Технологическая карта урока русского языка «Употребление числительных в речи» (7 класс)

13
2
Материал опубликован 17 March 2017

Технологическая карта урока русского языка в 7 классе

по теме

Употребление числительных в речи.
 

разработал :

учитель русского языка

Зинашов Кайрат Орунбаевич


Дашогуз - 2017

 

Проект урока по теме: Употребление числительных в речи.

Предмет: русский язык

Класс: 7

Тип урока: урок открытия новых знаний

Цель урока: формирование понятия о функциях употребления числительных в речи, её роли в предложении, показать отличие числительных от других частей речи и её своеобразие.

Планируемые достижения учащихся на уроке:

Личностные: умение выразить ценностное отношение к процессу обучения, объектам познания, результатам образовательной деятельности через оценку себя и других в контексте учебной ситуации.

Метапредметные: умение применять знания, в том числе и полученные самостоятельно, в групповой исследовательской деятельности и в индивидуальной работе; умение структурировать полученные знания, планировать свою деятельность в ходе образовательного процесса.

Предметные: умение отличать числительных от других частей речи посредством определения ее функции; умение использовать числительных в речи соответствии с их функцией.

Оборудование: учебник, проектор, экран, компьютер, презентация по теме:

Употребление числительных в речи.

Ход урока

Этап мотивации к учебной деятельности.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку.

Приветствие учителя, проверка готовности рабочих мест к уроку.

Личностные: самоопределение.

Регулятивные: целеполагание.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

 

Этап актуализации знаний и пробного учебного действия. Определение темы урока.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Вовлечение учащихся в учебный процесс, создание проблемной ситуации

Вспомним, какие части речи называются самостоятельными? Какие самостоятельные части речи вы знаете?

Так, о какой части речи мы будем сегодня говорить? (числительные)

Попробуйте сформулировать тему урока. (Употребление числительных в речи).

-Какова, по-вашему, цель нашего урока? (Научиться отличать числительных от других самостоятельных частей речи. Употребление числительных в речи).

-А что нам поможет в этом? (Знание самостоятельных частей речи).

-Какова же задача нашего урока? (Употребление числительных в речи).

Усвоение форм числительных представляет собой достаточно сложный процесс, и ошибки здесь встречаются часто. Связаны они, в основном, следующими речевыми ситуациями:

1, Выбором количественного или собирательного числительного из синонимичных пар типа два – двое и т.п.

2. Образованием форм косвенных падежей числительных, особенно сложных и составных.

3. Употреблением числительных в составе словосочетаний.

Синонимия количественных и собирательных числительных

В современном русском языке для наименования количества используются количественные числительные, обозначающие собственно количество, и

собирательные, обозначающие количество как совокупность.

Чаще всего мы употребляем семь собирательных числительных: оба (обе), двое, трое, четверо, пятеро, шестеро, семеро. Иногда встречаются в речи и

восьмеро, девятеро, десятеро.

Особенность собирательных числительных заключается в том, что они избирательно сочетаются с именами существительными, а именно:

а) употребляются с названиями лиц мужского и общего рода: двое ребят, трое солдат, четверо обжор;

б) с существительными дети, _______ребята, люди, лица

(в значении «люди»): двое детей, трое ребят, четверо человек, пятеро лиц;

в) субстантивированными прилагательными

и причастиями:

двое раненых, трое больных, вошли

четверо, пятеро знакомых;

г) существительными, имеющими формы только

мн.ч.: двое часов, трое брюк, четверо саней, пятеро суток, шестеро ножниц;

д) личными местоимениями мы, вы, они: нас двое, их трое, у вас троих, к вам двоим;

е) названиями детенышей животных: трое верблюжат, четверо котят. С названиями парных предметов

(ножницы, брюки и т.п.) для обозначения

их количества следует употреблять собирательные числительные (двое ножниц, пятеро брюк), а не сочетания со словом пара – даст пары ножниц (неверно), так как эти предметы считают не на пары, а на штуки. При слове часы (название прибора) употребляются собирательные числительные (у меня трое часов) или к количественному числительному добавляется слово штука (пять штук часов).

