12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Небыта Наталья Рифкатовна1254
Высшее, в 1993 г. окончила Иркутский Государственный педагогический институт, квалификация «Учитель и логопед специальной школы. Олигофренопедагог дошкольных учреждений»
Россия, Красноярский край, Железногорск
Материал размещён в группе «Игровые моменты на учебном занятии.»

УЧИМ СТИХИ ИГРАЮЧИ

Учитель-логопед: Небыта Наталья Рифкатовна

МБОУ Гимназия № 91

имени М.В. Ломоносова

ЗАТО г. Железногорск

Перспективным направлением совершенствования процесса коррекционно-развивающего обучения в группе детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) является использование наглядного моделирования.

Научные исследования и практика подтверждает, что именно наглядные модели являются той формой выделения и обозначения отношений, которая доступна детям младшего школьного возраста. Использование заместителей и наглядных моделей развивает умственные способности младших школьников.

Следовательно, актуальность использования наглядного моделирования в моей работе с учащимися с ОВЗ состоит в том, что:

во-первых, ребёнок очень пластичен и легко обучаем, но для детей с ОВЗ характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию. Использование наглядного моделирования вызывает интерес и помогает решить эту проблему;

во-вторых, использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приёмы работы с памятью;

в-третьих, применяя графическую аналогию, мы учим детей видеть главное, систематизировать полученные знания.

Коррекционную работу по преодолению нарушений устной и письменной речи я провожу комплексно, по следующим направлениям:

коррекция звукопроизношения;

формирование навыков звукового анализа и синтеза слов и представлений о структурных единицах языковой системы (звук-слово-предложение-текст);

формирование лексико-грамматических категорий;

формирование связной речи;

профилактика дисграфии и дислексии.

У ребёнка, владеющего внешними формами замещения и наглядного моделирования (использование условных обозначений, символов; схематических рисунков; предметно-графических схем; мнемотаблиц; опорных таблиц и т.д.), появляется возможность применить заместители и наглядные модели в уме, представлять себе при их помощи то, о чём рассказывают взрослые, предвидеть возможные результаты собственных действий.

Наглядное моделирование используется для решения познавательных задач, формирования представлений о логических отношениях у детей, как с нормой речи, так и с нарушением речи.

Введение наглядных моделей в процесс обучения позволяет логопеду более целенаправленно развивать импрессивную речь детей, обогащать их активный словарь, закреплять навыки словообразования, формировать и совершенствовать умения использовать в речи различные конструкции предложений, описывать предметы, составлять рассказ.

Включение наглядных моделей в процессе обучения содействует закреплению понимания значений частей речи и грамматических категорий, развитию понимания логико-грамматических конструкций и целостного речевого высказывания. При этом используемые наглядные модели могут включать стилизованные изображения реальных предметов, символов для обозначения некоторых частей речи («прямая линия» вместо слова, обозначающего предмет (существительного) и обозначение слова, предлога, «двойное подчёркивание» вместо слова, обозначающего действие предмета (глагола), «волнистая линия» вместо слова, обозначающего признак предмета (прилагательного) в моделях предложений, схемы для обозначения основных признаков отдельных видов описываемых предметов, а также выполняемых действий по отношению к ним с целью обследования.

Наглядные модели можно использовать в формирование у детей умений конструировать предложения.

На 1-х этапах это составление простых предложений. Например: это можно использовать в игре «Кто, какую пользу приносит?», тема: «Домашние животные» , «Птицы» и др.

Логопед показывает предметные картинки:

Слева: Кто это?

Например, КОШКА ( обозначаем слово графически _________ ).
Справа: изображения тех предметов, которые, связаны с пользой, приносимой животными или птицами.
Символ «двойное подчёркивание» ====== вместо слова, обозначающего действие предмета (глагола).

КОШКА (Что делает?) Учащиеся перечисляют слова-действия: ЛЕЖИТ, ПРЫГАЕТ, ЛАКАЕТ … (обозначаем слово графически ========).

Затем можно включать другой символ «волнистая линия» ~~~~~~~, обозначает слово-признак. Отвечает на вопрос (КАКОЙ?)

