12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Гильзунова Алла Александровна287
9

Мастер-класс по рассказыванию сказок с помощью карт Проппа


Мастер-класс по рассказыванию сказок с помощью карт Проппа

Формирование связной речи является одной из важнейших задач работы с дошкольниками. Практика показывает, что самостоятельно без специального обучения дети не могут овладеть таким сложным видом речевой деятельности, как контекстная, описательно-повествовательная речь, так как психологически она считается более сложной, чем разговорно-обиходная речь.

Связная речь неотделима от мира мыслей: связность речи – это связность мыслей. В связной речи отражается логика мышления ребенка, его умение осмысливать воспринимаемое и выразить его в правильной, четкой, логической речи. По тому, как ребёнок умеет строить свое высказывание, можно судить об уровне его речевого развития.

Исходя из признания ведущей роли связной речи в комплексном решении задач речевого развития, во многих педагогических системах предлагается развивать связную речь детей в процессе изучения сказок.

Сказки – это первые произведения детей, через которые они начинают познавать мир. Правильное их прочтение и понимание являются хорошим залогом того, что ребенок будет развиваться как духовно, так и интеллектуально. Благодаря сказкам, начинает формироваться кругозор и аналитическое мышление.

Сегодня мы хотим вас познакомить с удивительной методикой развития речевого творчества детей дошкольного возраста Владимира Яковлевича Проппа. Методика Проппа заключается в пересказе сказок и построении своих рассказов с использованием символических картинок«Карты Проппа» – это такие карточки, на которых изображен условный или карикатурный рисунок, по которым дети узнают события и эпизоды сказки. Одна карта – это и есть определенное событие сказки или функция.

Функции персонажей могут быть наглядно представлены в виде рисунков или схем, что позволяет удерживать ребенку в памяти значительный объем информации

Этих функций 31, но, разумеется, не каждая сказка содержит их в полном объеме. Последовательность функций может нарушаться: перескоки, добавления, объединения, которые не противоречат основному ходу сказкиСказка может начинаться с первой функции, с седьмой, с двенадцатой, но вряд ли будет возвращаться, восстанавливая пропущенные события.


Основных, главных сказочных ситуаций или функций Пропп выделил 28

image-20230319131552-1.png


Для работы с дошкольниками достаточно восьми.


Целесообразность карт Проппа состоит в томчто: ребёнок выступает не просто в роли пассивного наблюдателя, слушателя, а является энергетическим центром творческой деятельности, создателем оригинальных литературных произведений.


Например, карту «Запрет» ребенок ассоциирует с запретами в своей жизни, но есть в запрете и положительная сторона: он знакомит малыша с целым сводом правил поведения – что можно делать, что нельзя. То же самое можно сказать и обо всех остальных функциях.

Для того чтобы детям было легче освоить «карты Проппа», практическая деятельность по их использованию разделена на несколько этапов


1 этап. Знакомство детей со сказкой, как жанром литературного произведения. Объясняем общую структуру сказки :

присказка, зачин (приглашение в сказку) настраивает слушателей на особый лад, переносит в сказочный мир

- повествование - насыщенность сказки событиями

-концовка сказки возвращает к реальной действительности.

2 этап. Проведение «подготовительных игр».

«Чудеса в решете» — как и с помощью чего осуществляются превращения, волшебство (волшебное слово, палочка и другие предметы, и их действия);

 «Кто на свете всех злее?» -  Выявление злых и коварных сказочных героев, описание их внешнего облика, характера, образа жизни, привычек, жилища (таким же образом анализируются и положительные герои);

 «Заветные слова» — попытка вычленить самые действенные, значимые слова в сказке (волшебные слова, сказочные приговоры, раскаяние ложного героя);

 «Что в дороге пригодится?» - (скатерть-самобранка, сапоги-скороходы, аленький цветочек, меч-кладенец и т.д.). Придумывание новых предметов-помощников;


На 3 этапе происходит знакомство с обозначениями «карт Проппа» (читаем сказку и сопровождаем ее выкладыванием карт). Для начала используем 4-6 карт, поэтому стоит подбирать небольшие сказки

По мере накопления опыта можно предложить задания или игры:

- выставить карты по ходу сюжета

-найти «знакомые» карты в только что прочитанной сказке

-найти ошибку в расположении карт по сюжету сказки

-определить отсутствие знакомой карты

-отделить лишнюю карту

На этапе ознакомления детей с картами в младшем дошкольном возрасте воспитатель должен сделать их яркими и красочными.

Функцию – карточку можно соотнести с картинкой – иллюстрацией из сказки. Так дети будут проявлять большой интерес к карточкамрассматривать и обсуждать их в свободное время.

В старшем дошкольном возрасте воспитатель с детьми могут создавать свои схематические карты, опираясь на 28 функций. Каждая карта может обсуждаться и рисоваться в присутствии детей или самими детьми, в этом возрасте это будут не красочные картинки, а схематические изображения. Карты должны вводиться постепенно, от сказки к сказке (ведь не в каждой сказке присутствуют все функции) и легко запомнились детьми.

       4 этап. Предлагаем пересказать детям сказку, опираясь на «карты Проппа».

Для этого нужно выделить узловые моменты сказки и пробуем рассказать по картам. Читаем сказку в слух с установкой на пересказ, затем дети сами подбирают карты в соответствии с прочитанным и пробуют пересказать текст с опорой на выложенную схему.

