23 июл. 18 г.
Наш университетский сайт сообщает сегодня, что в пятницу «Школа молодого дефектолога» и «Школа молодого педагога» провели первый день в «Чардыме», нашем оздоровительном лагере на Волге. И вот задумываюсь над первой фразой репортажа: «На мастер-классе В.А. Кудрявцева, доцента кафедры специальной педагогики и психологии Нижегородского государственного педагогического университета, шла речь о ценностном базисе педагога. «В жизни для меня на первом месте человек. Такой, какой он есть, без оценочного принятия. В мой ценностный базис также входит вера в человека и его возможности», – подчеркнул Владимир Александрович».
В каком это смысле человек на первом месте? что это за человек, может быть, мне следует уже догадаться, о ком говорит доцент, внушая студентам взгляды Жан Жака Руссо на некоего абстрактного человека, просто модель. Можно ли ставить на какое-то место треугольник или пирамиду, ведь и они абстрактные модели, с которыми работают учёные. Кто-то любит кошек, и ставит их на какое-то место, а другой разводит голубей.
Конечно, никого не надо убеждать, что «человек. Такой, какой он есть, без оценочного принятия», что бы эти слова доцента ни означали, играет некоторую роль в жизни на Земле и в обществе, но не хочется сводить всё к абстрактным рассуждениям.
А нельзя ли на это самое первое место поставить мою конкретную работу, то дело, которое определила мне судьба?
Заканчивая университет, больше всего хотел избежать распределения в школу, и это удалось, три обязательных года отработал инженером на заводе. Но затем как-то незаметно оказался именно на преподавательской работе, более полувека обучаю студентов, и между делом по совместительству десять лет проработал в лицее. И первое, что приходит в голову: не существует школьника как такового нигде, кроме бумаг чиновника и произведений учёного педагога. На самом деле все дети, все студенты, все люди вообще совершенно разные. Невозможно ко всем относиться одинаково, это называется безразличием, но нельзя и показывать своё отношение к каждому конкретному школьнику. Вероятно, на практике это удавалось, потому что почти весь класс вовлекался в мою любимую работу по созданию физических приборов и демонстраций на простейшем оборудовании, участвовали в различных выставках и конференциях.
А в это время представитель педагогической науки для будущих учителей вырабатывает глубокомысленные фразы, вроде такой: «В мой ценностный базис также входит вера в человека и его возможности».
Остаётся только верить в то, что этим наука поможет слушателям в жизни и работе с детьми.
Спицына Любовь Ивановна
Лихина Елена Викторовна
Старшов Михаил Александрович
Лихина Елена Викторовна
Омарова Альмира Шигаповна
Елена Вениаминовна Чурина
Воронцов Сергей Иванович