Уникальность и ценность моей жизни
МКОУ Тогучинского района «Коуракская средняя школа им. А.Я. Михайлова»
Районный конкурс методических материалов
«Профилактика и коррекция суицидального поведения у обучающихся»
Номинация: «Тренинг»
«Уникальность и ценность моей жизни»
Выполнил: педагог – психолог
Марников Николай Владимирович
2 022 г.
Содержание
Аннотация…………………………………………………………………………3
Пояснительная записка …………………………………………………………5
Ожидаемые результаты…………………………………………………………6
Содержание тренинга……………………………………………………………7
Список источников………………………………………………………………18
Приложения……………………………………………………………………...19
Аннотация
В условиях современного общества процент детских и подростковых самоубийств растет, что порождает необходимость детального изучения причин, мотивов, ситуаций проявления суицидальных попыток и способов профилактики. Одной из главных целей школьного образования является создание и поддержание психологических условий, обеспечивающих полноценное психическое и личностное развитие каждого ребенка.
Данный тренинг направлен на развитие личности, укрепление и совершенствование психологического здоровья подростков, нормализацию межличностных отношений, развитие чувства собственного достоинства и преодоление жизненных трудностей, на формирование жизнеутверждающих установок и позитивного отношения к жизни, на релаксацию и включение механизмов саморегуляции.
Достоинства тренинга «Уникальность и ценность моей жизни»:
- создание условий для психологического раскрепощения школьников, для формирования навыков и приёмов, способствующих самовыражению каждого ученика;
- создание условий для оказания помощи классному руководителю, учителю-предметнику строить учебно-воспитательную работу в системе, с учетом психологических и возрастных особенностей учащихся;
- создание условий для своевременной корректировки выявленных психологических проблем.
Тренинг предназначен для учащихся с 8 по 11 класс.
В ходе тренинга выявляются скрытые проблемы, раскрываются новые качества детей, что облегчает работу педагога-психолога.
В начале и конце тренинга учащиеся заполняли одинаковые анкеты о своём отношении к жизни. Разница между ответами участников до и после тренинга очевидна: у всех детей заметны позитивные изменения в настроении, высказываниях о жизни и повышение уверенности в себе и самооценки.
Адресован педагогам-психологам учреждений образования, социальным педагогам, может быть полезно классным руководителям.
«Желание жить врожденно каждому организму,
и человек не может не хотеть жить, независимо от того,
что ему нравится думать об этом»
Эрих Фромм (1900 – 1980)
Пояснительная записка
Цель: побуждение к размышлениям о ценности человеческой жизни и неповторимости своей собственной.
Задачи:
- способствовать формированию осознания ценности жизни;
- научить обучающихся воспринимать жизненные трудности, сопровождающиеся различными эмоциями и переживаниями;
- ориентировать обучающихся на позитивные стороны жизни, успех и доброе отношение к окружающим;
- формировать чувство ответственности за свои поступки.
Оборудование:
- анкеты по количеству участников тренинга (Приложение 1);
- ручки, фломастеры, маркеры, листы формата А 4;
- доска;
- ноутбук и проектор;
- мяч;
- лист формата А 4 с изображением воздушного шара (Приложение 2);
- антистресс – раскраска «Воздушный шар» (Приложение 3, 4, 5);
- рисунок с изображением корабля (Приложение 6).
Форма проведения: групповая.
Используется метод группового общения с применением разнообразных упражнений, приёмов и заданий.
Время проведения: 2 часа.
Ожидаемые результаты
- Снижение количество детей с девиантным поведением.
- Оптимизация взаимоотношений в детско-родительской среде.
- Поиск методов решения сложных жизненных ситуаций и разрешение конфликтов.
- Формирование позитивных представлений об персональном будущем, убеждений, что человек способен влиять на своё будущее.
- Формирование навыков уверенного поведения, бережного отношения друг к другу.
- Снижение тревожности.
- Релаксация и снятие стресса.
- Создание безопасного психологического пространства.
- Улучшение социального самочувствия.
