12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Панагушина Елена Аркадьевна72127
Методист МКУ ДО Оричевского Дома творчества
Россия, Кировская обл., п. Оричи

Методическое пособие разработки уроков биологии 6класс

Тип урока - комбинированный

Методы: частично-поисковый, про­блемного изложения, репродуктивный, объясни­тельно-иллюстративный.

Цель:

- осознание учащимися значимости всех обсуждаемых вопросов, умение строить свои отношения с природой и обществом на основе уважения к жизни, ко всему живому как уникальной и бесценной части биосферы;

Задачи:

Образовательные: показать множественность факторов, действующих на организмы в природе, относительность понятия «вредные и полезные факторы», многообразие жизни на планете Земля и варианты адаптаций живых существ ко всему спектру условий среды обитания.

Развивающие: развивать коммуникативные навыки, умения самостоятельно добывать знания и стимулировать свою познавательную активность; умения анализировать информацию, выделять главное в изучаемом материале.

Воспитательные: 

Формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необ­ходимости ответственного, бережного отношения к окру­жающей среде.

Формирование понимания ценности здорового и без­опасного образа жизни

УУД

Личностные:

воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину;

Формирование ответственного отношения к учению;

3) Формирование целостного мировоззрения, соответ­ствующего современному уровню развития науки и обще­ственной практики.

Познавательные: умение работать с различными источниками информации, пре­образовывать её из одной формы в другую, сравнивать и анализировать информацию, делать выводы, готовить сообщения и презентации.

Регулятивные: умение организовать самостоятельно выполнение заданий, оценивать правильность выполнения работы, рефлексию своей деятельности.

Коммуникативные: Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и дру­гих видов деятельности.

Планируемые результаты

Предметные: знать - понятия «среда обитания», «экология», «экологические факторы» их влияние на живые организмы, «связи живого и неживого»;. Уметь - определять понятие «биотические факторы»; характеризовать биотические факторы, приводить примеры.

Личностные: высказывать суждения, осуществлять поиск и отбор информации; анализировать связи, сопоставлять, находить ответ на проблемный вопрос

Метапредметные:.

Умение самостоятельно планировать пути достиже­ния целей, в том числе альтернативные, осознанно выби­рать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.

Формирование навыка смыслового чтения.

Форма организации учебной деятельности – индивидуальная, групповая

Методы обучения: наглядно-иллюстративный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, самостоятельная работа с дополнительной литературой и учебником, с ЦОР.

Приемы: анализ, синтез, умозаключение, перевод информации с одного вида в другой, обобщение.

Цели: познакомить с многообразием побегов, дать представле­ние о приспособлениях некоторых побегов, о влиянии факторов окружающей среды на их рост и развитие; сформировать пред­ставление о видоизмененных побегах, их строении и функциях; раскрыть значение видоизмененных побегов в жизни растения и для хозяйственной деятельности человека.

Оборудование и материалы: карточки с заданиями, таблицы: «Разнообразие стеблей растений», «Подземные видоизмененные побеги», побеги различных деревьев и кустарников, комнатные растения, гербарии растений с различными видами стеблей, лу­ковица, клубень картофеля.

Ключевые слова и понятия: удлиненный побег, укороченный побег, розеточный побег; классификация побегов по направле­нию роста: прямостоячий побег, лежачий побег (плеть), ползучий побег, вьющийся побег, цепляющийся побег, лазающий побег; видоизменения побегов: усики, колючки, листовидные побеги, корневище, клубень, луковица, столон.

 Ход урока

 Актуализация знаний

Работа с карточками

Учитель заранее готовит карточки с заданиями.

Карточка 1

Нарисуйте побег с очередным листорасположением, приведите примеры растений с таким листорасположением.

Карточка 2

Нарисуйте побег с супротивным листорасположением, приведите примеры растений с таким листорасположением.

Карточка 3

Нарисуйте побег с мутовчатым листорасположением, приведите примеры растений с таким листорасположением.

Карточка 4

Нарисуйте строение вегетативной почки растения, укажите ее ос­новные части.

