества: преданность, милосердие, мудрость, верность, любовь, ум, доброта, смекалка, святость, зависть, гордыня.
Герои: супруги, Феврония, Петр, Павел, братья, бояре, врач
Названия, сюжетные подробности: Ласково, церковь, агриков меч, заяц, полено, условие, болезнь, исцеление, мир, дары, мор.
Жанр: повесть, сказка
Литературный квадрат (филворд)
Задание: Найдите в квадрате понятия, термины, лексику, имена, названия, относящиеся к роману И.С. Тургенева «Отцы и дети».
Искомые слова в поле могут располагаться последовательно в любом направлении по горизонтали или вертикали, кроме диагонали (по образцу). Каждая из букв может быть использована только один раз. По мере разгадывания филворда рекомендуется вычеркивать из списка все найденные слова. Рядом выпишите все найденные слова, как они соотносятся с романом? Сделайте вывод в форме устного сообщения на основе объединения всех слов по смысловым группам.
ц | и | н | н | б | а | з | а | н | т | д | о | к | с |
а | н | е | и | к | о | л | р | а | и | р | о | т | п |
р | и | п | р | и | я | ь | о | в | п | о | д | д | о |
и | з | м | ь | н | з | с | е | в | г | е | э | у | р |
с | м | а | р | ь | и | к | о | е | о | н | л | ь | с |
т | о | и | г | и | н | ф | е | н | д | и | а | а | а |
а | к | н | к | л | о | с | и | е | и | й | в | в | т |
д | р | з | а | и | в | а | л | ч | н | ц | о | т | н |
а | а | а | т | с | е | н | и | к | е | л | ь | о | а |
п | т | р | я | т | и | а | й | а | ч | т | и | р | р |
м | и | а | ж | е | н | р | о | д | н | е | т | в | а |
а | з | м | х | и | м | и | к | о | о | л | о | и | т |
л | л | а | х | о | н | п | а | т | р | и | ц | а | н |
б | а | е | р | а | л | ы | в | е | л | е | и | н | и |
л | и | б | р | а | ф | а | э | л | ь | п | у | ш | к |
Смысловые группы:
Герои, имена: Евгений Базаров, Одинцова, Василий (отец), Павел, Фенечка, Катя, народ.
Характеристики: антиподы, нигилист, доктор, химик, либералы, аристократизм, авторитет, отрицание, цинизм.
Имения: Марьино, Никольское.
Сюжетные детали: виолончель, Рафаэль, балахон, тарантас, лампада, заражение.
Отношения: неприязнь, спор, дуэль.
Литературный квадрат (филворд)
Задание: Найдите изученные литературоведческие понятия, термины, жанры, а также имена, названия, относящиеся к теме «Стихотворная речь», в квадрате.
Искомые слова в поле могут располагаться последовательно в любом направлении по горизонтали или вертикали, кроме диагонали (по образцу). Каждая из букв может быть использована только один раз. По мере разгадывания филворда рекомендуется вычеркивать из списка все найденные слова. Рядом выпишите все найденные слова, как они соотносятся с темой филворда «Стихотворная речь»? Подготовьте устное выступление, используя выписанные слова.
р | п | а | р | и | т | м | з | а | е | й |
и | с | т | н | р | п | р | о | а | с | ц |
ф | м | р | а | с | к | а | з | к | и | а |
с | а | о | я | в | д | о | п | и | л | р |
т | и | ф | а | с | т | х | э | т | е | е |
п | х | к | р | ё | н | н | т | е | к | в |
е | р | е | л | и | а | о | в | е | ё | н |
о | п | в | а | р | я | е | и | н | м | а |
п | о | ы | ю | и | ч | у | в | с | а | с |
е | я | с | щ | к | а | о | в | т | н | о |
с | н | я | а | я | с | л | о | в | о | н |
Лексика: лирика, рифма, парная, перекрёстная, опоясывающая, строфа, стих, проза, слово, чувство, ритм, вдохновение, эпитет, песня, сказка, царевна, Елисей, сон, намёк.
Литературный квадрат (филворд)
Задание: Найдите изученные литературоведческие понятия, термины, жанры, а также имена, названия, относящиеся к теме «Былина», в квадрате.