Содержание тренинга
Ход занятия
Вступление
- Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами встретились на занятии «Уникальность и ценность моей жизни». Мы с вами научимся преодолевать трудности, находить позитивные моменты в самых сложных ситуациях, поднимать себе настроение, ценить жизнь и лучше узнаем друг друга.
- Чтобы все участники чувствовали себя комфортно и безопасно, давайте договоримся с вами соблюдать следующие правила (записать на доске):
1. Внимательно слушать друг друга.
2. Не перебивать говорящего.
3. Уважать мнение друг друга и не давать оценочных суждений.
4. Активно участвовать во всех упражнениях.
5. Правило «стоп» - если что-то пошло не так, ведущий поднимает вверх правую руку и говорит: «Стоп».
Разминка «Стройся!»
Построиться в алфавитном порядке по первой букве своего имени, но сделать это надо молча.
Анкета
Заполните небольшие анкеты, там всего 5 вопросов.
Заполнение анкет (Приложение 1).
Упражнение «3 круга»
Нарисуйте на листах три круга разных размеров, обозначьте их: моё прошлое, настоящее и будущее. Какой круг оказался самым большим – этим временем вы и живете. Кто-то остался в прошлом, кто-то надеется на лучшее. Оптимальным вариантом считается, если прошлое обозначено самым маленьким кругом, настоящее – самым большим, будущее – средним. Это показывает, что человек живёт сегодня, реализует свои возможности, не жалеет о прожитых днях, есть реальные планы на будущее. А у вас есть планы на будущее? Результаты, которыми можно гордиться? Давайте вспомним один момент из жизни, который вам приятно вспоминать.
Рассказ идет по кругу
Ответы ребят уточнять, благодарить за смелость.
Ребята, вот вы учитесь вместе уже несколько лет. Видите, друг друга каждый день, дружите, ссоритесь, списываете, помогаете, гуляете.
- Что вы могли бы сделать друг для друга? (ответы детей)
- Чем вы можете быть ценны для одноклассников, друзей, других людей?
Необходимо добиться ответа о возможностях, которыми обладают ребята, что они умеют, чему могли бы научить. Это позволит им взглянуть на себя с реальной и положительной точки зрения.
Упражнение «Воздушный шар»
Представьте, что группа исследователей летит на воздушном шаре. Но им не повезло, попали в ураган, во время которого шар был поврежден. Шар начал опускаться, они сбросили все мешки с песком, что остановило падение, но шар все равно летит слишком низко. Ветер несет шар к горной гряде. У них примерно 10-15 минут, чтобы решить, кто должен спрыгнуть и тем самым погибнуть, так как внизу камни. Если никто не спрыгнет, то шар разобьётся, и погибнут все. Подумайте, решите, кто должен спрыгнуть.
Роли:
Известный ученый, 58 лет. Имеет много правительственных наград, является организатором этого исследования. Характер вздорный, с подчиненными суров. Его работы помогают прогнозировать извержения вулканов.
Ф отограф, 33 года. Приглашён для фотографирования редких растений, которые встречаются только в горной местности. Его работы выставлялись в известных галереях. Спортивный, выносливый, имеет навыки скалолазания.
Девушка, 25 лет. Является дочерью учёного, выполняет работу секретаря. Единственная, кто может успокоить учёного. После окончания исследования планирует выйти замуж за человека, которого любит с детства.
Мужчина, 43 года. Финансирует исследование. Только он может оплатить работу всех участников. Выделяет много средств на благотворительность, содержит детский дом. Слабый, капризный, всегда всем недоволен.
Рабочий, 28 лет. Согласился поехать на экспедицию, чтобы заработать деньги. Один содержит больную маму и оплачивает обучение младшей сестры. Рассчитывает на полученные деньги отремонтировать дом, отправить маму на лечение. Сильный, работящий.
Женщина, 40 лет. Выполняет функции повара, прачки. Душа компании, всегда всем помогает, терпит капризы руководителя. Имеет двоих детей 12 и 9 лет, которые остались с престарелой бабушкой.
В обсуждение не вмешиваться, но при необходимости помочь. Если ребята не могут прийти к единому мнению или говорят, что никого не выбрасывают, то напомнить, что в таком случае погибнут все, а возвращения некоторых ждут или же их близкие тоже могут погибнуть.
