Урок литературы в 5 классе по теме «С.Я. Маршак. Особенности драматической сказки»
Новосёлова В.В., учитель русского языка и литературы
МБОУ «Питлярская СОШ-«ОЦ»
Технологическая карта урока
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1. Организация начала урока | 1. Приветствует. Обращается с просьбой проверить, все ли необходимое к уроку есть на столе. 2. Предлагает улыбнуться друг другу если готовы получать новые знания | 1. Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку 2. Выражают эмоциональное отношение к восприятию материала |
2. Актуализация необходимых знаний | 1. Актуализация знаний о творчестве С. Я. Маршака: читая отрывки из его произведений, спрашивает, узнали ли они автора. Просит продолжить произведение и назвать имя автора. Предлагает вспомнить, что ученикам известно о жизни и творчестве С.Я. Маршака | 1. Отвечают на вопросы учителя, вспоминают содержание сказок С. Я. Маршака, называют их, читают наизусть запомнившиеся ранее отрывки из сказочных стихов и сказок С. Я. Маршака. 2.Вспоминают полученную в начальных классах информацию о жизни и творчестве С.Я. Маршака. |
3. Мотивация познавательной деятельности | 1.Предлагает обратиться к теме урока, записанной на доске, и составить плана работы: что нужно сделать, чтобы составить целостное представление о сказках С. Я. Маршака 2.Слушает ответы учащихся о плане их работы и записывает основные ответы на доске | 1.Рассказывают о своём плане работы |
4. Организация познавательной деятельности | Организует чтение статьи учебника (стр. 91-92) о детстве и творчестве С. Я. Маршака. Спрашивает, как понимают особенности труда поэта- гимназиста. Рассказывает о том, что С. Я. Маршак был и очень талантливым поэтом, переводчиком. Раздает напечатанные на А4 отрывки из произведений автора и предлагает, работая в парах, ближе познакомиться с его творчеством, обратившись к уже звучавшим сегодня строкам и к таблице в тетради «Роды и жанры литературы». Просит определить, к какому роду литературы и жанру относятся данные отрывки. Предлагает обратиться к началу произведения С.Я. Маршака «Двенадцать месяцев» (стр. 91-93) и ответить на вопрос: «Чем отличается это произведение от тех, к которым сейчас обращались?» Для проведения физминутки предлагает встать и, используя мимику и жесты, показать строчки из произведения «Двенадцать месяцев»: Травка зеленеет, Солнышко блестит, Ласточка с весною В сени к нам летит Просит определить род и жанр произведения, используя написанную автором фразу «драматическая сказка» Обращается к слайду презентации «терминология драматических произведений», акцентирует внимание на понятиях «пьеса», «действие», «картина», «ремарка», «диалог», «монолог», «зритель» и просит найти это в тексте. Организует работу к в группах по 4 человека с целью увидеть особенности пьесы- сказки: 1-я группа должна познакомить с действующими лицами и сказать, какую информацию они извлекли из этого текста; 2-й группа- объяснить, какую роль играет ремарка- вступление к пьесе: 3-я группа, прочитав начало пьесы (стр. 91-92), нужно постараться объяснить, в чем сложность актерской работы Перед выступлением 3-ей группы предлагает на две-три минуты стать зрителями и посмотреть, как настоящие артисты играют в драматичной сказке «Двенадцать месяцев». Демонстрирует на экране эпизод из сказки "Двенадцать месяцев", снятой на киностудии "Ленфильм" в 1972 году, где Королева пишет под диктовку Профессора. Дает слово 3-ей группе | Читают статью учебника. Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают о том, какой видят работу поэта-гимназиста. Слушают рассказ учителя. Читают отрывки из произведений С. Я. Маршака. Работают в парах и определяют, к какому роду литературы и жанру относятся данные отрывки. Озвучивают ответы. Знакомятся с началом произведения и называют отличия произведения С.Я.Маршака «Двенадцать месяцев» Показывают мимикой и жестами строчки из пьесы. Используя таблицу в тетради «Роды и жанры литературы» должны прийти к выводу, что это драматическое произведение – пьеса-сказка. Работают с текстом и отвечают на вопросы. Работают в группах, выполняя задания, и определяют, кто будет отвечать. 1 2 группы отвечают на поставленные вопросы, делают выводы об особенностях пьесы- сказки Смотрят кинофрагмент. Отвечает 3- я группа |
5. Подведение итогов | 1. Обращается к записям на доске и предлагает ученикам ответить на поставленные ими вопросы и вопрос «В чем сложность пьесы для читателя» 2. Предлагает детям оценить свою работу на уроке, поставить в тетради отметку 3. Оценивает и анализирует работу учеников и класса в целом | 1. Отвечают на вопросы, записанные на доске в начале урока. 2. Оценивают свою работу на уроке |
6. Домашнее задание | Предлагает прочитать данный в учебнике отрывок из произведения ( стр. 91- 106) и ответить на вопрос 2 ( стр. 107) | Читают данный в учебнике отрывок из произведения ( стр. 91- 106) и отвечают на вопрос 2 ( стр. 107) |
Дополнительный материал | -знакомые детям отрывки из стихотворений «Багаж», «Вот какой рассеянный», «Робин- Бобин» -Слайд презентации со словарной работой - Экранизированная сказка "Двенадцать месяцев" (киностудия "Ленфильм", 1972 г.) | |
Диагностика достижения планируемых результатов | Наблюдения за работой класса, ответы в группах, ответы на вопросы обобщающего характера |
1