12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Блохина Маргарита Владимировна104
0

Статья «Использование технологии укрупнения дидактических единиц на уроках русского языка при изучении темы «Слово» в 1 классе»

Использование технологии укрупнения дидактических единиц на уроках русского языка при изучении темы «Слово» в 1 классе.

Блохина Маргарита Владимировна, МБОУ «СОШ № 23», г. Элиста Республики Калмыкия

Что такое язык? Как любой другой, русский язык в современном мире представляет из себя строгую систему знаков, при помощи которых закреплено понятийное содержание, типовое написание и произношение слов. Русский язык - самый распространенный представитель восточнославянской группы не только по числу говорящих на нем, но и по количеству стран, в которых он используется для ежедневного общения. Язык и общество плотно, неразрывно связаны. Чем быстрее развивается общество, тем богаче становится язык. С появлением новых средств производства, отраслей культуры появляются новые слова, возникают новые способы общения. Язык участвует в развитии науки, расширении производства, воспитании поколений, образовании и всех остальных сферах жизни. Цель образования, согласно Концепции модернизации российского образования состоит в создании механизма устойчивого развития системы образования, в частности, достижения нового качества дошкольного, общего и профессионального образования. В рамках начальной школы существенно расширяются и закрепляются возможности качественного изучения русского языка. С внедрением ФГОС требования к изучению предметов изменились, времени на изучение предмета и получение как можно больше информации не всегда хватает. Ребёнок, отправляясь в школу, хочет хорошо учиться. Задача учителя – поддержать интерес к школе, не дать ребёнку разочароваться в своих ожиданиях, разжечь искорку познания, т.е. создать ситуацию успеха. Желание учиться появляется, когда есть успехи в учёбе. Русский язык – специфический предмет, поэтому надо помочь маленькому человеку освоить его как можно глубже уже на начальной стадии обучения, т.е. в начальной школе. Вот на уроках русского языка я и стала применять технологию УДЕ, которая позволяет за короткое время дать детям как можно больше знаний. Укрупненной дидактической единицей называют систему родственных единиц учебного материала, в которой симметрия, противопоставления, упорядоченные изменения компонентов учебной информации в совокупности благоприятствуют возникновению единой логико-пространственной структуры знания. В чём преимущества УДЕ?

Сокращение учебного времени.

Общее количество усваиваемой школьником информации возрастает.

Усвоение его происходит всегда с опережением во времени при более
высоком качестве усвоения.

УДЕ открывает путь к раскрытию эмоций!

Несомненный плюс этой системы состоит в том, что через преобразование, изменение, обобщение, сравнение ранее пройденного идёт активное повторение. А это - залог прочности знаний. Это - экономия времени, увеличение объёма подачи. Технология УДЕ была рекомендована к применению в массовой школе президиумом АПН СССР уже в 1980 году, а затем удостоена премии Президента РФ в 1998 году. Основоположник технологии укрупненных дидактических единиц (УДЕ) Пюрвя Мучкаевич Эрдниев обосновал теоретические основы данной технологии с позиции дидактики и методики обучения математике. Идея укрупнения с позиции теории языка помогла мне на уроках сэкономить время и преподнести материал более глубоко, коснувшись материала более старших классов. Знаменитая писательница Мариэтта Шагинян еще в 70-е годы разглядела в новой методике открытие: “Эрдниев предложил одновременно... постигать сложение и вычитание как действия одного порядка, ...как две стороны одного целого. Обучение по его методу сократило время обучения арифметике в школе чуть ли не вдвое. Но эффект его новой методики не только в этом: она, эта методика, сделала шаг вперед и в работе детского мозга, научила его первому дыханию проблемности – чувству контраста”. Дети с интересом постигают новые темы, которые даются блоками, что позволяет более расширенно дать доступный детям материал. Например, когда в 1 классе начинается изучение понятия «слово», ученикам сразу предлагается знакомство со словом, его лексическим значением, с построением словосочетаний, предложений, текстов. Работу я всегда направляю по принципу УДЕ «слово – словосочетание – предложение – текст», что позволяет раскрыть сразу несколько сторон изучаемого блока.

 Приведу фрагмент урока по теме «Слово. Написание заглавной буквы в слове. Образование слов.», 1 класс

 Урок начинается с настроя детей на работу: Долгожданный дан звонок- Начинается урок. Далее ведется работа по чистописанию, что наталкивает детей на проблему работы над словами. а)- Рассмотрите строки чистописания в своих рабочих тетрадях и определите его тему и цель. ( у каждого ребенка рабочая тетрадь на печатной основе)

б)Анализ и запись строчной буквы Ч и сочетаний с буквой Ч.

- Из каких элементов состоит буква Ч? (состоит из двух элементов: верхняя часть, напоминающая строчную г , и крючок)

-Запишем только буквы. Прочитайте сочетания. Что за орфограммы они напоминают?( чн, чк, ча, чу, очк)

в) Работа со словами.( слайды № 4,5)

- Прочитайте слова. Объясните значение 1 и 2 слов.

