12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Колесникова Елена Вавиловна524
учитель биологии и химии
Россия, Удмуртская респ., Вавожский район д.З-Какся, ул.Новая,11
2

Тема: Видоизменения побегов



Класс: 6

План-конспект урока

Тема: Видоизменения побегов.

Цель урока: Познакомиться с видоизменениями побега.

Задачи:

Образовательные (познавательные УУД):

  • Развивать понятия о разнообразии и приспособленности растений, изучить видоизмененные побеги: корневище, клубень, луковица;

Развивающие (регулятивные УУД):

  • Способствовать развитию базовых компетентностей, через обучение умению  находить необходимые сведения в тексте учебника, делать выводы по результатам лабораторной работы;
  • Совершенствовать общеучебные умения учащихся (работа с наглядным материалом, рабочим листом, таблицей, сравнение полученной информации, обобщение полученных знаний);
  • Продолжить развитие коммуникативных умений учащихся (умение ясно, кратко и точно излагать свои мысли; задавать вопросы и отвечать на них; работать в паре; сосредотачивать внимание на конкретном изучаемом материале).

Воспитывающие (коммуникативные и личностные УУД):

  • Воспитывать у учащихся культуру общения и учебного труда в ходе урока, просмотра презентации и выполнения заданий;

Оборудование: компьютер, лупы, луковицы, клубни картофеля, йод, листы с лабораторной работой, чистые листы, тесты и таблицы. презентация

 

Ход урока.

1. Организационный момент.

Психологический настрой на урок. Здравствуйте ребята! Я рада видеть вас всех сегодня! Давайте улыбнемся друг другу, настроимся на поиск и творчество и начнем  наш урок. Урок у нас необычный. Проведем мы его в форме игры

 (Учитель читает сказку)
 

Здесь будет файл: /data/edu/files/m1461180821.ppt (Видоизмененные побеги)
 

(слайд 1) В некотором царстве, в растительном государстве  жили разные растения Все они жили дружно, радовались солнцу ,но напал на них царь Слизняк и захватил их в плен.Часть он оставил жить в деревне и работать на него,а непокорных заточил в подземелье. Там оказались братья Корневище и Клубень и их сестра – Луковица. Собрался цветочный народ и стал думать, как же спасти и доказать , что братья Корневище и Клубень и их сестричка Луковица, такие же как они. Один из жителей предложил: «Надо идти к тетушке Знание, она даст нам ключ от подземелья, но она живет далеко , надо пройти много препятствий .А готовы ли мы к этому? Давайте выберем самых умных, смелых, находчивых» А мы ребята поможем жителям цветочного государства?. Для этого давайте вспомним (задает вопросы)

2. Проверка домашнего задания.

 Вопросы и задания с целью актуализации знаний и умений

1.Какие главные вегетативные органы растения вам известны?

 2.  Что такое побег? Из каких частей он состоит?

3.Основной надземный орган растения – это … 

4.Он состоит из осевой  части, которая называется … 

5.К боковым частям побега относятся … 

6.Новый побег развивается из … 

7.Главный признак, отличающий побег от корня … 

 Я убедилась в том, что вы знаете  строение побега.

 

3. Мотивация

На нашем пути препятствие – болото, но на нем кочки с  загадками, догадайтесь, о каких растениях идет речь?(Учитель показывает угаданные ответы (презентация  слайд 2.3.4))

1. Он от мыши полевой,
Скрылся в землю с головой,
Сверху лишь тугие стрелы,
К солнцу тянутся умело.
Лечит от семи недуг,
Всем полезный спелый… (Лук)

2.. На Грядках Кустиком цветёт,
А клубнями в земле растёт.
Мы копаем понемножку...
Собираем что? ...(Картошку)

3.Я — травянистое растение
С цветком сиреневого цвета.
Но переставьте ударение —
И превращаюсь я в конфету  (Ирис)

Подземная часть лука репчатого называется луковица, картофеля – клубень, ириса– корневище.  Клубень, корневище, луковица, как вы считаете,  какими органами они являются – побегами или корнями? (Дети дают разные варианты ответов).

Это побеги, но побеги необычной формы, растущие под землей. И правильно их называют - видоизмененные побеги.

 Как можно доказать, что корневище, клубень, луковица -  это побеги?  

 

4. Целепологание и   формулировка темы урока.  Следовательно, каковы  цели  урока?

- Изучить строение клубня, луковицы и корневища; доказать, что это – видоизмененные побеги и для чего они нужны .А значит тема урока?

Запишите тему урока: «Видоизменения побегов».  (слайд 5)

 

5. Первичное усвоение новых знаний  На нашем пути камень .На нем написано: «Иди на право …,на лево…, прямо… и встречаемся у…». Делимся на группы и выполняем лабораторную работу      Инструктивная карточка 1 Прочитайте материал учебника. Выполните лабораторную работу. Приготовьтесь к выступлению с отчетом.

Лабораторная работа

«Изучение строения луковицы»

Цель: изучить строение подземного побега-луковицы

Оборудование:  препаровальная игла, целая луковица и разрезанная луковица.

