Технологическая карта урока русского языка в 6 классе «Употребление деепричастий»

1
2
Материал опубликован 31 March 2018 в группе

Пояснительная записка к презентации

МБОУ «Тюшинская средняя общеобразовательная школа»

Технологическая карта урока русского языка в 6 классе

Тема: УПОТРЕБЛЕНИЕ ДЕЕПРИЧАСТИЙ В РЕЧИ

Цели: 1) находить деепричастные обороты в тексте, определять их роль в речи и в конкретном тексте; 2)описывать фотографию, используя деепричастные обороты; 3) создать условия для развития отношения к войне как к страшнейшему бедствию в жизни человека

Оборудование: раздаточный материал (тексты), презентация

Дата проведения: 17.03.2015г.

Учитель: Стригачева Татьяна Николаевна

 


презентация к уроку
PPTX / 848.77 Кб


 

Этап урока и слайд презентации

время

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Планируемые результаты

Оргмомент. Постановка целей и задач (слайд 1-2)

3 мин.

Создаёт ситуацию вызова, задаёт вопросы о части речи на слайде, просит сформулировать цели, называет тему и уточняет поставленные цели

Отвечают на вопросы учителя, формулируют цели

Мотивация на работу. Умение доказывать свою точку зрения

Предварительная работа с текстом (слайды 3-4)

2 мин.

Говорит о том, что рассмотреть роль деепричастий в речи поможет рассказ В.Солоухина «Летний паводок», просит дать толкование слова «паводок», подобрать к нему синонимы

Слушают учителя, отвечают на предложенные вопросы

Расширение словарного запаса

Работа с текстом: определение темы и микротем, поиск грамматических конструкций (слайд 5)

8 мин.

Учитель читает текст рассказа (в сокращении), просит определить тему текста.

Предлагает прочитать свой отрывок рассказа, определить его микротему и выписать имеющиеся деепричастные обороты вместе с глаголами, к которым они относятся


текст рассказа В.Солоухина
DOCX / 13.61 Кб

Слушают, определяют тему. Читают свой отрывок, определяют его микротему и выписывают грамматические конструкции

Умение определять микротему, находить основные действия, выраженные глаголами, и добавочные, выраженные деепричастиями

Самопроверка, определение роли деепричастий в рассказе (слайды 6-14)

7 мин.

Предлагает свериться с образцами на слайдах, рассмотреть фото, изображающие паводок и выхухоль, выставить себе оценку.

Просит определить роль деепричастных оборотов в рассказе (состояние рассказчика, наблюдающего за паводком и животными, жалость к детёнышам, беспокойство матери)

Сверяются с образцом, рассматривают фото, выставляют оценку.

Определяют роль деепричастных оборотов в рассказе

Навыки самоконтроля и самооценки

Наглядное представление о событиях, произошедших в рассказе.

Умение давать оценку языковым явлениям

Работа с финалом рассказа (слайды 14-17)

2 мин.

Прочитывает последнюю фразу урока (её нет в текстах ребят) и просит записать и закончить её. Открывает слайд со словом «война». Просит ответить на вопрос: «Почему картина летнего паводка вызвала у писателя представления о войне?»

Записывают фразу, заканчивая её, сравнивают свои предположения с представлениями писателя. Отвечают на вопрос.

Развитие навыков смыслового чтения: ориентирование в содержании текста и понимание его целостного смысла. Развитие ассоциативного мышления.

Описание фотографий с изображением детей в годы войны (слайды 18-24)

15 мин.

Предлагает рассмотреть фотографии, изображающие детей во время Великой Отечественной войны, представить, каково было им в эти годы. Демонстрирует фотографии, комментирует их, зачитывает стихотворные строки на слайдах.

Просит обменяться впечатлением после просмотра.

Предлагает описать одну из фотографий так, чтобы вызвать у читателя такие же чувства, используя по возможности деепричастные обороты.

Рассматривают фотографии

Обмениваются впечатлением

Описывают фотографии (в слабом классе – фронтально с учителем, в сильном классе - индивидуально с последующим зачитыванием)

Представление о тяжести испытаний, которым подверглись дети в период Великой Отечественной войны, развитие сочувствия и сострадания. Умение создавать небольшие письменные высказывания в соответствии с поставленной целью – воздействия на мысли и чувства собеседника.

Подведение итогов урока и домашнее задание (слайды 25-26)

3 мин.

Организует рефлексию учащихся по незаконченным фразам на слайде.

Мотивирует на выполнение домашнего задания: сочинение на тему «О чём я думаю и что представляю, когда слышу слово «война»?»


Работы учащихся
DOC / 26 Кб

Выставляет оценки по желанию учащихся

Проводят рефлексию по данным незаконченным фразам (на выбор), дают оценку содержанию урока и своей деятельности

Уясняют домашнее задание.

Умение оценивать своё состояние и работу на уроке, оценивать полученную информацию.

