Технологическая карта урока русского языка в 6 классе «Употребление деепричастий»
Пояснительная записка к презентации
МБОУ «Тюшинская средняя общеобразовательная школа»
Технологическая карта урока русского языка в 6 классе
Тема: УПОТРЕБЛЕНИЕ ДЕЕПРИЧАСТИЙ В РЕЧИ
Цели: 1) находить деепричастные обороты в тексте, определять их роль в речи и в конкретном тексте; 2)описывать фотографию, используя деепричастные обороты; 3) создать условия для развития отношения к войне как к страшнейшему бедствию в жизни человека
Оборудование: раздаточный материал (тексты), презентация
Дата проведения: 17.03.2015г.
Учитель: Стригачева Татьяна Николаевна
презентация к уроку
PPTX / 848.77 Кб
Этап урока и слайд презентации |
время |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
Планируемые результаты |
Оргмомент. Постановка целей и задач (слайд 1-2) |
3 мин. |
Создаёт ситуацию вызова, задаёт вопросы о части речи на слайде, просит сформулировать цели, называет тему и уточняет поставленные цели |
Отвечают на вопросы учителя, формулируют цели |
Мотивация на работу. Умение доказывать свою точку зрения |
Предварительная работа с текстом (слайды 3-4) |
2 мин. |
Говорит о том, что рассмотреть роль деепричастий в речи поможет рассказ В.Солоухина «Летний паводок», просит дать толкование слова «паводок», подобрать к нему синонимы |
Слушают учителя, отвечают на предложенные вопросы |
Расширение словарного запаса |
Работа с текстом: определение темы и микротем, поиск грамматических конструкций (слайд 5) |
8 мин. |
Учитель читает текст рассказа (в сокращении), просит определить тему текста. Предлагает прочитать свой отрывок рассказа, определить его микротему и выписать имеющиеся деепричастные обороты вместе с глаголами, к которым они относятся |
Слушают, определяют тему. Читают свой отрывок, определяют его микротему и выписывают грамматические конструкции |
Умение определять микротему, находить основные действия, выраженные глаголами, и добавочные, выраженные деепричастиями |
Самопроверка, определение роли деепричастий в рассказе (слайды 6-14) |
7 мин. |
Предлагает свериться с образцами на слайдах, рассмотреть фото, изображающие паводок и выхухоль, выставить себе оценку. Просит определить роль деепричастных оборотов в рассказе (состояние рассказчика, наблюдающего за паводком и животными, жалость к детёнышам, беспокойство матери) |
Сверяются с образцом, рассматривают фото, выставляют оценку. Определяют роль деепричастных оборотов в рассказе |
Навыки самоконтроля и самооценки Наглядное представление о событиях, произошедших в рассказе. Умение давать оценку языковым явлениям |
Работа с финалом рассказа (слайды 14-17) |
2 мин. |
Прочитывает последнюю фразу урока (её нет в текстах ребят) и просит записать и закончить её. Открывает слайд со словом «война». Просит ответить на вопрос: «Почему картина летнего паводка вызвала у писателя представления о войне?» |
Записывают фразу, заканчивая её, сравнивают свои предположения с представлениями писателя. Отвечают на вопрос. |
Развитие навыков смыслового чтения: ориентирование в содержании текста и понимание его целостного смысла. Развитие ассоциативного мышления. |
Описание фотографий с изображением детей в годы войны (слайды 18-24) |
15 мин. |
Предлагает рассмотреть фотографии, изображающие детей во время Великой Отечественной войны, представить, каково было им в эти годы. Демонстрирует фотографии, комментирует их, зачитывает стихотворные строки на слайдах. Просит обменяться впечатлением после просмотра. Предлагает описать одну из фотографий так, чтобы вызвать у читателя такие же чувства, используя по возможности деепричастные обороты. |
Рассматривают фотографии Обмениваются впечатлением Описывают фотографии (в слабом классе – фронтально с учителем, в сильном классе - индивидуально с последующим зачитыванием) |
Представление о тяжести испытаний, которым подверглись дети в период Великой Отечественной войны, развитие сочувствия и сострадания. Умение создавать небольшие письменные высказывания в соответствии с поставленной целью – воздействия на мысли и чувства собеседника. |
Подведение итогов урока и домашнее задание (слайды 25-26) |
3 мин. |
Организует рефлексию учащихся по незаконченным фразам на слайде. Мотивирует на выполнение домашнего задания: сочинение на тему «О чём я думаю и что представляю, когда слышу слово «война»?» Выставляет оценки по желанию учащихся |
Проводят рефлексию по данным незаконченным фразам (на выбор), дают оценку содержанию урока и своей деятельности Уясняют домашнее задание. |
Умение оценивать своё состояние и работу на уроке, оценивать полученную информацию. Умение строить письменные монологические высказывания на заданную тему, используя информацию урока и предыдущий опыт |
Использованные источники:
Солоухин В.А. Камешки на ладони: рассказы. – М.: Дет.лит., 2011.
http://2009-2012.littleone.ru/showthread.php?t=2555095
http://all-about-russia.ru/nature/animal/muskrat/muskrat.html
http://www.chitalnya.ru/work/1036353/
http://rndnet.ru/part-photop/deti-voyny
http://vestnikk.ru/index.php?newsid=4309
http://zanimatika.narod.ru/RF34_3.htm http://www.softmixer.com/2014/01/blog-post_27.html
Легоцкая Вера Сергеевна
Стригачева Татьяна Николаевна