Урок окружающего мира в 3 классе на тему «Размножение и развитие животных»
Класс: 3.
Тема: Размножение и развитие животных
Цель: — формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
Задачи урока:
-Познакомить учащихся с особенностями размножения животных разных групп.
-Сформировать представление о последовательности развития животных разных групп.
-В ходе урока развивается любознательность, связная речь; умение рассуждать, наблюдать, обобщать, делать выводы, а также работать в парах.
Оборудование: компьютер, медиапроектор, презентация Power Point, таблицы развития представителей разных групп животных.
Ход урока
1.Орг.момент
2. Подготовка к восприятию нового материала, повторение изученного ранее.
Давайте вспомним, в какие основные группы учёные объединяют животных. (Насекомые, рыбы, птицы, пресмыкающиеся, земноводные, млекопитающие. А также черви, моллюски, паукообразные, ракообразные.)
А в какие группы можно объединить животных, учитывая то, чем они питаются? (Растительноядные, плотоядные, всеядные.)– Приведите примеры.
3. Изучение нового материала: Размножение и развитие насекомых
У насекомых есть самцы и самки. Таким образом, насекомые – раздельнополые обитатели нашей планеты. Как у большинства видов живности, самцы и самки насекомых имеют различия, которые могут выражаться, например, яркой окраской, размерами – самцы чаще всего больше, однако бывают и исключения.
Это, конечно же, необходимо, чтобы самка и самец могли найти друг друга. Разные насекомые ведут поиски совершенно по-разному. Кто-то поет песни-серенады, а кто-то светится, как маленький фонарик, как, например, жучки-светлячки. Некоторые насекомые испускают запахи, иногда ароматные (брюквенницы пахнут листьями лимона), а иногда не очень приятные для человеческого носа.
Итак, самка и самец нашли друг друга. Самка отложила яйца.
Думаю, теперь пришла пора узнать, как же будет происходить дальнейшее развитие будущего насекомого.
Слайд-4
Предлагаю провести наблюдения за бабочкой под названием крапивница.
Отложив яйцо на лист кормового растения, самка больше не тревожится за дальнейшую судьбу своего потомства. Она не следит за тем, как из яйца появится личинка (у бабочек она называется гусеницей). Это очень прожорливое существо, которое совсем не похоже на своих родителей. Гусеница усиленно питается, растёт и линяет.
Через некоторое время наступит следующий этап развития: гусеница превратится в куколку. Это и впрямь неподвижная куколка, которая прикрепляется к поверхности листа и ждёт очередного этапа – появления взрослого насекомого.
Итак, давайте создадим схему развития насекомого на примере бабочки адмирал. (Яйцо, гусеница, куколка, взрослое насекомое.)
Здесь нужно заметить, что не все насекомые идут по такому пути развития. Среди представителей этой группы животных встречаются и такие, у которых не бывает стадии куколки, а личинка похожа на взрослое насекомое. Например, это кузнечики и стрекозы.
-Чтение по книге с.100(Размножение и развитие насекомых)
4. Изучение нового материала: Размножение и развитие рыб.
Слайд-5
Чтобы иметь представление о размножении и развитии рыб, давайте несколько подробнее познакомимся с жизнью горбуши. В брачный период у самца горбуши изменяется окраска, искривляются челюсти, а на спине вырастает горб. Самка при этом не изменяется.
Слайд 6-7
Самка вымётывает в воду икру, а самец поливает её молоʹками. Из каждой отдельной икринки может развиться личинка. Из личинки развивается малёк, а из малька – взрослая рыба.
Слайд 8-13(Развитие земноводных)
-Ребята, а кто входит в группу земноводных?
Сейчас мы с вами посмотрим развитие и размножение земноводных.
Самки лягушек и жаб откладывают в воду икру. Через несколько дней из икринок выходят головастики, которые больше похожи на маленьких рыбок, чем на взрослых земноводных. Головастики живут в воде, питаются. Растут и постепенно превращаются во взрослых лягушек или жаб.
Слайд 14-25(Развитие пресмыкающихся)
Самки змей, черепах, крокодилов откладывают яйца. Из яиц вылупляются маленькие змейки, черепашки, крокодильчики. Они растут и постепенно превращаются во взрослых животных.
Чтение по книге с.102
5. Изучение нового материала: Размножение и развитие птиц.
Слайд 26-31
Давайте, основываясь на своём жизненном опыте, попробуем составить цепочку развития птицы. (Яйцо, птенец, взрослая птица.)
– Молодцы! И здесь необходимо обратить внимание на следующие особенности развития птиц.
Все птицы размножаются на суше.
Большинство птиц строит гнёзда.
Птицы насиживают яйца, согревая их теплом своего тела.
Родители вскармливают птенцов и защищают от врагов.
Чтение по книге с.102-103
6. Изучение нового материала: Размножение и развитие млекопитающих.
Слайд 32-39
– Только что мы сделали вывод, что птицы – очень интересная группа животных, которая заботится о своём потомстве. А какая ещё группа животных заботится о своём потомстве? (Млекопитающие.)
– Правильно. Давайте сделаем вывод.
Млекопитающие рождают живых детёнышей.
Мать выкармливает их молоком, ухаживает за ними, охраняет, обучает добывать пищу, защищаться от врагов.
Чтение по книге с.103-104
7. Итог урока.
Как называется личинка бабочки? (Гусеница.)
Кто развивается из личинки рыбы? (Малёк.)
В чём сходство размножения птиц и насекомых? (Откладывают яйца.)
В чём сходство размножения птиц и млекопитающих? ( Заботятся о потомстве.)
После этого дети работают в рабочих тетрадях, с 60 №1, 2 (самостоятельно)-проверка написанного.
№3-работа в парах.
8.Д/З