12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Васильева Лариса Николаевна1642
Не хочется стоять на месте.Дальше-дальше-дальше!!
Россия, Ярославская обл., Углич
Материал размещён в группе «Учителя ИЗО, объединяйтесь!»

Конспект урока ИЗО в 7 классе Васильевой Ларисы Николаевны, МОУ СОШ №8, УГЛИЧ.

Тема: Угличская масленица.

Тип урока: обобщающий.

Цель: обобщение материала по теме «Ценности повседневной жизни».

Задачи:

образовательные:

— проверка и закрепление умений изображать фигуру человека в движении,

обобщение материала по теме «Углич 100 лет назад»,

повторение ранее изученного материала о декоративном оформлении одежды

повторение методики работы над коллажом;

развивающие:

внимание и образное мышление,

память,

творческое воображение,

умение работать в графической технике;

воспитательные:

воспитывать патриотические чувства,

прививать интерес к своей «малой Родине», к русским традициям,

воспитывать уважение к своим одноклассникам и чувство взаимопонимания и согласия,

аккуратность и внимательность.

Оборудование:

для учителя:

компьютер с проектором,

подобранный и составленный материал для показа,

наглядность по рисунку фигуры человека и репродукции картин,

карточки-задания,

два листа формата А2 с заготовленным задним планом;

для учащихся:

фломастеры и гелевые ручки,

простые карандаши и стёрка,

ножницы и двухсторонний скотч.

Ход урока:

Организация класса.

(Включить проектор и при чтении стихов детьми показать два первых слайда).

Беседа.

(Чтение стихов детьми):

О, Углич старинный, моё вдохновение!

Ты – вечность земная, гостей удивление.

Люблю тебя преданно всею душою,

Мой сказочный город над Волгой-рекою.

Горжусь бесконечно, что здесь я живу,

И Волги широкой люблю синеву.

Зелёное лето, чудесную осень.

Весну и всё то, что зима нам приносит.

Праздничный Углич 100 лет назад. Представьте, каким он был. Многочисленные главы куполов, колокольный звон. Снег скрипит под ногами прохожих и проезжающими повозками. Но уже в воздухе – весна, ведь на дворе – Масленица! И все дела и мысли угличан связаны только с предстоящими гуляниями.

(Третий слайд с темой и эпиграфом урока). Итак, тема нашего сегодняшнего урока: «Угличская Масленица».

Широкая масленица,

Мы тобою хвалимся!

На горах катаемся,

Блинами объедаемся!

Масленица – один из самых любимых в народе праздников.

А какие же праздники предшествуют Масленице?

Масленицу не следует называть религиозным праздником: хотя день Масленицы отмечается за семь недель до пасхи. Потом – Великий пост.

По красоте, поэтичности, традициям и озорству Масленица- это один из самых продолжительных и весёлых предвесенних праздников. Россия – страна зимняя, холодная. Вот почему проводы зимы – всегда праздник. Люди, забывая про холода, бесконечные зимние ночи, про тоску и печаль, пекли румяные и горячие, как само солнце, блины и веселились от души.

Сколько же дней празднуют Масленицу? (Семь).

Каждый день недели имеет свое название, а название говорит о том, что в этот день полагается делать. Конечно, сейчас трудно соблюсти все обычаи и обряды, ведь масленичная неделя у нас – обычная рабочая неделя. Но узнать о них будет интересно многим. Ведь Масленица – это не только блины, которые бывали в прежние времена и дома, и в гостях, и прямо на улице. В Масленицу долг каждого че­ловека – помочь прогнать зиму, разбу­дить природу. На это и направлены все масленичные традиции. Итак, приглашаем Вас на Угличскую Масленицу.

(Зазывалы приглашают на праздник ):

Все! Все! Все! Все на праздник!

Масленицу встречаем, зиму провожаем,

Весну закликаем!

Спешите! Спешите!

Торопитесь занять лучшие места!

Сам не займёшь – соседу достанется!

Приходите все без стеснения!

Билетов не надо –

Предъявите хорошее настроение!

Приходите, разомните кости!

Сегодня Масленица приглашает в гости!

Спешите скорей, спешите скорей!

Нет праздника нашего веселей!

Гостей давно мы ждём-поджидаем,

Масленицу без вас не начинаем.

Удобно ли вам, гости дорогие?

