Сценарий урока биологии в 6 классе «Разнообразие и происхождение культурных растений»
Методическое пособие разработки уроков биологии 6класс
Тип урока - комбинированный
Методы: частично-поисковый, проблемного изложения, репродуктивный, объяснительно-иллюстративный.
Цель:
- осознание учащимися значимости всех обсуждаемых вопросов, умение строить свои отношения с природой и обществом на основе уважения к жизни, ко всему живому как уникальной и бесценной части биосферы;
Задачи:
Образовательные: показать множественность факторов, действующих на организмы в природе, относительность понятия «вредные и полезные факторы», многообразие жизни на планете Земля и варианты адаптаций живых существ ко всему спектру условий среды обитания.
Развивающие: развивать коммуникативные навыки, умения самостоятельно добывать знания и стимулировать свою познавательную активность; умения анализировать информацию, выделять главное в изучаемом материале.
Воспитательные:
Формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде.
Формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни
УУД
Личностные:
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину;
Формирование ответственного отношения к учению;
3) Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики.
Познавательные: умение работать с различными источниками информации, преобразовывать её из одной формы в другую, сравнивать и анализировать информацию, делать выводы, готовить сообщения и презентации.
Регулятивные: умение организовать самостоятельно выполнение заданий, оценивать правильность выполнения работы, рефлексию своей деятельности.
Коммуникативные: Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.
Планируемые результаты
Предметные: знать - понятия «среда обитания», «экология», «экологические факторы» их влияние на живые организмы, «связи живого и неживого»;. Уметь - определять понятие «биотические факторы»; характеризовать биотические факторы, приводить примеры.
Личностные: высказывать суждения, осуществлять поиск и отбор информации; анализировать связи, сопоставлять, находить ответ на проблемный вопрос
Метапредметные:.
Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.
Формирование навыка смыслового чтения.
Форма организации учебной деятельности – индивидуальная, групповая
Методы обучения: наглядно-иллюстративный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, самостоятельная работа с дополнительной литературой и учебником, с ЦОР.
Приемы: анализ, синтез, умозаключение, перевод информации с одного вида в другой, обобщение.
Цели: обобщить знания о многообразии растений, их происхождении, особенностях строения и процессов жизнедеятельности основных отделов; познакомить с основными эволюционными этапами развития растительного мира на Земле и их значением для дальнейшего развития органического мира; дать представление о методах изучения вымерших растений.
Оборудование и материалы: список относящихся к различным классам покрытосеменных растений, таблицы: «Развитие растительного мира», «Фотосинтез», гербарии мхов, плаунов, хвощей, папоротников, голосеменных и покрытосеменных растений, коллекция «Ископаемые остатки живых организмов», кусочки каменного угля с отпечатками древних растений, окаменевшие остатки древних растений, геохронологическая шкала, пейзажи каменноугольного и других периодов (можно использовать рисунки учащихся).
Ключевые слова и понятия: автотрофы, гетеротрофы, эукариоты, или ядерные, прокариоты, или доядерные; органические соединения, энергия солнца, ароморфоз, конкуренция; сине-зеленые водоросли, цианобактерии; половой способ размножения, конкуренция; озоновый экран, риниофиты, псилофиты; папоротники, хвощи и плауны, мхи, голосеменные, покрытосеменные растения; экологическая ниша, палеонтология, палеоботаника, радиоуглеродный метод, эволюция.
1.какие растения называют дикорастущими;
2.какие растения называют культурными;
3. где произрастают культурные растения.
4. Отгадайте кроссворд Дикие и культурные растения
Работа с кроссвордом.
По горизонтали:
2. Такие растения, как крыжовник, смородина, малина – называют . (кустарники)
3. Растения, у которых человек употребляет в пищу плоды, называют (плодовые)
4. Растения, из которых получают волокна, называют… (прядильные)
5. Растения, которые человек выращивает на полях, а в пищу употребляет семена (зёрна), называют ….(зерновые)
7. Яблоня, груша, слива – фруктово-ягодные …. (деревья)
8. Помидор, огурец – растения ….(травянистые)
По вертикали:
1. Растения, которые человек выращивает на клумбах, цветниках, называют (декоративные)
2. Растения, которые выращивает человек, называют …. (культурные)
6. Лук, чеснок, капуста, картофель и др. – это растения….. (овощные)
Изучение нового материала.
