Интегрированный урок русского языка и музыки с использованием ЦОР в 6 классе « Подготовка к сочинению-описанию зимней природы по личным впечатлениям»
Интегрированный урок русского языка и музыки
с использованием ЦОР
МАОУ «Октябрьская СОШ»
Завьяловского района
Удмуртской Республики.
Учитель музыки Яковлев Игорь Сергеевич
МБОУ Игринская СОШ №1
Удмуртской Республики.
Учитель русского языка и литературы
Яковлева Ирина Сергеевна
Класс: 6
Тема учебного занятия: Подготовка к сочинению-описанию зимней природы по личным впечатлениям.
Продолжительность учебного занятия: 80 минут(два спаренных урока)
Тип учебного занятия: урок развития речи
Оборудование:
ноутбук
проектор
экран
Ход учебного занятия
Этап учебного занятия | Время | Цель | Компетенции | Метод | Форма | Используемые ЦОР | | |||||||||||||||||||
Знания | Умения | | ||||||||||||||||||||||||
1.Организационный момент. Формулировка цели урока. | 12 | Мобилизация внимания учащихся, повторение правописания словарных слов, определение цели урока. | Требования учителя к организации урока | Умение по опорным словам определять цель урока. | Объяснительно- иллюстративный, частично-поисковый | Фронтальная, индивидуальная | 1 слайд | | ||||||||||||||||||
Деятельность учителя | Деятельность ученика | | ||||||||||||||||||||||||
Дорогие ребята! На дворе прекрасная погода, и наш сегодняшний урок хочется посвятить самому сказочному времени года – зиме. Запишите число, классная работа, оставьте место для темы. А начнём мы наш урок с небольшого словарного диктанта. Словарный диктант: пр ...рода , оп..сание, з..ма, с..чинение, пейзаж. Объясните пропущенные орфограммы в словах, дайте их значение.. В каком слове нет пропущенных букв?Прочитайтеего. На какой слог падает ударение? Посмотрите внимательно на слово и назовите орфограммы, присутствующие в нем? Слово ПЕЙЗАЖ пришло к нам из французского языка и образовано от слова PAUS – страна, местность. Подберите однокоренные слова и определите ,к какой части речи они относятся? С помощью какой морфемы образовано? Как мы назовем художника, который пишет пейзажи? Найдите значение слова ПЕЙЗАЖ на 8 странице учебника . Прочитайте. Мы раскрыли с вами значение слова ПЕЙЗАЖ. Кто сможет сформулировать цель нашего урока, опираясь на слова словарного диктанта? Записываем тему. Подготовка к сочинению. | Слушают, записывают, отвечают на вопросы, объясняют значение слов, формулируют цели урока и тему. | | ||||||||||||||||||||||||
Этап учебного занятия | Время | Цель | Компетенции | Методы | Формы | Используемые ЦОР | | |||||||||||||||||||
Знания | Умения | | ||||||||||||||||||||||||
3.Актуализация знаний . Проверка домашнего задания | 13 | Проверить выполнение домашнего задания | Знать поэтов, посвятивших свои произведения описанию зимней природы | Уметь выразительно читать стихотворные строчки поэтов о русской природе | Объяснительно-иллюстративный. | Фронтальная, индивидуальная | 2 слайд | | ||||||||||||||||||
Деятельность учителя | Деятельность ученика | | ||||||||||||||||||||||||
Ребята, нравится ли вам зима? Чем нравится? А вот отношение к зиме поэта П.Вяземского: Волшебницей-зимой Весь мир преобразован. Перепишите. Вставьте пропущенные буквы .Найдите ключевые слова. Подчеркните. Почему поэт называет зиму волшебницей? А как другие поэты описывают зиму? Найдите описание зимы в своих карточках, которые вы приготовили дома. Послушайте, как описывается зима в музыкальном произведении П Чайковского Времена года.(слово учителя музыки о произведении и беседа о музыкальных впечатлениях. ) | Записывают слова П. Вяземского в тетрадь ,вставляют пропущенные буквы, слушают, наблюдают, сравнивают, обобщают, отвечают на вопросы, зачитывают описание зимы со своих карточек. | | ||||||||||||||||||||||||
