Урок биологии в 6 классе «Видоизменения побегов»
Пояснительная записка к презентации
Класс: 6
План-конспект урока
Тема: Видоизменения побегов.
Цель урока: Познакомиться с видоизменениями побега.
Задачи:
Образовательные (познавательные УУД):
- Развивать понятия о разнообразии и приспособленности растений, изучить видоизмененные побеги: корневище, клубень, луковица;
Развивающие (регулятивные УУД):
- Способствовать развитию базовых компетентностей, через обучение умению находить необходимые сведения в тексте учебника, делать выводы по результатам лабораторной работы;
- Совершенствовать общеучебные умения учащихся (работа с наглядным материалом, рабочим листом, таблицей, сравнение полученной информации, обобщение полученных знаний);
- Продолжить развитие коммуникативных умений учащихся (умение ясно, кратко и точно излагать свои мысли; задавать вопросы и отвечать на них; работать в паре; сосредотачивать внимание на конкретном изучаемом материале).
Воспитывающие (коммуникативные и личностные УУД):
- Воспитывать у учащихся культуру общения и учебного труда в ходе урока, просмотра презентации и выполнения заданий;
Оборудование: компьютер, лупы, луковицы, клубни картофеля, йод, листы с лабораторной работой, чистые листы, тесты и таблицы. презентация
Ход урока.
1. Организационный момент.
Психологический настрой на урок. Здравствуйте ребята! Я рада видеть вас всех сегодня! Давайте улыбнемся друг другу, настроимся на поиск и творчество и начнем наш урок. Урок у нас необычный. Проведем мы его в форме игры
(Учитель читает сказку)
Здесь будет файл: /data/edu/files/m1461180821.ppt (Видоизмененные побеги)
(слайд 1) В некотором царстве, в растительном государстве жили разные растения Все они жили дружно, радовались солнцу ,но напал на них царь Слизняк и захватил их в плен.Часть он оставил жить в деревне и работать на него,а непокорных заточил в подземелье. Там оказались братья Корневище и Клубень и их сестра – Луковица. Собрался цветочный народ и стал думать, как же спасти и доказать , что братья Корневище и Клубень и их сестричка Луковица, такие же как они. Один из жителей предложил: «Надо идти к тетушке Знание, она даст нам ключ от подземелья, но она живет далеко , надо пройти много препятствий .А готовы ли мы к этому? Давайте выберем самых умных, смелых, находчивых» А мы ребята поможем жителям цветочного государства?. Для этого давайте вспомним (задает вопросы)
2. Проверка домашнего задания.
Вопросы и задания с целью актуализации знаний и умений
1.Какие главные вегетативные органы растения вам известны?
2. Что такое побег? Из каких частей он состоит?
3.Основной надземный орган растения – это …
4.Он состоит из осевой части, которая называется …
5.К боковым частям побега относятся …
6.Новый побег развивается из …
7.Главный признак, отличающий побег от корня …
Я убедилась в том, что вы знаете строение побега.
3. Мотивация
На нашем пути препятствие – болото, но на нем кочки с загадками, догадайтесь, о каких растениях идет речь?(Учитель показывает угаданные ответы (презентация слайд 2.3.4))
1. Он от мыши полевой,
Скрылся в землю с головой,
Сверху лишь тугие стрелы,
К солнцу тянутся умело.
Лечит от семи недуг,
Всем полезный спелый… (Лук)
2.. На Грядках Кустиком цветёт,
А клубнями в земле растёт.
Мы копаем понемножку...
Собираем что? ...(Картошку)
3.Я — травянистое растение
С цветком сиреневого цвета.
Но переставьте ударение —
И превращаюсь я в конфету (Ирис)
Подземная часть лука репчатого называется луковица, картофеля – клубень, ириса– корневище. Клубень, корневище, луковица, как вы считаете, какими органами они являются – побегами или корнями? (Дети дают разные варианты ответов).
Это побеги, но побеги необычной формы, растущие под землей. И правильно их называют - видоизмененные побеги.
Как можно доказать, что корневище, клубень, луковица - это побеги?
4. Целепологание и формулировка темы урока. Следовательно, каковы цели урока?
- Изучить строение клубня, луковицы и корневища; доказать, что это – видоизмененные побеги и для чего они нужны .А значит тема урока?
Запишите тему урока: «Видоизменения побегов». (слайд 5)
5. Первичное усвоение новых знаний На нашем пути камень .На нем написано: «Иди на право …,на лево…, прямо… и встречаемся у…». Делимся на группы и выполняем лабораторную работу Инструктивная карточка 1 Прочитайте материал учебника. Выполните лабораторную работу. Приготовьтесь к выступлению с отчетом.
Лабораторная работа
«Изучение строения луковицы»
Цель: изучить строение подземного побега-луковицы
Оборудование: препаровальная игла, целая луковица и разрезанная луковица.
