Урок русского языка в 3 классе «Снова о ь»
Урок русского языка в 3 классе
Бураковой Е. А.
УМК Гармония по учебнику Соловейчик
Тема |
«Снова о ь» |
Цели |
Образовательные: - Выявление грамматической функции мягкого знака как показателя женского рода путём исследовательской работы учащихся; - Формировать умение различать слова мужского и женского рода; - Развитие орфографической зоркости; - Развитие познавательных процессов: мышление, внимание, память. Воспитывать потребность совершенствовать свою речь, формировать интерес к слову. - Воспитывать у учащихся терпимость, уважение к мнению других, умение слушать и высказывать свою точку зрения; - Воспитывать самостоятельность, творческую активность; Формировать УУД: - Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. - Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение. - Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения на уроке и следовать им. - Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. |
Планируемый результат |
Личностные результаты понимать значимость правильного написания «ь» после шипящих на конце имён существительных женского рода. Метапредметные результаты: Регулятивные: - оценивать ход и результат выполнения задания; - сравнивать свои ответы с ответами одноклассников; - корректировать свои действия в случае расхождения результата с образцом. Познавательные: общеучебные: - ставить и формулировать проблемы, самостоятельно создавать алгоритм деятельности при решении проблем; логические: - устанавливать причинно-следственные связи; - строить логические цепи рассуждений; - постановка и решение проблем: - самостоятельно искать способ решения проблемы. Коммуникативные: - уметь работать в парах; - внимательно слушать друг друга; - уметь выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Предметные результаты: - воспроизведение своими словами правила, алгоритма; выполнение действий по образцу; - знать, как пишутся имена существительных женского рода с шипящими на конце; - находить в тексте слова с ь после шипящих на конце имён существительных женского рода обогащение речи детей. Тип урока: открытие новых знаний. Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, работа в парах, индивидуальная. Средства обучения: учебник «Русский язык» 3класс, рабочая тетрадь, компьютер, проектор, сигнальные карточки. |
Основные понятия |
Шипящие, имя существительное, определение рода существительных, начальная форма. |
Межпредметные связи |
Русский язык, окружающий мир, литературное чтение. |
Ход урока
I. Самоопределение к деятельности
Приветствие . Запись даты в рабочие тетради.
II. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности
Учитель: Ребята, вы уже несколько уроков путешествуете по интересной стране РЕЧЬ и остановились в городе, который называется ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ.
- Что же интересного вы узнали об этой части речи? Все ваши знания я буду собирать в музыкальную шкатулку. Как только она будет наполнена, зазвучит красивая мелодия. А кластер поможет обобщить ваши знания о существительном.
- Все ли согласны?
Фронтальная работа по составлению кластера. СЛАЙД
(Имя существительное – часть речи, обозначает предмет, отвечает на вопросы Кто? Что?, изменяется по числам, по падежам, имеет род).
Учитель: Что – то не звучит мелодия в нашей шкатулке, как вы думаете почему?
Дети: Наверное, мы ещё не всё знаем про эту часть речи.
Учитель: Будем добывать новое знание?
III. Стадия вызова. Сообщение темы и целей урока.
Учитель: А поможет нам провести расследование следователь Колобок СЛАЙД (музыка), который предлагает вам присмотреться к этим буквам и сформулировать вопросы, которые помогут провести расследование:
ч ш щ ь ж
Примерные вопросы:
Какая буква лишняя? Почему?
Что объединяет эти буквы и их звуки? (похожее
звучание)
Как их называют? (шипящие)
На какие группы их можно разделить? (твердые и мягкие согласные)
Какие орфограммы связаны с этими буквами? ( ча-ща, жи-ши, чк-чн, чу-щу)
Минутка каллиграфии на доске
жℓшℓчℓщℓ
жℓ шℓ чℓ щℓ
-Выберите из предложенных вариантов тот, который вам больше понравился: по «тропинке» или «по кочкам», и запишите его в тетрадь, каллиграфически правильно, выводя каждый элемент.
Создание ситуации, приводящей к постановке учебной задачи.
