Урок экологии в 9 классе на тему «Фотопериодизм»

3
1
Материал опубликован 9 January 2018 в группе

Методическое пособие уроков с видеоматериалами

Тип урока - комбинированный

Методы: частично-поисковый, про­блемного изложения, репродуктивный, объясни­тельно-иллюстративный.

Цель:

- осознание учащимися значимости всех обсуждаемых вопросов, умение строить свои отношения с природой и обществом на основе уважения к жизни, ко всему живому как уникальной и бесценной части биосферы;

Задачи:

Образовательные: показать множественность факторов, действующих на организмы в природе, относительность понятия «вредные и полезные факторы», многообразие жизни на планете Земля и варианты адаптаций живых существ ко всему спектру условий среды обитания.

Развивающие: развивать коммуникативные навыки, умения самостоятельно добывать знания и стимулировать свою познавательную активность; умения анализировать информацию, выделять главное в изучаемом материале.

Воспитательные: 

Воспитывать культуру поведения в природе, качества толерантной личности, прививать интерес и любовь к живой природе, формировать устойчивое положительное отношение к каждому живому организму на Земле, формировать умение видеть прекрасное.

УУД

Личностные: познавательный интерес к экологии.. Понимание не­обходимости получения знаний о многообразии биотических связей в природных со­обществах для сохранения естественных биоценозов. Способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе. Потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников

Познавательные: умение работать с различными источниками информации, пре­образовывать её из одной формы в другую, сравнивать и анализировать информацию, делать выводы, готовить сообщения и презентации.

Регулятивные: умение организовать самостоятельно выполнение заданий, оценивать правильность выполнения работы, рефлексию своей деятельности.

Коммуникативные: участвовать в диалоге на уроке; отвечать на вопросы учителя, товари­щей по классу, выступать перед аудиторией, используя мультимедийное оборудование или другие средства демонстрации

Планируемые результаты

Предметные: знать - понятия «среда обитания», «экология», «экологические факторы» их влияние на живые организмы, «связи живого и неживого»;. Уметь - определять понятие «биотические факторы»; характеризовать биотические факторы, приводить примеры.

Личностные: высказывать суждения, осуществлять поиск и отбор информации; анализировать связи, сопоставлять, находить ответ на проблемный вопрос

Метапредметные: связи с такими учебными дисциплинами как биология, химия, физика, география. Планировать действия с поставленной целью; находить необходимую информацию в учебнике и справочной литературе; осуществлять анализ объектов природы; делать выводы; сформулировать собственное мнение.

Форма организации учебной деятельности – индивидуальная, групповая

Методы обучения: наглядно-иллюстративный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, самостоятельная работа с дополнительной литературой и учебником, с ЦОР.

Приемы: анализ, синтез, умозаключение, перевод информации с одного вида в другой, обобщение.

Изучение нового материала

Фотопериодизм

Свет является исключительно важным сигнальным фактором, поскольку именно смена освещения, световой режим обусловли­вает изменение активности (периоды покоя и интенсивной жиз­недеятельности) и определяет периоды размножения, миграции, линьки и другие биологические явления у животных и растений, т. е. регулирует ритмику их суточной и сезонной жизни

Сигналом о приближении зимы служит уменьшение длины дня, которое всегда тесно связано с последующим похолодани­ем. В течение года длина дня изменяется строго закономерно и не подвержена колебаниям, подобным колебаниям других экологических факторов.

Ритмические изменения морфологических (форма и строе­ние организма), биохимических и физиологических свойств и функций организмов под влиянием чередования и длительности освещения называются фотопериодизмом. Под фотопериодиче- ским контролем находятся практически все метаболические про­цессы, связанные с развитием и размножением растений и жи­вотных. По отношению к фотопериодизму растения делятся на три типа:

Растения короткого дня (зацветание и плодоношение наступает при 8-12-часовом освещении). Это растения южных районов (гречиха, просо, подсолнечник, конопля и др.).

Растения длинного дня (требуют удлинения дня до 16­20 часов). В умеренных широтах большинство растений при­надлежит к растениям длинного дня. Северными длинноднев­ными растениями являются рожь, ячмень, овес, лук, лен, мор­ковь.

Растения, нейтральные к длине дня. Среди таких рис- тений можно назвать виноград, бархатцы, флоксы, сирень.


 

Животные, особенно насекомые, также чутко реагируют на продолжительность дня. Только в условиях длинного дня развиваются капустная белянка, березовая пяденица. В то же время многие совки, тутовый шелкопряд, саранчовые - типич­ные представители насекомых короткого дня.