Ход работы:
1.Рассмотрите внешнее строение целой луковицы.
2.Рассмотрите внутреннее строение разрезанной луковицы.
3.Зарисуйте в тетради внутреннее строение луковицы. Подпишите основные ее части: почку, донце, кожистую и мясистые чешуи.
4. Ответьте на вопрос: Что такое чешуя в луковице и донце?
5.Сформулируйте вывод: Луковица - это видоизмененный побег, так как__________________________________________
Группа II. Инструктивная карточка 2
Прочитайте материал учебника. Выполните лабораторную работу. Приготовьтесь к выступлению с отчетом.
Лабораторная работа «Изучение строения клубня»
Цель: изучить строение подземного побега-клубня
Оборудование: препаровальная игла, пророщенный клубень картофеля.
Ход работы:
1.Рассмотрите внешнее строение целого клубня.
2.Зарисуйте внешнее строение клубня картофеля в тетрадь. Подпишите верхушечную почку, глазки, основание.
3. Ответьте на вопрос: Что такое глазки? Какую они выполняют функцию 4.Сформулируйте вывод: Клубень - это видоизмененный побег, так как_______________________________________________
Инструктивная карточка 3
Прочитайте материал учебника.
Выполните лабораторную работу. Приготовьтесь к выступлению с отчетом.
Группа III. Лабораторная работа «Изучение строения корневища»
Цель: изучить строение подземного побега-корневища.
Оборудование: лупа, корневищное растение ириса.
Ход работы:
1.Рассмотрите корневище ириса.
2. Воспользуйтесь лупой. Найдите на корневище узлы, междоузлия, чешуевидные листья и придаточные корни.
3.Ответьте на вопрос: Чем корневище отличается от корня?
4.Сформулируйте вывод: Корневище - это видоизмененный побег, так как_________________________________________
6. Закрепление нового Мы встретились с вами .Какие у вас были задания? 1. Обсуждение результатов.
1. Корневище.
Вопросы:
1. Откуда корневище получило свое название
2. Как отличить корневище от корня?
3. Вы изучили строение корневища, сделайте вывод: каким органом является корневище?
2. Клубень.
1.Как можно доказать, что клубень – это побег?
2.Какие части вы обозначили у клубня?
3. А как называются почки у клубня?
3. Луковица.
1. Что общего у луковицы с побегом?
Ученики заполняют таблицу слайд 7
Видоизмененный побег |
Части побега |
Примеры растений |
Корневище
|
стебель, листья (чешуйки) и почки |
черника, сныть, пырей,ветреница, ландыш |
Луковица
|
укороченный стебель (донце), листья в виде чешуй (сухие и сочные) почки.
|
Тульпан, чеснок |
Клубень
|
Развивается из видоизмененных стеблей – столонов. Имеет основание, верхушку, почки (глазки). Внутреннее строение такое же, как у стебля
|
Картофель,батат |
7. Релаксация.физкультминутка.
Мы долго шли по лесу, искали тетушку Знание (смотрим в даль), и нашли ее– вот она(смотрим друг на друга) ,ура (подняли руки вверх и опустили.
8. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция. МЫ дошли до тетушки Знание . « Я должна быть уверена , что вы все сделали верно ,и прошли все испытания и последнее вам задание и я дам вам ключ от подземелья» Выполняют тест.
1.Главная функция видоизменённых побегов:
А) фотосинтез
Б) накопление питательных веществ
В) поглощение воды
Г) поглощение минеральных веществ.
2.Корневище – это видоизменённый побег, т.к. у него есть:
А) стебель
Б) почки и листья
В)стебель и почки
Г) почки
3.На поперечном срезе клубня есть:
А) только кора
Б) древесина , сердцевина
В) только сердцевина
Г) только древесина
4.Луковица – это видоизменённый побег, т.к. у него есть:
А) листья
Б) почки
В)листья,почки,стебель
Г) почки и листья
5.Подземные побеги отличаются от надземных побегов тем, что:
А) не имеют листьев
В) не имеют почек
Взаимопроверка 1б 2в 3б 4в 5а (слайд 8)
Критерии оценивания
"5"- нет ошибок "4" -1 ошибка "3" - 2 ошибки "2" - 3 и более ошибки
6. Информация о домашнем задании. (слайд 9)
§32
Подумайте, почему цветок тоже является видоизмененным побегом, записать.
7. Рефлексия (слайд 10 )«Напиши мне (просьба тетушки Знание ) »
1. Все ли нам удалось сделать на уроке?
2. Было ли вам интересно на занятии?
3Смогли ли мы доказать, что братья Корневище, Клубень и сестрица Луковица – такие же побеги, так как имеют ____________________________________________________________ , но отличие их только в том, что______________________