Конспект урока ИЗО в 7 классе Васильевой Ларисы Николаевны, МОУ СОШ №8, УГЛИЧ.
Тема: Угличская масленица.
Тип урока: обобщающий.
Цель: обобщение материала по теме «Ценности повседневной жизни».
Задачи:
образовательные:
— проверка и закрепление умений изображать фигуру человека в движении,
— обобщение материала по теме «Углич 100 лет назад»,
— повторение ранее изученного материала о декоративном оформлении одежды
— повторение методики работы над коллажом;
развивающие:
— внимание и образное мышление,
— память,
— творческое воображение,
— умение работать в графической технике;
воспитательные:
— воспитывать патриотические чувства,
— прививать интерес к своей «малой Родине», к русским традициям,
— воспитывать уважение к своим одноклассникам и чувство взаимопонимания и согласия,
— аккуратность и внимательность.
Оборудование:
для учителя:
— компьютер с проектором,
— подобранный и составленный материал для показа,
— наглядность по рисунку фигуры человека и репродукции картин,
— карточки-задания,
— два листа формата А2 с заготовленным задним планом;
для учащихся:
— фломастеры и гелевые ручки,
— простые карандаши и стёрка,
— ножницы и двухсторонний скотч.
Ход урока:
Организация класса.
(Включить проектор и при чтении стихов детьми показать два первых слайда).
Беседа.
(Чтение стихов детьми):
О, Углич старинный, моё вдохновение!
Ты – вечность земная, гостей удивление.
Люблю тебя преданно всею душою,
Мой сказочный город над Волгой-рекою.
Горжусь бесконечно, что здесь я живу,
И Волги широкой люблю синеву.
Зелёное лето, чудесную осень.
Весну и всё то, что зима нам приносит.
Праздничный Углич 100 лет назад. Представьте, каким он был. Многочисленные главы куполов, колокольный звон. Снег скрипит под ногами прохожих и проезжающими повозками. Но уже в воздухе – весна, ведь на дворе – Масленица! И все дела и мысли угличан связаны только с предстоящими гуляниями.
(Третий слайд с темой и эпиграфом урока). Итак, тема нашего сегодняшнего урока: «Угличская Масленица».
Широкая масленица,
Мы тобою хвалимся!
На горах катаемся,
Блинами объедаемся!
Масленица – один из самых любимых в народе праздников.
– А какие же праздники предшествуют Масленице?
Масленицу не следует называть религиозным праздником: хотя день Масленицы отмечается за семь недель до пасхи. Потом – Великий пост.
По красоте, поэтичности, традициям и озорству Масленица- это один из самых продолжительных и весёлых предвесенних праздников. Россия – страна зимняя, холодная. Вот почему проводы зимы – всегда праздник. Люди, забывая про холода, бесконечные зимние ночи, про тоску и печаль, пекли румяные и горячие, как само солнце, блины и веселились от души.
– Сколько же дней празднуют Масленицу? (Семь).
Каждый день недели имеет свое название, а название говорит о том, что в этот день полагается делать. Конечно, сейчас трудно соблюсти все обычаи и обряды, ведь масленичная неделя у нас – обычная рабочая неделя. Но узнать о них будет интересно многим. Ведь Масленица – это не только блины, которые бывали в прежние времена и дома, и в гостях, и прямо на улице. В Масленицу долг каждого человека – помочь прогнать зиму, разбудить природу. На это и направлены все масленичные традиции. Итак, приглашаем Вас на Угличскую Масленицу.
(Зазывалы приглашают на праздник ):
Все! Все! Все! Все на праздник!
Масленицу встречаем, зиму провожаем,
Весну закликаем!
Спешите! Спешите!
Торопитесь занять лучшие места!
Сам не займёшь – соседу достанется!
Приходите все без стеснения!
Билетов не надо –
Предъявите хорошее настроение!
Приходите, разомните кости!
Сегодня Масленица приглашает в гости!
Спешите скорей, спешите скорей!
Нет праздника нашего веселей!
Гостей давно мы ждём-поджидаем,
Масленицу без вас не начинаем.
Удобно ли вам, гости дорогие?
Всем ли видно, всем ли слышно?
Пусть проходит праздник пышно!
Сударыня наша Масленица!
