Эссе.
Я - учитель.
Я – учитель!? Да, я – учитель, и это записано в двух дипломах, которые я получила. По одному я - «учитель русского языка и литературы», по второму – «учитель- логопед». А вот о том, какой я учитель, не написано ни в одном документе. Чтобы найти ответ на этот вопрос, надо вспомнить, с чего все начиналось.
Итак, двухтысячный год. Я стою на пороге своей родной школы, в которую вернулась через пять лет в другом качестве: я – МОЛОДОЙ НЕОПЫТНЫЙ УЧИТЕЛЬ. Родные стены, любимые учителя, кабинет нашего класса – все то же, что и прежде, но я уже другая, я пришла сюда учить детей, как когда – то здесь учили меня.
Первый урок. Изучающие глаза детей, причем довольно взрослых, восьмиклассников, и перед ними я один на один с целым классом. Нет преподавателя педколледжа за последней партой, нет педагога – наставника, потому что его в принципе нет, и в этот момент я – РАСТЕРЯННЫЙ УЧИТЕЛЬ.
Время шло, я осваивалась, привыкала к новому качеству, к работе, ученикам. А они, мои восьмиклассники, просто издевались надо мной: срывали уроки, подкладывали кнопки на стул, закрывали в кабинете, в общем, делали все, чтобы жизнь медом не казалась. Я стойко переносила эти трудности, старалась уладить все конфликты сама, не прибегая к помощи администрации школы. Но стойкости моей хватало только до того момента, как я доходила до дома, там я давала себе волю и рыдала. В это время я – ПЛАЧУЩИЙ УЧИТЕЛЬ.
Дома маленький сын, который просто «орет» ночи напролет, в перерывах между его плачем, я проверяю тетради и готовлюсь к урокам, а утром снова как в бой, надо быть готовой к новым пакостям, придуманным для меня восьмиклассниками, которых я начинала тихо ненавидеть. Помню, что в школу на практику пришли студенты, с ними была Маргарита Михайловна, преподаватель колледжа, которая учила и меня. Увидев меня в коридоре школы, она воскликнула: «Где пухленькие румяные щечки, округлости фигуры, куда все подевалось?» Ничего этого и в помине не было, мало что напоминало ей пышущую здоровьем студентку Таню Быстрову. И в это время я почувствовала себя ЗАМУЧЕННЫМ УЧИТЕЛЕМ.
Прошло полгода, я стойко прошла все испытания, приготовленные для меня восьмиклассниками. Они высоко оценили то, что я не жаловалась никому, а пыталась все решать сама. Как известно, от любви до ненависти один шаг и вот я уже – МОЛОДОЙ УЧИТЕЛЬ, ДРУГ ВОСЬМИКЛАССНИКОВ. Надо сказать, что они и сейчас поздравляют меня со всеми праздниками, днем рождения. Так приятно при встрече с ними сказать: «А вы помните?» И они, оказывается, все помнят.
Через год работы мне дают пятый класс, да еще и классное руководство. Как здорово! Ну, уж с ними - то я горы сверну! Уж их – то научу всему! Вот уж эти будут такими, какими я их «сделаю»! Я в этот момент – ВОСТОРЖЕННЫЙ УЧИТЕЛЬ!
Но проходит еще год и оказывается, что не так уж легко «сделать» из пятиклассников то, что хочу я. Они почему- то не поддаются и хотят жить и учиться только по – своему. Да, они хорошие, половина класса учится на «4» и «5», но я - то хочу большего. И другая половина класса, которую я тоже хочу перевести в разряд «хорошистов», почему- то все время сопротивляется моему хотению и делает это так усиленно, что появляются даже двоечники. И вот тут я – СОМНЕВАЮЩИЙСЯ УЧИТЕЛЬ.
Может, я делаю что- то не так, может быть, я виновата, и проблема во мне, а вовсе не в детях. Чтобы развеять свои сомнения, я решаю повысить свой профессиональный уровень и поступаю в институт. Я становлюсь УЧАЩИМСЯ УЧИТЕЛЕМ.
