Технологическая карта урока русского языка в 6 классе «Употребление деепричастий»
Употребление деепричастий в речи 6 класс Стригачева Татьяна Николаевна МБОУ «Тюшинская СОШ» 2015г
Перед вами – высказывание учёного о части речи. О какой? Почему вы так решили? … устраняют однообразие в перечне отдельных действий одного и того же лица. А.Н. Гвоздев
Поработаем с рассказом В.А.Солоухина «Летний паводок» Что такое паводок? Какие синонимы можно подобрать к этому слову?
В.А.Солоухин «Летний паводок» Паводок – кратковременное поднятие уровня воды в реках, водоёмах в результате ливней, быстрого таяния снега, льдов. / прил. паводковый. Паводковые воды. (Толковый словарь С.И. Ожегова.) Паводок – половодье, наводнение, разлив (Словарь синонимов русского языка З. Е. Александровой).
Прочитаем рассказ в сокращении. Определим тему рассказа. Прочитайте свой отрывок. Определите его микротему и озаглавьте отрывок словами из текста. Выпишите имеющиеся деепричастия (деепричастные обороты) вместе с глаголами, к которым они относятся.
Проверьте себя Микротема: «Необыкновенное зрелище» Пошёл, не думая ни о чем, любуясь воистину необыкновенным зрелищем Остановился, засмотревшись на завертину Убыстрялось, образуя наконец водяную вертящуюся яму
Проверьте себя Микротема: «Крохотные существа» Прислушался, сделав несколько шагов по берегу Барахтались, сбившись в клубочек Лежали, не двигаясь, то ли захлебнувшись
Проверьте себя Микротема: «Самопожертвование матери» Глядела, непрерывно загребая лапками Поплыла, встретившись со мной глазами Стала глядеть, без устали гребя на одном месте.
Проверьте себя Микротема: «Я пытался вообразить себе бедствие…» Ушёл, не мешая матери делать свое извечное дело Думал, поддавшись невольной сентиментальности
Выстави себе оценку: «5» – всё выписал правильно «4» – выписал все деепричастные обороты, но не нашёл нужные глаголы (допустил 1-2 ошибки), или помимо правильно выписанных оборотов выписал 1 неправильно «3» - не выписал 1 деепричастный оборот, или помимо правильно выписанных выписал 2 неправильно
Подведём предварительные итоги Зачем автор использует предложения с деепричастными оборотами?
Продолжите последнюю фразу Перебрав все, что подсказывало воображение, я остановился на самом страшном человеческом бедствии. Название ему - …
… война … война
Почему картина летнего паводка вызвала у писателя представления о войне?
Стоит белоголовый Петя И плачет, как старик без слёз, Три года прожил он на свете, А что узнал и перенёс. С.Маршак
Нас вывели из дома под конвоем, Каратели постройки подожгли. Мы побрели весенним тёплым полем, Тропинкою – по краешку земли…
Настанет новый, лучший век. Исчезнут очевидцы. Мученья маленьких калек Не смогут позабыться. (Б. Пастернак, 1941 г.)
Твоя душа взметнулась в небо, Голодное покинув тело. А мать несла краюшку хлеба Тебе, сынок... Да не успела... Е.Коковкина
Они с детьми погнали матерей И яму рыть заставили, а сами Они стояли, кучка дикарей, И хриплыми смеялись голосами. У края бездны выстроили в ряд Бессильных женщин, худеньких ребят... (М.Джалиль)
Мужчины мучили детей. Умно. Намеренно. Умело. Творили будничное дело, Трудились – мучили детей… Н.Коржавин.
Какое чувство вызывают у вас фотографии? Опишите одну из фотографий, чтобы вызвать у читателя чувство, которое испытали вы, рассматривая их. Используйте деепричастные обороты, чтобы точнее, выразительнее описать изображённое
Подведём итоги сегодня я узнал… было интересно… было трудно… у меня получилось … меня удивило… урок дал мне для жизни… мне захотелось…
Домашнее задание О чём я думаю и что представляю, когда слышу слово «война»?
Легоцкая Вера Сергеевна
Стригачева Татьяна Николаевна