Всем ли видно, всем ли слышно?

Пусть проходит праздник пышно!

Сударыня наша Масленица!

Как же называются дни масленой недели?

Понедельник – «Встреча». В этот день полагается устраивать и раскатывать ледяные горки: чем дальше катятся салаз­ки, чем громче шум и смех над горкой, тем лучше будет урожай, длиннее лён. А еще для того, чтобы лучше росли расте­ния, нужно качаться на качелях – чем выше, тем лучше.

Вторник – «Заигрыш». В этот день на­чинаются веселые игры, а за потеху и веселье угощают блинами.

Среда – «Лакомка». Название говорит само за себя. В этот день хозяйки поступа­ют по поговорке: «Что есть в печи – все на стол мечи!» На первом месте в ряду угощений, конечно, блины.

Четверг – «Разгуляй». Чтобы помочь солнцу прогнать зиму, устраивают катание на лошадях «по солнышку» (по часовой стрелке вокруг деревни). Главное мужское дело в этот день – оборона и взятие снежного городка. Мужчины и молодые парни с азартом включаются в битву, а женщи­ны, старики и дети выступают в роли зри­телей, строгих судей и страстных болель­щиков.

Пятница – «Тёщины вечера». В этот день зять едет к теще на блины», а теща зятя привечает, угощает.

Суббота «Золовкины посиделки». Ходят в гости ко всем другим родствен­никам, и опять угощение – бесчисленные блины.

Воскресенье – «Прощёный день». В этот день просят прощения у родных и знакомых за нанесенные обиды и, облег­чив душу, весело поют и пляшут, прово­жая широкую Масленицу.

Зиму принято изображать в виде со­ломенного чучела, обряженного в жен­ское платье. В начале Сырной недели чучело с комической торжественностью встречают, а в последний день с шумом, смехом, плачем и шутками сжигают на огромном костре.

А какие масленичные забавы и игры вы знаете?

Главным действующим лицом праздника является народ. И, конечно же, народ на праздник хочет выглядеть особенно красиво. В обрядовой одежде Ярославской губернии встречаем множество различных отделок.

(Четвёртый слайд - Пояса).

В декоративном решении костюма участвует в полной мере узорное ткачество. Оно необычайно разнообразно по художественному решению и приёмам выполнения. Встречаем тканые узорные полосы по подолам сарафанов и рубах, ими же украшались рукава одежды, передники и, конечно, пояса.

В вытканных узорах можно было найти самые разнообразные мотивы. В одних мы видим сильно измененные геометризованные фигуры людей, животных, птиц, деревьев, в других - чисто геометрические узоры - квадраты, ромбы, зубчатые линии.

Женской фигуре в вышивке отводилось особое место. С птицами или цветами в руках так изображалась «кормилица - мать сыра земля». Почиталась она в неразрывной связи с водой и растительностью.

Можно было встретить и бело-красную пестрядь, используемую для украшения рубах - сенокосниц.

(Пятый слайд – Подольники женских сенокосных рубах).

Для ярославских вышивок типична трёхчастность, т.е. каждый законченный мотив повторялся трижды. Цветовое решение, в основном, за счёт сочетания белого и красного. Использовались, конечно, и другие цвета (синий, зелёный, желтый), но их соотношение с красным было небольшим.

Цвет фона белый или суровый, а узора – чаще всего красный. Встречаем в нашей местности и сочетание красного на красном (различных по насыщенности цвета нитей).

Птица – вот ещё один почитаемый образ. Представлена она в вышивках то горделивой птицей-павой, то изящной утицей или грациозным лебедем. Поверья, что птица приносит добро человеку, до сих пор живы в народе. В птице и символ матери, охраняющей своих птенцов. Поэтому на концах свадебного полотенца, вышитого ярославской крестьянкой, обязательно изображены две птицы, чтобы было между мужем и женой согласие. В Угличе самой почитаемой птицей издавна считался петух.

Дерево жизни изображалось в виде дерева или куста, с раскидистой кроной. Крона заполнялась стилизованными изображениями листьев, цветов. Иногда на дереве восседали птицы. Каждая мастерица рисовала иглой своё собственное дерево, но у всякого дерева обязательно были корни в виде трезубца или креста. Дерево жизни считали символом непрерывности жизни, единства рода, его продолжения и благополучия. С языческих времён жило на Ярославской земле поверье, согласно которому можно было подойти к дубу, постучать по нему и попросить, чтобы дошли наши молитвы до матушки сырой земли и до солнца небесного. Один из главных солярных (солнечных) знаков - косой крест, знак солнца и огня. Считали, что он обладает очистительной силой. Ромб, в свою очередь, означал землю.