Но сомнения одолевают все больше (первый курс института не очень помог их развеять), подпитываются они еще и тем, что не могу справиться с девятым классом, от которого все отказались, а у меня не оставалось выбора, их надо было готовить к экзаменам. Кое - как, еле - еле мы сдали экзамены, но этот класс оставил такой неизгладимый след, такое разочарование, что я начинаю ощущать себя РАЗОЧАРОВАВШИМСЯ УЧИТЕЛЕМ. «Ноги моей больше в школе не будет, да чтоб я…., да чтоб еще…!!!»
Благо, что у меня меняются личные обстоятельства, место жительства, и есть возможность сменить работу. Но, видимо, слово «педагог» написано у меня на лбу и на новом месте жительства мне предлагают должность воспитателя в детском саду. Куда деваться, в селе особого выбора нет, и вот я – УЧИТЕЛЬ – ВОСПИТАТЕЛЬ.
Я учу малышей одеваться, раздеваться, кушать аккуратно и аккуратно складывать свои вещи, здороваться и благодарить. Они подрастают, мои малыши, и я учу их тому, что такое хорошо, что такое плохо, мальчиков учу быть джентльменами, а девочек – маленькими леди. И так было бы и дальше, но волей случая я становлюсь заведующей. И вот я – ЗАВЕДУЮЩАЯ - УЧИТЕЛЬ. Я учу воспитателей, которые по возрасту годятся мне в матери, как правильно воспитывать детей, писать рабочие программы и конспекты занятий. И снова становлюсь УЧАЩИМСЯ УЧИТЕЛЕМ.
Надо сказать, что на стадии разочаровавшегося учителя, я бросила институт.
Но, видимо, разочарование прошло, и школа все равно манила меня к себе. Через девять лет я вернулась в школу ПРОСТЫМ УЧИТЕЛЕМ. И все как в первый раз: опять передо мной восьмиклассники, но теперь я – уже УВЕРЕННЫЙ В СЕБЕ УЧИТЕЛЬ.
Так сложилось в моей жизни, что именно восьмиклассники со своими проблемами переходного возраста становились моими любимыми учениками. Видимо, их переходный возраст совпадал с моими переломными моментами жизни, поэтому мы с ними становились друзьями. Я – УЧИТЕЛЬ - ДРУГ.
А впереди девятый класс, экзамены, новая форма итоговой аттестации (будь она неладна!), к которой мне надо их качественно подготовить. И вот я – ОЗАДАЧЕННЫЙ УЧИТЕЛЬ.
Какие технологии, формы и приемы работы применить? Как сделать так, чтобы все сдали экзамен? И вот я – ИЩУЩИЙ УЧИТЕЛЬ.
Курсы, семинары, консультации с коллегами, бессонные ночи…..Ура! Нашла! Будем работать с текстом, ведь именно его нам надо создать на экзамене: написать изложение, сочинение, проанализировать текст, разобрать его «по косточкам».
Июнь. Экзамен. Долгое ожидание результатов. Трясущимися руками набираю пароль в базе данных… Есть! Ура! Все сдали! Молодцы! Я – СЧАСТЛИВЫЙ УЧИТЕЛЬ!
Я думаю, что учитель должен быть постоянно УЧАЩИМСЯ. Ведь учиться - это не только повышать свое мастерство, учиться можно и у своих учеников. Так они научили меня говорить, что думаю, дети в детском саду научили искренности, они не умеют заискивать, изворачиваться, хитрить. Я не только учу детей, но и учусь у них и вместе с ними сама.
Все взлеты и падения в моей учительской судьбе, удачи и промахи, восторги и разочарования – это как кардиограмма сердца, которое бьется вместе с моими учениками, в один такт, в одном ритме. Как бы ни сложилась моя жизнь, я ни разу не пожалела, что стала учителем, и если бы снова пришлось выбирать, я опять бы выбрала профессию учителя.
Так все - таки, какой я учитель? Для моих сегодняшних шестиклассников «придирающийся», для «особенных» девятиклассников – «занудный», вечно напоминающий об экзамене и заставляющий к нему готовиться. Для любимых одиннадцатиклассников - говорят, что «любимый».
А на самом деле ответ на этот вопрос даст только время.
Седлова Ольга
Татьяна Куклева
Хохлова Нина Борисовна
Татьяна Куклева
Татьяна Куклева
Хохлова Нина Борисовна
Горбачёва Марина Юрьевна