 

Ход работы:

1.Рассмотрите внешнее строение  целой луковицы.

2.Рассмотрите  внутреннее строение разрезанной луковицы.

3.Зарисуйте в тетради внутреннее строение луковицы. Подпишите основные ее части: почку, донце, кожистую и мясистые чешуи.

4. Ответьте на вопрос: Что такое чешуя в луковице  и донце?

5.Сформулируйте вывод: Луковица - это видоизмененный побег, так как__________________________________________

 

Группа II. Инструктивная карточка 2

Прочитайте материал учебника. Выполните лабораторную работу. Приготовьтесь к выступлению с отчетом.

 Лабораторная работа «Изучение строения клубня»

Цель: изучить строение подземного побега-клубня

Оборудование:  препаровальная игла, пророщенный клубень картофеля.

Ход работы:

1.Рассмотрите внешнее строение  целого клубня.

2.Зарисуйте внешнее строение клубня картофеля в тетрадь. Подпишите верхушечную почку, глазки, основание.

3. Ответьте на вопрос: Что такое  глазки? Какую они выполняют функцию 4.Сформулируйте вывод: Клубень - это видоизмененный побег, так как_______________________________________________

Инструктивная карточка 3

Прочитайте материал учебника.

Выполните лабораторную работу. Приготовьтесь к выступлению с отчетом.

Группа III. Лабораторная работа «Изучение строения корневища»

Цель: изучить строение подземного побега-корневища.

Оборудование:  лупа, корневищное растение ириса.

Ход работы:

1.Рассмотрите корневище ириса.

2. Воспользуйтесь лупой.  Найдите на корневище  узлы, междоузлия, чешуевидные листья и придаточные корни.

3.Ответьте на вопрос: Чем корневище отличается от корня?

4.Сформулируйте вывод: Корневище  - это видоизмененный побег, так как_________________________________________

6. Закрепление нового  Мы встретились с вами .Какие у вас были задания? 1. Обсуждение результатов.

1. Корневище.

Вопросы:

        1. Откуда корневище получило свое название

        2. Как отличить корневище от корня?

        3. Вы изучили строение корневища, сделайте вывод: каким органом является корневище?

2. Клубень.

        1.Как можно доказать, что клубень – это побег?

2.Какие части вы обозначили у клубня?

        3. А как называются почки у клубня?

3. Луковица.

        1. Что общего у луковицы с побегом?

Ученики заполняют таблицу слайд 7

Видоизмененный побег

Части побега

Примеры растений

Корневище

 

стебель, листья (чешуйки) и почки 

 черника, сныть, пырей,ветреница, ландыш

 Луковица

 

 укороченный стебель (донце), листья в виде чешуй (сухие и сочные) почки.

 

 Тульпан, чеснок

Клубень

 

Развивается из видоизмененных стеблей – столонов. Имеет основание, верхушку, почки (глазки). Внутреннее строение такое же, как у стебля

 

Картофель,батат

 

7. Релаксация.физкультминутка.

 Мы долго шли по лесу, искали тетушку Знание (смотрим в даль), и нашли ее– вот она(смотрим друг на друга) ,ура (подняли руки вверх и опустили.

8. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция. МЫ дошли до тетушки Знание . « Я должна быть уверена , что вы все сделали верно ,и прошли все испытания и последнее вам задание и я дам вам ключ от подземелья» Выполняют тест.

  1.Главная функция видоизменённых побегов:

   А) фотосинтез

    Б) накопление питательных веществ

     В) поглощение воды

     Г) поглощение минеральных веществ.

2.Корневище – это видоизменённый побег, т.к. у него есть:

     А) стебель

     Б) почки и листья

     В)стебель и почки

     Г) почки

3.На поперечном срезе клубня есть:

    А) только кора

    Б) древесина , сердцевина

    В) только сердцевина

    Г) только древесина

4.Луковица – это видоизменённый побег, т.к. у него есть:

 А) листья

   Б) почки

   В)листья,почки,стебель

   Г) почки и листья

5.Подземные побеги отличаются от надземных побегов тем, что:

   А) не имеют листьев

   В) не имеют почек

 

Взаимопроверка 1б 2в 3б 4в 5а  (слайд 8)

                  Критерии оценивания 

"5"- нет  ошибок   "4" -1 ошибка  "3" - 2 ошибки  "2" - 3 и более ошибки                                                                                                                                                                                                                                                                                      

 6. Информация о домашнем задании. (слайд 9)

§32

 Подумайте, почему цветок тоже является видоизмененным побегом, записать.

 

7. Рефлексия  (слайд 10 )«Напиши мне (просьба тетушки Знание ) »

1. Все ли нам удалось сделать на уроке?

2. Было ли вам интересно на занятии?

3Смогли ли мы доказать, что братья Корневище, Клубень и сестрица Луковица – такие же побеги, так как имеют ____________________________________________________________ , но отличие их только в том, что______________________

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.