Эссе на тему «Учитель и дети»

14
7
Материал опубликован 25 July 2018 в группе
М.А. Старшов Учитель и дети

23 июл. 18 г.

Наш университетский сайт сообщает сегодня, что в пятницу «Школа молодого дефектолога» и «Школа молодого педагога» провели первый день в «Чардыме», нашем оздоровительном лагере на Волге. И вот задумываюсь над первой фразой репортажа: «На мастер-классе В.А. Кудрявцева, доцента кафедры специальной педагогики и психологии Нижегородского государственного педагогического университета, шла речь о ценностном базисе педагога. «В жизни для меня на первом месте человек. Такой, какой он есть, без оценочного принятия. В мой ценностный базис также входит вера в человека и его возможности», – подчеркнул Владимир Александрович».

В каком это смысле человек на первом месте? что это за человек, может быть, мне следует уже догадаться, о ком говорит доцент, внушая студентам взгляды Жан Жака Руссо на некоего абстрактного человека, просто модель. Можно ли ставить на какое-то место треугольник или пирамиду, ведь и они абстрактные модели, с которыми работают учёные. Кто-то любит кошек, и ставит их на какое-то место, а другой разводит голубей.

Конечно, никого не надо убеждать, что «человек. Такой, какой он есть, без оценочного принятия», что бы эти слова доцента ни означали, играет некоторую роль в жизни на Земле и в обществе, но не хочется сводить всё к абстрактным рассуждениям.

А нельзя ли на это самое первое место поставить мою конкретную работу, то дело, которое определила мне судьба?

Заканчивая университет, больше всего хотел избежать распределения в школу, и это удалось, три обязательных года отработал инженером на заводе. Но затем как-то незаметно оказался именно на преподавательской работе, более полувека обучаю студентов, и между делом по совместительству десять лет проработал в лицее. И первое, что приходит в голову: не существует школьника как такового нигде, кроме бумаг чиновника и произведений учёного педагога. На самом деле все дети, все студенты, все люди вообще совершенно разные. Невозможно ко всем относиться одинаково, это называется безразличием, но нельзя и показывать своё отношение к каждому конкретному школьнику. Вероятно, на практике это удавалось, потому что почти весь класс вовлекался в мою любимую работу по созданию физических приборов и демонстраций на простейшем оборудовании, участвовали в различных выставках и конференциях.

А в это время представитель педагогической науки для будущих учителей вырабатывает глубокомысленные фразы, вроде такой: «В мой ценностный базис также входит вера в человека и его возможности».

Остаётся только верить в то, что этим наука поможет слушателям в жизни и работе с детьми.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Михаил Александрович, заставили своими рассуждениями вновь задуматься об очевидном. Резануло, что психолог декларирует: -отсутствие оценочного восприятия человека как объекта исследования самой науки психологии; -неприятие постулата о том, что каждый человек индивидуален, а в поведении каждого из нас проявляются врожденные инстинкты и безусловные рефлексы, традиции различных культур, его собственное разумение, наконец! Что об этом можно сказать: каждое общество имеет таких психологов, которых обучает и воспитывает. Михаил Александрович, позвольте Вам задать вопрос: почему "больше всего хотел избежать распределения в школу"?

25 July 2018

Да, Михаил Александрович, меня тоже заинтересовало, почему не в школу? Студенты лучше, чем дети?

25 July 2018

Елена Викторовна, с детства детей опасаюсь. Их же учить надо, воспитывать, носы вытирать, это тётеньки лучше делают. А в вузе такииие студенточки, закачаешься! В Саратове самые-самые (о присутствующих не говорю!)

25 July 2018

Все ясно, Михаил Александрович! :))))

25 July 2018

Чем витиеватее скажешь, тем "умнее" кажешься - так думают многие чиновники.

25 July 2018

Прочитав цитату, я что то начинаю подвергать сомнению, а входит ли в ценностный базис многоуважаемого доцента вера в человека и его возможности.

6 October 2018

Спасибо.

29 September 2021