Умение услышать ребёнка-залог успешной работы с детьми группы риска.
Андреева Алина Анатольевна.
учитель начальных классов
МАОУ «СОШ№1»
г. Чебоксары, Чувашская республика
Умение услышать ребёнка-залог успешной работы с детьми группы риска.
Дети "группы риска" – это такая категория детей, которая требует особого внимания со стороны педагогов, воспитателей и других специалистов.
К ним относятся дети с нарушениями в аффективной сфере, педагогически запущенные дети, дети с задержкой психического развития, дети с проблемами в развитии.
Существует множество классификаций «детей группы риска». В психологии, педагогике, социальной педагогике к данной категории детей относят тех, кто испытывает трудности в обучении, психическом развитии, социальной адаптации, взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, социализации в целом.
Основными причинами попадания детей в группу риска являются разные обстоятельства жизни этих детей. Сегодня практически в любой семье, где есть ребенок, есть и компьютер (планшет, ноутбук), а на нем – коллекция «игрушек». Для многих родителей компьютерные игры – «палочка-выручалочка»: включил – и ребенок тихо сидит за ними часами, не пристает, не скачет по квартире, не пропадает на улице неизвестно где и с кем. Чаще всего этот ребенок проживает чувство собственной ненужности, у него низкая самооценка и неуверенность в себе.
Если с влиянием компьютерных игр на неокрепший детский организм все более-менее понятно, потому что появляются жалобы на самочувствие, а последствия для нервно-психического здоровья ребенка могут быть гораздо тяжелее. Стоит обратить внимание на поведение детей, регулярно играющие в компьютерные игры, они становятся раздражительными, нервными, плохо управляемыми, появились истерики. Все обязанности ребенок выполняет нехотя, ставит условия и делает это исключительно для того чтобы не отняли телефон, возникают проблемы взаимоотношений с педагогами, другими взрослыми. Всё это сказывается на поведении ребенка семье, в школе, среди сверстников.
Анализ условий жизни таких детей показывает, что невозможно выделить одну главную причину, послужившую фактором риска. Специалисты чаще всего фиксируют сочетание многих неблагоприятных условий.
У детей возникают значительные отклонения как в поведении, так и в личностном развитии. Им присуща одна характерная черта – нарушение социализации в широком смысле слова: неумение вести себя за столом, неспособность адаптироваться к незнакомой среде, к новым обстоятельствам, воровство, лживость, потеря ценности человеческой жизни, жестокость, агрессивность, утрата интереса к труду, лень, отсутствие ценностных ориентаций, отсутствие норм морали и нравственности, утрата интереса к знаниям, дурные привычки.
Работа с детьми группы риска предполагает целый комплекс социально-профилактических мер, которые направлены на оздоровление условий семейного, школьного воспитания, так и на индивидуальную психолого-педагогическую коррекцию личности «трудного» ребёнка, также мер по восстановлению его социального статуса в коллективе сверстников.
Статистика современности показывает: практически в каждом классе из общего числа учащихся двое, трое, а то и больше детей, выделяются своим поведением, что позволяет обозначать учителю «детей группы риска».
Как правило, такие дети неуспешны и в учебной деятельности, и в социальной адаптации. Даже когда у них появляется желание работать, достичь успеха им мешает неспособность выдержать даже небольшое трудовое напряжение, неусидчивость, вспыльчивость. На них необходимо затрачивать многократно больше труда, чем на других детей, а еще больший труд приходится направлять на преодоление отклонения в поведении.
Как показывают исследования, дети и с девиантной направленностью имеют много свободного времени, причем ничем не заполненного. Ученики из группы риска зачастую теряют интерес к учебе, у них нет привычки к умственным усилиям, к труду. Они не только не стремятся получить необходимую помощь, но зачастую стараются ее избежать.
В своей работе с детьми группы риска использую различного рода приемы индивидуального педагогического воздействия. Замечаю, что прежде всего, надо ближе познакомиться с ними и установить душевный контакт. Я всегда поддерживаю детей группы риска морально, пытаюсь понять с чем связанна его тревога и нежелание входить в общество, контактировать со сверстниками. Стараюсь понять и выслушать ребенка, а также предложить помощь. И ни в коем случае, не обесценивать те чувства, которые он испытывает.
Таким образом доброжелательным, терпеливым отношением стараюсь создать такую ситуацию, где ученик может проявить себя наилучшим образом. Результат дают формы работы - это ситуационно-ролевые игры, которые позволили каждому участнику отыграть свою индивидуально-определенную роль в общем деле, концерты, сценки, походы и прогулки.
После того как ребенок услышит, что вы готовы ему помочь, чаще он старается всегда быть в поле зрения учителя. Здесь главное не оттолкнуть ребенка, а поощрять его добрым словом и похвалой. Если ученик хорошо поет, привлекаю его в концерте художественной самодеятельности, если увлекается рисованием, использую его художественные способности для участия в каких - либо конкурсах.
