Урок чтения в 3 классе «Улетают журавли» (И.С. Соколов-Микитов)
3 класс
Тема: «Улетают журавли» (И.С. Соколов-Микитов)
Цель: развитие техники чтения, формирование умения самостоятельного, осмысленного чтения.
Ход урока
I . Организационный момент.
Дети рассказывают об определенном изменении в природе, используя цветные карандаши. Это задание развивает у детей творческое мышление.
Работа с картинкой «Лето в лесу».
Посмотрите внимательно на картинку, скажите, что вам понадобится, чтобы из летней картинки сделать осеннюю. Карандаши, напомнят вам, о чем говорить.
II. Вступительная беседа.
- Какую тему изучаем по чтению («Славная осень»)?
- Назовите месяцы осени?
- Каждому месяцу соответствует своя пора осени. Как вы думаете, какая пора осени наступила?
На доске таблички: ранняя, золотая, поздняя.
- По каким признакам догадались, что сейчас золотая осень?
Используются картины русских художников, на которых изображен лес, в разную пору осени.
Работа с картинами.
Перед вами три картины.
Поздняя осень |
Картина |
Ранняя осень |
Ранняя осень |
Картина |
Поздняя осень |
Золотая осень |
Картина |
Золотая осень |
Найти каждой табличке свое место:
Что изображено на этих картинах? (Лес)
Как называется рассказ, который вы читали дома? («Осень в лесу»).
Кто автор этого рассказа? (И.С. Соколов-Микитов).
III. Проверка домашнего задания.
- О какой поре осени рассказывает автор? (о золотой)
- Вспомните и подберите к данным словам-признакам, слова, обозначающие предметы из рассказа.
Хорошая проверка знания текста учащимися, читали они или нет, опора на память.
Знойное_______________________(лето)
Августовские___________________(дни)
Красноголовые_________________(подосиновики)
Зеленоватые____________________(сыроежки)
Скользкие_____________________(грузди)
Душистые_____________________(рыжики)
Тонконогие____________________(опенки)
Румяная_______________________(клюква)
Тонкая________________________(травинка)
Прозрачное____________________(небо)
Отрабатывается чтение трудных для детей слов из рассказа
Речевая гимнастика
Чтение 10 слов, написанных на доске на время.
Это упражнение выполняется ежедневно и повышает скорость чтения.
После чтения закрыть (стереть) слова.
- Назовите первое слово? (знойное)
Последнее слово? (прозрачное)
Чтение с учащимися шепотом (дети читают 1 минуту, считают, сколько слов они прочитали). Оценки.
Выборочное чтение
- Как сказано в рассказе о грибах? Какие они? Прочитайте.
- Что сказано об осеннем воздухе?
- Что сказано о лесном ручье?
- Найдите и прочитайте, что говорится о небе?
Чтение по замаранным окончаниям (по цепочке).
На стол у учителя карточки с 2-мя предложениями. Каждая карточка пронумерована. Ученик подходит к столу, берет нужную карточку, читает ее вслух, садится, затем 2-ой ученик и т.д.
В эти осенние дни мног… … птицы готовятся к отлету. Уже улетели ласточки, быстрокрыл…… стрижи.
Остаются зимовать рябчик…, тетерев…, куропатк… . В шумн…… … стайки собираются скворц…, улета…… на юг певчие птиц… .
Оценки с объяснениями.
IV. Физминутка.
V. Работа над новым текстом.
Итак, из рассказа «осень в лесу» вы узнали, что скворцы улетают на юг шумной стайкой. Сейчас мы будем читать с вами рассказ того же автора, И.С. Соколова-Микитова, который называется «улетают журавли». После чтения вы должны ответить на вопрос: «Как летят журавли?»
Новая технология обучения чтению. Учащиеся переносят технику чтения учителя на свой вариант чтения.
Чтение рассказа учениками вместе с учителем. (учитель читает 1-2 фразы, ученик повторяет последнюю фразу и продолжает читать следующие 2 фразы, затем снова учитель – 2-й ученик и т.д.).
Работа с картинкой стр.54 «Улетают журавли».
Ответ на вопрос: Как летят журавли? (клином, косяком).
Словарная работа.
Объяснение смысла слов:
косяк | - стая птиц, летящих углом |
чуткие | проворные |
- Скажите, какие слова в рассказе вам непонятны?
Беседа по тексту.
- Когда журавли улетают от нас в теплые страны?
- как они готовятся к отлету?
- Где журавли останавливаются на отдых?
Чтение по цепочке с заданием.
Такое чтение заставляет ребенка читать очень внимательно. Простым карандашом будем отмечать слово, после которого я скажу «стоп». (Ребенок читает: «В золотые осенние дни» (стоп) (ребенок подчеркивает «золотые осенние»).
В третьем классе выделяется не более 10 слов. После чтения текста учитель задает вопрос: В какие дни? Ученик находит выделенное слово и подчеркивает «золотые осенние».
Работа над интонационной стороной речи.
- Найдите в тексте предложения, которые требуют особой выразительности (последние 2 предложения).
- Кто сможет прочитать эти предложения правильно, с нужной интонацией.
VI. Итог урока. Оценки.
VII. Домашнее задание.