КОШКА (Какая?) ?) Учащиеся перечисляют слова-признаки: ПУШИСТАЯ, СЕРАЯ, ЛАСКОВАЯ…. (обозначаем слово графически ~~~~~~~~ ).

Составляем и записываем предложение: Пушистая кощка лежит на диване.

~~~~~~~~ ___________ ======== на __________.


 

на .


 

Таким образом получается наглядная схема, иллюстрирующая тип будущих высказываний детей.

Для практического усвоения падежных конструкций с предлогами можно использовать простые модели.

Берётся карточка, где схематически обозначена любая игрушка, составляем предложение («Книга лежит НА столе». «Мяч лежит ПОД столом»).

Использование наглядного моделирования в коррекционно-образовательной работе с детьми, имеющих нарушения речи эффективно влияет на развитие памяти, внимания, воображения, логического мышления, обогащения словарного запаса и служат дополнительной основой для исправления звукопроизношения.

Для облегчения и ускорения процесса усвоения и запоминания стихотворения можно использовать метод моделирования текста:  опорные рисунки, планы, условные обозначения, различные знаки -  упрощенные фигурки, геометрические фигуры, точки, буквы, цифры, стрелки и т.д.

Все это способствует развитию основных психических процессов: зрительной и слуховой памяти, внимания, воображения, ассоциативного и образного мышления.

Интересно подбирать картинки, символы вместе с детьми. Дети начинают понимать, что значит зашифровать слово, предложение, смысловую часть рассказа, стихотворения. Ведь одно из правил укрепления памяти гласит: когда учишь – записывай, рисуй схемы, диаграммы, черти графики.

При применении моделирования текста дети учатся видеть главное, систематизировать полученные знания. При этом виде деятельности включаются не только слуховые, но и зрительные анализаторы. Дети легко вспоминают картину, а потом припоминают слова.

Я хочу предложить вам несколько стихотворений, для которых сделан картинный план, чтобы ребенку было легче и интересней учить стихи. Подобный картинный план или моделирование текста можно сделать и к прозаическому тексту – сказке, рассказу,  а также к пословице, скороговорке, загадке.

Стихи должны быть интересны ребенку, понятны, эмоциональны, они могут быть необычными, шутливыми, забавными, веселыми, поучительными, познавательными.  Чтобы не ошибиться в выборе, надо обращаться к стихам известных поэтов. Это В. Берестов, Б. Заходер, О.Григорьев, А. Барто и др.


 

Содержание


 

В. Орлов «Ворона»

В. Орлов «Крабы»

Б. Заходер «Клей»

О. Григорьев «Повар»

В. Берестов «Стоял ученик»

Н. Некрасов «Не ветер бушует над бором…»

Б. Заходер «Муха-чистюха»

И. Крылов «Стрекоза и муравей»

А. Барто «Помощница»


 

С. Маршак «Ходит, ходит Попрошайка»

О. Дриз «Привет»

Д. Родари «Лежебока»

Т. Туманова «Упрямые бараны»

О. Дриз «Добрые слова»

«Потерялась буква Р»

Р. Сеф «Драка»

С. Маршак «Серые коты»

«Не скажу я никому»

Э. Успенский «Разноцветная семейка»

О. Григорьев «Хо – хо, ха - ха»

Ворона.

- Кра! -
Кричит ворона. - 
Кража! 
Караул! 
Грабеж! 
Пропажа! 
Вор прокрался 
Утром рано! 
Грош украл он 
Из кармана! 
Карандаш! 
Картонку! 
Пробку! 
И красивую 
Коробку! 
- Стой, ворона 
Hе кричи.
Hе кричи ты,
Помолчи. 
Жить не можешь
Без обмана -
У тебя ведь
Hет кармана.
- Как?! -
Подпрыгнула ворона,
И моргнула
Удивленно:
- Что ж вы раньше
Hе сказали?!
Кар-р-раул!
Кар-р-ман!

Укр-р-рали!

Владимир Орлов


Кра!

-

!

!

!

!

!

он

Из !

!

!

!

И ~~~~~~~~~~

!

- ,

Не .

Не ты,

.

не ============

Без ______ -

У ______ ______

Нет

- Как?! –

И

:

- Что ж вы

Не !?

!

!

!

***

Серый краб в крапинку

И рыжий краб в царапинку

По четвергам, по графику

Встречают пароход.

Серый граб в крапинку

Нашел у пирса вафельку,

А рыжий краб в царапинку –

Целый бутерброд!

Владимир Орлов


 


 

 

в

И в

По , по

.

в

============ у

А в

~~~~~~~~~~~ !