Учитель: СЛАЙД Прочитайте слова на доске. Объясните орфограммы. Определите род (сигнальные карточки: м. р. ж. р. ср. р.)
М…рковь, б…льница, д…ревья, в…р…бьи, пом…щь
Учитель: Найдите сходство между ними. (Эти слова на правило правописание безударной гласной. Во всех словах пишется мягкий знак. Все слова – имена существительные.)
– В чем различие данных слов? (Эти слова на правописание проверяемой безударной гласной и непроверяемой, здесь существительные в единственном числе и во множественном числе. Мягкий знак встречается в середине слова и в конце.)
Таблица «ЗХУ» СЛАЙД
Индивидуальные задания.
– Подумайте, что вы знаете о мягком знаке.
Парные действия.
– Обменяйтесь информацией, обсудите. Запишите в таблице всё, что знаете о мягком знаке. (На парте у детей таблица «ЗХУ», учащиеся заполняют самостоятельно первую колонку таблицы)
Обсуждение.
Примерное содержание таблицы, после обсуждения появляется на слайде.
Знаю |
Хочу знать |
Узнал новое |
Ь – не обозначает звука Ь – показатель мягкости согласных; Ь – разделительный Ь - изменяет лексическое значение слова |
Осмысление.
По всей вашей информации мы с вами составим схему о роли мягкого знака СЛАЙД
Физминутка.
Откроем учебник на с упр.
Учитель: Разделите слова на 2 группы. (Дети записывают в тетрадях слова в два столбика самостоятельно, один ученик работает на скрытой доске)
- По каким признакам распределили слова?
(Дети: В один столбик выписали слова, где мягкий знак выступает как показатель мягкости, а в другой столбик с разделительным мягким знаком).
Учитель: Зачитайте слова первого столбика. Какую роль выполняет мягкий знак?
(Дети зачитывают слова)
- Зачитайте слова второго столбика.
(Дети зачитывают слова)
- А в какой столбик вы записали слово «помощь»?
- О чем задумались во время работы?
( Дети: - Я думаю в первый столбик, как показатель мягкости.
- А я не согласен, ведь [щ] всегда мягкий, зачем ему показатель мягкости.
- Но и во второй столбик это слово не подходит, ведь здесь нет разделительного мягкого знака.)
Заполните вторую колонку таблицы «ЗХУ». (Дети самостоятельно работают с таблицей и записывают, что хотят узнать нового). СЛАЙД
Знаю |
Хочу знать |
Узнал новое |
Ь – не обозначает звука Ь – показатель мягкости согласных; Ь – разделительный Ь - изменяет лексическое значение слова |
Какую ещё роль выполняет мягкий знак у существительных? |
После обсуждения на слайде появляется вторая колонка таблицы «ЗХУ»
- Определите тему урока и цели.
(Дети: Я думаю, мы узнаем, что-то новое о мягком знаке, что поможет выявить грамматическую функцию мягкого знака, понять его роль, кроме того, что он показатель мягкости и разделительный)
IV. «Открытие» детьми нового знания. Стадия осмысления.
(Учитель рассказывает сказку, она сопровождается размещением на слайде слов, дети читают слова хором. Можно заранее подготовить и инсценировать эту сказку с группой учащихся).
Учитель: Колобок предлагает вам сказку о приключениях мягкого знака, внимательно слушайте, она поможет провести расследование о мягком знаке.
СЛАЙД
Сказка
- Мягкий знак отправился в путешествие.
- Вдруг он оказался в загадочном лесу. Там он увидел
шалаш
- У входа стоял
сторож
- Здравствуйте! Кто здесь живёт?- спросил Мягкий знак.
- Мы, существительные с шипящим на конце:
ёж
чиж
грач
- А ты кто?- спросил сторож.
- Я — Мягкий знак! Давайте дружить?
- Нет! Ни в коем случае! Закричали все хором. Сторож даже поднял
меч
- Уходи! Не будем с тобой дружить! Ведь тогда ребята будут получать низкие баллы!- возмутился и замахал крыльями грач.
Мягкий знак обиделся, заплакал и пошёл прочь.