Обсуждение
- Чем ценна жизнь каждого претендента?
◊ Учёный, 58 лет.
◊ Фотограф, 33 года.
◊ Девушка, 25 года (дочь учёного).
◊ Мужчина, 43 года (финансирует исследование).
◊ Рабочий, 28 лет.
◊Женщина, 40 лет (выполняет функции повара, прачки).
Вывод
Трудно решать за других, будут они жить или нет. Но у каждого есть своя собственная и вам решать, чем она будет наполнена.
Упражнение «Антистресс – раскрашивание»
При раскрашивании мозг человека приходит примерно в то же состояние, что и при медитации. Раскраска помогает сконцентрироваться, улучшить настроение и повысить самооценку. Когда человек увлечён процессом, он забывает о своих проблемах. Всё уходит на второй план.
Просмотр видеоролика «Так хочется жить» (группа «Рождество»)
Упражнение «Ситуации»
Ведущий бросает мяч участникам и формулирует ситуацию. Участники, предлагают позитивные выходы из ситуации.
Если участник затрудняется предложить позитивный ответ, к поиску ответа подключается весь класс, пока не определится позитивный способ разрешения проблемы.
Ситуации:
◊ получил двойку;
◊ родители не соглашаются покупать вещь, о которой мечтал;
◊ хочешь на дискотеку, но надо сидеть с младшим братом (сестрой);
◊ конфликт с учителем;
◊ дали кличку;
◊ поссорился с лучшим другом (подругой);
◊ проблемы со здоровьем;
◊ конфликты с одноклассниками или ребятами старшего возраста;
◊ потеря большой суммы денег или дорогой вещи.
Вывод: не нужно бояться трудностей! У каждого человека всегда есть выбор: делать то, что легко или то, что труднее. Главное, чтобы принятое решение вело вверх, а не тянуло вниз, чтобы после решения вы испытывали радость и удовлетворение от одержанной победы над слабостью и другими негативными качествами. Для этого нужно только знать, что вы можете изменить себя, стать лучше.
На доске вертикально написано слово жизнь.
- Напротив каждой буквы добавьте слова, которые характеризуют жизнь во всех ее оттенках.
Ж | желания, жалость |
И | интересы, искусство, игра, идеал, извинения, изменения |
З | знания, здоровье, заинтересованный |
Н | надежда, нужда, напоминание, народ |
Ь | «ЛЮБОВЬ» |
- Теперь мы можем сделать вывод, что жизнь очень разнообразна, она включает в себя различные ситуации и оттенки. Как положительные, так и отрицательные. Все вы, слышали фразу «Жизнь полосатая, как зебра».
- Что значит фраза «Жизнь полосатая, как зебра»?
- Очень важно каждому из нас научиться превращать тёмные оттенки в светлые и выделять те моменты, благодаря которым мы становимся интереснее, сильней, успешней.
Просмотр видеоролика «Жизнь продолжается» (Марина Бриз)
- У меня в руках два письма, одно письмо написано мальчиком 15 лет, у которого полноценная семья, хорошее здоровье и неплохие успехи в школе. А второе письмо написала девочка того же возраста, только врачи поставили ей страшный диагноз – РАК.
Я вам хочу зачитать их.
Письмо мальчика: «Мне кажется, что меня вообще никто не понимает, не любит. Я никому не нужен. Дома родители только и говорят «Ты должен»: должен хорошо учиться, помогать по дому, хорошо себя вести, вырасти хорошим человеком, а сами, чуть что: «Не лезь, ты ничего не понимаешь, это тебе еще рано», а то кричат и ругаются. Есть у меня друг, но он теперь не друг, а предатель: я ему рассказал, что мне нравится одна девушка, а он рассказал всем, теперь все надо мной издеваются, и эта девчонка тоже издевается. Я вообще не хочу жить, лучше умру. Тогда все они узнают, все они пожалеют, только будет уже поздно».