На 5 этапе. Сочиняем собственные сказки. На этом этапе ребенок может сам выбрать героя, причем можно героем сделать антигероя, наделив его положительными качествами, дать им характеристику и выстроить свой, интересный сюжет. Ребенок может изменить место действия и придумать свое. Или придумать волшебный предмет, наделив повседневную вещь волшебными свойствами. Начинать придумывать сказки лучше всего коллективно и используя ограниченный набор карт, тогда реализация цели будет более продуктивной. Постепенно для сочинения сказки добавляется по 3-4 дополнительные карты и так до тех пор, пока не будет задействован весь набор. Когда дети освоили придумывание сказок по порядку функций, можно приступать к сочинению вслепую, то есть, вытаскивая наугад любую карту из перевернутой вниз изображением колоды. Содержание придуманной сказки дети при желании могут проиллюстрировать с помощью рисунков.


А теперь предлагаем вашему вниманию мастер – класс.

Предлагаем вам перейти от теории к практике и для начала немного поиграть.

Давайте вспомним положительных сказочных героев:

(Золушка, Дюймовочка, Аленушка, Василиса премудрая, Иван царевич, петушок из сказки заячья избушка, крошечка Хаврошечка).

• Теперь вспомните отрицательных героев:

(Лиса, волк, баба Яга, Кощей бессмертный, леший, водяной, змей Горыныч, Соловей разбойник, мачеха)

Какие бывают запреты в сказках

«Маша и медведь»«Три медведя» –не? уходить далеко в лес;

«Гуси-лебеди» - не оставлять брата одного;

«Красная шапочка» - не разговаривать с незнакомыми, не сворачивать с дорожки;

«Сестрица Аленушка и братец Иванушка» - не пить из копытца

«Царевна лягушка» - не сжигать шкуру;

«Волк и 7 козлят» –не открывать двери.

Хорошо, молодцы!

Теперь на примере сказки «Кот, петух и лиса» мы разберем использование карт Проппа:


image-20230319131552-2.jpeg


Думаю, вам всем хорошо известна эта сказка, и зачитывать мы ее не будем.

С чего начинается сказка? (Жили, были, значит и карта у нас будет «жили-были»,

когда кот уходил в лес, что он делал и говорил петушку? (давал наставление-запрет) и карта «запрет»

а что сделал петушок? (нарушил запрет)

и дальше произошла (погоня, преследование, кот догнал лису и забрал петушка,

они вернулись домой и стали жить поживать (наступил счастливый конец).


Для пересказа этой сказки мы использовали всего 5 карт, это начальный этап, так как работу с картами следует начинать с простых сказок для младшего возраста.


А сейчас вы сами попробуете подобрать карты с функциями к сказке «Волк и семеро козлят» и пересказать эту сказку.


Родители по очереди выходили и пересказывали сказку.


image-20230319131552-3.jpeg image-20230319131552-4.jpeg image-20230319131552-5.jpeg image-20230319131552-6.jpeg


image-20230319131552-7.png  Жила-была старая коза. Было у нее семеро козлят


image-20230319131552-8.png Вот созвала она всех семерых деток и говорит:

-Милые детки, хочу я в лес пойти, а вы смотрите волка берегитесь


image-20230319131552-9.png И пошла коза в лес, корму принести.


image-20230319131552-10.png Вдруг кто-то стучится в дверь и кричит: Детки милые, отомкнитесь, ваша мать пришла, вам гостинцев принесла.


image-20230319131552-11.png Не откроемся, - закричали они, - ты не матушка наша; у той голос добрый и тонкий, а твой голос толстый: ты волк


image-20230319131552-12.png …отворили ему дверь. А тот, кто вошел, был волк.


image-20230319131552-13.png Всех их нашел волк и не стал долго разбираться: разинул пасть и проглотил одного за другим.


image-20230319131552-14.png Приходит вскоре коза из лесу домой.


image-20230319131552-15.png Вот вспорола она чудовищу брюхо,- тут и выскочили один за другим все семеро. Натащили тут семеро козлят много-много камней и засунули их волку в брюхо столько, сколько влезло. Подошел к колодцу, наклонился к воде, так там и утонул


image-20230319131552-16.png -Волк утонул! – и стали на радостях плясать вместе со своей матушкой вокруг колодца





Таким образом, вы увидели, как карты Проппа могут помочь детям при пересказе сказок, при творческом рассказывании и сочинении сказокКарты Проппа стимулируют не только развитие речи, но и развивают внимание, восприятие, фантазию, творческое воображение, обогащают эмоциональную сферу ребенка, а также позволяют развивать в ребенке художественный вкус, языковую культуру, творческое и активное отношение к жизни, искусству и литературе. А успешное овладение связной устной речью составляет важнейшее условие качественной подготовки детей к школе.


Опубликовано


Комментарии (3)

Ирина Владимировна Казарцева, 19.03.23 в 13:26 2Ответить Пожаловаться
Спасибо, это что-то новенькое...
Гармс Людмила Павловна, 19.03.23 в 14:26 1Ответить Пожаловаться
Спасибо за новые приемы по развитию речи!
Фролова Елена Николаевна, 19.03.23 в 17:13 1Ответить Пожаловаться
Очень интересно,спасибо за работу!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.