Вышел к полю, на котором росла
рожь
- О чём ты плачешь? - спросила она.
Мягкий знак поведал свою печаль.
- Не горюй, я буду с тобой дружить!
-И я, пропищала из норки
мышь
-И моя
дочь
Мягкий знак обрадовался и не заметил, как наступила
ночь
Тут вмешалась мышь
- Пусть запомнят все вокруг такую
вещь
Мягкий знак — нам верный друг.
Беседа учителя с учащимися по вопросам:
Что общего в этих словах? (Это существительные, которые оканчиваются на шипящий)
УПР.
Давайте проведём наблюдение над словами грач и речь
… произнеси слово грач. Выдели последний звук. Дай ему характеристику. (Звук — согласный, глухой, непарный, шипящий, мягкий).
… произнеси слово речь. Выдели последний звук и дай ему характеристику. (Звук — согласный, глухой, непарный, шипящий, мягкий).
Учитель: Подумайте, какой вопрос после прочтения сказки вам хочет задать Колобок. Вопрос начинается так (появляется на слайде):
- Почему на конце существительных, оканчивающихся на шипящий …
(Дети: Почему на конце существительных, оканчивающихся на шипящий в одних случаях пишется мягкий знак, а в других не пишется, от чего это зависит?)
Запишите в таблице «ЗХУ» в третьей колонке, что нового узнали о мягком знаке из этой сказки.
СЛАЙД
Знаю |
Хочу знать |
Узнал новое |
Ь – не обозначает звука Ь – показатель мягкости согласных; Ь – разделительный Ь - изменяет лексическое значение слова |
Какую роль выполняет мягкий знак у существительных? |
Мягкий знак дружит с существительными женского рода с шипящим на конце. |
После обсуждения на слайде появляется третья колонка таблицы «ЗХУ»
Сделайте вывод. Сформулируй правило.
- Сравни свой вывод с выводом в учебнике с .
(На этапе работе с правилом, а учащиеся читают его самостоятельно)
Проверка понимания и первичное закрепление.
- Что было для вас знакомым из прочитанного?
- Что нового вы узнали для себя из этого правила?
- У кого есть вопросы по правилу? Что осталось непонятным?
Заполнение таблицы
В третьем столбике «У» в таблице «ЗХУ» запишите, что нового узнали о мягком знаке.
Знаю |
Хочу знать |
Узнал новое |
Ь – не обозначает звука Ь – показатель мягкости согласных Ь – разделительный Ь - изменяет лексическое значение слова |
Какую роль выполняет мягкий знак у существительных? |
Мягкий знак дружит с существительными женского рода с шипящим на конце. Ь - указывает на род имени существительного с шипящим на конце слова в ед. числе. |
- Какова же работа мягкого знака в словах, с которыми мы встретились в сказке? (На слайде слова: рожь, мышь, дочь, ночь, вещь).
(Грамматическая, он указывает на род имени существительного. Есть мягкий знак после шипящего – ж. р., нет мягкого знака – м. р.
Мягкий знак после шипящих на конце имен существительных пишется только в существительных женского рода в ед. ч., а у существительных мужского рода с шипящим на конце мягкий знак не пишется).
Учитель дополняет схему, начатую на стадии вызова.
Выполнение упр.
Первичное закрепление во внешней речи.
ТЕСТ с игрой «Ночь - День»
Чтоб ошибок избежать, будем зоркость развивать.
В игре проверить можешь сам свое внимание к словам.
(С целью отработки правила, учитель на слайдах предлагает учащимся существительные с шипящим на конце слова. Дети хлопают в ладоши, если мягкий знак пишется (день) и молчат, если мягкий знак не пишется (ночь). плащ, шалаш, помощь, лещ, кошка,
чертёж, ёж, ёрш, снегирь
речь, тишь, малыш, молодёжь,
В результате учащиеся несколько раз отрабатывают правило, но среди предложенных слов: врач встречаются «слова - ловушки»: снегирь и кошка.
Учитель: Почему слово снегирь мужского рода, а вы пишете мягкий знак?
