Урок русского языка в 3 классе «Снова о ь»

0
0
Материал опубликован 20 September 2017

Урок русского языка в 3 классе

Бураковой Е. А.

УМК Гармония по учебнику Соловейчик

Тема

«Снова о ь»

Цели

Образовательные:

- Выявление грамматической функции мягкого знака как показателя женского рода путём исследовательской работы учащихся;

- Формировать умение различать слова мужского и женского рода;

- Развитие орфографической зоркости;

- Развитие познавательных процессов: мышление, внимание, память.

Воспитывать потребность совершенствовать свою речь, формировать интерес к слову.

- Воспитывать у учащихся терпимость, уважение к мнению других, умение слушать и высказывать свою точку зрения;

- Воспитывать самостоятельность, творческую активность;

Формировать УУД:

- Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

- Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.

- Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения на уроке и следовать им.

- Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Планируемый результат

Личностные результаты

понимать значимость правильного написания «ь» после шипящих на конце имён существительных женского рода.

Метапредметные результаты:

Регулятивные:

- оценивать ход и результат выполнения задания;

- сравнивать свои ответы с ответами одноклассников;

- корректировать свои действия в случае расхождения результата с образцом.

Познавательные:

общеучебные:

- ставить и формулировать проблемы, самостоятельно создавать алгоритм деятельности при решении проблем;

логические:

- устанавливать причинно-следственные связи;

- строить логические цепи рассуждений;

- постановка и решение проблем:

- самостоятельно искать способ решения проблемы.

Коммуникативные:

- уметь работать в парах;

- внимательно слушать друг друга;

- уметь выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Предметные результаты:

- воспроизведение своими словами правила, алгоритма; выполнение действий по образцу;

- знать, как пишутся имена существительных женского рода с шипящими на конце;

- находить в тексте слова с ь после шипящих на конце имён существительных женского рода обогащение речи детей.

Тип урока: открытие новых знаний.

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, работа в парах, индивидуальная.

Средства обучения: учебник «Русский язык» 3класс, рабочая тетрадь, компьютер, проектор, сигнальные карточки.

Основные понятия

Шипящие, имя существительное, определение рода существительных, начальная форма.

Межпредметные связи

Русский язык, окружающий мир, литературное чтение.

 

Ход урока

I. Самоопределение к деятельности

Приветствие . Запись даты в рабочие тетради.

II. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности

Учитель: Ребята, вы уже несколько уроков путешествуете по интересной стране РЕЧЬ и остановились в городе, который называется ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ.

- Что же интересного вы узнали об этой части речи? Все ваши знания я буду собирать в музыкальную шкатулку. Как только она будет наполнена, зазвучит красивая мелодия. А кластер поможет обобщить ваши знания о существительном.

- Все ли согласны?

Фронтальная работа по составлению кластера. СЛАЙД

(Имя существительное – часть речи, обозначает предмет, отвечает на вопросы Кто? Что?, изменяется по числам, по падежам, имеет род).

Учитель: Что – то не звучит мелодия в нашей шкатулке, как вы думаете почему?

Дети: Наверное, мы ещё не всё знаем про эту часть речи.

Учитель: Будем добывать новое знание?

III. Стадия вызова. Сообщение темы и целей урока.

Учитель: А поможет нам провести расследование следователь Колобок СЛАЙД (музыка), который предлагает вам присмотреться к этим буквам и сформулировать вопросы, которые помогут провести расследование:

ч ш щ ь ж

 

Примерные вопросы:

Какая буква лишняя? Почему?

Что объединяет эти буквы и их звуки? (похожее

звучание)

Как их называют? (шипящие)

На какие группы их можно разделить? (твердые и мягкие согласные)

Какие орфограммы связаны с этими буквами? ( ча-ща, жи-ши, чк-чн, чу-щу)

Минутка каллиграфии на доске

жшчщ

ж ш ч щ

-Выберите из предложенных вариантов тот, который вам больше понравился: по «тропинке» или «по кочкам», и запишите его в тетрадь, каллиграфически правильно, выводя каждый элемент.

Создание ситуации, приводящей к постановке учебной задачи.