– Как же называются дни масленой недели?
Понедельник – «Встреча». В этот день полагается устраивать и раскатывать ледяные горки: чем дальше катятся салазки, чем громче шум и смех над горкой, тем лучше будет урожай, длиннее лён. А еще для того, чтобы лучше росли растения, нужно качаться на качелях – чем выше, тем лучше.
Вторник – «Заигрыш». В этот день начинаются веселые игры, а за потеху и веселье угощают блинами.
Среда – «Лакомка». Название говорит само за себя. В этот день хозяйки поступают по поговорке: «Что есть в печи – все на стол мечи!» На первом месте в ряду угощений, конечно, блины.
Четверг – «Разгуляй». Чтобы помочь солнцу прогнать зиму, устраивают катание на лошадях «по солнышку» (по часовой стрелке вокруг деревни). Главное мужское дело в этот день – оборона и взятие снежного городка. Мужчины и молодые парни с азартом включаются в битву, а женщины, старики и дети выступают в роли зрителей, строгих судей и страстных болельщиков.
Пятница – «Тёщины вечера». В этот день зять едет к теще на блины», а теща зятя привечает, угощает.
Суббота – «Золовкины посиделки». Ходят в гости ко всем другим родственникам, и опять угощение – бесчисленные блины.
Воскресенье – «Прощёный день». В этот день просят прощения у родных и знакомых за нанесенные обиды и, облегчив душу, весело поют и пляшут, провожая широкую Масленицу.
Зиму принято изображать в виде соломенного чучела, обряженного в женское платье. В начале Сырной недели чучело с комической торжественностью встречают, а в последний день с шумом, смехом, плачем и шутками сжигают на огромном костре.
– А какие масленичные забавы и игры вы знаете?
Главным действующим лицом праздника является народ. И, конечно же, народ на праздник хочет выглядеть особенно красиво. В обрядовой одежде Ярославской губернии встречаем множество различных отделок.
(Четвёртый слайд - Пояса).
В декоративном решении костюма участвует в полной мере узорное ткачество. Оно необычайно разнообразно по художественному решению и приёмам выполнения. Встречаем тканые узорные полосы по подолам сарафанов и рубах, ими же украшались рукава одежды, передники и, конечно, пояса.
В вытканных узорах можно было найти самые разнообразные мотивы. В одних мы видим сильно измененные геометризованные фигуры людей, животных, птиц, деревьев, в других - чисто геометрические узоры - квадраты, ромбы, зубчатые линии.
Женской фигуре в вышивке отводилось особое место. С птицами или цветами в руках так изображалась «кормилица - мать сыра земля». Почиталась она в неразрывной связи с водой и растительностью.
Можно было встретить и бело-красную пестрядь, используемую для украшения рубах - сенокосниц.
(Пятый слайд – Подольники женских сенокосных рубах).
Для ярославских вышивок типична трёхчастность, т.е. каждый законченный мотив повторялся трижды. Цветовое решение, в основном, за счёт сочетания белого и красного. Использовались, конечно, и другие цвета (синий, зелёный, желтый), но их соотношение с красным было небольшим.
Цвет фона белый или суровый, а узора – чаще всего красный. Встречаем в нашей местности и сочетание красного на красном (различных по насыщенности цвета нитей).
Птица – вот ещё один почитаемый образ. Представлена она в вышивках то горделивой птицей-павой, то изящной утицей или грациозным лебедем. Поверья, что птица приносит добро человеку, до сих пор живы в народе. В птице и символ матери, охраняющей своих птенцов. Поэтому на концах свадебного полотенца, вышитого ярославской крестьянкой, обязательно изображены две птицы, чтобы было между мужем и женой согласие. В Угличе самой почитаемой птицей издавна считался петух.
Дерево жизни изображалось в виде дерева или куста, с раскидистой кроной. Крона заполнялась стилизованными изображениями листьев, цветов. Иногда на дереве восседали птицы. Каждая мастерица рисовала иглой своё собственное дерево, но у всякого дерева обязательно были корни в виде трезубца или креста. Дерево жизни считали символом непрерывности жизни, единства рода, его продолжения и благополучия. С языческих времён жило на Ярославской земле поверье, согласно которому можно было подойти к дубу, постучать по нему и попросить, чтобы дошли наши молитвы до матушки сырой земли и до солнца небесного. Один из главных солярных (солнечных) знаков - косой крест, знак солнца и огня. Считали, что он обладает очистительной силой. Ромб, в свою очередь, означал землю.