Происхождение культурных растений. Многие виды растений человек использует для получения пищевых продуктов и лекарств, для кормления животных, производства тканей, бумаги, строительных и химических материалов, для украшения жилья. Жизнь человека без растений невозможна. Множество растений, используемых человеком, существует в природе в диком состоянии. Вот почему их называют дикорастущими. Другие виды растений человек специально выращивает, выводит их сорта, то есть культивирует. Такие растения называют культурными.
Презентация Многообразие и происхождение культурных растений
Первобытные люди использовали в пищу плоды, семена, сочные стебли, листья, сладкие корни дикорастущих растений. С течением времени наши предки научились отбирать в природе и выращивать наиболее ценные пищевые растения, ухаживать за ними, поливать, пропалывать от сорняков, а затем и удобрять почву. Для посадки они отбирали самые крупные зёрна, самые вкусные корни и плоды. Отбор, который производят люди, называют искусственным. Так было положено начало растениеводству.
Из поколения в поколение изменялись качества возделываемых растений, они стали резко отличаться от дикорастущих. Этому способствовал искусственный отбор, который осуществлял человек.
Культурные растения характеризуются большим количеством семян (у зерновых), крупным размером плодов, сочностью и сравнительно с дикорастущими более нежным вкусом съедобных частей. Вначале люди только отбирали самые хорошие растения и улучшали'их созданием плодородных условий. Затем начали специально совершенствовать качества выращиваемых растений, используя прививки, искусственное опыление, а среди культивируемых растений отбирать лучшие. Так создавались новые формы растений, не существовавшие в природе раньше, — сорта. Процесс выведения новых сортов называют селекцией (от лат. селекцио — «отбор»).
Методы селекции растений
Селекционеры создали большое количество различных сортов почти у всех культурных растений, которые оказываются более требовательными к условиям жизни, чем их дикорастущие предки. Для получения богатого урожая им необходим специальный режим возделывания: строго определённая вспашка почвы и глубина заделки семян, полноценный набор удобрений и своевременный полив, частая прополка, уничтожение вредителей и предупреждение болезней.
Процесс окультуривания растений продолжается и в наше время. Совсем недавно облепиха была диким растением. Сейчас она часто встречается в садах большинства районов России, созданы новые её сорта. Недавно как ценная кормовая трава введён в культуру козлятник восточный, лекарственное растение женьшень выращивают на плантациях на Дальнем Востоке, в Корее и Китае.
Центры происхождения культурных растений. Многие культурные растения возделывают во всех странах, на разных континентах. Однако каждое из этих растений имеет свою историческую родину — центр происхождения. Именно там находились их дикорастущие предки. Некоторые предшественники культурных растений давно вымерли, но немало их встречается и поныне в дикой природе.
Центры происхождения растений были открыты выдающимся русским учёным Николаем Ивановичем Вавиловым. Он побывал в многочисленных экспедициях по нашей стране и за рубежом — в Иране, Афганистане, Средиземноморье, Эфиопии, Центральной Азии, Японии, Северной, Центральной и Южной Америке. Во время экспедиций он изучил около 1600 видов культурных растений. Из поездок им были привезены тысячи образцов семян. Большинство центров совпадает с древними очагами земледелия, чаще всего это не равнинные, а горные районы.
Н.И. Вавилов определил семь основных центров как очаги происхождения культурных растений
Центры происхождения культурных растений
Самостоятельная работа.