Учитель: СЛАЙД Прочитайте слова на доске. Объясните орфограммы. Определите род (сигнальные карточки: м. р. ж. р. ср. р.)

М…рковь, б…льница, д…ревья, в…р…бьи, пом…щь

Учитель: Найдите сходство между ними. (Эти слова на правило правописание безударной гласной. Во всех словах пишется мягкий знак. Все слова – имена существительные.)

В чем различие данных слов? (Эти слова на правописание проверяемой безударной гласной и непроверяемой, здесь существительные в единственном числе и во множественном числе. Мягкий знак встречается в середине слова и в конце.)

Таблица «ЗХУ» СЛАЙД

Индивидуальные задания.

Подумайте, что вы знаете о мягком знаке.

Парные действия.

Обменяйтесь информацией, обсудите. Запишите в таблице всё, что знаете о мягком знаке. (На парте у детей таблица «ЗХУ», учащиеся заполняют самостоятельно первую колонку таблицы)

Обсуждение.

Примерное содержание таблицы, после обсуждения появляется на слайде.

Знаю

Хочу знать

Узнал новое

Ь – не обозначает звука

Ь – показатель мягкости согласных;

Ь – разделительный

Ь - изменяет лексическое значение слова

   

Осмысление.

По всей вашей информации мы с вами составим схему о роли мягкого знака СЛАЙД

Физминутка.

Откроем учебник на с упр.

Учитель: Разделите слова на 2 группы. (Дети записывают в тетрадях слова в два столбика самостоятельно, один ученик работает на скрытой доске)

- По каким признакам распределили слова?

(Дети: В один столбик выписали слова, где мягкий знак выступает как показатель мягкости, а в другой столбик с разделительным мягким знаком).

Учитель: Зачитайте слова первого столбика. Какую роль выполняет мягкий знак?

(Дети зачитывают слова)

- Зачитайте слова второго столбика.

(Дети зачитывают слова)

- А в какой столбик вы записали слово «помощь»?

- О чем задумались во время работы?

( Дети: - Я думаю в первый столбик, как показатель мягкости.

- А я не согласен, ведь [щ] всегда мягкий, зачем ему показатель мягкости.

- Но и во второй столбик это слово не подходит, ведь здесь нет разделительного мягкого знака.)

Заполните вторую колонку таблицы «ЗХУ». (Дети самостоятельно работают с таблицей и записывают, что хотят узнать нового). СЛАЙД

Знаю

Хочу знать

Узнал новое

Ь – не обозначает звука

Ь – показатель мягкости согласных;

Ь – разделительный

Ь - изменяет лексическое значение слова

Какую ещё роль выполняет мягкий знак у существительных?

 

После обсуждения на слайде появляется вторая колонка таблицы «ЗХУ»

- Определите тему урока и цели.

(Дети: Я думаю, мы узнаем,  что-то новое о мягком знаке, что поможет выявить грамматическую функцию мягкого знака, понять его роль, кроме того, что он показатель мягкости и разделительный)

IV. «Открытие» детьми нового знания. Стадия осмысления.

(Учитель рассказывает сказку, она сопровождается размещением на слайде слов, дети читают слова хором. Можно заранее подготовить и инсценировать эту сказку с группой учащихся).

Учитель: Колобок предлагает вам сказку о приключениях мягкого знака, внимательно слушайте, она поможет провести расследование о мягком знаке.

СЛАЙД

Сказка

- Мягкий знак отправился в путешествие.

- Вдруг он оказался в загадочном лесу. Там он увидел

шалаш

- У входа стоял

сторож

- Здравствуйте! Кто здесь живёт?- спросил Мягкий знак.

- Мы, существительные с шипящим на конце:

ёж

чиж

грач

- А ты кто?- спросил сторож.

- Я — Мягкий знак! Давайте дружить?

- Нет! Ни в коем случае! Закричали все хором. Сторож даже поднял

меч

- Уходи! Не будем с тобой дружить! Ведь тогда ребята будут получать низкие баллы!- возмутился и замахал крыльями грач.

Мягкий знак обиделся, заплакал и пошёл прочь.