Этап учебного занятия | Время | Цель | Компетенции | Методы | Формы | Используемые ЦОР | | |||||||||||||||||||
Знания | Умения | | ||||||||||||||||||||||||
4.Объяснение нового материала | 30 | Проанализировать текст И. Бунина, научить на примере данного текста составлять свой текст-описание природы, повторить изученные орфограммы, пунктограммы, средства выразительности. | Тема, основная мысль, художественные средства, стиль, тип речи. | Уметь выделять тему, основную мысль ,различать средства выразительности: эпитеты, метафоры, олицетворения, подбирать синонимы | Объяснительно-иллюстративный. | Фронтальная, парная, индивидуальная | 3-8 слайд | | ||||||||||||||||||
Деятельность учителя | Деятельность ученика | | ||||||||||||||||||||||||
Учитель предлагает прослушать выразительное чтение наизусть прозаического отрывка И. Бунина (упражнение 326).Звучит музыка Антонио Вивальди. Времена года. Зима. -Понравилось чтение? Как мы можем назвать этот текст? -Не заметили ли вы ,какая звучала музыка? -Соответствовала ли музыка этому тексту?(Учитель музыки рассказывает об истории создания произведения и беседует о музыкальных впечатлениях. Сравнение зимнего пейзажа в музыкальном произведении Чайковского и Вивальди.) Далее продолжает учитель русского языка -Найдите строчку, в которой автор передает основную мысль? -От какого слова образовано слово великолепие? -Подберите синонимы к слову великолепный? -А как автор добивается того, чтобы раскрыть основную мысль? -Какие художественные средства мы знаем, поработайте в парах, вспомните. -Найдите и выпишите описание снега, неба, сосен? -Посмотрите, как изображают зиму мастера художники-пейзажисты. | Слушают выразительное чтение наизусть(инд. дом. задание),отвечают на вопросы, определяют тему, основную мысль, выписывают описание снега, неба ,сосен, работают над орфограммами слов. Слушают сообщения по картине Юона, Грабаря.(инд. дом. задание) Заполняют в парах таблицу синтез.
| | ||||||||||||||||||||||||
Этап учебного занятия | Время | Цель | Компетенции | Методы | Формы | Используемые ЦОР | | |||||||||||||||||||
Знания | Умения | | ||||||||||||||||||||||||
5.Контроль знаний | 20 | Проверить, усвоили ли учащиеся тему | Пейзажная зарисовка | Уметь применять на практике полученные знания. | контрольный | групповая | 4 слайд | | ||||||||||||||||||
Деятельность учителя | Деятельность ученика | | ||||||||||||||||||||||||
-Подведём итоги деятельности. -Чтобы создать свою пейзажную зарисовку ,мы должны с вами определить ЧТО? ДЛЯ ЧЕГО ? КАК? мы будем описывать. Поэтому сейчас вы подберите тему, определите основную мысль, средства выразительности. Работаем в группах. | Работают в группах. Подбирают тему, основную мысль, художественные средства ,создают групповую работу, затем один представитель от группы озвучивает, все остальные оценивают. | | ||||||||||||||||||||||||
Этап учебного занятия | Время | Цель | Компетенции | Методы | Формы | Используемые ЦОР | | |||||||||||||||||||
Знания | Умения | | ||||||||||||||||||||||||
6.Подведение итогов урока. Информирование учащихся о домашнем задании | 5 | Сообщить учащимся о домашнем задании, прокомментировать его. | Приёмы подведения итогов | Уметь выделять главное | Объяснительный | Фронтальная. | 9 слайд | | | | | | ||||||||||||||
Деятельность учителя | Деятельность ученика | | ||||||||||||||||||||||||
Итак, что мы должны сделать для того ,чтобы у нас получилась хорошее сочинение? Домашнее задание: 1.Выбрать тему. 2.Определить основную мысль. 3.Подобрать художественные средства. 2. Понаблюдать. 3. Открыть для читателей что-то новое, удивительное. | Отвечают, слушают, записывают. | |