Количественные числительные употребляются:

1) при неодушевленных существительных в косвенных

падежах: более двух суток, менее трех

часов;

2) с именами существительными ж.р.: три подруги,

четыре спортсменки;

3) с именами существительными м.р., обозначающими названия животных: три коня, четыре волка.

Стилистически однозначными являются конструкции с количественными и собирательными числительными:

а) типа три учителя и трое учителей. Однако в зависимости от контекста они могут иметь разные значения или оттенки смысла. Например, если речь идёт о трёх разных визитах, следует произнести: На урок заходили три учителя, так как фраза – На урок приходили трое учителей свидетельствует об одном визите.

б) в косвенных падежах при одушевлённых существительных: двое, двоих детей – двух детей; трое, троих солдат – трёх солдат. Собирательные числительные оба (обе), в отличие от других собирательных числительных, имеют более свободную сочетаемость с именами существительными. они не сочетаются с существительными, имеющими только форму мн. ч. Так, предложение Стражники стояли у обеих ворот содержит речевую ошибку (следует говорить: Стражники стояли у тех и у других ворот). Числительные оба (обе) изменяются по родам, смешение рода этих имён числительных является речевой ошибкой – в обоих комиссиях – неверно; верно: в обеих комиссиях.

Отвечают на вопросы учителя.

записывают их в тетради и отвечают на вопросы

Формулируют тему, цель и задачу урока.

Отвечают на вопросы учителя.

Регулятивные: целеполагание.

Познавательные: общеучебные – самостоятельное выделение – формулирование познавательной цели.


 

Логические: формулирование проблемы.

Этап постановки проблемы.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1. Определите, в каких случаях собирательные числительные

уместны, в каких следует заменить их количественными, и наоборот. Объясните, почему.

1. Пятеро девушек из нашей школы летом отдыхали в Авазе. 2. Ракета уносила ввысь троих посланцев Земли. 3. Среди учеников нашего классa четверо

были отличниками. 4. Метель не утихала в течение троих суток. 5. На охоте застрелили двоих волков.

6. Им для работы требовалось три пары ножниц.

7. Трое юношей и трое девушек исполняли красивый танец.

8. Охотники поймали четверо зайцев и двух лис.

9. В спектакле задействованы двое новых героинь.

10. Восемь детей было у матери Доврана.

Записывают предложения и отвечают на вопросы.

 

Личностные: смыслообразование

Регулятивные: планирование

Этап построения проекта выхода из затруднения.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Прочитайте текст, выпишите из текста числа и запишите их словами

Заповедники Туркменистана

В Туркменистане имеются 8 государственных заповедников

и 14 заказников, и это неудивительно

уникальная природа страны, её пустынные и полупустынные живые сообщества крайне ранимы и за-

висят от заботы человека. А с учётом богатства местной флоры и фауны, равного которому нет на всём

субконтиненте, и интенсивного развития нефтегазового комплекса страны, 760 тысяч гектаров местных заповедников вовсе не выглядят излишеством. Под

охраной находятся более 3000 видов растений, около 50 видов рыбы и 279 видов животных, а также более 3 млн гектаров лесов.

Копетдагский заповедник

Копетдагский заповедник основан в 1976 г., пло-

щадь 49 800 га, из них более 46 000 – леса, 3 600 –

луга. Создан для сохранения и комплексного изуче-

ния экосистем горных степей и горных лесов, а также

пойменных древесно-кустарниковых зарослей тугаев.

Отвечают на вопросы и делают вывод об употреблении числительных речи.

.

Анализируют предложение и определяют роль

числительных.

Делают выводы о роли в употреблении числительных речи.

Делают вывод о назначении числительных.

Формулируют определение числительных.

Учащиеся высказывают свои предположения об употреблениях числительных.

Регулятивные: планирование, прогнозирование.

Познавательные: моделирование, логические – решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование.

Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.

 

Этап первичного закрепления во внешней речи.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Кугитанский заповедник

Койтендагский или Кугитанский заповедник основан в 1986 г., площадь 27,1 тыс. га. Хребет Кугитангтау, находясь на границе Горно Среднеазиатской и Иранской провинций, характеризуется своеобразными физико-географическими условиями и ориги-

нальной флорой и фауной.

Бадхызский заповедник

Заповедник находится на крайнем юге Средней Азии, в Туркменистане, в междуречье Теджена и Мургаба, в предгорьях Паропамиза – самого север-

ного хребта в горной системе Гиндукуш. Площадь – 86 тыс. га.