Письмо девочки: «Три года я больна раком. С того момента, когда медицина отобрала у меня последнюю надежду, я жду смерти. Часто, когда уже нет сил, сквозь слезы я разговариваю, с Богом. Только ему я могу выразить, всё что чувствую. Сейчас сижу возле компьютера, и я разъярена просто! Хожу по разным блогам и читаю, как они не хотят жить!! Люди!!! Хотите я с вами поменяюсь!??? Сегодня ко мне приходил мой классный руководитель. Рассказывал о друзьях, подругах, о школе. Лучше бы он совсем не приходил. Как я им завидую. Завидую, что они могут ходить в школу, на танцы, кататься на велосипеде, а больше всего то, что они могут жить. Сегодня хочу попробовать улыбнуться маме. Так мало улыбок, дано мне уже будет ей подарить. Знаю, что это приносит ей огромную радость.
Мне так трудно принять факт, что скоро меня не будет. Что не посмотрю уже в окно. Не посижу уже на балконе. Не обниму маму, не увижу это ясное солнышко, не услышу пение птиц….Я просто хочу жить» …
- Как вы думаете, кто из ребят выстроил неправильное отношение к жизни, к ее проблемам и ценностям?
Работа в группах
- Как помочь нашим ребятам в сложившейся ситуации, как поддержать их?
Первая группа анализирует письмо мальчика, вторая группа – письмо девочки. Пока будет звучать музыка, вы изложите на бумаге свои обращения (советы, рекомендации).
Видеоролик «Просто жить» (Марина Бриз)
- Представьте свои способы поддержки.
На «Первом канале» был запущен проект Игоря Матвиенко «ЖИТЬ». «Жить» — песня и клип, созданные по идее Игоря Матвиенко, музыка написана им от потрясения авиакатастрофой над Синайским полуостровом. На песню снят клип, в котором приняли участие 27 артистов, он был продемонстрирован впервые в октябре 2016 года. С 25 по 26 декабря 2016 года в связи с катастрофой Ту-154 в Сочи и 28 марта 2018 года в связи с пожаром в торговом центре «Зимняя вишня» клип показывался несколько раз в день в эфире «Первого канала» перед информационными программами.
Просмотр видеоролика «ЖИТЬ - ЖИТЬ»
Известные музыканты призывают не отчаиваться тех, кто оказался в беде. Всегда рядом есть, кому подставить плечо, помочь взглянуть на мир по-новому. Истории людей, которые, несмотря ни на что, нашли в себе силы радоваться жизни. Превозмочь, преодолеть, перебороть, чтобы жить.
- Ребята, какие чувства вызвало у вас это видео? (обсуждение видео)
Упражнение “Письмо другу”
А теперь представьте, что прошло много лет и самые смелые ваши мечты сбылись. Вы сидите, кто-то на кожаном диване, кто-то нежится в мягком уютном кресле около камина, и пишите письмо своему другу детства, с которым не виделись много лет.
Для этого психолог раздаёт участникам “Памятку”, в которой необходимо заполнить пропуски.
Здравствуй, ………................(укажи имя друга детства)!
Сколько же лет мы не виделись? По-моему, целых……(укажи, сколько лет прошло)! Сегодня мне уже………..(укажи, сколько тебе будет лет, когда ты будешь писать это письмо). Я живу………(где) и работаю…….…(где и кем). Моя семья состоит из…………………(перечисли членов своей будущей семьи). В свободное время я обычно ……………(опиши свои увлечения). И вот еще что.............(допиши всё, что считаешь нужным).
Кажется, я вполне счастлив(а), сбылись мои самые сокровенные мечты……………….(укажи какие). Думаю, это произошло, потому что в детстве, когда я ещё учился(ась) в школе, я……………………………………………………………………………………...(напиши, что ты делаешь сейчас для того, чтобы в будущем сбылись твои мечты).
Вот, пожалуй, и все.
……………(подпишись)
……………(напиши дату окончания письма, не забудь, что произойдёт через много лет).
По завершении желающие читают свои “письма”.
Ведущий обращает особое внимание на предложение из “письма” – “Думаю, это произошло, потому что в детстве, когда я ещё учился в школе, я….”!!!! Так как именно здесь прослеживаются шаги учащихся на пути к желаемому будущему.
- Что - же мы должны делать уже сегодня для осуществления своих надежд?