Вышел к полю, на котором росла

рожь

- О чём ты плачешь? - спросила она.

Мягкий знак поведал свою печаль.

- Не горюй, я буду с тобой дружить!

-И я, пропищала из норки

мышь

-И моя

дочь

Мягкий знак обрадовался и не заметил, как наступила

ночь

Тут вмешалась мышь

- Пусть запомнят все вокруг такую

вещь

Мягкий знак — нам верный друг.

Беседа учителя с учащимися по вопросам:

Что общего в этих словах? (Это существительные, которые оканчиваются на шипящий)

 

УПР.

Давайте проведём наблюдение над словами грач и речь

произнеси слово грач. Выдели последний звук. Дай ему характеристику. (Звук — согласный, глухой, непарный, шипящий, мягкий).

произнеси слово речь. Выдели последний звук и дай ему характеристику. (Звук — согласный, глухой, непарный, шипящий, мягкий).

Учитель: Подумайте, какой вопрос после прочтения сказки вам хочет задать Колобок. Вопрос начинается так (появляется на слайде):

- Почему на конце существительных, оканчивающихся на шипящий …

(Дети: Почему на конце существительных, оканчивающихся на шипящий в одних случаях пишется мягкий знак, а в других не пишется, от чего это зависит?)

Запишите в таблице «ЗХУ» в третьей колонке, что нового узнали о мягком знаке из этой сказки.

СЛАЙД

Знаю

Хочу знать

Узнал новое

Ь – не обозначает звука

Ь – показатель мягкости согласных;

Ь – разделительный

Ь - изменяет лексическое значение слова

Какую роль выполняет мягкий знак у существительных?

Мягкий знак дружит с существительными женского рода с шипящим на конце.

После обсуждения на слайде появляется третья колонка таблицы «ЗХУ»

Сделайте вывод. Сформулируй правило.

- Сравни свой вывод с выводом в учебнике с .

(На этапе работе с правилом, а учащиеся читают его самостоятельно)

  Проверка понимания и первичное закрепление.

- Что было для вас знакомым из прочитанного?

- Что нового вы узнали для себя из этого правила?

- У кого есть вопросы по правилу? Что осталось непонятным?

Заполнение таблицы

В третьем столбике «У» в таблице «ЗХУ» запишите, что нового узнали о мягком знаке.

Знаю

Хочу знать

Узнал новое

Ь – не обозначает звука

Ь – показатель мягкости согласных

Ь – разделительный

Ь - изменяет лексическое значение слова

Какую роль выполняет мягкий знак у существительных?

Мягкий знак дружит с существительными женского рода с шипящим на конце.

Ь - указывает на род имени существительного с шипящим на конце слова в ед. числе.

- Какова же работа мягкого знака в словах, с которыми мы встретились в сказке? (На слайде слова: рожь, мышь, дочь, ночь, вещь).

(Грамматическая, он указывает на род имени существительного. Есть мягкий знак после шипящего – ж. р., нет мягкого знака – м. р.

Мягкий знак после шипящих на конце имен существительных пишется только в существительных женского рода в ед. ч., а у существительных мужского рода с шипящим на конце мягкий знак не пишется).

Учитель дополняет схему, начатую на стадии вызова.

Выполнение упр.

Первичное закрепление во внешней речи.

ТЕСТ с игрой «Ночь - День»

Чтоб ошибок избежать, будем зоркость развивать.

В игре проверить можешь сам свое внимание к словам.

(С целью отработки правила, учитель на слайдах предлагает учащимся существительные с шипящим на конце слова. Дети хлопают в ладоши, если мягкий знак пишется (день) и молчат, если мягкий знак не пишется (ночь). плащ, шалаш, помощь, лещ, кошка,

чертёж, ёж, ёрш, снегирь

речь, тишь, малыш, молодёжь,

В результате учащиеся несколько раз отрабатывают правило, но среди предложенных слов: врач встречаются «слова - ловушки»: снегирь и кошка.

Учитель: Почему слово снегирь мужского рода, а вы пишете мягкий знак?