чек- 1)талон из кассы с обозначением денежной суммы, полученной за товар

2)ценная бумага.


чучело-1)фигура для отпугивания птиц на огороде

2)точное воспроизведение животного- в музеях).


-Спишите слова. Какие слова имеют опасные места?

-Какие слова нельзя переносить?

-Какие слова отвечают на вопрос КТО? Обведите их в зеленый овал.

- Какое из этих слов называет птицу? (чайка) (слайд № 6)

-Чайка-это морская птица. Обитают чайки по всему миру. Чайки очень прожорливы. Порой, чтобы добраться до корма, они проявляют немалую изобретательность и сноровку. Чайки шумные, задиристые, агрессивные, они крадут добычу и поедают яйца других птиц. Существует более сорока видов чаек. Чаек называют спутниками моряков, т.к. всюду сопровождают в море корабли.

-Рассмотрите рисунок чайки и обратите внимание на размах крыльев. Что он вам напоминает?( верхний элемент Ч)


г)- Составим со словом ЧАЙКА словосочетание, используя вопрос КАКАЯ? -запишем 2 словосочетания.

-Составьте предложение со словом ЧАЙКА. Запишите его под диктовку. Сколько слов в предложении? Как написали начало предложения?

Работа в парах.

-Возьмите текст, который лежит на парте и прочитайте его. О чем этот текст? Как его можно озаглавить? Запишите заголовок сверху карандашом. Вставьте пропущенные буквы, объясните их правописание.

( на партах лежат тексты объемом 5 предложений по описанию чайки)

3.Словарная работа. (слайды №7-11)

- Продолжим говорить о птицах. В тетрадях прочитайте слова- названия птиц и скажите, как их можно назвать одним словом.( словарные)

- Вставим буквы и поставим ударение.(после каждого слова проверка со слайдом)



В.рона- с.рока- с.л.вей-

В.р.бей- п.тух

Образуем от каждого слова фамилию человека. Но сначала повторим правило: как пишутся имена и фамилии людей?

-Запишем фамилии, подчеркнем заглавную букву.

4. Постановка темы урока.

- Значит, чем мы будем заниматься на уроке, в чем будем упражняться?

5. Работа с упражнением и таблицей- матрицей.

- Откройте учебник на с. 33. Прочитайте текст упражнения. О чем вы прочитали? Какие фамилии образовались? (птичьи) --Рассмотрите иллюстрацию сверху над упражнением. Почему Орлову дали такую фамилию? (по изгибу носа, который напоминает орлиный клюв)


- У каждого из вас есть на парте таблица, с которой нам предстоит работать.

- Кто помнит, как она называется? (матрица)

-Возьмите таблицу и запишите фамилию Орлов в клетке, где слово «ОРЕЛ» и « ИЗГИБ НОСА»- на месте пересечения строки и столбца.

Таблица-матрица (на столе у каждого ученика)

Название птиц

Признаки

поведения

птиц

 

орел

соловей

 

воробей

 

журавль

кулик

 

1.Изгиб носа

2.Цвет перьев

3.Непоседливость

4.Талант пения

5.Болтливость

6.Походка, характер

Лебедев

   

Петушков

Воробьев

Сорокин

   

Дроздов

-Найдите фамилию ЛЕБЕДЕВ. По какому признаку человек ее получал?

-Кому можно было дать фамилию, связанную с соловьем? От какой певчей птицы еще образовалась фамилия? (Дроздов)

-На иллюстрации человек с фамилией ПЕТУХОВ. Почему ему дали такую фамилию?

(аналогично: воробей, сорока, журавль, кулик, утка, грач)

-Как вы написали все эти фамилии? Найдите фамилию с разделительным ь.

-Встречаются ли такие птицы у нас в Калмыкии? (все, кроме кулика, дрозда ,соловей-редко)

-Что же интересного вы узнали, выполняя это задание? Дома попробуйте у взрослых узнать, откуда произошла ваша фамилия.

На уроках, которые проводятся по технологии УДЕ, очень удобно работать по таблицам-матрицам, которые позволяют детям самостоятельно применить свои знания, умения рассуждать, доходить до нового и решать поставленные проблемы на уроке.

Таким образом, технология УДЕ позволяет применять как можно больше материала для изучения больших тем, развивать ученика. Современный мир демонстрирует огромный интерес к образованию. Обучение все чаще и чаще воспринимается как процесс, который длится всю жизнь. Интеллектуальное развитие - это наставничество и передача знаний ученикам. Это задача лидеров создавать новых лидеров. Лидеры должны быть завалены знаниями и заваливать ими всех остальных. Поэтому я считаю, что с этой задачей во времена работы по ФГОС как раз и может справиться система Пюрви Мучкаевича Эрдниева.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.