Возможные варианты ответов учащихся: «хорошая успеваемость», «работа над собой», «развитие личностных качеств: ответственность, целеустремленность, уверенность», «здоровый образ жизни», «новые знакомства», «изучение психологии», «необходимость строить планы», «выбор профессии».
Упражнение “Я из будущего”
- А теперь представьте, что вы в настоящем будущем, взрослые деловые люди, а может и не деловые, может жизнь завернула не на ту жизненную дорогу и сейчас у вас есть возможность из того будущего заглянуть в своё прошлое т.е. в наш сегодняшний день. Таким образом, можно из своего будущего дать совет себе «сегодняшнему».
Ребята, сидя в кругу и передавая друг другу мяч, дают советы самим себе, но “из будущего”.
(Предлагаемое упражнение развивает уверенное поведение).
Подведение итогов – игра “Корабль жизни”
Все встают в тесный круг, взявшись за руки соседей, справа и слева. В центр круга кладётся рисунок с изображением корабля.
-Этот плотный круг и есть корабль жизни. Он отправляется в плавание, слегка покачиваясь, плывёт по жизни. Нам нужно заниматься будущим, оно даже нуждается в этом, и нам стоит серьезно потрудиться над продумываем жизненного плана. Потому что каждый из нас по жизни является архитектором своего будущего.
Вопросы для обсуждения:
- Что вы сейчас чувствуете?
- Что вы получили?
- Что вы возьмете с собой?
Анкета
Заполнение анкет (Приложение 1)
Нужно прожить жизнь с целью, чтобы найти смысл жизни, найти тот путь, который нужно пройти, найти тот свет, за которым надо следовать, и прожить жизнь так, чтобы не жалеть о ней впоследствии. Жить так, чтобы твоя жизнь светила яркой звездой среди других, так, чтобы оставить за собой длинный и чёткий след. Жить так, чтобы иметь надёжных и верных друзей. Жить, чтобы создать свою крепкую и родную семью. Жить, чтобы радоваться и приносить радость. Жить, чтобы исполнить свою самую заветную мечту. Жить, чтобы достигнуть заданной цели. Жить, чтобы жить! Каждый человек, имея право на жизнь, должен дорожить ею.
Я вам желаю, чтобы ваши мечты непременно сбылись,
но помните, что ваш успех и ваше счастье
непременно находиться в ваших руках.
Список источников
1.Антистресс – раскраска «Микс». ООО «Издательский дом «Проф – Пресс». – Ростов – на – Дону, 2017 г. – 66 с.
2.Степанов, С. Психологические подсказки на каждый день / С. Степанов. – М.: Эксмо, 2007. – 560 с.
3.Фалькович, Т.А. Подростки XXI века. Психолого-педагогическая работа в кризисных ситуациях: 8 – 11 классы / Т.А. Фалькович, Н.С. Толстоухова, Н.В. Высоцкая. – М.: ВАКО, 2006. – 256 с.
4. htt://pazps.ru/traing/index.html
5. htt://www.persev.ru/trening
6. htt://www.consultant.ru/popular/ukrf/
7. htt://infourok.ru/
Приложение 1
Анкета участника тренинга «Уникальность и ценность моей жизни»
Фамилия, имя____________________________________________________________________
Класс ____________ Дата __________________
1. Жизнь - это…
_________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
2. Жизнь дается человеку, чтобы…
_________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
3. Заполни табличку:
Хорошее в моей жизни | Не очень хорошее в моей жизни | Плохое в моей жизни |
1) | 1) | 1) |
2) | 2) | 2) |
3) | 3) | 3) |
4) | 4) | 4) |
5) | 5) | 5) |
4.Самое дорогое в жизни для меня:
1)_______________________________________________________________________________
2)_______________________________________________________________________________
3)_______________________________________________________________________________
4)_______________________________________________________________________________
5)_______________________________________________________________________________
5. Я люблю свою жизнь, потому что:
1)_______________________________________________________________________________
2)_______________________________________________________________________________
3)_______________________________________________________________________________
4)_______________________________________________________________________________
5)_______________________________________________________________________________
П риложение 2
П риложение 3
П риложение 4
П риложение 5
П риложение 6
24