(Слово снегирь не с шипящим звуком на конце слова, его роль – показатель мягкости. На этом этапе осуществляется межпредметная связь, акцентируется внимание на помощи птицам зимой).

Снегирь – зимующая птица.

Холод птицам не страшен, потому что у птиц очень горячая кровь. Им страшен голод. Из каждых десяти птичек до весны доживает только две. Поэтому птиц надо подкармливать. В поисках пищи многие птицы жмутся к человеческому жилью. Поэтому еще с осени надо собирать семена сорняков, ягоды калины, рябины. Не выбрасывать арбузные и дынные семечки, а перед тем как их насыпать в кормушки – размельчать. Смешивать эти семена с другими и птицы сами выберут то, что им нужно. Семена подсолнечника клюют все птицы.

- Почему же в слове кошка есть и шипящий и оно женского рода, а мягкий знак не пишется?

(Шипящий в этом слове не на конце слова)

Самостоятельная работа по группам.упр.

Учитель: Наш следователь Колобок решил, что вы сами можете разработать инструкцию о правописании мягкого знака после шипящих на конце слова имён существительных.

(Учащиеся обсуждают по группам алгоритм в течение трёх минут, в результате после коллективного обсуждения на слайде появляется пошаговая инструкция).

Алгоритм исследования СЛАЙД:

Прочитайте слово.

Определите часть речи.

Какой звук слышится на конце слова?

Определите число, род имен существительных.

Учитель:  Пользуясь этим алгоритмом, выполним задания в учебнике по группам.

1 группа (сильный уровень) упр. 456 творческое задание

2 группа (средний уровень) упр.453

3 группа (слабый уровень) работает под руководством учителя упр. 457

Упражнение, если позволит время (это задание на карточках )

Учитель: Прочитайте текст. Вставьте подходящие по смыслу имена существительные.

Слова — подсказки: рож?, мыш?,плач?, сыч?, тиш?, камыш?

Дорога шла через …. Вот пробежала … . В роще послышался …. Это пел …. Вот и река. Кругом стояла ….. …. шептался с рекой.

Стадия рефлексии.

1. Дополнение кластера.
- О какой новой роли «ь» в русском языке мы узнали? (Учитель не спрашивает, а только смотрит на реакцию ребят)

-Мне очень приятно видеть, что новое узнал почти каждый. Предложите, как можно закончить кластер, который мы составили в начале урока. (После коллективного обсуждения учитель дополняет кластер)

- Когда на конце существительных после букв, обозначающих шипящие звуки, пишется мягкий знак? (Дети зачитывают третью колонку таблицы «ЗХУ»).СЛАЙД

(Кладём новое знание в шкатулку, она заиграет. После дополнения кластера, учитель незаметно включает музыку).

3. Домашнее задание. СЛАЙД

Правило на странице 41 - 42,

Вариант 1. Записать 12 слов с шипящим на конце.

Вариант 2. Составить рассказ, в котором не менее 6 существительных с шипящим на конце.

Вариант 3. Написать письмо другу, используя существительные с шипящими на конце.

4. Подведение итогов

- Какую задачу ставили перед собой?

- Удалось ли решить поставленную задачу?

-С какими затруднениями столкнулись на уроке?

-Какие вопросы вы бы задали в связи с этим?

- Поставьте цель на следующий урок русского языка.

- Прочитайте два предложения и определите, в каком случае после шипящего пишется мягкий знак.

В доме стоит печ(?). Бабушка будет пироги печ(?).

Учитель: Пишется ли мягкий знак после шипящих на конце глаголов мы узнаем в четвёртом классе, а значит, узнаем, какую ещё роль может выполнять мягкий знак.

(Выставление оценок.)

Учитель: Оцените итоги работы на уроке, дополняя предложения:

Мне удалось …

Меня удивило …

Мне понравилось …

Я порадовался за …

Я хочу поблагодарить … за …

Я могу похвалить себя за …

 

Учитель: Благодарю всех вас за работу на уроке. Желаю вам дальнейших успехов! А Колобок с вами не прощается, у него ещё много не раскрытых дел, вы поможете ему справиться?

- Урок окончен, спасибо.

 

15

 

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.