Карточка 5

Нарисуйте строение генератативной почки растения, укажите ее основные части.

Фронтальный опрос

Ответьте на вопросы.

Что такое конус нарастания?

Какой тканью он образован?

В чем отличие верхушечного роста побега от вставочного?

Для каких растений характерен вставочный рост?

В какой период вставочный рост характерен для древесных побегов?

Как по безлистному побегу древесного растения можно определить тип его листорасположения?

Можно ли по побегу с почками определить, какому расте­нию он принадлежит?

Могут ли на одном побеге располагаться вегетативные и ге­неративные почки?

Каким будет такой побег?

Какова основная функция почечных чешуй?

Изучение нового материала

Рассказ учителя с элементами беседы

Рассматривая побеги различных деревьев и кустарников, мож­но заметить, что годичный прирост на ветках одного и того же дерева может сильно различаться.

Как можно определить, на сколько побег вырос за один год? (Ответы учащихся.)

Это можно узнать по расстоянию между почечными кольцами. Например, некоторые побеги осины за год вытягиваются в длину на десятки сантиметров, а некоторые — за несколько лет всего на несколько сантиметров.

Вспомните, характерен ли вставочный рост для древесных растений. (В целом нехарактерен.)

 

Правильно. Но в каких случаях древесный побег увеличи­вается именно за счет вставочного роста?

После развертывания почек на побеге сильно удлиняются междоузлия. Это и есть вставочный рост побегов древесных ра­стений. Обычно он прекращается достаточно быстро.

Если в результате междоузлия растягиваются достаточно сильно, такие побеги называют удлиненными. Но бывает и так, что междоузлия практически не увеличиваются в размере. В резуль­тате они остаются очень короткими и практически незаметными. Такие побеги называют укороченными.

У древесных растений часто можно встретить на одной ветке оба типа побегов. На укороченных побегах обычно расположены цветки и плоды.

Как вы думаете, какой в этом биологический смысл? (От­веты учащихся.)

Удлиненные побеги очень гибкие, они будут изгибаться под тяжестью плодов. Укороченные побеги более прочные.

У травянистых растений укороченные побеги называются розеточньми. Листья на них расположены очень близко друг к другу и как бы собраны в прикорневые розетки. При таком расположении листьев они не затеняют друг друга и солнечный свет попадает на каждый лист. Такие побеги имеют подорожник, одуванчик, примула, комнатная фиалка.

(Во время рассказа учитель демонстрирует побеги деревьев, комнатные растения, гербарии.)

Как вы думаете, можно ли определить тип листорасполо­жения у растений с розеточными побегами? (Ответы уча­щихся.)

У травянистых растений укороченные побеги чаще всего яв­ляются вегетативными, а цветки и плоды располагаются на удли­ненных побегах.

Как вы считаете, какой в этом биологический смысл? (От­веты учащихся.)

В этом случае цветки выносятся над листьями для облегчения их опыления ветром или насекомыми.

Побеги чаще всего классифицируют по направлению роста.

 Самостоятельная работа учащихся с учебником

Пользуясь текстом учебника самостоятельно запол­ните таблицу.


 

Тип

побега

Строение

Примеры

Пря­мостоя­чий

Стебель направлен вертикально вверх, растет без опоры

Древесные и ку­старниковые растения, многие травянистые: под­солнечник, кукуру­за, рожь, пшеница, люпин, мятлик, ежа

Лежа­чий

(плеть)

Побег стелется вдоль земли, укореня­ется крайне редко, междоузлия неболь­шие, из узлов поднимаются хорошо развитые зеленые листья

Тыква, арбуз, дыня, традесканция, на­стурция, очиток едкий, огурец

Ползу­чий

Стебель имеет длинные междоузлия, стелется по земле, а в местах соприкос­новения узлов с почвой укореняется при помощи придаточных корней

Будра плющевид­ная, луговой чай, живучка ползучая, клевер ползучий, лапчатка гусиная

Вью­щийся

Стебель слабый, не способен самостоя­тельно поддерживать вертикальное по­ложение, поднимается вверх, обвиваясь вокруг опоры. Если опоры нет, стебель стелется по земле (становится лежачим)