Зубчатая линия - изображение воды. Часто вода проходила у ног "матери-земли" (богини Мокошь) или по краю поля (вышитые ромбы).

(Шестой слайд – Костюм женский).

Пестрядник – платье с оттенками красного, геометрическими узорами, кружевной отделкой.

(Седьмой слайд – Сапоги женские праздничные).

Завершением образа являются сапоги

(Восьмой слайд – Скоморох).

Костюм скомороха с непременным атрибутом – шапкой.

(Девятый слайд – Чучело Масленицы).

Этот рисунок помогает попасть нам на праздник и увидеть чучело Масленицы, вокруг которого собрался хоровод.

(Десятый слайд – Крестьянская девушка).

Конечно же, морозы не позволяли в полной мере продемонстрировать красоту костюма, но его фрагменты мы всё же видим.

(Одиннадцатый слайд – Сибирская красавица).

Возможно, именно на Масленичном гулянии увидел В.И. Суриков образ, вдохновивший его на создание картины «Сибирская красавица».

Нельзя представить себе народный костюм, особенно женский, без украшений.

Одним из главных, а порой и обязательных украшений были серьги. Носили наши прабабушки украшения из бисера. Головные уборы, например, украшались бисерной поднизью. Но всё же ни с чем нельзя было сравнить украшения из жемчуга. «Жемчуг - национальный камень. 165 рек России оставляли жемчуг людям. Добывали его как в Заонежье, так и около Ярославля», - пишет М.Н. Мерцалова.

Считалось, что заниматься добычей жемчуга могли только положительные люди. Мягкое глубокое сияние этого камня украшало лица ярославских крестьянок ещё в начале ХIХ века. В более позднее время жемчужный промысел в Ярославле, как и в других местах России, умирает. Но ещё долго будут храниться в женских ларцах и шкатулках чудесные бусинки со дна матушки Волги.

Праздничное убранство народного костюма преображало русскую деревню в дни праздников.

Разъяснения задания.

Итак, давайте и мы с вами преобразим архитектурный пейзаж в праздник. У меня есть две помощницы и сейчас они раздадут двум командам карточки-задания. В каждой команде работаем парами. У каждой пары герои одного сюжета. Хоть каждый и рисуют у себя в альбоме и только одну фигуру, необходимо согласовать рисунок (их лицом друг к другу и т.д.).

Давайте вспомним, что такое коллаж, так как именно его мы сейчас и будем доделывать.

Порядок работы:

Обдумать задание.

Составить схему движения.

Эскиз одежды.

Цвет. Оформление (фломастер).

Уточнение деталей (гелевая ручка).

Вырезание фигуры по контуру.

Поиск общей композиции.

Мои помощницы, совещаясь с вами, определят место каждого сюжета на основном листе.

Сначала вы согласовали работу друг с другом в паре. А теперь такая задача перед всей командой. Самое главное с помощью нарисованных вами изображений людей создать атмосферу общего праздника народного гуляния.

Практическая работа. (Помощники консультируют, советуют. В конце собирают и приклеивают работы используя двусторонний скотч).

Анализ. Итог.

Посмотрите на наши работы.

Как вы думаете, удалось ли нам передать праздничное настроение Углича?

Может быть, и есть недостатки в этой композиции, но, тем не менее, она уникальна хотя бы тем, что создавали мы её все вместе – коллективно. А это гораздо сложнее, чем работать одному. Представьте праздник, о котором мы много говорили, который изображали вместе.

Как вы считаете, какие слова подойдут для описания сегодняшнего урока?

Выставление оценок помощниками учителя.

Два мужичка пытаются залезть на столб.

Гармонист и плясунья.

Мужичок и барышня в пляске.

Чучело масленицы и костёр, наблюдающий мальчик.

Дети катаются на санках.

Дети играют в снежки.

Перетягивание каната двумя мужичками.

Скоморох и мальчик.

Скоморох и купец.

Опубликовано в группе «Учителя ИЗО, объединяйтесь!»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.