Клей.

Эй,

Спасайтесь поскорей —

Убежал из кухни Клей!

Никого он не жалеет:

Всех,

Кого ни встретит,

Клеит!

Склеил банки и бутылки,

Ложки,

Плошки,

Чашки,

Вилки,

Склеил вешалку и шляпу,

Склеил лампу и пальто,

К стулу он

Приклеил папу —

Не отклеить ни за что!

Склеил книжки и игрушки,

Одеяла и подушки,

Склеил пол и потолок —

И пустился наутек.

Он бежит — и клеит, клеит.

Ну,

А клеить он умеет!

У витрины магазина

Зазевался ротозей —

Стала липкою витрина,

И прилип бедняга к ней!

Все скамейки стали клейки.

Кто присел —

Пристал к скамейке!

Вот какой-то мрачный тип

К милой девушке прилип,

Не успев закончить драки,

Кот приклеился к собаке,

А к трамваю

В тот же миг

Прилепился грузовик!

Побежал что было духу

К ним на помощь постовой

Постового, словно муху,

Клей приклеил

К мостовой!

Что же делать?

Все пропало!

Люди, вещи, звери, птицы

Все слепились как попало

И не могут

Разлепиться!

Гаснут в городе огни —

Тоже склеились они…

И глаза

Слипаться стали,

Чтобы все

Скорее спали! Борис Заходер

Клей.

Эй,

-

 

======== из !

он не :

Всех,

___________ ни

!

и ,

,

,

 

,

.,

и ,

и ,

К он

-

Не ни за что!

и ,

и ,

и .-

И .

Он и , .

Ну,

А он ============= !

У

=============

И к ней!

Все ======== .

Кто -

к !

Вот ~~~~~~~~~

К ~~~~~~~~ ,

Не ======== =========

к ,

А к

В тот же миг

=========== !

К ним на

словно ,

К !

Что же ?

Всё ============!

,,,

Все _____ как _____

И не ____

!

в -

Тоже они …

И

____

Чтобы

Скорее !


 

Повар.

Повар готовил обед,

А тут отключили свет.

Повар леща берёт

И опускает в компот.


 

Бросает в котёл поленья,

В печку кладёт варенье,

Мешает суп кочерёжкой,

Угли бьёт поварёшкой,


 

Сахар сыплет в бульон,

И очень доволен он.

То-то был винегрет,

Когда починили свет!

Олег Григорьев

Повар.

А тут

И ============ в

======= в

В ========

==========

===========

========= в

И очень ______

То-то =======

Когда


***

Стоял ученик
На развилке дорог.
Где право, где лево 
Понять он не мог.
И вдруг ученик 
В голове почесал,
Той самой рукою, 
Которой писал, 
И мячик кидал,
И страницы листал,
И ложку держал,
И полы подметал.
Победа! - раздался
Ликующий крик.
Где право, где лево,
Узнал ученик.

В. Берестов

Стоял ученик…

=============

На .

Где , где

не =========

И _____

В =========== ,

Той ~~~~~~~~~~~~ ,

_______________ ,

И ,

И ============ ,

И ,

И .

 

! -

.

Где , где ,

============ .


Учим стихи играючи.
DOC / 16.51 Мб

Опубликовано в группе «Игровые моменты на учебном занятии.»


Комментарии (2)

лукашенко галина николаевна, 03.08.19 в 10:05 1Ответить Пожаловаться
Спасибо, очень интересно.
Небыта Наталья Рифкатовна
Комментарий был удалён пользователем 05 авг 2019 в 06:53
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.