Вьюнок полевой, хмель, боб

Цеп­ляю­

щийся

Стебель прикрепляется к опоре (стены, скалы, стволы деревьев) при помощи придаточных корней

Плющ

Лазаю­щий

Стебель слабый, не способен само­стоятельно поддерживать вертикальное положение, цепляется за опору при по­мощи вьющихся усиков

Горох, горошек мышиный, вино­град

(Учитель проверяет заполненную таблицу, взяв на проверку несколько тетрадей, или устно опрашивает учеников. После этого можно продемонстрировать некоторые типы побегов на примере растений, находящихся в кабинете биологии.)

Продолжения рассказа учителя с элементами беседы Растения с вьющимися, цепляющимися и лазающими побе­гами также называют лианами.

Как вы думаете, где разнообразных лиан больше всего?

(В тропических лесах.)

Стебель многих растений, произрастающих в засушливых ме­стах, может видоизменяться, превращаясь в резервуар для воды.

Какие представители подобных растений вам хорошо из­вестны? (Это кактусы.)

(Учитель демонстрирует кактусы, растущие в кабинете био­логии.)

Некоторые деревья, например баобабы и пальмы, способны накапливать влагу в стволе, за счет чего он сильно разбухает и при­обретает выпуклую форму. В засушливый сезон дерево расходует накопленную влагу, в результате чего ствол худеет. Такие деревья называют бутылочными.

Побеги некоторых растений сильно видоизменяются, приоб­ретая причудливую форму. Например, усики винограда, которыми он цепляется за опору, — это видоизмененные побеги. В отличие от него усики гороха — видоизмененные листья. Отдельные ко­роткие побеги груши, вишни, яблони приобретают вид колючек, выполняющих защитную функцию. А стебли иглицы — растения, произрастающего на юге России, — имеют листообразную форму. Очень часто это растение можно увидеть в букетах.

(Если есть возможность, желательно показать учащимся побег иглицы.)

Творческое задание. Описать, как можно дополнительно озеле­нить пришкольный участок, используя особенности направления роста стеблей различных растений. Составить план-схему озеле­нения пришкольного участка. Указать на ней, какие виды расте­ний нужно посадить в том или ином месте. Объяснить свой выбор.

Задание для учеников, интересующихся биологией. Посадить в ящик для рассады небольшой целый клубень картофеля, по­ловину клубня и толсто срезанную кожуру картофеля с почкой. Через две недели оценить результат. Обратить внимание на то, какие побеги окажутся более сильными. Объяснить почему.

Побег и почки

 

 

 

 

Разнообразие побегов: клен, рябина. 

 

 

 

 


 

Видоизменённые надземные побеги

 

 

 

 


 

Видоизменения побегов

 

 

Ресурсы:

И.Н. Пономарёва, О.А. Корнило­ва, В.С. Кучменко Биология : 6 класс : учебник для учащихся общеобразо­вательных учреждений

Серебрякова Т.И., Еленевский А. Г., Гуленкова М. А. и др. Биология. Растения, Бактерии, Грибы, Лишайники. Пробный учебник 6—7 классов средней школы

Н.В. Преображенская Рабочая тетрадь по биологии к учебнику В В. Пасечника «Биология 6 класс. Бактерии, грибы, растения»

 В.В. Пасечника. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений Уроки биологии. 5—6 классы

 Калинина А.А. Поурочные разработки по биологии 6класс

Вахрушев А.А., Родыгина О.А., Ловягин С.Н. Проверочные и контрольные работы к

учебник «Биология», 6-й класс

Биоуроки http://biouroki.ru/material/lab/2.html

Сайт YouTubehttps://www.youtube.com /

Хостинг презентаций

http://ppt4web.ru/nachalnaja-shkola/prezentacija-k-uroku-okruzhajushhego-mira-vo-klasse-chto-takoe-ehkonomika.html

Опубликовано в группе «Учебный фильм - окружающий мир, естествознание, краеведение»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.