Урок экологии в 9 классе на тему «Что такое смог?»

1
0
Материал опубликован 19 January 2018 в группе

 

Методическое пособие уроков с видеоматериалами

Тип урока - комбинированный

Методы: частично-поисковый, про­блемного изложения, репродуктивный, объясни­тельно-иллюстративный.

Цель:

- осознание учащимися значимости всех обсуждаемых вопросов, умение строить свои отношения с природой и обществом на основе уважения к жизни, ко всему живому как уникальной и бесценной части биосферы;

Задачи:

Образовательные: показать множественность факторов, действующих на организмы в природе, относительность понятия «вредные и полезные факторы», многообразие жизни на планете Земля и варианты адаптаций живых существ ко всему спектру условий среды обитания.

Развивающие: развивать коммуникативные навыки, умения самостоятельно добывать знания и стимулировать свою познавательную активность; умения анализировать информацию, выделять главное в изучаемом материале.

Воспитательные: 

Воспитывать культуру поведения в природе, качества толерантной личности, прививать интерес и любовь к живой природе, формировать устойчивое положительное отношение к каждому живому организму на Земле, формировать умение видеть прекрасное.

УУД

Личностные: познавательный интерес к экологии.. Понимание не­обходимости получения знаний о многообразии биотических связей в природных со­обществах для сохранения естественных биоценозов. Способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе. Потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников

Познавательные: умение работать с различными источниками информации, пре­образовывать её из одной формы в другую, сравнивать и анализировать информацию, делать выводы, готовить сообщения и презентации.

Регулятивные: умение организовать самостоятельно выполнение заданий, оценивать правильность выполнения работы, рефлексию своей деятельности.

Коммуникативные: участвовать в диалоге на уроке; отвечать на вопросы учителя, товари­щей по классу, выступать перед аудиторией, используя мультимедийное оборудование или другие средства демонстрации

Планируемые результаты

Предметные: знать - понятия «среда обитания», «экология», «экологические факторы» их влияние на живые организмы, «связи живого и неживого»;. Уметь - определять понятие «биотические факторы»; характеризовать биотические факторы, приводить примеры.

Личностные: высказывать суждения, осуществлять поиск и отбор информации; анализировать связи, сопоставлять, находить ответ на проблемный вопрос

Метапредметные: связи с такими учебными дисциплинами как биология, химия, физика, география. Планировать действия с поставленной целью; находить необходимую информацию в учебнике и справочной литературе; осуществлять анализ объектов природы; делать выводы; сформулировать собственное мнение.

Форма организации учебной деятельности – индивидуальная, групповая

Методы обучения: наглядно-иллюстративный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, самостоятельная работа с дополнительной литературой и учебником, с ЦОР.

Приемы: анализ, синтез, умозаключение, перевод информации с одного вида в другой, обобщение.

Изучение нового материала

Что такое смог?

Отдельно взятые вещества, загрязняющие воздух, менее опас­ны, чем их смеси. Химические реакции, протекающие непосред­ственно в воздухе, приводят к возникновению дымных туманов - смогов.


 

Смоги возникают при определенных условиях: во-первых, при большом количестве пыли и газов, выбрасываемых в воздух города; во-вторых, при длительном существовании антициклонных условий погоды (областей с высоким атмосферным давлением), ко­гда загрязнители скапливаются в приземном слое атмосферы.

Смоги бывают нескольких типов. Наиболее изучен и известен влажный смог.

Он обычен для стран с морским климатом, где очень часты туманы и высока относительная влажность воздуха. Это спо­собствует смешиванию загрязняющих веществ, их взаимодействию в химических реакциях. Тогда и возникает в 100-200-метровом слое воздуха ядовитый густой грязно-желтый туман - влажный смог

Сухой смог, или, как его называют, смог лос-анджелесского типа, отличается от влажного смога своими свойствами. Воздух в Лос-Анджелесе (США) сухой, поэтому смог образует здесь не туман, а синеватую дымку.

Третий вид смога - ледяной смог, или смог аляскинского ти­па. Он возникает в Арктике и .Субарктике при низких температу­рах в антициклоне. В этом случае выбросы даже небольшого ко­личества загрязняющих веществ приводят к возникновению густо­го тумана, состоящего из мельчайших кристалликов льда и, на­пример, серной кислоты.

Смоги разных типов характерны для многих крупных городов мира, в том числе и ряда городов нашей страны, где существуют физико-географические условия, благоприятные для возникнове­ния смога. Эти города, как правило, расположены в горных кот­ловинах, где застаивается воздух. Смоги бывают, например, в Ке­мерово, Новокузнецке, Братске, а также Ереване, Алма-Ате. В таких городах недопустимо даже небольшое повышение промыш­ленного загрязнения воздуха, а количество автомобилей должно быть ограничено. К сожалению, в среднем по стране в настоящее время обезвреживается лишь около 80% вредных веществ от стационарных источников выбросов, а в ряде городов их значительно меньше.


 

Вопросы и задания

1.Что называется смогом?

2Как и где возникают различные виды смога?

Китай: это был не просто смог

 

 

 

Откуда взялся смог над Уфой?

 


 

Ресурсы:

С. В. Алексеев. Экология: Учебное пособие для учащихся 9 класса общеобразовательных учреждений разных видов. СМИО Пресс, 1997. - 320 с

Сайт YouTubehttps://www.youtube.com /

Хостинг презентаций

http://ppt4web.ru/nachalnaja-shkola/prezentacija-k-uroku-okruzhajushhego-mira-vo-klasse-chto-takoe-ehkonomika.html

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.