Доклад «Употребление Present Perfect на уроках в 6 классе. Правила и примеры»
Употребление Present Perfect на уроках в 6 классе. Правила и примеры
Система времён в английском языке имеет существенные отличия от русского и часто кажется сложной и непонятной. Однако английская грамматика имеет чётко выстроенную структуру, позволяющую задействовать различные возможности языка. Для русскоговорящего человека изучение 12 времён может представлять определённые сложности в силу отсутствия аналогов в родном языке.
Русский язык располагает тремя временами, и некоторых конструкций в нём нет. К ним относится Present Perfect Tense, настоящее завершённое, к изучению которого в средней школе приступают к 6 классу. Англичане используют это время в случаях, когда необходимо рассказать о событии, которое уже совершилось в прошлом, но имеет отношение к настоящему. Несмотря на кажущуюся сложность определения, предложения этого времени можно распознать по вспомогательному глаголу, наличию результата в настоящем и маркерам времени.
Present Perfect является одним из четырёх вариантов настоящего времени, и его особенностью является соотносимость описываемых событий. Для русского языка не характерно подобное сопоставление: если событие произошло, оно относится к прошедшему времени. Present Perfect необходим носителям языка для связи прошлого с настоящим, когда результат уже случившегося события сохранён и продолжает быть в настоящем моменте.
Настоящее совершённое время относится к сложным временным формам, поэтому требует особого внимания при изучении. Present Perfect употребляется в случаях, когда необходимо сказать о следующих действиях:
Начавшихся в прошлом и имеющих результат в настоящем: «Mary has already done her homework» — Мери уже сделала домашнее задание.
Неоднократно случившихся ранее и продолжающихся по сей день: «Tom has bought the chocolate and wants to buy another one» — Том купил в магазине шоколадку и хочет купить ещё.
Отдельно выделяются предложения, в которых рассказывается о личном опыте или его отсутствии. В этих случаях возможно употребление шаблонных выражений. «I have not been to China yet» — Я ещё не был в Китае.
Следует обратить внимание, что при переводе настоящее время становится прошедшим, и это один из моментов, в которые учащиеся испытывают затруднения и путают с Past Simple. Обе временные формы на русском являются прошедшими, однако есть различия в описании событий. Для настоящего завершённого важно упоминание о событии как произошедшем, но имеющим след сейчас. В конструкциях Past Simple присутствует упоминание определённого момента в прошлом.
«I have lived in Paris» Present Perfect: Я жил в Париже.
«I lived in Paris in 2020» Past Simple: Я жил в Париже в 2020 году.
Учащимся важно не только распознавать ситуации, требующие использования настоящего совершённого времени, но и уметь их образовывать. Временная конструкция Present Perfect включает две составляющие: to have и третью форму основного глагола. И именно с данной формой дети вновь испытывают затруднения, если глагол неправильный.
Следует различать случаи использования правильных и неправильных вариантов:
При употреблении правильных глаголов к 3 форме добавляется окончание -ed: «Have I worked in the garden recently?» – «Я работал в саду недавно?» В вопросительной конструкции вспомогательный глагол переносится и употребляется перед подлежащим.
Неправильные глаголы требуется заучивать наизусть, и при образовании Present Perfect использовать его третью форму: «Max has not got his book yet» – «Макс ещё не получил свою книгу». При образовании отрицательных предложений после вспомогательного глагола необходимо поставить частицу not.
Вспомогательный глагол, без которого не образуется Present Perfect, изменяется по лицам: have для случаев 1 и 2 лица и has в 3 лице:
I (we) have lived.
You have lived.
She (he, it, they) has lived.
Для шестиклассников Present Perfect является не первой временной формой, которую они узнают. Как правило, к моменту знакомства с настоящим завершённым временем ребята уже знают о существовании и употреблении Present Simple и Continuous, настоящего простого и длительного. Введение новой формы расставляет по местам три основных временных формы: простое, длительное и совершённое, и открывает перед учениками новые грани английской грамматики.