Заполните таблицу
Центры происхождения культурных растений
№ п/п |
Центр происхождения культурных растений |
Растения, произошедшие из этого центра |
1 |
Южноазиатский тропический |
Рис, огурец, апельсин, лимон, банан,чай |
2 |
Восточноазиатский |
Соя, просо, хурма, конопля, инжир |
3 |
Юго-Западноазиатский |
Пшеница, рожь, овёс, дыня, горох, гречиха |
4 |
Эфиопский(Абиссинский) |
Кофе, твёрдая пшеница, арбуз, сорго |
5 |
Средиземноморский |
Капуста, свёкла, морковь, лук, виноград, лён, масличное дерево, петрушка, лён, редька |
6 |
Центральноамериканский |
Тыква, фасоль, перец, табак, ананас |
7 |
Южноамериканский (Андийский) |
Кукуруза, картофель, какао, томат, арахис, хлопчатник, хинное дерево |
Расселение растений. При переселении людей происходило распространение культурных растений на новые земли. Например, родина апельсина — горные тропические леса Южной Азии, а выращивается эта культура в основном в странах Средиземноморья — Италии, Турции, Марокко. Родина каучукового дерева гевеи — тропические леса Южной Америки, а плантации этого растения находятся в Юго-Восточной Азии. Иногда новые растения привозили из военных походов. Много культурных растений попало в Европу после открытия Америки. И в наши дни продолжается расселение культурных растений в новые места обитания. Среди них есть лекарственные, декоративные, эфирно-масличные, технические и многие другие.
Распространение плодов и семян
Сорные растения. Одновременно с выращиванием культурных растений на обрабатываемых территориях формируются сорные растения.
Сорняки — особая группа растений. Их количество также огромно. Многие из них похожи на культурные растения своим внешнйм видом, ритмом жизни, но не дают полезной для человека продукции. С расселением культурных растений из одних районов в другие происходит и расселение сопровождающих их сорных растений. Некоторые сорняки люди стали использовать как лекарственные растения (сушеница топяная, ромашка пахучая, мята, белена, василёк синий). Рожь, овёс и рыжик, бывшие сорняками, позже стали ценными культурными растениями.
Сорные растения: 1 — сушеница; 2 — белена; 3 — мята; 4 — василёк синий
Расселение сорняков происходит и в настоящее время. Около 30- 40 лет назад на территории европейской части России впервые появилось американское сорное растение галинсога из семейства сложноцветных. Сейчас это повсеместный сорняк огородов и садов. Чуть раньше из Канады к нам попало полевое сорное растение мелколепестник канадский, теперь очень широко распространённое. Таких примеров можно привести много.
Галилео. Сорняки
Культурные растения произошли от дикорастущих видов. Каждое культурное растение имеет свою историческую родину — центр происхождения. Большое разнообразие культурных растений возникло в результате искусственного отбора, осуществляемого человеком. Метод выведения растений, ранее не существовавших в природе, называют селекцией.
Проверка знаний
Объясните причины разнообразия культурных растений.
Назовите отделы царства растений, к которым относятся культурные растения.
Приведите примеры известных вам сортов яблони и огурца.
Приходилось ли вам встречаться с сорными растениями? Назовите некоторые из них.
Используя информационные ресурсы, подготовьте сообщение об истории окультуривания дикорастущих растений человеком.
Ресурсы:
И.Н. Пономарёва, О.А. Корнилова, В.С. Кучменко Биология : 6 класс : учебник для учащихся общеобразовательных учреждений
Серебрякова Т.И., Еленевский А. Г., Гуленкова М. А. и др. Биология. Растения, Бактерии, Грибы, Лишайники. Пробный учебник 6—7 классов средней школы
Н.В. Преображенская Рабочая тетрадь по биологии к учебнику В В. Пасечника «Биология 6 класс. Бактерии, грибы, растения»
В.В. Пасечника. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений Уроки биологии. 5—6 классы
Калинина А.А. Поурочные разработки по биологии 6класс
Вахрушев А.А., Родыгина О.А., Ловягин С.Н. Проверочные и контрольные работы к
учебник «Биология», 6-й класс
Биоуроки http://biouroki.ru/material/lab/2.html
Сайт YouTube: https://www.youtube.com /
Хостинг презентаций