(Слово снегирь не с шипящим звуком на конце слова, его роль – показатель мягкости. На этом этапе осуществляется межпредметная связь, акцентируется внимание на помощи птицам зимой).
Снегирь – зимующая птица.
Холод птицам не страшен, потому что у птиц очень горячая кровь. Им страшен голод. Из каждых десяти птичек до весны доживает только две. Поэтому птиц надо подкармливать. В поисках пищи многие птицы жмутся к человеческому жилью. Поэтому еще с осени надо собирать семена сорняков, ягоды калины, рябины. Не выбрасывать арбузные и дынные семечки, а перед тем как их насыпать в кормушки – размельчать. Смешивать эти семена с другими и птицы сами выберут то, что им нужно. Семена подсолнечника клюют все птицы.
- Почему же в слове кошка есть и шипящий и оно женского рода, а мягкий знак не пишется?
(Шипящий в этом слове не на конце слова)
Самостоятельная работа по группам.упр.
Учитель: Наш следователь Колобок решил, что вы сами можете разработать инструкцию о правописании мягкого знака после шипящих на конце слова имён существительных.
(Учащиеся обсуждают по группам алгоритм в течение трёх минут, в результате после коллективного обсуждения на слайде появляется пошаговая инструкция).
Алгоритм исследования СЛАЙД:
Прочитайте слово.
Определите часть речи.
Какой звук слышится на конце слова?
Определите число, род имен существительных.
Учитель: Пользуясь этим алгоритмом, выполним задания в учебнике по группам.
1 группа (сильный уровень) упр. 456 творческое задание
2 группа (средний уровень) упр.453
3 группа (слабый уровень) работает под руководством учителя упр. 457
Упражнение, если позволит время (это задание на карточках )
Учитель: Прочитайте текст. Вставьте подходящие по смыслу имена существительные.
Слова — подсказки: рож?, мыш?,плач?, сыч?, тиш?, камыш?
Дорога шла через …. Вот пробежала … . В роще послышался …. Это пел …. Вот и река. Кругом стояла ….. …. шептался с рекой.
Стадия рефлексии.
1. Дополнение кластера.
- О какой новой роли «ь» в русском языке мы узнали? (Учитель не спрашивает, а только смотрит на реакцию ребят)
-Мне очень приятно видеть, что новое узнал почти каждый. Предложите, как можно закончить кластер, который мы составили в начале урока. (После коллективного обсуждения учитель дополняет кластер)
- Когда на конце существительных после букв, обозначающих шипящие звуки, пишется мягкий знак? (Дети зачитывают третью колонку таблицы «ЗХУ»).СЛАЙД
(Кладём новое знание в шкатулку, она заиграет. После дополнения кластера, учитель незаметно включает музыку).
3. Домашнее задание. СЛАЙД
Правило на странице 41 - 42,
Вариант 1. Записать 12 слов с шипящим на конце.
Вариант 2. Составить рассказ, в котором не менее 6 существительных с шипящим на конце.
Вариант 3. Написать письмо другу, используя существительные с шипящими на конце.
4. Подведение итогов
- Какую задачу ставили перед собой?
- Удалось ли решить поставленную задачу?
-С какими затруднениями столкнулись на уроке?
-Какие вопросы вы бы задали в связи с этим?
- Поставьте цель на следующий урок русского языка.
- Прочитайте два предложения и определите, в каком случае после шипящего пишется мягкий знак.
В доме стоит печ(?). Бабушка будет пироги печ(?).
Учитель: Пишется ли мягкий знак после шипящих на конце глаголов мы узнаем в четвёртом классе, а значит, узнаем, какую ещё роль может выполнять мягкий знак.
(Выставление оценок.)
Учитель: Оцените итоги работы на уроке, дополняя предложения:
Мне удалось …
Меня удивило …
Мне понравилось …
Я порадовался за …
Я хочу поблагодарить … за …
Я могу похвалить себя за …
Учитель: Благодарю всех вас за работу на уроке. Желаю вам дальнейших успехов! А Колобок с вами не прощается, у него ещё много не раскрытых дел, вы поможете ему справиться?
- Урок окончен, спасибо.
15