Мастер-класс по рассказыванию сказок с помощью карт Проппа
Мастер-класс по рассказыванию сказок с помощью карт Проппа
Формирование связной речи является одной из важнейших задач работы с дошкольниками. Практика показывает, что самостоятельно без специального обучения дети не могут овладеть таким сложным видом речевой деятельности, как контекстная, описательно-повествовательная речь, так как психологически она считается более сложной, чем разговорно-обиходная речь.
Связная речь неотделима от мира мыслей: связность речи – это связность мыслей. В связной речи отражается логика мышления ребенка, его умение осмысливать воспринимаемое и выразить его в правильной, четкой, логической речи. По тому, как ребёнок умеет строить свое высказывание, можно судить об уровне его речевого развития.
Исходя из признания ведущей роли связной речи в комплексном решении задач речевого развития, во многих педагогических системах предлагается развивать связную речь детей в процессе изучения сказок.
Сказки – это первые произведения детей, через которые они начинают познавать мир. Правильное их прочтение и понимание являются хорошим залогом того, что ребенок будет развиваться как духовно, так и интеллектуально. Благодаря сказкам, начинает формироваться кругозор и аналитическое мышление.
Сегодня мы хотим вас познакомить с удивительной методикой развития речевого творчества детей дошкольного возраста Владимира Яковлевича Проппа. Методика Проппа заключается в пересказе сказок и построении своих рассказов с использованием символических картинок. «Карты Проппа» – это такие карточки, на которых изображен условный или карикатурный рисунок, по которым дети узнают события и эпизоды сказки. Одна карта – это и есть определенное событие сказки или функция.
Функции персонажей могут быть наглядно представлены в виде рисунков или схем, что позволяет удерживать ребенку в памяти значительный объем информации
Этих функций 31, но, разумеется, не каждая сказка содержит их в полном объеме. Последовательность функций может нарушаться: перескоки, добавления, объединения, которые не противоречат основному ходу сказки. Сказка может начинаться с первой функции, с седьмой, с двенадцатой, но вряд ли будет возвращаться, восстанавливая пропущенные события.
Основных, главных сказочных ситуаций или функций Пропп выделил 28.
Для работы с дошкольниками достаточно восьми.
Целесообразность карт Проппа состоит в том, что: ребёнок выступает не просто в роли пассивного наблюдателя, слушателя, а является энергетическим центром творческой деятельности, создателем оригинальных литературных произведений.
Например, карту «Запрет» ребенок ассоциирует с запретами в своей жизни, но есть в запрете и положительная сторона: он знакомит малыша с целым сводом правил поведения – что можно делать, что нельзя. То же самое можно сказать и обо всех остальных функциях.
Для того чтобы детям было легче освоить «карты Проппа», практическая деятельность по их использованию разделена на несколько этапов
1 этап. Знакомство детей со сказкой, как жанром литературного произведения. Объясняем общую структуру сказки :
- присказка, зачин (приглашение в сказку) настраивает слушателей на особый лад, переносит в сказочный мир
- повествование - насыщенность сказки событиями
-концовка сказки возвращает к реальной действительности.
2 этап. Проведение «подготовительных игр».
«Чудеса в решете» — как и с помощью чего осуществляются превращения, волшебство (волшебное слово, палочка и другие предметы, и их действия);
«Кто на свете всех злее?» - Выявление злых и коварных сказочных героев, описание их внешнего облика, характера, образа жизни, привычек, жилища (таким же образом анализируются и положительные герои);
«Заветные слова» — попытка вычленить самые действенные, значимые слова в сказке (волшебные слова, сказочные приговоры, раскаяние ложного героя);
«Что в дороге пригодится?» - (скатерть-самобранка, сапоги-скороходы, аленький цветочек, меч-кладенец и т.д.). Придумывание новых предметов-помощников;
На 3 этапе происходит знакомство с обозначениями «карт Проппа» (читаем сказку и сопровождаем ее выкладыванием карт). Для начала используем 4-6 карт, поэтому стоит подбирать небольшие сказки.
По мере накопления опыта можно предложить задания или игры:
- выставить карты по ходу сюжета
-найти «знакомые» карты в только что прочитанной сказке
-найти ошибку в расположении карт по сюжету сказки
-определить отсутствие знакомой карты
-отделить лишнюю карту
На этапе ознакомления детей с картами в младшем дошкольном возрасте воспитатель должен сделать их яркими и красочными.
Функцию – карточку можно соотнести с картинкой – иллюстрацией из сказки. Так дети будут проявлять большой интерес к карточкам, рассматривать и обсуждать их в свободное время.
В старшем дошкольном возрасте воспитатель с детьми могут создавать свои схематические карты, опираясь на 28 функций. Каждая карта может обсуждаться и рисоваться в присутствии детей или самими детьми, в этом возрасте это будут не красочные картинки, а схематические изображения. Карты должны вводиться постепенно, от сказки к сказке (ведь не в каждой сказке присутствуют все функции) и легко запомнились детьми.