Зубчатая линия - изображение воды. Часто вода проходила у ног "матери-земли" (богини Мокошь) или по краю поля (вышитые ромбы).
(Шестой слайд – Костюм женский).
Пестрядник – платье с оттенками красного, геометрическими узорами, кружевной отделкой.
(Седьмой слайд – Сапоги женские праздничные).
Завершением образа являются сапоги
(Восьмой слайд – Скоморох).
Костюм скомороха с непременным атрибутом – шапкой.
(Девятый слайд – Чучело Масленицы).
Этот рисунок помогает попасть нам на праздник и увидеть чучело Масленицы, вокруг которого собрался хоровод.
(Десятый слайд – Крестьянская девушка).
Конечно же, морозы не позволяли в полной мере продемонстрировать красоту костюма, но его фрагменты мы всё же видим.
(Одиннадцатый слайд – Сибирская красавица).
Возможно, именно на Масленичном гулянии увидел В.И. Суриков образ, вдохновивший его на создание картины «Сибирская красавица».
Нельзя представить себе народный костюм, особенно женский, без украшений.
Одним из главных, а порой и обязательных украшений были серьги. Носили наши прабабушки украшения из бисера. Головные уборы, например, украшались бисерной поднизью. Но всё же ни с чем нельзя было сравнить украшения из жемчуга. «Жемчуг - национальный камень. 165 рек России оставляли жемчуг людям. Добывали его как в Заонежье, так и около Ярославля», - пишет М.Н. Мерцалова.
Считалось, что заниматься добычей жемчуга могли только положительные люди. Мягкое глубокое сияние этого камня украшало лица ярославских крестьянок ещё в начале ХIХ века. В более позднее время жемчужный промысел в Ярославле, как и в других местах России, умирает. Но ещё долго будут храниться в женских ларцах и шкатулках чудесные бусинки со дна матушки Волги.
Праздничное убранство народного костюма преображало русскую деревню в дни праздников.
Разъяснения задания.
Итак, давайте и мы с вами преобразим архитектурный пейзаж в праздник. У меня есть две помощницы и сейчас они раздадут двум командам карточки-задания. В каждой команде работаем парами. У каждой пары герои одного сюжета. Хоть каждый и рисуют у себя в альбоме и только одну фигуру, необходимо согласовать рисунок (их лицом друг к другу и т.д.).
– Давайте вспомним, что такое коллаж, так как именно его мы сейчас и будем доделывать.
Порядок работы:
Обдумать задание.
Составить схему движения.
Эскиз одежды.
Цвет. Оформление (фломастер).
Уточнение деталей (гелевая ручка).
Вырезание фигуры по контуру.
Поиск общей композиции.
Мои помощницы, совещаясь с вами, определят место каждого сюжета на основном листе.
Сначала вы согласовали работу друг с другом в паре. А теперь такая задача перед всей командой. Самое главное с помощью нарисованных вами изображений людей создать атмосферу общего праздника народного гуляния.
Практическая работа. (Помощники консультируют, советуют. В конце собирают и приклеивают работы используя двусторонний скотч).
Анализ. Итог.
Посмотрите на наши работы.
– Как вы думаете, удалось ли нам передать праздничное настроение Углича?
Может быть, и есть недостатки в этой композиции, но, тем не менее, она уникальна хотя бы тем, что создавали мы её все вместе – коллективно. А это гораздо сложнее, чем работать одному. Представьте праздник, о котором мы много говорили, который изображали вместе.
– Как вы считаете, какие слова подойдут для описания сегодняшнего урока?
Выставление оценок помощниками учителя.
Два мужичка пытаются залезть на столб. |
Гармонист и плясунья. |
Мужичок и барышня в пляске. |
Чучело масленицы и костёр, наблюдающий мальчик. |
Дети катаются на санках. |
Дети играют в снежки. |
Перетягивание каната двумя мужичками. |
Скоморох и мальчик. |
Скоморох и купец. |