Урок биологии в 6 классе на тему «Корень как орган растения»
Методическое пособие разработки уроков биологии 6класс
Тип урока - комбинированный
Методы: частично-поисковый, проблемного изложения, репродуктивный, объяснительно-иллюстративный.
Цель:
- осознание учащимися значимости всех обсуждаемых вопросов, умение строить свои отношения с природой и обществом на основе уважения к жизни, ко всему живому как уникальной и бесценной части биосферы;
Задачи:
Образовательные: показать множественность факторов, действующих на организмы в природе, относительность понятия «вредные и полезные факторы», многообразие жизни на планете Земля и варианты адаптаций живых существ ко всему спектру условий среды обитания.
Развивающие: развивать коммуникативные навыки, умения самостоятельно добывать знания и стимулировать свою познавательную активность; умения анализировать информацию, выделять главное в изучаемом материале.
Воспитательные:
Формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде.
Формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни
УУД
Личностные:
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину;
Формирование ответственного отношения к учению;
3) Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики.
Познавательные: умение работать с различными источниками информации, преобразовывать её из одной формы в другую, сравнивать и анализировать информацию, делать выводы, готовить сообщения и презентации.
Регулятивные: умение организовать самостоятельно выполнение заданий, оценивать правильность выполнения работы, рефлексию своей деятельности.
Коммуникативные: Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.
Планируемые результаты
Предметные: знать - понятия «среда обитания», «экология», «экологические факторы» их влияние на живые организмы, «связи живого и неживого»;. Уметь - определять понятие «биотические факторы»; характеризовать биотические факторы, приводить примеры.
Личностные: высказывать суждения, осуществлять поиск и отбор информации; анализировать связи, сопоставлять, находить ответ на проблемный вопрос
Метапредметные:.
Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.
Формирование навыка смыслового чтения.
Форма организации учебной деятельности – индивидуальная, групповая
Методы обучения: наглядно-иллюстративный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, самостоятельная работа с дополнительной литературой и учебником, с ЦОР.
Приемы: анализ, синтез, умозаключение, перевод информации с одного вида в другой, обобщение.
Цели: сформировать понятие о корне как о вегетативном органе растения, о развитии корня, о типах корневых систем, об особенностях их строения и образования; дать представление о функциях корня; раскрыть значение знаний о развитии корневых систем для растениеводства; продолжить формирование навыка грамотного выполнения и оформления лабораторных работ.
Оборудование и материалы: комнатные растения, гербарий растений со стержневой и мочковатой корневой системой, таблицы: «Строение корня растения», «Вегетативные органы растения», «Цветковое растение и его органы», проростки фасоли, гороха, кукурузы, луковицы с корнями; небольшой мячик (лучше мягкий, например поролоновый).
Ключевые слова и понятия: значение корня, почвенное питание, главный корень, боковые корни, придаточные корни, корневая система, стержневая и мочковатая корневая система, прищипывание (пикировка); видоизменения корней: корнеплоды, корневые клубни, бактериальные клубеньки, воздушные корни, дыхательные корни, столбовидные корни, корни-прицепки, досковидные корни.
Фронтальный опрос
Выберите верные утверждения.
Семена большинства растений состоят в основном из воды и минеральных веществ.
Семена большинства растений состоят в основном из органических вещест
Семена пшеницы, риса, кукурузы богаты жирами.
Семена гороха, фасоли, бобов содержат большое количество белка.
Подсолнечник, лен, клещевина являются масличными культурами.
Клейковина - это особый вид растительного крахмала.
Клейковина - это растительный белок.
Семена с поврежденными семядолями или эндоспермом прорастают быстрее.
Наличие запасных питательных веществ является важнейшим условием прорастания семян.
При посадке выбирают более крупные семена, так как из них вырастают более мощные проростки.
Игра «Ты — мне, я — тебе»
Учащимся дается домашнее задание придумать по несколько вопросов по теме «Семя», чтобы они отличались от вопросов к параграфу. Для игры также понадобится небольшой мячик (лучше взять мягкий, например поролоновый).
Учитель начинает игру: бросает мячик одному из учеников и задает вопрос. Ученик отвечает на вопрос и бросает мячик любому другому ученику класса, задавая свой вопрос. Тот, поймав мячик, отвечает на вопрос и бросает его следующему ученику. Если кто-нибудь затрудняется ответить, ему помогает сосед по парте или ученик, сидящий перед ним или за ним
Рассказ учителя с элементами беседы
Сегодня мы с вами будем говорить о корне.
Каким органом является корень? (Корень — вегетативный орган растения.)
