12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Панагушина Елена Аркадьевна72139
Методист МКУ ДО Оричевского Дома творчества
Россия, Кировская обл., п. Оричи

Методическое пособие уроков с видеоматериалами

Тип урока - комбинированный

Методы: частично-поисковый, про­блемного изложения, репродуктивный, объясни­тельно-иллюстративный.

Цель:

- осознание учащимися значимости всех обсуждаемых вопросов, умение строить свои отношения с природой и обществом на основе уважения к жизни, ко всему живому как уникальной и бесценной части биосферы;

Задачи:

Образовательные: показать множественность факторов, действующих на организмы в природе, относительность понятия «вредные и полезные факторы», многообразие жизни на планете Земля и варианты адаптаций живых существ ко всему спектру условий среды обитания.

Развивающие: развивать коммуникативные навыки, умения самостоятельно добывать знания и стимулировать свою познавательную активность; умения анализировать информацию, выделять главное в изучаемом материале.

Воспитательные: 

Воспитывать культуру поведения в природе, качества толерантной личности, прививать интерес и любовь к живой природе, формировать устойчивое положительное отношение к каждому живому организму на Земле, формировать умение видеть прекрасное.

УУД

Личностные: познавательный интерес к экологии.. Понимание не­обходимости получения знаний о многообразии биотических связей в природных со­обществах для сохранения естественных биоценозов. Способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе. Потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников

Познавательные: умение работать с различными источниками информации, пре­образовывать её из одной формы в другую, сравнивать и анализировать информацию, делать выводы, готовить сообщения и презентации.

Регулятивные: умение организовать самостоятельно выполнение заданий, оценивать правильность выполнения работы, рефлексию своей деятельности.

Коммуникативные: участвовать в диалоге на уроке; отвечать на вопросы учителя, товари­щей по классу, выступать перед аудиторией, используя мультимедийное оборудование или другие средства демонстрации

Планируемые результаты

Предметные: знать - понятия «среда обитания», «экология», «экологические факторы» их влияние на живые организмы, «связи живого и неживого»;. Уметь - определять понятие «биотические факторы»; характеризовать биотические факторы, приводить примеры.

Личностные: высказывать суждения, осуществлять поиск и отбор информации; анализировать связи, сопоставлять, находить ответ на проблемный вопрос

Метапредметные: связи с такими учебными дисциплинами как биология, химия, физика, география. Планировать действия с поставленной целью; находить необходимую информацию в учебнике и справочной литературе; осуществлять анализ объектов природы; делать выводы; сформулировать собственное мнение.

Форма организации учебной деятельности – индивидуальная, групповая

Методы обучения: наглядно-иллюстративный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, самостоятельная работа с дополнительной литературой и учебником, с ЦОР.

Приемы: анализ, синтез, умозаключение, перевод информации с одного вида в другой, обобщение.

Изучение нового материала

Экология и война

Мощным разрушительным фактором воздействия человека на окружающую среду всегда была война.

Обратившись к истории, мы увидим, что войны были посто­янным спутником человека. С 1496 г. до н. э. по 1861 г. люди воевали 3130 лет и только 227 лет жили в мире. В период 1900­1938 гг. произошло 24 войны, а в 1946-1979 гг. - 130 войн.

Со временем увеличилось не только количество войн, но и размер территории, на которой они разворачивались. В Европе Первая мировая война разразилась на площади 200 тыс. км2, Вторая охватила около 3,3 млн. км2.

Человеческих жертв со временем становилось все больше и больше. Учеными подсчитано, что в наполеоновских войнах по­гибло 3,7 млн. человек, в Первой мировой войне - 10 млн., во Второй (вместе с гражданским населением) - 55 млн., а за все войны XX века - 100 млн. человек.

Попытаемся проанализировать, как военные действия отра­жались на состоянии окружающей среды.

Еще в средние века вокруг городов возводились многочис­ленные укрепления: крепостные валы, рвы, наполненные водой, и др. Гораздо сильнее был изменен рельеф во время Второй миро­вой войны: были построены многочисленные доты, дзоты, тран­шеи и другие укрепления. Взрывы снарядов и мин изменяли по­верхность земли, оставляя воронки, перемешивая почву и грунты. От взрывов иногда нарушались водоносные горизонты, и грунто­вые воды выходили на поверхность, заболачивая значительные территории. Не менее разрушительными являются последствия военных действий в горах. Камнепады и сходы лавин - вот неко­торые результаты горной войны. Таким образом, литогенная ос­нова ландшафтов во время войн значительно нарушалась, что сказывалось и на других компонентах ландшафта.

Очень опасной для экосистем является ударная волна, возни­кающая во время бомбардировки. Она разрушает почвенный покров, растительность, убивает животные организмы, т. е. наруша­ет всю систему связей между компонентами экосистемы.