Для растений свойственно состояние покоя, характери­зующееся прекращением роста и замедлением физиолого­биохимических процессов. Если растение не впадает в состоя­ние покоя, то зимой оно вымерзает.

Различают органический, глубокий и вынужденный по­кой растений.

Органический покой. Характерен для плодов, клубней, почек. Так, картофель осенью даже при высоких температурах не прорастает. Осенью и ранней зимой не распускаются почки срезанных с дерева и поставленных в воду ветвей. В течение органического покоя в растении происходят изменения в нук­леиновом и белковом обмене в эмбриональных клетках и тка­нях, что обеспечивает возобновление нормального роста весной.

Глубокий покой. Наступает одновременно с органиче­ским или после него и обусловливает морозоустойчивость рас­тений.

Вынужденный покой. Проявляется в том, что растения длительное время не приступают к росту из-за неблагоприят­ных условий. Это часто бывает весной.

У животных приспособления к переживанию неблагоприят­ных сезонных явлений более многообразны, чем у растений. Во время зимовки у животных происходит перестройка метаболизма, в результате чего у одних видов повышается холодостойкость, у других - уровень теплообразования. У птиц и млекопитающих наблюдается линька, смена шерстного и перьевого покровов. Своеобразным приспособлением к неблагоприятным сезонным явлениям служит спячка.

Она может наступить на любой стадии развития. Различают летнюю и зимнюю спячку. Летняя наблюда­ется при слишком высоких температурах и снижении влажности воздуха, зимняя - при понижении температуры. В период спячки у животных значительно (в 10-20 раз) снижается уровень обмена веществ и потребление кислорода. В результате млекопитающие и особенно пресмыкающиеся, земноводные и большинство беспо­звоночных впадают в глубокое оцепенение. Однако у некоторых млекопитающих в состоянии так называемого зимнего сна снижение интенсивности обмена веществ невелико. Например, бурые медведи в этот период даже рождают детенышей.

Для членистоногих, особенно насекомых, характерна диапау­за, т. е. временная приостановка развития. У каждого вида она наступает на определенной стадии жизненного цикла и часто вне видимой и непосредственной связи с факторами внешней среды. К примеру, у кольчатого шелкопряда диапауза наблюдается в фа­зе яйца и продолжается с середины лета до весны следующего года; у соснового шелкопряда диапауза наступает в фазе гусени­цы; у капустной белянки - в фазе куколки; у крапивниц, лимон­ниц и других бабочек, появляющихся ранней весной, диапауза наступает осенью, во взрослом состоянии.

Широко распространенным приспособлением к неблагопри­ятным условиям у многих высших животных являются миграции, т. е. закономерные перемещения в определенном направлении, выработавшиеся в процессе исторического развития. Так, при высыхании растительности на возвышенностях многие грызуны перекочевывают в пониженные места. Постоянно кочуют в поис­ках корма северные олени. Значительные миграции совершают перелетные птицы.

Особым приспособлением к неблагоприятным условиям служит анабиоз - состояние организма, при котором жизненные процессы настолько замедляются, что отсутствуют все видимые признаки жизни. Это состояние наиболее характерно для спор, сухих семян растений, высохших лишайников, для простейших одноклеточных животных, коловраток, круглых червей, некото­рых членистоногих. С помощью анабиоза организмы могут пере­носить неблагоприятные условия, например, крайне низкие тем­пературы.

Вопросы и задания

Что такое фотопериодизм и какое значение он имеет в природе?

Приведите примеры растений короткого и длинного дня, а также нейтральных к длине дня.

Приведите примеры дневных, сумеречных и ночных животных.

Объясните, что такое органический, глубокий, вынуж­денный покой, спячка, диапауза, миграции, анабиоз.

Фотопериодизм: весна, лето, осень, зима

 

 

 

Биологические ритмы Фотопериодизм

 

 

 

Спячка. Популярная наука с Анной Урманцевой.

 

 

 

Миграции птиц (рассказывает орнитолог Сергей Харитонов)

 

 

 

Анабиоз

 

 

 

Зимний анабиоз лягушек

 

 

Ресурсы:

С. В. Алексеев. Экология: Учебное пособие для учащихся 9 класса общеобразовательных учреждений разных видов. СМИО Пресс, 1997. - 320 с

Сайт YouTubehttps://www.youtube.com /

Хостинг презентаций

http://ppt4web.ru/nachalnaja-shkola/prezentacija-k-uroku-okruzhajushhego-mira-vo-klasse-chto-takoe-ehkonomika.html


 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Хорошая разработка. Мне нравится.

9 January 2018