Укрупнение дидактических единиц – эффективная технология индивидуального обучения в современной массовой школе
Укрупнение дидактических единиц – эффективная технология индивидуального обучения в современной массовой школе
«Укрупнение дидактических единиц - это путь повышения сознательности освоения знаний посредством разумного сочетания логической (словесной) и образной (рисуночной) подачи одного и того же содержания»
П.М. Эрдниев [1]
Эти слова автора технологии, нашего соотечественника, методиста и педагога, академика Российской академии образования Эрдниева П. М., на мой взгляд, наиболее полно отражают образовательную цель и способ реализации ее достижения.
Среди образовательных технологий, современных и эффективных в основной и средней школе, блочно-модульное конструирование программного материала и комплексное освоение содержания целой темы занимает особое место. Разрабатывалась технология в конце двадцатого века как инновация математического образования школьников, но оказалась успешно адаптированной для освоения многих школьных курсов. Это ли не показатель универсальности образовательной технологии, созданной три десятилетия назад, но актуальной и активно реализуемой в современной общеобразовательной школе не только на уроках математики?
Представители научной российской педагогики и опытные учителя-практики считают, что основная цель реализации УДЕ - технологии кроется в создании образовательных условий для развития интеллекта школьника и совершенствования как познавательных, так и творческих способностей, расширение индивидуальных способностей к естественнонаучному и математическому образованию.[2]
Реализация УДЕ-технологии предусматривает изучение логически завершенного теоретического материала по теме в следующей последовательности: новые понятия, термины →закономерности и связи между ними→практическое значение, применение. Характерной при реализации УДЕ - технологии является проектирование и проведение обобщающего урока по теме, основной целью–формирование фундаментальных предметных знаний и технологических связей между понятиями, явлениями и законами по осваиваемой теме.[2]
Деятельность учителя, реализующего УДЕ - технологию, в классическом варианте включает три основных этапа:
- выявление основных дидактических единиц знаний по теме, установка связей между ними, отбор базового материала, его обобщение;
- укрупнение содержательных линий образовательного материала с целью единовременного изучения взаимосвязанных понятий и законов по теме, выбор структуры его представления;
- реализация проектируемой структуры содержания через представление его в виде символьно-графических структур: матриц, схем-блоков, опорных конспектов и др.[3, с. 17]
Кому «показана» УДЕ - технология? Практика применения технологии в моей деятельности показывает, что при освоении школьного курса физики (7-11 классы) базового и профильного уровня основными адресатами ее становятся:
- обучающиеся, находящиеся на домашнем или дистанционном обучении (по состоянию здоровья);
- обучающиеся, занимающиеся спортом, часто пропускающие учебные занятия во время спортивных сборов и соревнований;
- обучающиеся, реализующие индивидуальный образовательный маршрут с целью подготовки к предметным олимпиадам различного уровня;
- обучающиеся базового и профильного уровня на этапах обобщения материала по темам, разделу, всему курсу;
- выпускники основной и средней школы в период подготовки к сдаче ОГЭ или ЕГЭ по физике.
Эффективность применения этой технологии в сочетании с другими современными технологиями обучения подтверждают ежегодные результаты образовательной деятельности лицеистов. Они отмечают сокращение времени, требуемого на освоение темы, если используется укрупненная дидактическая единица. Такие отзывы подтверждают актуальность технологии и востребованность авторских разработок, выполненных в том числе и школьниками.
В 1998 году Эрдниев П. М. вместе с командой стал обладателем премии Президента Российской Федерации за разработку «новаторской и высокоэффективной технологии математического образования укрупнением дидактических единиц» [4]
УДЕ – технология реализуется не только на территории РФ. В 1999 году технология, созданная российским ученым и педагогом, одержала победу в конкурсе по внедрению этой технологии в мировом массовом образовании [4]
В качестве практической части публикации привожу УДЕ по теме «Механические свойства твердых тел», разработанную мной для обучающегося 10 профильного класса на домашнем обучении. Материал позитивно оценен выпускниками, ведущими самоподготовку к ЕГЭ-2022 по физике.
При общепринятом формате освоения данной темы для нее предусмотрен один час на базовом уровне и четыре – на профильном. Основные понятия о деформации твердого тела и ее видах изучались в 7 классе. УДЕ содержит такие содержательно-композиционные элементы: графическую схему с модельным блоком-пояснением, две блок-схемы «Структура твердых тел» и «Виды деформации», терминологическую колонку, сегмент «Формулы. Физические величины» и справочные данные. Работа старшеклассника с таким образом представленной информацией позволяет, «свертывая», фиксировать, анализировать, наконец, осваивать больший ее объем за меньшее время. В комплексе графические и символьно-текстовые образы повышают эффективность осмысления учебного материала, ведь по оценкам специалистов зрительные каналы человека в сотню раз мощнее слуховых. [2]
Приложение 1 УДЕ по теме «Механические свойства твердых тел»,
10 класс, для качественного ознакомления представлена в ПДФ-формате.
УДЕ "Механические свойства твердых тел"
PDF / 531.11 Кб
1. Статья «Что такое УДЕ?» https://videouroki.net/razrabotki/chto-takoe-ude.html
2. Статья «Физика: технология укрупнения» http://doc.fipi.ru/o-nas/novosti/metod-rekomendatsii-dlya-vypusknikov-po-sam-podgotovke-k-ekzamenam2020/fizika-ege.pdf
3. Ягафарова З. А., Шукова А.И. «Использование модульной технологии на уроках физики». Сборник статей II Международной научно-практической конференции, МЦНС, «Наука и Просвещение», 2018, 274 с.
Трефилова Раиса Поликарповна
Спицына Любовь Ивановна