Военное уничтожение леса представляет собой разрушение од­ного из главных компонентов и регуляторов биосферы. Так, в запо­веднике Беловежская пуща в течение Первой мировой войны пло­щадь леса уменьшилась на 25%, а во время Великой Отечественной войны было вырублено и повреждено 20 млн. га леса. Во время вой­ны во Вьетнаме в период 1961-1973 гг. применялись гербициды; бы­ло уничтожено 568 тыс. га и сильно повреждено 5,6 млн. га леса, уничтожено 36,3 тыс. га посевов сельскохозяйственных культур.

Еще более серьезные результаты получены при анализе воз­можных последствий ядерной войны

В конце 70-годов в Институте Макса Планка (Германия) на­чали изучать свойства облаков сажи, которые могут образоваться при крупномасштабном пожаре после ядерных ударов по горо­дам. Оказалось, что эти облака могут возникнуть на уровне верхних слоев тропосферы и будут практически полностью экраниро­вать солнечный свет. Под их пологом установится абсолютная темнота, произойдет резкое понижение температуры.

В начале 80-х годов в Корнелльском университете (США) К. Саганом и его коллегами было разработано несколько сцена­риев ядерной войны, которые опирались на расчеты, проведенные в ФРГ. Согласно этим сценариям, использования даже незначи­тельной части накопленного ядерного оружия достаточно, чтобы над всеми основными городами северного полушария повисли не­проницаемые для солнечных лучей сажевые облака.

Следующий научный шаг был сделан в Вычислительном центре АН СССР группой ученых под руководством Н. Н. Моисеева, где уже был создан первый вариант математической модели биосферы.

В Центре была создана вычислительная система, способная имитировать и оценивать особенности глобальных процессов, протекающих в биосфере, и прежде всего в атмосфере и океане. Система была использована для изучения разнообразных послед­ствий ядерной войны по всевозможным сценариям.

В результате исследований оказалось, что все возникшие са­жевые облака уже в течение первого месяца после катастрофы сольются и окутают Землю сплошным, почти непроницаемым покрывалом. Практически по всей суше установится отрицатель­ная температура - «ядерная зима».

Возвращение к нормальным условиям будет проходить крайне медленно. Даже через год атмосфера еще не полностью очистится от сажи, и параметры биосферы будут существенно отличаться от современных. Исследования 1983 г. со всей очевидностью показа­ли, что ядерная война губительна для всего человечества. Сам факт ядерного взрыва уже несет в себе возмездие - в случае ядерной войны человека ожидает смерть, где бы он ни находился.

После небольшого обзора последствий военных действий на состояние окружающей среды мы подходим к осмыслению «эко­логического императива» - понятия, предложенного академиком

Н. Н. Моисеевым. Императив означает повеление, настоятельное требование. Экологический императив - это, прежде всего, объ­ективное требование учитывать в отношениях общества с при­родой уязвимость природной среды, т. е. не допускать превы­шения ее «пределов прочности», не вступать с ней в противоре­чие, не допускать негативных необратимых процессов. Экологи­ческий императив обязателен для всех: государственных деятелей, ответственность которых в настоящее время чрезвычайно велика, хозяйственных руководителей, ученых и каждого из нас - жителей планеты Земля. Экологический императив предполагает запрет во­енного решения конфликтных ситуаций между государствами.

Противоречие между человеком и остальной биосферой, частью которой он является, - одно из центральных противоречий эпохи, от способа разрешения которого зависит наша общая судьба.

Таким образом, требование такой организации общества, ко­торая смогла бы обеспечить дальнейшее развитие Ьото 5ар1еп8 как биологического вида, совершенно оправданно. Экологиче­ский императив - одна из характернейших особенностей совре­менного этапа истории человечества.

Вопросы и задания

1.Каким образом военные действия отражаются на со­стоянии окружающей среды?

2.Какими возможными последствиями грозит людям ядерная война?

3.В чем заключается смысл экологического императива?

Теория заговора. Фильм 2-й. Экология массового поражения

 

 

 

 

 Расходы на войну, экология, альтернатива.

 

 

 

"Война и экология"

 

 

 

Ресурсы:

С. В. Алексеев. Экология: Учебное пособие для учащихся 9 класса общеобразовательных учреждений разных видов. СМИО Пресс, 1997. - 320 с

Сайт YouTubehttps://www.youtube.com /

Хостинг презентаций

http://ppt4web.ru/nachalnaja-shkola/prezentacija-k-uroku-okruzhajushhego-mira-vo-klasse-chto-takoe-ehkonomika.html


 

Опубликовано в группе «Учебный фильм - окружающий мир, естествознание, краеведение»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.