В классе стараюсь укреплять атмосферу успеха и поддержки. Одноклассники, неожиданно сталкиваясь с достоинствами, успехами данного ученика, не стесняются говорить об этом и закрепляют аплодисментами в знак преодоления трудностей, начинают по - новому, с интересом и уважением к нему относиться. Замечая уважение товарищей, ученик растет в собственных глазах, в нем пробуждается чувство собственного достоинства, укрепляется вера в свои силы.
Как только дети видят, что их слышат и готовы помочь. У ребят появляется еще большее доверие и уважение к учителю, это вызывает желание прислушаться к его совету и принять помощь, важно установить душевный контакт с такими детьми. В этом помогает просьба. Я считаю, что просьба выполнить ответственное поручение мобилизует силы на преодоление трудностей, пробуждает радость, воодушевление и гордость. Она помогает сблизиться с учеником, создает сердечные взаимоотношения.
Самолюбие отстающих школьников сильно страдает. Они не чувствуют себя полноправными членами коллектива, дополнительные занятия воспринимают как наказание, помощь товарищей порой кажется им унизительной. Ученику необходимо долго и упорно работать, чтобы догнать товарищей. Улавливая малейшие сдвиги, не скупясь, подчеркиваю достижения, поощряю отстающего ученика, стимулирую положительными отметками. И конечно же подмечаю это среди сверстников.
Заботливое, доброжелательное отношение обладает большой силой; оно растапливает лед отчуждения и недоверия. У воспитанника, как правило, пробуждается ответное чувство, желание доставить радость, не причинять больше неприятностей. Эти чувства укрепляют волю, помогают перестроить поведение. Доброта и внимание вызывают в ребенке ответные благородные чувства: радость, признательность, счастье. Эти ответные чувства по отношению к учителю и одноклассникам могут затем распространиться и на остальных людей.
Важную роль при общении с детьми группы риска играет интонация слов, в которых она выражена, так как те же слова при другой интонации могут означать приказание. Я стараюсь убедить таких детей в том, что его участие в каких - либо делах не только желательно, но и необходимо. Просьба помочь иногда служит предлогом для откровенного разговора, содействует сближению с необщительным, недисциплинированным учеником. Этот метод воздействия на ученика незаметен, поэтому его реализация достигается без внутреннего сопротивления и противодействия школьника. Индивидуальная работа и частый контроль над поведением, готовность помочь советом и сделать выбор, как поступить в той или иной ситуации необходимы на начальных этапах работы с детьми группы риска.
Воспитательные приемы в конечном итоге дают положительные результаты. Учащиеся меняются в лучшую сторону, становятся спокойными, доброжелательными. Зная возможности потенциала учащихся, я в своей работе успешно использую различные методические приемы, развиваю навыки самостоятельной работы. Успехов можно достичь за счет тонкой и точной индивидуализации педагогических воздействий, т.е. моделирования пути каждого конкретного ученика.
Часто в своей практике использую поощрение - это один из методов воспитания, содействующий корректированию поведения. Оно имеет большое значение, во-первых, потому, что способствует закреплению положительного поведения у человека, совершившего хороший поступок, во - вторых, поощряемые поступки служат эталоном поведения для окружающих.
Роль поощрения особенно велика в работе с детьми группы риска, поскольку их самосознание только развивается и важно осмыслить, какие поступки поощряются, а какие осуждаются. Поощрение вызывает чувство удовлетворения, радости, гордости, счастья, воодушевления, а также желание вести себя лучше. Оно способствует развитию чувства собственного достоинства, повышает авторитет в глазах коллектива, является моральной поддержкой, способствует укреплению воли. Поощрение должно быть справедливым, нужно учитывать характер поступка и степень прилагаемых усилий. В каждом моем воспитаннике из группы риска искать я стараюсь найти что-то хорошее, достойное поощрения. Особенно нуждаются в поощрении те воспитанники, которым трудно самостоятельно войти в колею правильного поведения. Они очень переживают из - за отсутствия к себе уважения, частых замечаний, взысканий. Поощрение вызывает сильный отклик у детей группы риска: появляется подъем, вера в собственные силы и желание стать достойным человеком.
Но решать эти задачи в одиночку невозможно. Необходимо объединить усилия учителей, социального педагога, педагога-психолога, родителей.
Одним из приоритетных направлений деятельности по работе с этой группой детей является комплексный подход, создание единого воспитательного пространства. Взаимное сотрудничество с другими профилактическими организациями позволяет совместно выбирать для каждого ребёнка индивидуальный подход, изучать его интересы, поддерживать, помогать преодолевать те проблемы, которые ему мешают.
Литература
Макеева А.Г Не допустить беды.-М.: «Просвещение», 2003