Какова основная функция корня? (Корень укрепляет растение в почве, при помощи него растение получает воду и минеральные вещества, т. е. корень обеспечивает почвенное питание растения.)
Вспомните, какой орган первым появляется из семени.
Маленький зародышевый корешок растет, постепенно удлиняется и утолщается, превращаясь в сильный корень, способный удержать целое растение. Представьте себе, насколько мощной должна быть корневая система у таких растений, как сосна или дуб, чтобы удержать ствол со всеми ветками и листьями! Для того чтобы приблизительно представить себе, какие нагрузки испытывает корень, попробуйте в сильный ветер раскрыть зонт и удержать его в руках.
А кто из вас пробовал вырвать с корнем одуванчик, лопух или, к примеру, полынь? Насколько сложно это сделать? Почему?
На протяжении всей жизни у растения образуются новые корни и растут старыео. С вокупность всех корней растения называется корневой системой.
Рассмотрим строение корневых систем различных растений.
(Учитель демонстрирует гербарии растений с различной корневой системой, а также проросшие семена фасоли, гороха, зерновки пшеницы, кукурузы, проросшую луковицу лука.)
Если посмотреть на корневую систему фасоли, гороха, тыквы, одуванчика, мы четко увидим основной, наиболее ярко выраженный корень, от которого отходят корешки поменьше. Этот корень называют главным, а корешки, которые растут от главного корня, называют боковыми. От стеблевой части побега отходят придаточные корни. Они как будто дополняют основную корневую систему растения. Цель, с которой окучивают некоторые сельскохозяйственные культуры, такие, как картофель и капуста, — увеличение числа придаточных корней. Корневую систему, где главный корень четко выражен, называют стержневой.
Но если мы посмотрим на корневые системы пшеницы, ржи, овса, пырея, лука, то главного корня там не увидим, а увидим большое количество равноценных придаточных и боковых корней. Такая корневая система называется мочковатой.
Основываясь на примерах растений с той и другой корневой системой, подумайте, какие растения имеют ту или иную корневую систему. (Ответы учащихся.)
Чаще всего двудольные растения имеют стержневую корневую систему, а однодольные — мочковатую.
Закрепление знаний и умений
Ответьте на вопросы.
Каковы основные функции корня?
Какие виды корней вы знаете?
Какие типы корневых систем вы знаете?
Какая корневая система чаще всего встречается у двудольных растений?
Какая корневая система чаще всего встречается у однодольных растений?
Можно ли управлять развитием корневой системы растения?
Для чего это нужно?
Какие растения образуют корнеплоды?
Какова функция клубеньков на корнях бобовых растений?
Какие еще видоизменения корней вы можете назвать?
Творческое задание. Зарисовать различные видоизменения корней: корнеплоды, корневые клубни, бактериальные клубеньки, воздушные корни, дыхательные корни, столбовидные корни, корни-прицепки, досковидные корни. Их изображение можно найти в дополнительной литературе.
Задания для учеников, интересующихся биологией.
Вырастить несколько растений фасоли. У трех из них удалить кончик корня (провести пикировку), а три оставить без изменения. Посадить растения в ящик для рассады, поставить его на подоконник и не забывать поливать. Через 2 недели аккуратно выкопать все растения, промыть корни и сравнить между собой. Какие изменения произошли с корневой системой пикированной рассады? Как вы это объясните? Загербаризировать результат вашего опыта, подписать и отдать учителю для кабинета биологии.
Провести опыт с проростками фасоли или бобов. Взять проросток и при помощи туши нанести на главный корень метки на равном расстоянии друг от друга. Посмотреть на проросток на следующий день. Что произошло с метками? О чем говорит такое изменение? Подготовить доклад о проделанном опыте.
Корень. Функции и виды корней.
Виды корней и корневых систем
Ботаника. Корень
Ресурсы:
И.Н. Пономарёва, О.А. Корнилова, В.С. Кучменко Биология : 6 класс : учебник для учащихся общеобразовательных учреждений
Серебрякова Т.И., Еленевский А. Г., Гуленкова М. А. и др. Биология. Растения, Бактерии, Грибы, Лишайники. Пробный учебник 6—7 классов средней школы
Н.В. Преображенская Рабочая тетрадь по биологии к учебнику В В. Пасечника «Биология 6 класс. Бактерии, грибы, растения»
В.В. Пасечника. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений Уроки биологии. 5—6 классы
Калинина А.А. Поурочные разработки по биологии 6класс
Вахрушев А.А., Родыгина О.А., Ловягин С.Н. Проверочные и контрольные работы к
учебник «Биология», 6-й класс
Биоуроки http://biouroki.ru/material/lab/2.html
Сайт YouTube: https://www.youtube.com /
Хостинг презентаций