Искомые слова в поле могут располагаться последовательно в любом направлении по горизонтали или вертикали, кроме диагонали (по образцу). Каждая из букв может быть использована только один раз. По мере разгадывания филворда рекомендуется вычеркивать из списка все найденные слова. Ниже выпишите все найденные слова, как они соотносятся с былиной? Составьте устный портрет былинного героя.
г | е | р | б | о | г | а | д | о | б | л | т | ь |
и | п | б | о | л | а | т | ы | р | ь | е | с | р |
г | у | с | б | п | р | и | о | т | э | а | с | а |
а | н | л | ы | а | т | з | а | щ | п | в | н | з |
и | т | я | л | и | н | н | т | и | и | т | е | б |
т | е | р | м | и | а | и | к | и | л | е | ц | о |
а | з | ы | м | к | у | л | а | п | ь | т | о | й |
в | л | а | у | д | с | и | л | о | я | з | в | н |
а | р | д | и | р | о | с | а | д | г | а | н | и |
н | о | д | м | и | р | т | ь | в | и | ч | и | к |
Лексика филворда:
Герои: богатырь, Илья, Владимир, Микула, гусляры, народ, разбойник.
Художник: Васнецов.
Характеристика, нравственные качества: патриот, защитник; сила, подвиг, мудрость, доблесть.
Литературоведческие понятия: термин, былина, гипербола, эпитет, антитеза, зачин.
Литературный квадрат (филворд)
Задание: Найдите в квадрате понятия, лексику, имена, относящиеся к проблематике жанра романа, западноевропейского и русского.
Искомые слова в поле могут располагаться последовательно в любом направлении по горизонтали или вертикали, кроме диагонали (по образцу). Каждая из букв может быть использована один раз. По мере разгадывания рекомендуется вычеркивать из списка все найденные слова.
Рядом выпишите все слова, как они соотносятся с изученной темой? Проранжируйте понятия, отражающие черты личности, знаками «+» и «-».
Установите связи между понятиями, составив 4-5 предложений, которые отражают тему «Особенности романа второй половины 19 века.
д | р | а | м | а | д | у | а | л | и | з | м | р | к | а | л | о | д | о |
и | н | д | и | в | и | б | л | а | г | о | з | е | т | в | о | б | * | с |
е | и | н | е | щ | а | г | о | б | о | р | о | д | с | о | к | р | ь | т |
в | т | р | а | г | и | е | о | с | т | ь | п | е | ь | р | а | е | т | о |
л | я | и | д | е | б | ж | н | с | у | т | р | и | е | р | и | ч | с | в |
а | с | т | о | л | ю | а | д | с | т | а | о | ч | о | с | з | ё | о | е |
п | с | и | р | е | а | С | т | е | н | э | т | е | б | о | м | н | н | р |
Г | р | х | р | о | л | ь | л | а | д | г | и | р | л | п | о | н | л | к |
ч | а | о | л | м | и | Б | м | з | и | о | в | о | е | с | с | о | о | н |
е | н | д | о | а | з | а | и | л | л | ю | з | и | н | и | т | д | т | о |
с | т | е | г | н | м | л | с | к | л | и | ц | я | ч | р | ь | е | с | в |
г | о | п | и | з | м | ь | н | у | е | м | е | с | е | П! | ж | р | е | е |
о | л | о | к | к | а | з | а | п | р | и | е | т | в | о | и | м | и | н |
р | ю | р | о | е | л | о | п | о | д | у | х | о | в | н | ь | о | н | ие |
д | б | и | е | о | н | ч | ё | с | т | ь | ь | т | с | о | т | с | е | с |
о | с | т | ь | р | а | с | т | л | и | в | о | с | т | ь | щ | т | д | о |
а | з | о | ч | а | р | о | в | а | е | о | н | и | д | о | е | с | ж | ц |
р | Д | и | к | к | е | н | с | н | и | ч | е | е | и | в | а | л | р | и |
к | о | н | ф | и | у | ш | е | н | и | е | с | т | в | о | о | у | е | у |
т | к | и | л | с | к | с | о | в | е | с | т | ь | с | а | м | т | в | м |
Почему самореализация и самоутверждение в буржуазном обществе, желание достигнуть социального благополучия вступают в противоречие с нравственной природой человека, его духовной сущностью и характеризуются отступлением от принципов гуманизма и человечности? Какие устои, принципы жизни провозглашало общество? Что возводилось в культ, абсолют?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________