Умение строить письменные монологические высказывания на заданную тему, используя информацию урока и предыдущий опыт


 

Использованные источники:

Солоухин В.А. Камешки на ладони: рассказы. – М.: Дет.лит., 2011.

http://2009-2012.littleone.ru/showthread.php?t=2555095

http://all-about-russia.ru/nature/animal/muskrat/muskrat.html

http://www.chitalnya.ru/work/1036353/

http://rndnet.ru/part-photop/deti-voyny

http://sovyar.ru/node/315

http://vestnikk.ru/index.php?newsid=4309

http://zanimatika.narod.ru/RF34_3.htm http://www.softmixer.com/2014/01/blog-post_27.html


 

Предварительный просмотр презентации

Употребление деепричастий в речи 6 класс Стригачева Татьяна Николаевна МБОУ «Тюшинская СОШ» 2015г

Перед вами – высказывание учёного о части речи. О какой? Почему вы так решили? … устраняют однообразие в перечне отдельных действий одного и того же лица. А.Н. Гвоздев

Поработаем с рассказом В.А.Солоухина «Летний паводок» Что такое паводок? Какие синонимы можно подобрать к этому слову?

В.А.Солоухин «Летний паводок» Паводок – кратковременное поднятие уровня воды в реках, водоёмах в результате ливней, быстрого таяния снега, льдов. / прил. паводковый. Паводковые воды. (Толковый словарь С.И. Ожегова.) Паводок – половодье, наводнение, разлив (Словарь синонимов русского языка З. Е. Александровой).

Прочитаем рассказ в сокращении. Определим тему рассказа. Прочитайте свой отрывок. Определите его микротему и озаглавьте отрывок словами из текста. Выпишите имеющиеся деепричастия (деепричастные обороты) вместе с глаголами, к которым они относятся.

Проверьте себя Микротема: «Необыкновенное зрелище» Пошёл, не думая ни о чем, любуясь воистину необыкновенным зрелищем Остановился, засмотревшись на завертину Убыстрялось, образуя наконец водяную вертящуюся яму

Проверьте себя Микротема: «Крохотные существа» Прислушался, сделав несколько шагов по берегу Барахтались, сбившись в клубочек Лежали, не двигаясь, то ли захлебнувшись

Проверьте себя Микротема: «Самопожертвование матери» Глядела, непрерывно загребая лапками Поплыла, встретившись со мной глазами Стала глядеть, без устали гребя на одном месте.

Проверьте себя Микротема: «Я пытался вообразить себе бедствие…» Ушёл, не мешая матери делать свое извечное дело Думал, поддавшись невольной сентиментальности

Выстави себе оценку: «5» – всё выписал правильно «4» – выписал все деепричастные обороты, но не нашёл нужные глаголы (допустил 1-2 ошибки), или помимо правильно выписанных оборотов выписал 1 неправильно «3» - не выписал 1 деепричастный оборот, или помимо правильно выписанных выписал 2 неправильно

Подведём предварительные итоги Зачем автор использует предложения с деепричастными оборотами?

Продолжите последнюю фразу Перебрав все, что подсказывало воображение, я остановился на самом страшном человеческом бедствии. Название ему - …

… война … война

Почему картина летнего паводка вызвала у писателя представления о войне?

Стоит белоголовый Петя И плачет, как старик без слёз, Три года прожил он на свете, А что узнал и перенёс. С.Маршак

Нас вывели из дома под конвоем, Каратели постройки подожгли. Мы побрели весенним тёплым полем, Тропинкою – по краешку земли…

Настанет новый, лучший век. Исчезнут очевидцы. Мученья маленьких калек Не смогут позабыться. (Б. Пастернак, 1941 г.)

Твоя душа взметнулась в небо, Голодное покинув тело. А мать несла краюшку хлеба Тебе, сынок... Да не успела... Е.Коковкина

Они с детьми погнали матерей И яму рыть заставили, а сами Они стояли, кучка дикарей, И хриплыми смеялись голосами. У края бездны выстроили в ряд Бессильных женщин, худеньких ребят... (М.Джалиль)

Мужчины мучили детей. Умно. Намеренно. Умело. Творили будничное дело, Трудились – мучили детей… Н.Коржавин.

Какое чувство вызывают у вас фотографии? Опишите одну из фотографий, чтобы вызвать у читателя чувство, которое испытали вы, рассматривая их. Используйте деепричастные обороты, чтобы точнее, выразительнее описать изображённое

Подведём итоги сегодня я узнал… было интересно… было трудно… у меня получилось … меня удивило… урок дал мне для жизни… мне захотелось…

Домашнее задание О чём я думаю и что представляю, когда слышу слово «война»?

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии

Какой интересный подход!

15 April 2018

Вера Сергеевна, спасибо за многочисленные отзывы о моих работах, приятно, что твой труд находит отклик среди единомышленников!

16 April 2018

Похожие публикации