Статья на тему «Учитель английского языка XXI века»
Учитель английского языка XXI века
Тауканова Асель Багдатовна,
учитель английского языка
КГУ «Средняя школа №1»
Новые социально-экономические условия развития общества в Казахстане, процессы глобализации экономики, интеграции в различных сферах жизни делают востребованным изучение иностранного как средство межкультурного, делового и личностного общения. В связи с этим современная школа, а также процессы проведения иностранного языка переживают этап своего качественного преобразования и обновления.
Необходимость полиязычия неоднократно подчеркивалась Первым Президентом РК на государственном уровне. В своем обращении народу Первый Президент Назарбаев Н.А. отметил, что " важнейшей задачей образования является обеспечение выпускников школ международными квалификационными качествами, развитие из лингвистического сознания, в основе которого- овладение государственным, родным и иностранными языками. Перед ними стоит вопрос о результативности обучения языкам и повышения уровня языковой подготовки учащихся " [1].
"Полиязычное образование, являясь следствием социокультурной трансформации современной языковой ситуации в Казахстане, предстает как инновационный процесс, требующий специальной системы обеспечения полноценной деятельности субъектов образования в изменненых новых условиях" [2].
В современной методической науке все более чаще употребляется термин «языковое образование», которое имеет многоаспектный характер и «предполагает рассмотрение образования в области иностранных языков как ценность, процесс, результат и систему» [3].
По словам В.С. Шуплецовой, урок иностранного языка в большей степени, чем урок любого другого учебного предмета, является ведущим средством обучения, поскольку только в стенах школы и прежде всего на уроке учащийся получает возможность пользоваться языком как средством общения [4].
Совершенно естественно, что уроки иностранного языка качественно отличаются от уроков по другим школьным дисциплинам, они имеют свои особенности, выступающие из специфики самого предмета, и эту специфику нельзя не учитывать учителю иностранного языка.
Как сказано выше, иностранный язык — это не только цель обучения. Он является и средством обучения. В настоящее время глобальная цель овладения иностранным языком — это приобщение к иной культуре и участие в диалоге культур. Эта цель достигается путем формирования способности к межкультурной коммуникации. Именно преподавание, которое будет организованно на основе заданий коммуникативного характера, обучение иноязычной коммуникации, с использованием всех необходимых для этого заданий и приемов, а также средств обучения, является отличительной особенностью урока иностранного языка.
Какие же особенности, связанные с профессиональной деятельностью, должны быть присущи внешней и внутренней культуре учителя иностранного языка? Отвечая на этот вопрос, необходимо прежде всего указать на следующее:
1.Преподаватель этого предмета должен быть знатоком не только в области методики преподавания иностранного языка, но и в области культуры одной или нескольких зарубежных стран, народы которых говорят на том или ином языке, изучаемом учениками.
2. Учитель этого предмета должен в учебном процессе выполнять функцию носителя не только отечественной, но и зарубежной культуры, показывать учащимся различные аспекты культуры других стран, содействовать их осмыслению и приобщению к ценным сторонам этой культуры.
3. Являясь носителем культуры страны изучаемого языка, учитель этого предмета должен, в частности, владеть принятыми в стране нормами поведения, то есть он должен не только знать иностранный язык, но и владеть культурой речи на этом языке, выражающейся в культуре речевого поведения, в богатстве, точности и выразительности речи, в соблюдении речевого этикета.
Можно сделать вывод, что учитель иностранного языка, современный педагог, должен уметь разбираться не только в грамматическом и лексическом строе языка, но и рассказать ученикам о политике, истории, литературе и национальной культуре страны изучаемого языка.
Кроме этого именно современный учитель иностранного языка должен так преподнести язык, так вести свой урок, чтобы развить интерес к познанию, чтобы детям стало жутко любопытно узнать, а что же будет дальше, что еще мы узнаем на следующем занятии. Для этого учитель должен строить урок таким образом, чтобы всем было увлекательно, чтобы никто не скучал на уроке и не думал про себя, что это занятие самое нудное в его жизни. И очень не зря, очень много современных педагогов используют на уроках игры, строят уроки в форме путешествий или сказок, именно такие развлекательные обучающие методики позволяют добиться качественного результата в отношении получения знаний практически 100 процентной группой обучающихся.
Современный учитель может полностью реализовать себя как личность, добиться эффективного выполнения целей обучения, организовать эффективное учебное сотрудничество и педагогическое общение, только осознав свои профессионально-личностные качества и желая их совершенствовать. Естественно, все это может быть осуществлено на основе личностно-деятельностного подхода к обучению, отвечающего тем требованиям, которые предъявляет современный этап развития образования к процессу обучения, к учителю.
Л. Н. Толстой говорил о том, что «если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, — он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он — совершенный учитель».
Литература:
1. Назарбаев Н.А. - Послание Президента народу Казахстана // Новый Казахстан в новом мире.- 2007
2. Жетписбаева Б.А.- Полиязычное образование : теория и методология.- Алматы : " Бiлiм" .- 2008- С.343.
3. Гальскова Н. Д., Никитенко З.Н Теория и практика обучения иностранным языкам. Начальная школа [Текст] Н.Д. Гальскова, З.Н. Никитенко: методическое пособие. / – М. : Айрис Пресс, 2004. – 240с.
4. Шуплецова В.С Теория и методика обучения иностранному языка: Методический портфель студента/ В. С. Шуплецова – Шадринск: Изд-во ПО «Исеть», 2005. – 183 с.