4 этап. Предлагаем пересказать детям сказку, опираясь на «карты Проппа».
Для этого нужно выделить узловые моменты сказки и пробуем рассказать по картам. Читаем сказку в слух с установкой на пересказ, затем дети сами подбирают карты в соответствии с прочитанным и пробуют пересказать текст с опорой на выложенную схему.
На 5 этапе. Сочиняем собственные сказки. На этом этапе ребенок может сам выбрать героя, причем можно героем сделать антигероя, наделив его положительными качествами, дать им характеристику и выстроить свой, интересный сюжет. Ребенок может изменить место действия и придумать свое. Или придумать волшебный предмет, наделив повседневную вещь волшебными свойствами. Начинать придумывать сказки лучше всего коллективно и используя ограниченный набор карт, тогда реализация цели будет более продуктивной. Постепенно для сочинения сказки добавляется по 3-4 дополнительные карты и так до тех пор, пока не будет задействован весь набор. Когда дети освоили придумывание сказок по порядку функций, можно приступать к сочинению вслепую, то есть, вытаскивая наугад любую карту из перевернутой вниз изображением колоды. Содержание придуманной сказки дети при желании могут проиллюстрировать с помощью рисунков.
А теперь предлагаем вашему вниманию мастер – класс.
Предлагаем вам перейти от теории к практике и для начала немного поиграть.
• Давайте вспомним положительных сказочных героев:
(Золушка, Дюймовочка, Аленушка, Василиса премудрая, Иван царевич, петушок из сказки заячья избушка, крошечка Хаврошечка).
• Теперь вспомните отрицательных героев:
(Лиса, волк, баба Яга, Кощей бессмертный, леший, водяной, змей Горыныч, Соловей разбойник, мачеха)
• Какие бывают запреты в сказках
«Маша и медведь», «Три медведя» –не? уходить далеко в лес;
«Гуси-лебеди» - не оставлять брата одного;
«Красная шапочка» - не разговаривать с незнакомыми, не сворачивать с дорожки;
«Сестрица Аленушка и братец Иванушка» - не пить из копытца
«Царевна лягушка» - не сжигать шкуру;
«Волк и 7 козлят» –не открывать двери.
Хорошо, молодцы!
• Теперь на примере сказки «Кот, петух и лиса» мы разберем использование карт Проппа:
Думаю, вам всем хорошо известна эта сказка, и зачитывать мы ее не будем.
С чего начинается сказка? (Жили, были, значит и карта у нас будет «жили-были»,
когда кот уходил в лес, что он делал и говорил петушку? (давал наставление-запрет) и карта «запрет»
а что сделал петушок? (нарушил запрет)
и дальше произошла (погоня, преследование, кот догнал лису и забрал петушка,
они вернулись домой и стали жить поживать (наступил счастливый конец).
Для пересказа этой сказки мы использовали всего 5 карт, это начальный этап, так как работу с картами следует начинать с простых сказок для младшего возраста.
• А сейчас вы сами попробуете подобрать карты с функциями к сказке «Волк и семеро козлят» и пересказать эту сказку.
Родители по очереди выходили и пересказывали сказку.
Жила-была старая коза. Было у нее семеро козлят
Вот созвала она всех семерых деток и говорит:
-Милые детки, хочу я в лес пойти, а вы смотрите волка берегитесь
И пошла коза в лес, корму принести.
Вдруг кто-то стучится в дверь и кричит: Детки милые, отомкнитесь, ваша мать пришла, вам гостинцев принесла.
Не откроемся, - закричали они, - ты не матушка наша; у той голос добрый и тонкий, а твой голос толстый: ты волк
…отворили ему дверь. А тот, кто вошел, был волк.
Всех их нашел волк и не стал долго разбираться: разинул пасть и проглотил одного за другим.
Приходит вскоре коза из лесу домой.
Вот вспорола она чудовищу брюхо,- тут и выскочили один за другим все семеро. Натащили тут семеро козлят много-много камней и засунули их волку в брюхо столько, сколько влезло. Подошел к колодцу, наклонился к воде, так там и утонул
-Волк утонул! – и стали на радостях плясать вместе со своей матушкой вокруг колодца
Таким образом, вы увидели, как карты Проппа могут помочь детям при пересказе сказок, при творческом рассказывании и сочинении сказок. Карты Проппа стимулируют не только развитие речи, но и развивают внимание, восприятие, фантазию, творческое воображение, обогащают эмоциональную сферу ребенка, а также позволяют развивать в ребенке художественный вкус, языковую культуру, творческое и активное отношение к жизни, искусству и литературе. А успешное овладение связной устной речью составляет важнейшее условие качественной подготовки детей к школе.
Ирина Владимировна Казарцева
Гармс Людмила Павловна
Фролова Елена Николаевна