Амударьинский заповедник

Амударьинский государственный заповедник создан в 1982 г. Современная площадь Амударьинского заповедника – 49,5 тысяч гектаров. Он состоит из трёх участков, находящихся в Биратинском, Сейдинском и Фарабском этрапах Лебапского велаята Туркменистана.

Читают текст, выписывают из текста числа и записывают

их словами.

Познавательные: анализ, синтез, обобщение, моделирование, выполнение действий по алгоритму

Коммуникативные: адекватное использование речевых средств для решения коммуникационных задач

Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Организует деятельность по применению новых знаний.

Выберите нужный вариант, запишите цифры словами.

1. Продуктами первой необходимости население обеспечено на 92,3 (процента, процентов). 2. С каждой грядки собрали по 38,4 (килограмма, килограммов; помидор, помидоров). 3. погрузили за час 17,2 (центнера, центнеров) пшеницы. 4. Айне необходимо было проехать 48,3 (километра, километров). 5. По

предварительным подсчётам, 15,6 (гектара, гектаров) были съедены саранчой. 6. Стометровку Батыр пробежал за 14,2 (секунд, секунды). 7. ему не хватило 74 маната. 8. Ребята расплатились 500 рублями.

9. Вышла новая серия пособий с 367 рисунками.

Осуществляют самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном.

Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

Личностные: самоопределение.

     

Этап первичного включения нового знания в систему знаний и повторение нового знания.

Перепишите предложения, но числительные запишите

словами.

1.Государственная казна пополнилась еще 678000 (манат).

2. Стипендии были выплачены 1552 (студент). 3. Наши ученики за один месяц посадили 54 (дерево). 4. Учитель проэкзаменовал 22 (ученик).

5. К 2567 (наименование) в список внесли еще 1033 (наименование).

6. В трёх зрительных залах – по 70

(место).

Деятельность учащихся.

Выписывают из текста числа и записывают

их словами.

Формируемые УУД

   

Познавательные: синтез, обобщение, осознанное и произвольное построение речевого высказывания, анализ

регулятивные : контроль, коррекция, оценка

 

Этап фиксации нового знания и оценки собственной деятельности.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Организует рефлексию

Запишите ключевые слова темы сегодняшнего урока.

С какой самостоятельной частью речи мы сегодня познакомились?

Как числительные употребляются в речи?

Перед вами находятся оценочные листы, с помощью которых оцените свою работу на уроке, на основании которых я выставлю отметки в журнал.


 

Оценочный лист

Дата проведения урока:____________

Тема урока: ______________________

ФИ учащегося:____________________

Сегодня на уроке

За работу на уроке я ставлю себе отметку _____, потому что __________________________________

- Спасибо всем вам за урок, желаю хорошего дня .

 Записывают ключевые слова темы.

Отвечают на вопросы учителя.

Заполняют оценочные листы в соответствии с целями урока

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Познавательные: рефлексия.

Личностные: смыслообразование.

     

Этап домашнего задания

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Объясняет домашнее задание

  1. выучить теорию по теме Употребление числительных в речи

2) Составьте словосочетания со словами.

1. Два – двое (друзья, мы, чемпионы, подруг, бороды, алабая, велаята).

2. Три – трое (рельсы, люди, книги, шашки, носилки, медсестры, ошибки).

3. Четыре – четверо (утки, дети, собрания, сани, цыплята).

4. Пять – пятеро (строители, они, генералы, ворота, цифры, студентки).

5. Шесть – шестеро (абитуриенты, гимнасты, хитрости, мечты).

6. Семь – семеро (вы, здоровых, львы, лица).

Учащиеся записывают домашнее задание.

Личностные: самопределение

регулятивные: волевая саморегуляция, контроль

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Это для конкурса.

17 March 2017

Через все просмотренные мною ваши публикации красной линией проходит тема патриотизма, любви к своей малой родине. Очень хорошо. У нас есть часы национально-регионального компонента, есть в 7 классе факультатив "Литература Удмуртии". Но сейчас понимаю, что это как-то фрагментарно. Лето впереди. Нужно подбирать материал. Спасибо.

26 May 2017

Похожие публикации